Презентация на тему: Губернский архитектор Ф. М. Росляков

Губернский архитектор Ф. М. Росляков
Немного о биографии Ф. М. Рослякова Сегодня Ф. М. Росляков известен в России как первый Вятский губернский архитектор. Он родился в семье простого солдата, а
Деятельность архитектора Рослякова в Вятской губернии Как уже было отмечено, служба Ф. М. Рослякова приходилась на период крупных реформ и перемен в жизни
Губернский архитектор Ф. М. Росляков
Постройки первого Вятского зодчего Ф. М. Рослякова, сохранившиеся до наших дней В настоящее время на улицах города Кирова, а также некоторых районных центров
Губернский архитектор Ф. М. Росляков
Губернский архитектор Ф. М. Росляков
Губернский архитектор Ф. М. Росляков
Губернский архитектор Ф. М. Росляков
Губернский архитектор Ф. М. Росляков
1/10
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 51)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2757 Кб)
1

Первый слайд презентации: Губернский архитектор Ф. М. Росляков

Изображение слайда
2

Слайд 2: Немного о биографии Ф. М. Рослякова Сегодня Ф. М. Росляков известен в России как первый Вятский губернский архитектор. Он родился в семье простого солдата, а потому учился юный Росляков в гарнизонной школе. Основные годы жизни Рослякова совпали с временем важных перемен, провозглашенных русской императрицей Екатериной. Архитектор стал очевидцем реформ в области градостроения. Архитектурному мастерству Росляков начал обучаться с 14 лет у известного казанского архитектора Василия Кафтырева. Следует заметить, что в то время Вятка входила в сосав Казанской губернии. Тогда в провинциальных глубинках не хватало опытных кадров, вместе с тем, развивать там градостроение было делом первоначальной важности. Именно тогда, по указу императрицы Екатерины Великой, молодой и талантливый архитектор Филимон Росляков был направлен в Вятку, где он проработал в должности главного Вятского архитектора на протяжении 20 лет

Изображение слайда
3

Слайд 3: Деятельность архитектора Рослякова в Вятской губернии Как уже было отмечено, служба Ф. М. Рослякова приходилась на период крупных реформ и перемен в жизни русского общества. В это время, в искусстве, и, в частности, в архитектуре, интенсивно менялись устоявшиеся к тому времени архитектурные направления и стили. Традиции барокко сменялись на более строгие каноны классицизма. Между тем, жители Вятской губернии уже успели привыкнуть к барочным канонам, их привлекали причудливые и необычные формы этого стиля, а потому классические каноны были приняты без какого-либо яркого восторга. В этих условиях архитектору Рослякову, в процессе создания проектов новых зданий, предстояло найти некое оригинальное решение. Так, архитектор стал сочетать элементы двух архитектурных направлений — барокко и классицизма. По своему прибытию в Вятку летом 1786 года, архитектор Росляков усиленно занимался составлением плана города с обозначением всех его улиц и площадей. Кроме того, на плане города были отмечены места, предназначенные для застройки. Являясь единственным архитектором в Вятке, Ф. М. Росляков следил за постройкой новых зданий, а также за состоянием действующих казенных зданий и сооружений, которых в то время в Вятке было не так уж и мало, таковыми зданиями являлись заводы, магазины, лазареты, казармы, тюрьмы, склады, мосты и дороги. Весь центр губернского города Вятки был застроен по проектам архитектора Ф. М. Рослякова, им были выполнены все основные проекты церквей, часовен и колоколен. В самом начале своей архитектурной деятельности, зодчий обратил особое внимание на постройку домов для простых жителей города, под его руководством застраивалась лавками главная торговая площадь

Изображение слайда
4

Слайд 4

По своему композиционному замыслу и планировке храмы, спроектированные архитектором Росляковым, не особенно сильно отличаются от выстроенных ранее церквей в барочном стиле. В основном, построенные по его проектам храмы, по своей форме напоминали корабль и имели алтарь, холодный и теплый храмы, а также колокольню. Практически все, выстроенные Ф. М. Росляковым храмы устремлены вверх. Типичным примером росляковской храмовой постройки является Троицкая церковь в селе Истобенском, которая имеет очень четкие очертания и лишена излишней декоративности. Колокольни, спроектированные первым Вятским зодчим, смотрятся легко и невесомо, они подобны стреле, на острие которой расположен высокий купол. По проекту Ф. М. Рослякова был построен и храм в селе Верхокосинском. Этот храм имеет круглый алтарный выступ или апсиду. Церковь имеет одноэтажную трапезную, теплую церковь с престолами Николая Чудотворца и Митрополита Московского Филиппа. Колокольня соединяется с теплым храмом посредством узкого прохода. Следует заметить, что колокольня этого храма невероятно высокая в три яруса. Как архитектор Ф. М. Росляков использовал достаточно скромную палитру декоративных средств. На фасадах зданий, построенных по его проектам, отсутствовала окраска, резные детали из камня или кирпича, а также орнамент. Несмотря на это, архитектору посредством использования самых простых средств, удавалось поразительным образом раскрыть сущность здания и, тем самым, продемонстрировать работу его частей.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Постройки первого Вятского зодчего Ф. М. Рослякова, сохранившиеся до наших дней В настоящее время на улицах города Кирова, а также некоторых районных центров Кировской области до сих пор можно видеть гражданские здания, построенные архитектором Ф. М. Росляковым. Главной особенностью стиля этого зодчего являлось то, что он осуществлял застройки не отдельными домами, а целыми улицами. Так, например, им была застроена вся улица Московская, вплоть до Хлебной площади. Росляков планировал постройку как домов, так и усадеб. Известными его частными постройками, и по сей день сохранившимися в городе Кирове стали:

дом А. И. Пыхтеева (ул. Энгельса, 46) дом Ф. М. Рязанцева (ул. Московская, 28)

Изображение слайда
6

Слайд 6

дом И. Шестакова (ул. Дрелевского, 39) дом А. М. Смирнова (ул. Свободы, 64а) дом И. И. Татаурова (ул. Дрелевского 8 и Ленина 77) дом П. С. Хохрякова (ул. Московская 21 и Свободы 63) дом С. Я. Шубникова (ул. Энгельса, 35)

Изображение слайда
7

Слайд 7

комплекс Хлыновского кремля комплекс застройки площади Предтеченской церкви Спасский собор (ул. Большевиков, 50)

Изображение слайда
8

Слайд 8

Обычно под застройку отводились участки прямоугольной формы, их масштаб зависел от размеров самих зданий. Гражданские постройки архитектора Ф. М. Рослякова также не отличались излишней декоративностью. Окна он размещал в небольших нишах, фасады разделял с помощью лопаток или пилястр, а также нередко использовал квадратные или лежачие филенки. Многое сделал Ф. М. Росляков для преображения провинциальной Вятской губернии. Единственное, что он начал и не успел закончить, - это снятие планов и видов Вятской губернии после ее застройки. Эти планы и виды были необходимы российскому правительству для создания Атласа генеральных карт империи, ведь с ориентацией устройства общества на западный манер, свой облик изменили практически все провинциальные города и поселения. И хотя в штате Вятского зодчего Ф. М. Рослякова не было ни архитекторов, ни художников, он все же смог найти человека, которому доверил снятие планов и видов Вятской губернии. Этим человеком оказался учитель рисования и землемер М. А. Анисимов. Тем не менее, еще при участии самого Рослякова все виды были сняты, оставалось лишь перевести их в необходимый формат, обрисовать антуражем и снять с них копии. Но Ф. М. Рослякову не суждено было этого сделать, ведь 11 марта 1806 года он неожиданно для многих скончался. После смерти первого Вятского зодчего его дело в разное время продолжали выпускники Петербургской Академии Художеств М. П. Кисельников, Н. А. Андреевский, И. Д. Дюссар де Невиль, но все же вклад архитектора Ф. М. Рослякова оставался непревзойденным для многих его последователей.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Ахтырская кладбищенская церковь (ул. Красноармейская, 43) Питейный дом ( Дрелевского, 46)

Изображение слайда
10

Последний слайд презентации: Губернский архитектор Ф. М. Росляков

Спасибо за внимание

Изображение слайда