Презентация на тему: ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСЬ
ИКОНОПИСЬ
ИКОНОПИСЬ
Канон
ДОСКИ И ОЛИФА
ИКОНОПИСЬ
ИКОНОПИСЬ
ИКОНОПИСЬ
ИКОНОПИСЬ
Автограф художника Стефана на стене собора Святой Софии в Новгороде Великом.
РУССКИЕ ИКОНЫ ДРЕВНЕЙШЕГО ПЕРИОДА (XI—XIII ВЕКА)
ИКОНОПИСЬ
ИКОНОПИСЬ
ИКОНОПИСЬ
ИКОНОПИСЬ
ИКОНОПИСЬ
ИКОНОПИСЬ ПЕРИОДА «СОБИРАНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ» (XIV—XV ВЕКА)
Новгородская школа.
Суздаль
ПСКОВСКАЯ ИКОНОПИСЬ
Московская школа
ИКОНОПИСЬ
ИКОНОПИСЬ
ФЕОФАН ГРЕК
ИКОНОПИСЬ
АНДРЕЙ РУБЛЁВ
ИКОНОПИСЬ
ИКОНОПИСЬ
ИКОНОПИСЬ
1/29
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 63)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (7004 Кб)
1

Первый слайд презентации: ИКОНОПИСЬ

Изображение слайда
2

Слайд 2

Древнерусское государство, возникшее в IX в., приняло в 988 г. христианство и тем самым оказалось вовлечѐнным в мощный поток византийской культуры. Еѐ усвоение и творческая переработка породили самобытное искусство, которое называют древнерусским. Форма, тематика и содержание древнерусского искусства тесно связаны с религией и призваны сосредоточить мысли и чувства человека на неземном, невещественном, вечном.

Изображение слайда
3

Слайд 3

икона — это произведение искусства особого рода, во многом непохожее на привычную для наших дней картину. Иконный образ представлял собой не личное восприятие каким-либо художником ветхозаветных или евангельских лиц, событий и откровений, а как бы запечатлѐнную духовную истину Художник должен был следовать приѐмам иконографии, т. е. он не мог изменять композиционные схемы и облик персонажей по своему усмотрению. Именно иконография гарантировала верность изображѐнного Священному преданию и соборному опыту Церкви.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Канон

Устойчивость сюжетов Применение образцов— про'риси (контурные кальки) Канон — явление сложное и не может быть оценѐн однозначно. Канон Андрей Рублѐв. Спас. Икона. XV в.

Изображение слайда
5

Слайд 5: ДОСКИ И ОЛИФА

Основа: в Византии — на тяжѐлых кипарисовых, на Руси — на липовых и сосновых. левкас (от греч. « леукос » — «белый») — меловым грунтом Нанесение рисунка и покрытие красками на яичном желтке. Покрытие олифой ДОСКИ И ОЛИФА

Изображение слайда
6

Слайд 6

Но ни византийские, ни русские мастера не догадывались об одном очень коварном свойстве олифы: со временем (через восемьдесят — сто лет) она темнеет. В прошлом яркие, жизнерадостные краски иконы тускнеют, закрывая живопись чѐрной завесой. На иконе смутно проступает изображение; такую икону в старину считали «непригодной».

Изображение слайда
7

Слайд 7

Икона подчѐркивала расстояние между высшим миром и земным бытием, в котором существует зритель. Икона тяготела к условным фо рмам, к преодолению телесности персонажей и объѐмности окружающих их предметов. В иконе особенно бросается в глаза подчѐркнуто небольшая глубина пространства, переданного в «обратной перспективе», т. е. состоящего лишь из ближнего и среднего планов. Дальний план ограничен непроницаемым золотым (или жѐлтым, красным, зелѐным, синим) фоном. Преображение. Икона. XVI в. Псковский историко-архитектурный музей-заповедник.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Икона — произведение искусства очень сложное по своей внешней и внутренней организации, художественному языку и выполняемым задачам. Поэтому нельзя считать икону примитивом, а иконописцев — художниками второго сорта, ремесленниками, способными лишь перерисовывать один у другого и не владевшими познаниями, необходимыми «настоящему» живописцу. Архангел Михаил. Икона. XIV в.

Изображение слайда
9

Слайд 9

К сожалению, известно не так уж много имѐн древнерусских иконописцев, и дело не только в том, что абсолютное большинство произведений безвозвратно утрачено. Параскева Пятница. Икона. Начало XVI в. Параске́ва Пя́тница  —  мифологизированный  образ в народной православной традиции славян, основанный на персонификации пятницы как дня недели и культе обобщённого образа святой Параскевы

Изображение слайда
10

Слайд 10: Автограф художника Стефана на стене собора Святой Софии в Новгороде Великом

Изображение слайда
11

Слайд 11: РУССКИЕ ИКОНЫ ДРЕВНЕЙШЕГО ПЕРИОДА (XI—XIII ВЕКА)

Икон эпохи Киевской Руси сохранилось совсем немного. Самая древняя из уцелевших русских икон написана, видимо, при Святополке Изяславиче или Владимире Мономахе. Во всѐм облике воина сквозят одухотворѐнность и аристократическое изящество. Линейный силуэт его полуфигуры удивительно пластичен и гармонично заполняет плоскость иконной доски. Цветовая гамма не насыщена, в ней преобладают алый и коричневый оттенки. РУССКИЕ ИКОНЫ ДРЕВНЕЙШЕГО ПЕРИОДА (XI—XIII ВЕКА) Святой Георгий из Новгорода 9-12 век

Изображение слайда
12

Слайд 12

К концу киевского периода выросли первые поколения художников, обладавших собственным стилем и способностью решать сложные задачи в искусстве. В XII столетии на Руси усилились княжеские распри и междоусобицы, которые мешали мирному развитию и ставили под угрозу государственную независимость страны. Именно период раздробленности породил отличные от киевской формы христианской культуры и искусства Новгорода и Пскова, Владимира и Суздаля, Смоленска и Полоцка, Галича и Владимира-Волынского. Святой Георгий. Икона. XII в. Собор Юрьева монастыря под Новгород ом.

Изображение слайда
13

Слайд 13

персонажи которой очень выразительны в своей простоте. По художественному строю это произведение представляет искусство не самого Новгорода, а скорее провинций Новгородской республики. Композиция иконы бесхитростна. Фигуры расположены фронтально, неподвижны и никак между собой не связаны. Главный герой произведения — Иоанн — изображѐн во всю высоту иконного поля, тогда как его спутники не достают ему до по-яса. Так прямолинейно отразил художник соотношение главного и второстепенного. Очень наряден ярко-красный фон иконы, организующий еѐ цветовую гамму. Иоанн Лествичник, Георгий и Власий, Новгород

Изображение слайда
14

Слайд 14

Богоматерь Владимирская Двухсторонняя икона Школа или худ. центр: Византия Первая треть XII в. Во второй половине XII — первой трети XIII в. при князьях Андрее Боголюбском, Всеволоде Большое Гнездо и Юрии Всеволодовиче расцветают культура и искусство Владимиро-Суздальской Руси. Как бы предваряя этот расцвет, в середине XII столетия здесь появилась икона Богоматери с Младен-цем византийского письма, привезѐнная Андреем Боголюбским из Вышгорода, расположенного под Киевом.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Оранта. Ярославль. Около 1218 года в раннехристианском искусстве изображение молящейся фигуры с поднятыми руками; Это произведение, связанное с киевской традицией, удивляет звонкостью и в то же время изысканностью колорита, обилием золота, рождающим ощущение драгоценности живописной поверхности, скульптурной отточенностью и аристократизмом форм, торжественной священной неподвижностью, погружѐнностью в вечность. Здесь воплощѐн идеал царственной красоты той эпохи, как его понимали высшие слои древнерусского общества. Народ предпочитал искусство более простодушное и ярко декоративное.

Изображение слайда
16

Слайд 16

В XIII столетии в историю Руси входит новая трагическая реальность — нашествие монголо-татар. Сначала были разорены северо-восточные, а затем южные и юго-западные русские княжества. Люди гибли, их угоняли в неволю. Затем установилось иноземное иго, которое вызвало кризис в развитии культуры. Мученица Ульяна. Икона работы новгородских мастеров. XIII в.

Изображение слайда
17

Слайд 17: ИКОНОПИСЬ ПЕРИОДА «СОБИРАНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ» (XIV—XV ВЕКА)

XIV век принѐс Руси большие перемены. Борьба с монголо-татарским игом постепенно стала главным вопросом времени, овладевшим умами князей и бояр, проповедников и летописцев, деятелей Церкви, простых людей городов и деревень и, не в последнюю очередь, художников-иконописцев. В 1380 г. произошла историческая Куликовская битва. Национальный подъѐм, идея единства, сплотившие в этом сражении в несокрушимую рать представителей разных слоѐв русского общества — от великого князя до обычного ремесленника, — оставили неизгладимый след в русской культуре, надолго определили главную линию духовного развития, повлияли на мышление иконописцев. В XV столетии неуклонно набирает силу объединительный процесс, приведший при великих князьях Иване III и Василии III к образованию могучего Московского государства. Представления о величии русской державы и еѐ вселенской миссии нашли своѐ выражение в искусстве. ИКОНОПИСЬ ПЕРИОДА «СОБИРАНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ» (XIV—XV ВЕКА)

Изображение слайда
18

Слайд 18: Новгородская школа

Считается, что Новгород Великий остался в стороне от тех событий, и которых решалась судьба Руси. Вряд ли это так. Куликовская победа получила мощный отклик в столице боярской республики. В то же время Новгородская республика вступила в долгое и трудное политическое противостояние с Москвой. Поэтому новгородская культура в XV в. стала ориентироваться на искусство прошлого, идеализировать местную старину, противопоставляя еѐ московским художественным веяниям. Яркий и эффектный стиль новгородской иконописи сложился в XIII—XIV вв. Его отличают простота и выразительность плоскостной композиции, чеканность и обобщѐнность силуэтов, чистая, звонкая, высветленная красочная палитра. Новгородская школа. Илья Пpopoк. Икона. Конец XIV — начало XV в.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Суздаль

Рождество Богоматери. Икона. Суздаль. Конец XIV — начало XV в. Суздаль

Изображение слайда
20

Слайд 20: ПСКОВСКАЯ ИКОНОПИСЬ

В середине XIV в. складывается псковская школа живописи. Для псковских икон характерны драматизм, повышенная эмоциональность персонажей, сочность письма, в котором линия никогда не играла такой большой роли, как в Новгороде Великом, специфически «псковские» лица с несколько «пронзительным» выражением и особой лепкой форм, любовь к декоративной отделке, некоторая утяжелѐнность фигур и, конечно, сугубо псковский колорит, в котором обычно преобладал красно -коричневый цвет и особого оттенка тѐмно-зелѐный в сочетании с коричневым и жѐлтым. ПСКОВСКАЯ ИКОНОПИСЬ Сошествие во ад. Икона. XIV в. Псковская школа.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Московская школа

Первые сведения о московских художниках появляются в 40-х гг. XV в. Уже в середине XIV в., очевидно, существовала великокняжеская иконописная мастерская. Композиция средника произведения отмечена своеобразной угловатой грацией. Позы князей почти одинаковы. В их лицах есть едва уловимая нотка скорби: словно лѐгкая тень легла на прекрасные и мужественные черты. Но одновременно в них много мягкости, открытости, спокойной стойкости и доброжелательности. Московская школа «Борис и Глеб с житием»,

Изображение слайда
22

Слайд 22

Прекрасным произведением московского искусства, обогащѐнного византийским художественным опытом, считается также икона «Борис и Глеб на конях »: огромное внимание к силуэтам, ставшим здесь изысканно щеголеватыми, тяготение к плоскостной композиции, к яркому, праздничному колориту. И всѐ-таки многое изменилось. Фигуры стали значительно объѐмнее, движения и жесты — мягче и естественнее, тщательно проработанные одежды передают пластику форм. Борис и Глеб на конях. Середина XIV в.

Изображение слайда
23

Слайд 23

Алтарная часть русских храмов до XIV в., по-видимому, отделялась от помещения для молящихся низкой деревянной или каменной преградой, украшенной помимо стоявших внизу образов Христа и Богоматери и различных местных святынь одним-двумя рядами икон: поясным, обычно семифигурным деисусным чином и изображениями двенадцати главных христианских праздников. Алтарь с его настенной живописью оставался при этом открытым взору молящегося. Новый иконостас, в становлении которого большую роль сыграли Феофан Грек, Андрей Рублѐв и их помощ-ники, представлял собой высокую непроницаемую стену, отделявшую восточную часть церкви от центральной. Сами иконы претерпели при этом значительные изменения. РУССКИЙ ВЫСОКИЙ ИКОНОСТАС

Изображение слайда
24

Слайд 24: ФЕОФАН ГРЕК

Когда в 90-х гг. XIV в. в Москве появился знаменитый византийский художник Феофан Гречин, здесь уже сложились новые животворные традиции, что позволило ведущим столичным мастерам избежать подражания заморскому изографу. Местные живописцы благодаря Феофану получили возможность познакомиться с византийским искусством в исполнении не рядового мастера-ремесленника, а гения, для которого, казалось, не было ничего невозможного. ФЕОФАН ГРЕК Богоматерь Донская. Икона. XIV в.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Особенно замечательна красочная гамма, которая достигается сочетанием глубоких, насыщенных, богатых оттенками цветов. Изощрѐнный и неистощимо изобретательный колорист, ведущий мастер деисуса дерзает даже на тональные сопоставления внутри одного цвета, окрашивая, например, тѐмно-синим одежды Богоматери и более открытым высветленным тоном — Еѐ чепец. Густые плотные краски художника изысканно сдержанны, чуть глуховаты даже в светлой части спектра. Потому так эффектны, например, неожиданные яркие удары красного на обрезе книги и сапожках Богоматери. Необыкновенно выразительна сама манера письма — широкая, свободная и безошибочно точная. Богоматерь. Икона деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля

Изображение слайда
26

Слайд 26: АНДРЕЙ РУБЛЁВ

О жизни Андрея Рублѐва известно очень немного. Предполагают, что он родился около 1360 г. Летописная запись, рассказывающая об участии Андрея Рублѐва в росписи Благовещенского собора. Москву Рублѐв прибыл скорее всего зрелым и признанным мастером, искусство которого впитало в себя традиции разнообразных художественных школ. АНДРЕЙ РУБЛЁВ Сретение Господне. Благовещенский собор Московского Кремля

Изображение слайда
27

Слайд 27

Мастер истолковывает здесь тему света, но предлагает еѐ очень индивидуальное художественное воплощение. Рублѐв не изображает ослепительные световые полосы и длинные лучи, но вся икона светится как бы изнутри мягким серебристым свечением. Контуры одежд и голов пророков, смыкаясь с верхним сегментом круглой «славы» Христа, образуют дугу, обращѐнную концами вниз. Возникает образ круга. Одновременно верхняя группа фигуроказывается связанной с нижней, «распластавшейся» у кромки композиции, словно невидимым силовым полем. Христос и пророки как будто парят в самом верху иконы. У Рублѐва экспрессия жестов персонажей настолько сдержанна, что превращается в характеристику их внутреннего состояния. Апостолы на иконе не испуганы божественным сиянием, ибо уже созерцают фаворский свет мысленными очами. Андрей Рублёв. "Преображение Господне". Благовещенский собор Московского Кремля

Изображение слайда
28

Слайд 28

Вдохновенный глашатай истины, закутанный в необычный зелѐный гиматий, изображѐн в лѐгком движении, сжимающим в руках Евангелие и с выражением глубокого раздумья на лице. Вытянутые, удлинѐнные пропорции сообщают громадной трѐхметровой фигуре преувеличен ную стройность и как бы невесомость. Такую икону можно приписать только самому Рублѐву. Андрей Рублѐв. Апостол Павел. Икона. XV в.

Изображение слайда
29

Последний слайд презентации: ИКОНОПИСЬ

«Троица» — самая совершенная среди сохранившихся икон Андрея Рублѐва и самое прекрасное творение древнерусской живописи — была написана мастером, по предположениям специалистов, в первой четверти XV столетия. С давних времѐн укоренилось мнение, что Рублѐв создавал еѐ для иконостаса каменного соборного храма Троице-Сергиева монастыря.

Изображение слайда