Первый слайд презентации: Имя прилагательное как часть речи
Подготовила преподаватель оплачко И.и.
Слайд 2: Цель:
о бобщить и систематизировать полученные сведения об имени прилагательном; п овторить правописание –Н -НН – в суффиксах отымённых прилагательных; слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными; слитное и раздельное написание сложных прилагательных. п родолжить работу над формированием орфографической грамотности.
Слайд 4: Сравните тексты. Чем они отличаются?
Везде белели снега. Топились в деревнях печи, и дымы не растворялись в воздухе, а жили как бы отдельно от него, исчезая потом бесследно. Леса виднелись ясно и близко, была везде тишина. Везде белели чистые снега. Топились в деревнях дневные печи, и золотые дымы не растворялись в воздухе, а жили как бы отдельно от него, исчезая потом бесследно. Рябые после вчерашнего снегопада леса виднелись ясно и близко, была везде густая светлая тишина.(По В.Белову)
Слайд 5: Словарная работа
Назовите эпитеты и метафоры из четверостишья А кругом роса жемчужная Отливала блёстки алые, И над озером серебряным Камыши, склонясь, шепталися. С.Есенин - Слова какой части речи в переносном значении использованы автором ?
Слайд 7: Различие качественных и относительных прилагательных
Качественные Относительные 1.Имеют степени сравнения: Красивый- красивее 2.Имеют краткую форму: Красивый – красив, красива 3.Сочетаются с наречиями ОЧЕНЬ, ЧРЕЗВЫЧАЙНО: Красивый – очень красивый 4.Путём повтора образуют сложные прилагательные: Красивый – красивый 5. Можно подобрать антонимы: Красивый – безобразный 1.Не имеют ни одного из признаков, характерных для качественных прил. 2.Указывают на отношение одного предмета к другому: Золотое кольцо – кольцо из золота 3. Можно подобрать синонимичные сочетания: Пятилетняя дочь – дочь пяти лет
Слайд 8: Степени сравнения
Сравнительная Превосходная Простая Составная Простая Составная суффиксы - ЕЕ-ЕЙ-, - Е-, -ШЕ- Красивый- красивее, краше, шире Со словом БОЛЕЕ менее: Громкий – более громкий Суффиксы -ЕЙШ-АЙШ- Красивый- красивейший Со словом САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ: Красивый - самый красивый
Слайд 9: Переход из одного разряда в другой
Относительные Качественные Притяжательные Малиновое варенье Малиновый берет Лисий воротник Лисья речь Лисья нора Медвежья шуба Медвежья походка Медвежья берлога
Слайд 10: Н и -НН в суффиксах прилагательных
-Н- -НН- 1. –ан- 2. - ян - 3. -ин- Гусиный, песчаный Исключение: Стекл янн ый Олов янн ый Дерев янн ый 1.Корень на – н - суффикс – н - Осенний, но юный, свиной, багряный. 2. – енн - - онн - Лекционный, клюквенный. Исключение: Ветр ен ый ветр ян ой. Безветр енн ый
Слайд 11: НЕ с прилагательными
Слитно Раздельно 1.Не употребляется без НЕ : неряшливый. 2. Подобрать синоним: Нелживый ( правдивый). Нелжив ( правдив). 1. Противопоставление с союзом а : не лживый, а правдивый. Запомнить! Н еш ирокий, но глубокий пруд. ( не антонимы) 2. Есть слова ничуть не, далеко не, вовсе не, совсем не, нисколько не, отнюдь не: Совсем не интересная книга.
Слайд 12: Дефисное и слитное написание прилагательных
Дефис Слитно 1.Оттенки цветов: ярко – красный 2. От сложных существительных, которые пишутся через дефис: юго-западный 3. Можно подставить союз И: горько-солёный 1.Образованные из словосочетаний : железнодорожный ( железная дорога)
Слайд 13: Определите разряд имён прилагательных
Каменный дом, вчерашняя газета, великолепный день, мамино кружево, грустный взгляд, лисий хвост, тихий шорох, гранатовый браслет, соловьиная песня, голубой небосклон, городской автобус, талантливый человек, мирное время, волчий взгляд, волчий вой, заячий след, кислая ягода, серебряное кольцо, письменный стол, январские каникулы, янтарный блеск.
Слайд 14: Практикум Запишите правильно слова, объясните свой выбор
Бледно(лиловый), розовато(сиреневый), синие(пресиние), изжелта(серое), восточно (славянские), русско (английский), северо (западное), вечно(зеленый), трудо ( любивый ), длинно( ногие ), документально(художественный), железно(дорожный), широко( плечий ), лесо (посадочный), средне(суточная), бело(снежный), сельско (хозяйственный), ( плодово )ягодный, (тридцати)градусный, ( химико )биологический, ( лесо )технический.
Слайд 15: Объясните слитное или раздельное написание частицы НЕ с именами прилагательными
(Не)красивому почет, а умному. (Не) насытный человек всегда (не)счастлив. (Не)правое дело и через сорок лет наружу выйдет. (Не)решительному не знать удачи. Провинившийся всегда чувствует себя (не)уверенным. (Не)законное дело заводит на (не)правильный путь. Этот рассказ вовсе (не)интересный.
Слайд 16: Выборочно-распределительный диктант (1в.- выписать слова с одной буквой Н; 2в.- с двумя буквами Н.)
Петуши.. ый, искусстве.. ый, песча.. ый, цен.. ый, авиацио.. ый, весе.. ий, земля..ой, государстве.. ый, ветря..ой, стекля.. ый, кувши … ый, багря… ый, кожа.. ый, ветре.. ый, коре..ой, ремесле.. ый, сови.. ый, ржа..ой, сезо.. ый, пенсио.. ый, ледя..ой, комари.. ый, сви..ой, юн.. ый, платя..ой, деревя.. ый, серебря... ый, безветре.. ый, стари.. ый, голуби.. ый.
Слайд 17: ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
Пример ошибки Правило Самая старейшая библиотека, более важнее, более худший. Сравнительная степень : простая форма ( крепч е, важн ее, тоньш е ), составная форма ( более важный, менее крепкий ). Превосходная степень : простая форма ( сильн ейш ий, крепч айш ий, выс ш ий ), составные формы ( самый сильный, наиболее важный, крепче всех ). Недопустимо при образовании формы степени сравнения смешивать простые и составные формы ( самая старая – старейшая, более важный – важнее, более плохой – хуже ).
Слайд 18: Тестирование
1. Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования. 1) Младше 2) дальше 3) красивше 4) тоньше 2. Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования. 1) Меньше 2) длиньше 3) лучше 4) больше 3. Укажите пример, в котором нарушены нормы образования форм имён прилагательных. 1) Ниже 2) хлёстче 3) гибче 4) слаже
Слайд 19
4. Укажите форму имени прилагательного, которая образована в соответствии с нормами литературного языка. Звончее 2 ) ловчее 3 ) бойчее 4 ) прямее 5. Выберите неправильно образованную форму имени прилагательного. 1) более высокий 2) самый сильный 3) более легче 4 ) менее строгий
Слайд 20
6. Какая форма имени прилагательного является правильной? 1) самый наименьший 2 ) наиболее умный 3) наименее быстрее 4 ) наивыше всех 7. Выберите правильно образованную форму имени прилагательного. 1) Трепетнее 2 ) очень больнее 3) шибко страшнее 4 ) сильно красивее
Слайд 21
8. В каком случае форма сравнительной степени образована неправильно? 1)Дождливее 2) более дождливее 3) более дождливый 4) менее дождливый 9. В каком случае форма превосходной степени образована неправильно? 1) самый красивый 2) наилучшие 3) красивее всех 4) наиболее красивейший 10. Найдите пример, в котором нормы формообразования не нарушены. 1) более лучший 2) сильно хуже 3) менее худший 4)лучше