Презентация на тему: И.А.Бунин

И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско» Философская линия Философский смысл произведения И.А.Бунин История создания История создания рассказа Сюжет Тематика рассказа Идея произведения Проблема произведения Особенности жанра Композиция Особенности композиции Образ главного героя Образы-символы Пароход, океан, капитан Кульминация Конфликт Антитеза «Атлантида» Картины рая и ада ВЫВОД
1/23
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 69)
Скачать (136 Кб)
Код скопирован в буфер обмена
1

Первый слайд презентации: И.А.Бунин

Рассказ «Господин из Сан-Франциско»

2

Слайд 2: «Господин из Сан-Франциско»

Рассказ был написан в 1915 году. Первоначальное название «Смерть на Капри»

3

Слайд 3: Философская линия

Рассказ продолжает традицию Л.Н.Толстого, изображавшего болезнь и смерть, как важнейшие события, выявляющие истинную цену личности.

4

Слайд 4: Философский смысл произведения

Жизнь прекрасна, но коротка, нужно ценить все её проявления – и первозданную красоту нетленной природы, и молодую прелесть девушки, и красоту душевного порыва, и все её духовные сокровища. Современная лжекультура породила самые чудовищные формы подавления человеческого естества, превратила человека в придаток машины, в грандиозный образ «мирового зла», поэтому она обречена. Могущество, богатство, власть капитала призрачны и иллюзорны перед лицом единого для всех живых исхода – перед смертью. Вечна лишь та «чаша жизни», которую человек сумел за свой короткий век наполнить благотворной влагой

5

Слайд 5

Наряду с философской линией в рассказе разрабатывается социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию. Пафос рассказа – в ощущении неотвратимости гибели этого мира.

6

Слайд 6: История создания

Шла Первая мировая война, налицо был кризис цивилизации. Бунин обратился к проблемам актуальным, но не связанным непосредственно с Россией, с текущей российской действительностью. 1910 год – весной посетил Францию, Алжир, Капри. 1911 год – посетил Египет и Цейлон. С декабря 1913 года полгода жил на Капри. Впечатления от этих путешествий отразились во многих рассказах.

7

Слайд 7: История создания рассказа

СОБЫТИЯ И ЛИЦА, КОТОРЫЕ СОСТАВИЛИ ОСНОВУ РАССКАЗА, НАВЕЯНЫ ЛИЧНЫМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ ОТ ВСТРЕЧ И ПУТЕШЕСТВИЙ. Путешествуя по миру, И.А. Бунин «стремился обозреть лицо мира» Во время одного из плаваний по морям и океанам на огромном пароходе завязался спор о социальной несправедливости, в ходе которого Бунин доказал, что неравенство можно увидеть даже в разрезе корабля. Кроме этого, писателю вспомнилась недавняя смерть в гостинице на Капри, где он отдыхал с женой, богатого американца, чье имя так и осталось для всех неизвестным. Писатель умело объединил эти два события в одном рассказе, добавив многое из своих собственных наблюдений и мыслей. Впервые опубликован рассказ был в 1915 году.

8

Слайд 8: Сюжет

Описание несчастного случая, неожиданно прервавшего налаженную жизнь героя, имени которого «никто не помнил». Он один из тех, кто до пятидесяти восьми лет «работал не покладая рук».

9

Слайд 9: Тематика рассказа

Тема ужасающих социальных контрастов Трагичность губительной власти денег над человеком Тема неизбежной гибели цивилизации Тема отчужденности человека от основ нравственности и морали Тема жизни и смерти

10

Слайд 10: Идея произведения

Идея обреченности бездуховного существования

11

Слайд 11: Проблема произведения

В чем смысл жизни?

12

Слайд 12: Особенности жанра

«Господин из Сан-Франциско» – социально-философский рассказ

13

Слайд 13: Композиция

Рассказ имеет кольцевую композицию « Середина» рассказа – посещение «Старого Света» Заканчивается путешествие возвращением «домой, в могилу, на берега Нового Света» Начинается путешествие В Сан-Франциско

14

Слайд 14: Особенности композиции

Взаимодействие двух изобразительных планов: внешнего, реалистичного и внутреннего, философского В первом действие движется в конкретном настоящем с редкими экскурсами в прошлое – к естественному финалу Во втором – объединяются все образные ряды, сюжеты, темы, образы-символы, выражающие авторскую мысль. Рассказ выливается в форму философской притчи

15

Слайд 15: Образ главного героя

Миллионер из Америки, которая в начале XX века была самой могущественной страной империализма, задавала тон Европе и всему миру. Он живет по законам вседозволенности и купли-продажи У него нет ни собственного имени, ни биографии, ни ума, ни сердца. Он лишен и внутреннего содержания. За время пути он «только один раз подумал, а остальное же время только пил, ел, одевался и раздевался» Американский капиталист причастен к созданию гигантского парохода «Атлантида», и сам уподобляется механизму, живет по привычке, по образу и подобию людей своего круга, живет, как робот, автоматически справляя обычные физиологические потребности Герой Бунина не способен к одухотворенной, творческой жизни, он не способен любоваться искусством, памятниками старины, красотой природы. Жизнь господина из Сан-Франциско оказывается пустой, ничтожной, лишенной какого-либо смысла, что приводит к вырождению личности, к гибели человека

16

Слайд 16: Образы-символы

Многопалубный корабль – макет устройства мира (верхняя палуба – «хозяева жизни», нижняя – преисподняя) Корабль – чудовищная машина, сотворенная людьми, - символ подавления человеческой души Господин из Сан-Франциско, без имени, биографии, отличительных черт, без чувств и нравственных исканий – глобальный образ современной цивилизации, образ громадного зла, образ греха Название корабля «Атлантида» - символ трагического исхода современной цивилизации Влюбленная пара, нанятая «играть в любовь за хорошие деньги» - символ фальши и продажности Океан – знак бесконечности жизни и одновременно – знак стихии Ящик из-под содовой – символ равенства всех перед смертью Фигура Дьявола на скалах Гибралтара – прямой символ злых сил Песни и молитвы абруццких горцев – символ гармоничного существования человека и природы Простые итальянцы, люди труда - символы осмысленного человеческого существования

17

Слайд 17: Пароход, океан, капитан

18

Слайд 18: Кульминация

Сцена «неожиданно и грубо навалившейся» на «господина» смерти в «самом маленьком, самом плохом, в самом сыром и холодном» номере «нижнего коридора».

19

Слайд 19: Конфликт

Конфликт далеко выходит за рамки частного случая. Р азвязка связана с размышлениями о судьбе не одного героя, а всех прошлых и будущих пассажиров «Атлантиды».

20

Слайд 20: Антитеза

Отдых, танцы, беззаботность; «господа» во фраках и смокингах», дамы в «богатых», «прелестных» «туалетах»; изящная влюбленная пара. Работа, «непосильное напряжение»; «сияние… чертога» и «мрачные и знойные недра преисподней»; «облитые едким, грязным потом и по пояс голые люди, багровые от пламени».

21

Слайд 21: «Атлантида»

Верхние «этажи»: жизнь как в «отеле со всеми удобствами»; живущих «благополучно много». «Подвалы»: «великое множество» тех, кто работает в «подводной утробе» - у «исполинских топок».

22

Слайд 22: Картины рая и ада

23

Последний слайд презентации: И.А.Бунин: ВЫВОД

В рассказе постепенно нарастает тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Она заложена в эпиграфе: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!». Эта библейская фраза звучит предвестием будущих великих катастроф.

Похожие презентации

Ничего не найдено