Презентация на тему: Иконопись на Руси

Иконопись на Руси
План урока
Иконопись на Руси
Иконы в храме и музее
Образы Спаса
Иконопись на Руси
Спас в силах. Конец XV века.
Иконопись на Руси
Иконопись на Руси
Иконопись на Руси
Образы Богородицы
Иконопись на Руси
Иконопись на Руси
Иконопись на Руси
Праздники
Благовещение. Костромской музей, конец XVII в.
Иконопись на Руси
Иконопись на Руси
Заключение
Подведение итогов
Иконопись на Руси
1/21
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 75)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (9288 Кб)
1

Первый слайд презентации: Иконопись на Руси

Особенности искусства древнерусской живописи (иконописи).Основные иконографические типы Спаса, Богородичные иконы, Праздничные иконы

Изображение слайда
2

Слайд 2: План урока

Знакомство с историей появления иконописи на Руси. Особенности техники исполнения иконы Образы Спасителя Образы Божией Матери Праздничные иконы

Изображение слайда
3

Слайд 3

Древнерусская живопись – одна из вершин мирового искусства. Она играла в жизни русского общества важную и совсем иную роль, чем европейская или современная русская живопись, чем о пределен ее характер. Задача иконописи – воплотить в образы христианское вероучение. Прежде всего – Священное Писание, в которое входят Библия и книги Нового Завета (Евангелие). Иконопись пришла на Р усь из Византии с принятием христианства. Русские мастера переняли у византийских иконописцев особенности написания икон, написанных на доске. Иконописцы в течение долгих веков создавали необычайную, неповторимую красоту. Доска для иконы покрывалась тканью – паволокой, на которую наносился грунт – левкас. Икону писали темперными (минеральными) красками, а сверху покрывали для сохранности олифой. Открытие древнерусской живописи началось в ХХ веке, когда ее стали изучать, она стала достоянием музейных собраний.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Иконы в храме и музее

Изображение слайда
5

Слайд 5: Образы Спаса

Главный, центральный образы всего древнерусского искусства – образ Иисуса Христа, Спаса, как его называли на Руси. Спаситель (Спас) – Иисус Христос - Человек и одновременно Бог и Сын Божий, который пришел спасти человеческий род от грехопадения.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Спас Нерукотворный. XII в. Великий Новгород. Сейчас в Государственной Третьяковской галерее Назван так потому, что первое изображение было создано по воле самого Иисуса Христа. Изображен только лик (лицо). Окружает голову Спаса нимб – круг, чаще всего золотой – символическое изображение исходящего от него божественного света. Традиционно на любых его изображениях – нимб с крестом и по сторонам от головы буквы IC XC – (Иисус Христос).

Изображение слайда
7

Слайд 7: Спас в силах. Конец XV века

Фигура Иисуса Христа, сидящего на престоле (троне ), окружена символическими знаками, указывающими на его власть над миром, где он творит суд. Изображение вписано в алый прямоугольник, в углах которого тонкой черной линией изображены ангел, лев, телец и орел – символы четырех евангелистов, учеников Иисуса Христа, авторов четырех текстов Евангелия. Они несут миру весть о Спасителе. Внутри этого прямоугольника голубой, прозрачный овал, обозначающий Вселенную (ее представляли как прозрачный кристалл), где белыми штрихами обозначены головки ангелов с крыльями. В центре овала алый ромб, внутри которого на престоле восседает Иисус Христос. Ромб - знак мощной творящей энергии. И этой энергией исполнен весь облик Спасителя с поднятой благословляющей рукой и раскрытым Евангелием.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Изображение слайда
9

Слайд 9

«Спас Вседержитель» – это поясное изображение Иисуса Христа в левой руке с Евангелием - знаком принесенного им в мир учения - и с правой рукой, поднятой в жесте благословения. Создавшие образ Вседержителя художники стремились с особой полнотой наделить образ И исуса Христа божественной силой и величием. По традиции Спас Вседержитель изображался в куполах церквей. Образ всемогущего владыки мира внушает мысль о надежности спасения. К которому Христос указывает путь.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Кроме этих изображений Спаса в древнерусском искусстве существовали и другие. И все бесчисленные образы И исуса Христа создают подлинное художественное и духовное богатство. Древнерусское искусство вслед за Византией стало изображать и его Мать, Деву Марию, и события земной жизни Христа. Обязательно изображались и святые, те, о ком рассказывали древние предания.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Образы Богородицы

Рядом с образами Спаса в древнерусском искусстве по своему значению стоит образ Богоматери - Девы Марии. Предание говорит о создании первых икон Богоматери, созданных еще при ее жизни одним из учеников Иисуса Христа, апостолом Лукой. Эти иконы стали образцами для византийских икон, а вслед за Византией для Руси. Сохранившиеся от первых веков иконы Божией Матери представляют собой точные списки ( то есть - повторения) с произведений, почитавшихся творением евангелиста Луки. К ним может быть причислена и икона «Богоматерь Владимирская», ставшая покровительницей России, которая находится в Государственной Третьяковской галерее.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Икона считается произведением великого византийского художника начала XII века. Эту удивительную икону трудно описать словами, ибо все они кажутся пустыми перед тем взором, который смотрит на нас. В этом взоре все: жизнь и смерть, и воскресение, вечность, бессмертие. Фон иконы покрыт золотом – знаком вечного света. В центре иконы располагается поясное изображение Богоматери с Младенцем на руках. До 450 года этот образ пребывал в Византии. В первой половине XII столетия икона была подарена великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, который поставил образ в монастыре под Киевом. Сын Юрия Догорукого Андрей Боголюбский перевез ее в столицу Суздальского княжества, в город Владимир, где она обрела свою славу. В 1395 г. икона была перенесена в Москву для защиты города от нашествия Тамерлана. Изображение Марии и Младенца Христа в позах взаимного ласкания называется «Умиление». Тип «Умиление» стал широко распространенным на Руси. Мария изображена в мафории (темно-вишневом платке), а на мафории звезды, знаки ее чистоты. Благородные черты Божией Матери обрели под кистью художника одухотворенную красоту. Богоматерь печальна, она знает о грядущих страданиях ее сына. Богоматерь Владимирская. Икона. Начало XII века. Государственная Третьяковская галерея

Изображение слайда
13

Слайд 13

Кроме изображений «Умиление» любимыми и многочисленными в древнерусском искусстве изображениями Богоматери были иконы типа «Одигитрия» (в переводе с греческого означает «Путеводительница»). Одной из лучших икон считается «Богоматерь Одигитрия», созданная в 1482 г. великим русским художником Дионисием. Эта икона написана не на золоте, а на нежно-бирюзовом фоне - этим цветом, напоминающим небесную лазурь, художники XV века изображали негаснущий свет вечности. И на этом фоне ясно и четко выступает окутанная темным мафорием полуфигура Богородицы с младенцем Христом на руках. Нежный лик Богоматери, написанный прозрачными розоватыми охрами, исполнен радостного покоя. Ее взгляд изливает умиротворение на молящихся перед ее образом. Изображена Богородица строго фронтально, в торжественной позе. Правая рука обращена в сторону Сына, в облике которого ярко и полно выступают черты Пантократора. Фигура Младенца в золотых одеждах величественна, Его правая рука поднята в благословляющем жесте Вседержителя, а в левой он держит белый свиток с учением, которое он несет людям. В верхних углах иконы изображены полуфигуры архангелов Михаила и Гавриила. Богоматерь Одигитрия. 1482 г. Дионисий. Государственная Третьяковская галерея

Изображение слайда
14

Слайд 14

Полуфигурное изображение Богоматери с поднятыми в молитве руками с полуфигурой Младенца Иисуса Христа на ее груди получило на Руси название «Знамение», то есть, знак спасения, начала новой жизни. Молитвенно воздетые руки Богородицы означают заступничество за людей пред Богом. Эти изображения широко распространены были в Новгороде и его землях, так как по преданию, икона «Богоматерь Знамение» спасла в XII веке новгородцев в битве с осадившими город суздальцами. Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Богоматерь Знамение. XVI век. Москва

Изображение слайда
15

Слайд 15: Праздники

Важное место в древнерусской живописи занимают образы событий из жизни Иисуса Христа и Богоматери. Такие иконы обычно называются праздники, так как еще в глубокой древности в честь большинства событий из жизни Иисуса Христа и Богоматери были установлены торжественные праздники. Главных, основных церковных праздников в году насчитывается двенадцать. Среди них наиболее важное место занимает праздник Воскресение Христово (Пасха).

Изображение слайда
16

Слайд 16: Благовещение. Костромской музей, конец XVII в

Благовещение – принесение архангелом Гавриилом «благой вести» Деве Марии о рождении от нее Спасителя. Богоматерь представлена сидящей за прядением, Ангел с посохом в левой руке порывистым жестом благословляет ее, сообщая посланную Господом весть. Согласно Преданию, Деве Марии выпал жребий прясть красную завесу для Иерусалимского храма.. П од влиянием западноевропейских образцов художник часто изображает Богоматерь встречающей Ангела за чтением книги, сама же обстановка и архитектурный фон сцены пышная и сопровождаются обилием декоративных деталей. На Руси образы Благовещения были очень почитаемы.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Рождество Христово - рождение, приход в мир Спасителя – одно из важнейших событий евангельской истории. Художники разных поколений изображали на иконах этот праздник. Известны очень древние русские изображения Рождества Христова. Одно из них создано великим художником Древней Р уси Андреем Рублевым. Время было беспощадно к красочному слою: во многих места он сильно истончен и разрушен. Однако и в таком виде икона не только не потеряла своего духовного значения для верующих, но и занимает видное место в сокровищнице русской православной живописи. Икона «Рождества Христова» относится к праздничному ряду и поэтому написана яркими красками в теплой гамме: преобладают зеленовато-желтые, белые, оливковые тона с киноварными (красного цвета) пятнами. Сочетаясь, краски усиливают сочность друг друга. Благодаря цветовому решению образ кажется воздушным, неземным. Всё это отражает радость, торжество земного и небесного по поводу чудесного рождения Спасителя. На фоне пещеры Рождества в центре на алом ложе словно парит Богородица. В пещере ясли со спеленутым Младенцем, вол и осел. Над пещерой летящий ангел держит звезду. Вокруг - горки, славящие Христа ангелы, поклоняющиеся пастухи, волхвы с дарами, сидящий Иосиф. внизу справа на иконе представлено омовение Младенца Христа, совершаемое двумя женщинами. Андрей Рублев. Рождество Христово. 1405г. Благовещенский собор, Москва

Изображение слайда
18

Слайд 18

Икона посвящена одному из центральных событий евангельской истории и главному празднику православной церкви — Воскресению Христа. В центре сложной многочастной композиции - сияющая золотыми одеждами фигура Христа, „ одеющагося светом, яко ризою". Он - Солнце Воскресения, победитель смерти. Под ногами Спасителя черная разверзшаяся пещера ада, с корчащимися в ней бесами, чьи фигуры напоминают темные дымные облака. Христа окружает голубое сияние славы, наполненной двенадцатью ангелами. Ангелы длинными копьями поражают бесов, олицетворяющих пороки. В руках у ангелов также белые сферы с обозначением добродетелей. Добродетели сокрушают пороки. Спаситель легко ступает на врата ада, сложившиеся в форму креста. Под его ногами бес, держащий в руках гроб. Христос держит за руки Адама и Еву, поднимая их из гробов. За ними - устремленные к Спасителю праведники и праведницы, праотцы, пророки, апостолы, мученики. Дионисий и мастерская. Сошествие во ад. Около 1502-1503. Русский музей

Изображение слайда
19

Слайд 19: Заключение

Рассмотренные нами иконы представляют собой самобытное, уникальное явление – древнерусскую живопись. Придя на Русь из Византии, иконопись Древней Руси с захватывающей силой передает не только важное содержание Священных книг, но и сохранили особый живописный язык, художественный канон. И этот канон позволял художникам легко и свободно обогащать образы новыми, тончайшими оттенками. Древнерусские мастера не только хранили византийскую художественную систему, н и от века к веку развивали и совершенствовали ее. Особенностью художественной системы древнерусской иконописи стали золотые, алые, серебряные фоны икон как символ негасимого вечного света. Небывало духовно сосредоточенные лики, легкие, словно невесомые фигуры, сияющий, чистый цвет. Русские мастера научились соединять воедино разделенные во времени действия, свободно использовать пропорции фигур, строить пространство по законам особой, обратной перспективы. Они научились виртуозно владеть линией, использовали яркие чистые цвета и гармонировали их оттенки. Древнерусское искусство обращено к человеку, и постичь его можно только вникая в художественный строй иконы.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Подведение итогов

Ответьте на вопросы: 1.Откуда пришла икона, в каком веке она появилась и в связи с чем? 2.Найдите толкование терминов: ассист, мафорий, убрус, нимб. 3. Назовите основные иконографические образы Иисуса Христа ( в том числе на представленные в презентации). 4.Назовите основные иконографические образы Богоматери( в том числе на представленные в презентации). 5.Перечислите иконографию Праздников.

Изображение слайда
21

Последний слайд презентации: Иконопись на Руси

Изображение слайда