Презентация на тему: Гонтаренко Мария ПОрл / б-19-4о Языческое и христианское в русском фольклоре

Гонтаренко Мария ПОрл / б-19-4о Языческое и христианское в русском фольклоре
Гонтаренко Мария ПОрл / б-19-4о Языческое и христианское в русском фольклоре
Гонтаренко Мария ПОрл / б-19-4о Языческое и христианское в русском фольклоре
Гонтаренко Мария ПОрл / б-19-4о Языческое и христианское в русском фольклоре
Гонтаренко Мария ПОрл / б-19-4о Языческое и христианское в русском фольклоре
Гонтаренко Мария ПОрл / б-19-4о Языческое и христианское в русском фольклоре
Гонтаренко Мария ПОрл / б-19-4о Языческое и христианское в русском фольклоре
Гонтаренко Мария ПОрл / б-19-4о Языческое и христианское в русском фольклоре
Гонтаренко Мария ПОрл / б-19-4о Языческое и христианское в русском фольклоре
Гонтаренко Мария ПОрл / б-19-4о Языческое и христианское в русском фольклоре
Гонтаренко Мария ПОрл / б-19-4о Языческое и христианское в русском фольклоре
Гонтаренко Мария ПОрл / б-19-4о Языческое и христианское в русском фольклоре
Гонтаренко Мария ПОрл / б-19-4о Языческое и христианское в русском фольклоре
Гонтаренко Мария ПОрл / б-19-4о Языческое и христианское в русском фольклоре
Гонтаренко Мария ПОрл / б-19-4о Языческое и христианское в русском фольклоре
Гонтаренко Мария ПОрл / б-19-4о Языческое и христианское в русском фольклоре
Гонтаренко Мария ПОрл / б-19-4о Языческое и христианское в русском фольклоре
Гонтаренко Мария ПОрл / б-19-4о Языческое и христианское в русском фольклоре
1/18
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 77)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (4819 Кб)
1

Первый слайд презентации

Гонтаренко Мария ПОрл / б-19-4о Языческое и христианское в русском фольклоре..

Изображение слайда
2

Слайд 2

Задачи : 1. Изучить влияние религии на творчество славян. 2. Рассмотреть влияние культуры на мировоззрение славян. 3. Определить причины исчезновения культа языческих богов. Цель : Изучить духовную культуру славянского народа.

Изображение слайда
3

Слайд 3

На протяжении многих лет этнографы, археологи и историки обсуждали различные версии происхождения русских. Все они сходятся в одном: родительское дерево – древние славяне.

Изображение слайда
4

Слайд 4

. История древних славян — это период развития язычества и, как везде в аналогичные периоды — господство мифологического типа мировоззрения и культуры, основанных на магических верованиях. Нашим предкам каждый лес, ручей, отдельное дерево представлялись имевшими своего духа, свою душу.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Для культуры древних народов был характерен анимизм ( anima — душа): воззрение, согласно которому все — и человек, и зверь, и дерево, и камень, — имеет свою душу и все живо до тех пор, пока душа не расстанется с телом.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Языческая культура славян знала строгое расписание годовых магических праздников. Смена времен года и сельскохозяйственных сезонов сопровождалась торжественными празднествами. (В декабре славяне встречали сурового бога зимы Коляду. Весной начинался радостный цикл праздников солнца. На масленицу пекли блины — символ солнца, провожали соломенное чучело божества — зимы, сжигали его за пределами села, а иногда одновременно зажигали просмоленное колесо на высоком шесте. Первая неделя лета была посвящена покровителям любви — Ладе и Лелю. Веселыми песнями и свадьбами отмечали эту неделю славяне.)

Изображение слайда
7

Слайд 7

Заметное место занимало поклонение богам стихии и покровителям того или иного вида человеческой деятельности. Изображения богов ставились на городских площадях, богам сооружали храмы, при которых находились жрецы-кудесники, волхвы, чародеи. О своих богах славяне слагали мифы и легенды, особенно благодаря бога солнца, который научил людей ковать металл и установил правильные семейные отношения.

Изображение слайда
8

Слайд 8

К высшему уровню относились два праславянских божества, чьи имена достоверно известны - Перун и Волос (Велес), а также некий женский персонаж, чье праславянское имя неясно (возможно, это Мокошь ). Эти божества, воплощавшие военную и природно-хозяйственную функции, связаны между собой как участники грозового мифа: бог грозы Перун, обитающий на небе, на вершине горы, преследует своего змеевидного врага Велеса, живущего внизу, на земле. Причина распри — похищение Велесом скота, людей, а в некоторых вариантах и жены громовержца. Поединок завершается победой Перуна, которую символизирует проливающийся с небес дождь, приносящий плодородие.

Изображение слайда
9

Слайд 9

К богам высшего праславянского уровня относят, правда, с долей условности, также: Сварога  - бога или духа огня, Дажьбога  - солнечного бога, подателя благ, и безымянную землю (Мать сыра земля) — всеобщий источник жизни, мать всего живого, в том числе и человека. На более низком уровне находятся божества, связанные с хозяйственными циклами  и сезонными обрядами — Род, Чур, большинство женских богинь ( Мокошь и др.).

Изображение слайда
10

Слайд 10

Следующий уровень характеризуется мифологическими персонажами, не имеющими личных имен — Доля, Лихо, Правда, Кривда, Смерть, Суд и др. Многие из этих персонажей позднее присутствуют в сказках (например Горе-Злосчастье). На этом же уровне находятся и герои мифологического эпоса — Кип, Щек, Хорив и др.

Изображение слайда
11

Слайд 11

К низшей мифологии относятся разные классы неиндивидуализированной (часто и неантропоморфной ) нечистой силы, связанной со всем мифологическим пространством от дома древнего славянина до леса, болота и т.п. — домовые, лешие, водяные, кикиморы, русалки и др.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Языческая культура — закономерная ступень нашей истории. Веками сложившиеся навыки, основы материальной и бытовой культуры, мифологическое мировоззрение были настолько мощными, что переход к новому типу культуры — христианскому — был возможен только на основе своеобразной « переплавки » принципов древнерусского язычества и византийско-болгарского христианства.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Пережитки других религиозных явлений дородового строя – анимизм и магизм – конечно, сохранились в фольклоре в значительно большей и значительно более ясной форме, но они настолько должны были слиться с элементами религии родовой коммуны, что отделить их от нее уже не представляется возможным. Возникшая на Руси уже в XI веке ситуация «двоеверия» -« двукультурья » сказывалась на всех уровнях общественного сознания, накладывая свой отпечаток на поведение, ценностную ориентацию и практические стороны деятельности людей.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Мифологическое мировоззрение было оттеснено, но являлось основой, на которую ложилась византийская просвещённость. Византийско-христианская традиция стала одной из двух главных составляющих древнерусской культуры. Благодаря возникновению двоеверия прежние мифологические воззрения на протяжении нескольких столетий после принятия христианства продолжали оказывать ощутимое воздействие на развитие отечественной культуры.

Изображение слайда
15

Слайд 15

С принятием христианства древние боги исчезают, но следы « убегающих » богов еще долго хранятся в народных сказаниях в богатырском эпосе: древние боги преобразились в героев. При наступлении периода положительной истории, с распространением письменности и культуры, действующими героями в эпосе являются уже исторические лица: эпос достиг своей третьей ступени; но как раньше доисторические народные герои заимствовали свои краски от богов, так и теперь под историческими именами нередко скрываются прежние, престарые мифы Письменность феодальной Руси носила по преимуществу религиозный характер. Христианская церковь относилась к устной поэзии народных масс с резкой враждебностью, усматривая в этой устной поэзии выражение « поганской », т.е. языческой идеологии, с которой церковь вела яростную борьбу. И, бесспорно, очень многие песни, сказки, игры обряды должны были заключать в себе в явной и пережиточной форме элементы дохристианских, языческих культов, мифов и магии.

Изображение слайда
16

Слайд 16

При расколе язычества русский этнос излагал свои взгляды в, непосредственно, народном творчестве, а именно в пословицах из ряда изуверство – раскол. "Яко же благословляется, тако и крестится ( раск.). Церковь не в бревнах, а в ребрах ( духоборцы ). Кто бога боится, тот в церковь не ходит ( раск.). Поклоняйся Христу не мазаному, не писанному, а Христу животворному ( духоборцы )."

Изображение слайда
17

Слайд 17

Бытовая сторона календарных праздников, состоявшая по преимуществу из остатков языческих обрядов, выражалась в шуточной форме. По своему магическому характеру бытовые обряды были аналогичны церковным, так как последние ведут родословную от родственных первобытных представлений. Церковь постаралась приспособить языческий обряд к своим целям: хождение на кладбище стало истолковываться как прощание, т.е. просьба к покойникам – « родителям » - о прощении грехов. Обряды эти описаны и в древних памятниках и в позднейшее время в научной этнографической литературе.

Изображение слайда
18

Последний слайд презентации: Гонтаренко Мария ПОрл / б-19-4о Языческое и христианское в русском фольклоре

Соколов, Ю. М.   Русский фольклор (устное народное творчество) в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Ю. М. Соколов ; под научной редакцией В. П. Аникина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 203 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07081-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL :   https :// biblio - online. ru / bcode /433686  . Пословицы русского народа в 2 ч. Часть 1 / В. И. Даль. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 411 с. — (Антология мысли).   https://biblio-online.ru/book/poslovicy-russkogo-naroda-v-2-ch-chast-1-412200 3.Миллер, В. Ф. Очерки русской народной словесности. Былевой эпос / В. Ф. Миллер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 398 с. — (Антология мысли). — https://biblio-online.ru/book/ocherki-russkoy-narodnoy-slovesnosti-bylevoy-epos-411120 Список используемой литературы:

Изображение слайда