Презентация на тему: Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при

Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
1. Принцип постепенности, непрерывности и систематичности
2. Принцип комплексности или разносторонней физической подготовки
3. Принцип адекватности нагрузок
4. Рациональное чередование тренировки и отдыха
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Структура занятия физической культурой
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
1. Подготовка опорно-двигательного аппарата
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
2. Подготовка нервной системы и вегетативных систем
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
3. Специальная подготовка
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Физиолого-гигиенические требования к основной части занятия
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
Домашнее задание:
Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при
1/48
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 98)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2127 Кб)
1

Первый слайд презентации

Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при занятиях физической культурой и спортом Лекция 9

Изображение слайда
2

Слайд 2

Оптимальная Сниженная Гиподинамия Повышенная Снижение ДА ниже физиологического минимума оказы-вает отрицательное влияние на здоровье человека, ограни-чивая его работоспособность, устойчивость к инфекциям и стрессам. При этом возможности адаптации организма к меняющимся условиям среды ограничены. Такой уровень двигательной активности и соответствующий ему уровень здоровья в настоящее время присущ значительному количеству людей. Более значительное снижение ДА (полная гиподинамия ) быстро приводит к развитию болезненных явлений атрофии скелетных мышц и сердечной мышцы, изменению костной ткани, сопровождающимися потерей кальция, застойными явлениями в легких и других внутренних органах, нарушению крово- и лимфо-обращения и т.д. Содействует благоприятному развитию и функциональ-ному совершенствованию организма. Эта доза двигатель-ной активности необходимая для поддержания функцио-нальных резервов организма и хорошего состояния здоровья. Двигательная активность выше максимума оптимальной ДА может вызвать перенапряжение отдельных систем и органов и организма в целом. Двигательная активность

Изображение слайда
3

Слайд 3

Оптимальными нагрузками следует считать нагрузки, которые выполняются в пре-делах физиологических механизмов адаптации и содействуют благоприятному развитию и функциональному совершенствованию организма. Другими словами доза двигательной актив-ности (ДА) необходимая для поддержания функциональных резервов организма, способ-ствующая хорошему состоянию здоровья является оптимальной.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок 1. Систематичность, непрерывность и преемственность нагрузок 2. Комплексность и разносторонность физической подготовки 3. Адекватность физических нагрузок 4. Рациональное чередование нагру- зок и отдыха

Изображение слайда
5

Слайд 5: 1. Принцип постепенности, непрерывности и систематичности

Систематическое, многократное повторение мышеч -ной работы с постоянно возрастающей нагрузкой позволяет нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой и мышечной системам приспособиться к выполнению рабо -ты и повысить работоспособность организма в целом. Нарушение этого принципа (например приме- нение значительных нагрузок на начальном этапе за- нятий физической культурой и спортом может привес- ти к переутомлению и стать причиной перетрениро-ванности и травм. После вынужденных перерывов в тренировке возобновлять занятия следует с более легкой, чем перед перерывом нагрузки.

Изображение слайда
6

Слайд 6: 2. Принцип комплексности или разносторонней физической подготовки

Принцип комплексности или разносторонней физи -ческой подготовки предполагает применение в физичес -ком воспитании различных средств ФК, направленных на развитие основных двигательных качеств. Разносторонняя подготовка способствует всестороннему гармоническому физическому развитию, улучшению функционального состояния органов и систем дает наиболее выраженный оздоровительный и спортивный эффект. Общая физичес -кая подготовка и использование в качестве вспомогатель-ных средств элементов других видов спорта повышает возможность выполнения более интенсивных и длитель-ных нагрузок, способствуют лучшей координации движе-ний, помогают росту результативности в избранном виде спорта.

Изображение слайда
7

Слайд 7: 3. Принцип адекватности нагрузок

Принцип адекватности нагрузок – это такое пла-нирование и организация физической активности, применение таких средств и методов физического воспитания, таких объемов физических нагрузок, которые бы соответствовали возрастным, половым и индивидуальным особенностям занимающихся.

Изображение слайда
8

Слайд 8: 4. Рациональное чередование тренировки и отдыха

Рациональное чередование тренировки и отдыха обеспечивает необходимое восстановление функцио-нального состояния организма спортсмена и преду-преждает возникновение переутомления. При этом повышается работоспособность организма и вынос-ливость. После каждого занятия (тренировки) необ-ходим достаточный отдых, однако отдых между тре-нировочными занятиями не должен быть слишком длительным, чтобы не препятствовать закреплению положительных сдвигов, достигнутых в предыдущих тренировках.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Изображение слайда
10

Слайд 10

На каждой тренировке должен быть получен срочный и отставленный тренировочный эффект, достаточный для кумулятивного эффекта. Эффекты тренировки Срочный эффект Отставленный эффект Кумулятивный эффект 1-го порядка Кумулятивный эффект 2-го порядка

Изображение слайда
11

Слайд 11

Непосредственное действие физических нагрузок на организм на тренировке – это срочный тренировочный эффект. Действие всей тренировки (до следующей) на организм – это отставленный тренировочный эффект.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Суммарный эффект нескольких тренировочных занятий (3-4 недели) называется кумулятивным эффектом первого порядка (реализуется в основном на функциональном уровне ). Кумулятивный тренировочный эффект второго порядка рассматривается как суммарный эффект продолжительного действия тренировочного процесса (более 8 недель), при котором результат тренировочного воздействия реализуется в структурных изменениях тканей, в первую очередь мышечной.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Изображение слайда
14

Слайд 14: Структура занятия физической культурой

Время (мин) Части занятия Подготовительная часть Основная часть Заключительная часть чсс чд 5 10 15 20 25 30 35 40 45

Изображение слайда
15

Слайд 15

I. Гигиеническая характеристика подготовительной части занятия

Изображение слайда
16

Слайд 16

Гигиенические задачи подготовительной части занятия Подготовка опорно-дви гательного аппарата подготовка связочно-суставного аппарата подготовка мышечного аппарата Подготовка нервной системы и вегетативных систем подготовка дыхательной системы подготовка сердечно-сосудистой системы подготовка нервной системы и системы терморегуляции Специальная подготовка 5 - 7 мин 5 - 6 мин 5 - 6 мин Подготовка нервно-мышечного аппарата

Изображение слайда
17

Слайд 17: 1. Подготовка опорно-двигательного аппарата

Изображение слайда
18

Слайд 18

а) Подготовка связочно-суставного аппарата

Изображение слайда
19

Слайд 19

Подготовка связочно-суставного аппарата (длительность 5-7 минут) Простые движения в суставах без большой амплитуды и отягощений вызывают выделение в полость суставов синовиальной жидкости, предохраняющей суставные поверхности от трения и, тем самым, от их повреждения, тем самым предупреждая развитие таких заболеваний как остеохондроз, артроз, радикулит и др.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Изображение слайда
21

Слайд 21

Изображение слайда
22

Слайд 22

Не рекомендуется начинать занятие (тренировку) с бега, так как в коленных, тазобедренных, голено-стопных суставах, в суставах позвоночника еще нет достаточного количества синовиальной жидкости, а при беге после полетной фазы в каждом шаге про-исходит приземление с довольно сильной ударной волной на суставы ног и позвоночника, что может привести к микротравматизации суставов. Поэтому до бега необходимо выполнить элементар-ные движения в суставах ног и позвоночника. При этих же упражнениях с направленностью на растя-жение увеличивается эластичность связок и сухо-жилий, что предохраняет их от разрывов при более мощных усилиях в основной части занятия.

Изображение слайда
23

Слайд 23

б) Подготовка мышечного аппарата

Изображение слайда
24

Слайд 24

Подготовка мышечного аппарата. Оптимальные условия для наиболее эффективной работы мышц создаются тогда, когда их температу-ра достигает 38 градусов. При этом уменьшается их вязкость, сокращается потеря энергии на внутрен-нее трение, мышцы обретают способность выпол-нять движения наиболее быстро и мощно, снижает-ся возможность их разрывов и повреждений. Разогрев мышц достигается в подготовительной части так же упражнениями с небольшой амплитудой и интенсивностью.

Изображение слайда
25

Слайд 25: 2. Подготовка нервной системы и вегетативных систем

Изображение слайда
26

Слайд 26

а) Подготовка дыхательной системы (длительность 5-6 минут) Для подготовки организма к выполнению интен-сивных нагрузок необходимо также повысить функ-цию дыхательной системы. Период врабатывания дыхательной системы составляет около 3 минут, поэтому для стимуляции ее функций требуется не менее 3, а лучше 5-6-минутная физическая нагрузка при ЧСС 130-150 уд/мин, лучше в форме бега. За это время аппарат внешнего дыхания постепенно достига-ет более высокого функционального уровня, увеличи-вается количество функционирующих единиц бронхо-легочной системы и обеспечивается координация их функций с системой легочного кровообращения, увеличивается количество действующих сосудов в скелетных мышцах.

Изображение слайда
27

Слайд 27

б) Подготовка сердечно-сосудистой системы (длительность 5-6 минут) Увеличение количества действующих сосудов в работающих мышцах, постепенно повышающийся ударный и минутный объемы сердца повышают способность системы кровообращения снабжать работающие мышцы кислородом и удалять из них продукты обмена веществ – это еще один фактор профилактики локальных мышечных переутомлений. Поэтому аэробная разминка особенно необходима перед интенсивными силовыми и скоростными нагрузками. Для аэробной разминки лучше всего использовать бег умеренной интенсивности в течение 5-6 минут при ЧСС 130-150 уд/мин.

Изображение слайда
28

Слайд 28

в) Подготовка нервной системы и системы терморегуляции (длительность 5-6 минут) Увеличение кровотока в процессе аэробной разминки происходит не только в работающих мышцах, но и в коже, увеличение кровотока в коже способствует уве-личению теплоотдачи и предупреждению перегрева-ния организма. В процессе разминки повышается и тонус нервной системы, улучшается координация движений, снижается риск травм и повреждений при выполнении технически сложных упражнений.

Изображение слайда
29

Слайд 29: 3. Специальная подготовка

Изображение слайда
30

Слайд 30

Специальная подготовка (длительность 5-7 минут) Основная задача этого раздела подготовки нервно-мышечного аппарата к выполнению специальной наг-рузки, запланированной на данное занятие. Совершенствуется координация, техника выполнения специальных упражнений, что важно как для более эффективного их выполнения, так и для профилактики травм, связанных с несовершенством техники. Содержанием этого раздела являются движения соответствующие основным упражнениям, но выпол-няемые с меньшей интенсивностью.

Изображение слайда
31

Слайд 31

1. Подготовка опорно-двигательного аппарата Подготовка связочно-суставного аппарата простые движения в суставах без большой амплитуды и отягощений с небольшой интенсивностью 5-7 минут Подготовка мышечного аппарата 2. Подготовка нервной и вегетативных систем Подготовка дыхательной системы бег умеренной интенсивности при ЧСС 130-150 уд/мин Подготовка сердечно-сосудистой системы 5-6 минут Подготовка нервной системы и системы терморегуляции 3.Специальная подготовка Специальная подготовка движения соответствующие основным упражнениям, но выполняемые с меньшей интенсивностью 5-6 минут

Изображение слайда
32

Слайд 32

II. Гигиеническая характеристика основной части занятия

Изображение слайда
33

Слайд 33

Основная часть занятия строится в соответствии со спецификой вида спорта, решаемыми тренером (учителем) задачами, с возрастом, полом, функциональным состоянием организма занимающихся. Гигиеническая задача основной части занятия – это повышение функционального состояния организма занимающихся, их физической подготовленности.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Физиолого-гигиенические требования к основной части занятия

1. Занятия должны быть комплексными; 2. Физические нагрузки следует чередовать и по их направленности на развитие определенных мышечных групп; 3. Физические нагрузки необходимо чередовать по интенсивности их воздействия на ССС, по характеру энергообеспечения; 4. Объем физической нагрузки должен быть достаточным для достижения выраженного срочного и отставленного тренировочного эффектов – что определяется по показателям врачебно-педагогического контроля и самоконтроля (например, по выраженности внешних признаков утомления); 5. Нагрузки не должны вызывать переутомление организма занимающе-гося в целом, так и отдельных его систем и органов (локального переутомления).

Изображение слайда
35

Слайд 35

Физиологическая кривая занятия

Изображение слайда
36

Слайд 36

Изображение слайда
37

Слайд 37

По величине тренировочного воздействия на организм спортсмена (по выраженности ответных физиологических реакций) выделяют 3 вида тренировки : 1. Тренировки с малой тренировочной нагрузкой, дающие восстановительный эффект 2. Тренировки со средней тренировочной нагрузкой, дающие поддерживающий эффект 3. Тренировки с большой тренировочной нагрузкой, дающие развивающий эффект

Изображение слайда
38

Слайд 38

Зона мощ ности % от макс. Характеристика ЧСС Зона низкой мощ ности Менее 50% макс. Работа в этой зоне может выполняться в течение длительного времени, поскольку все физиологические функции организма не испытывают напряжения до 100 – 120 уд/мин Зона умеренной мощности 50% от макс. Работа в этой зоне способствует установлению взаимодействия ССС и дыхательной системы, а так же двигательного аппарата, но не способствует развитию общей выносливости, так как деятельность мышц и других органов и тканей обеспечивается преимущественно аэробно (за счет кислорода). 130 - 160 уд/мин Зона большой мощ ности около 70% от макс. Работа в этой зоне вызывает большое напряжение физиологических функций в организме. Работа в этой зоне мощности способствует развитию аэробных, анаэробных возможностей организма и, соответственно, различных сторон выносливости. 150-170 уд/мин Зона субмакси - мальной или высокой мощ ности 80% от макс. Работа в этой зоне соответствует режиму выполнения нагрузок при котором работа мышц и других органов обеспечивается в основном анаэробными источниками энергии. более 180 уд/мин Зона максимальной мощ ности 100% от макс. Соответствует выполнению физических упражнений в максимальном темпе и предельным усилием (предельное время выполнения таких нагрузок составляет в среднем 10 секунд). Зоны мощности

Изображение слайда
39

Слайд 39

Изображение слайда
40

Слайд 40

Признак Степени утомления Небольшое утомление (физиологическое) Значительное утомление (переутомление 1-й степени) Резкое переутомление (острое переутомление 2-й степени) Окраска кожи Небольшое покраснение Значительное покраснение Резкое покраснение, побледнение, синюшность Потливость Небольшая Большая (выше пояса) Особо резкая (ниже пояса), выступление солей Мимика Спокойная Напряженная, усталое выражение лица Искаженная. И зможденное выражение лица Движение Бодрая походка Неуверенный шаг, легкое по - качивание, отставание на марше Резкое покачивание, появление не координи - рованных движений, отказ от дальнейшего движения Общий вид Обычный Снижение интереса к окружа - ющему, нарушение осанки (сутулость, опущенные плечи) Апатия, резкое нарушение осанки («вот-вот упадет») Внимание Хорошее, безошибочное выполнение команд Сниженное, неточность в выполнении команд, ошибки при смене направления Резко сниженное. Замедленное, неправильное выполнение команд. Воспринимается только громкая команда Самочу в- ствие Хорошее. Ни каких жалоб, кроме чувства легкой усталости Жалобы на выраженную уста - лость («тяжело»), боли в ногах, сердцебиение, одышка. Жалобы на резкую слабость ( до простра - ции), сильное сердцебиение, головную боль, жжение в груди, тошноту (до рвоты) Пульс 110-150 уд/мин 160 -180 уд/мин 180 – 200 уд/мин Дыхание Учащенное -до 20-26 в мин. на равнине и до 36 в мин. на подъеме Большое учащение – до 38-40 в мин с поверхностным дыханием Резкое учащение – более 50-60 в мин. Учащенное, поверхностное дыхание через рот, переходящее в отдельные вздохи, сменяющиеся беспорядочным дыханием

Изображение слайда
41

Слайд 41

Изображение слайда
42

Слайд 42

Организм спортсмена при физической работе интенсивно теряет воду (повышенное потоотделение и испарение воды через поверхность кожи и легких). Исследования, проведен-ные на спортсменах показали, что при потере 2% веса тела при выделении пота во время физической работы, их сила и спортивные характеристики снижаются на 25%.

Изображение слайда
43

Слайд 43

III. Гигиеническая характеристика заключительной части занятия

Изображение слайда
44

Слайд 44

Заключительная часть занятия очень важна для того, чтобы постепенно восстановился минутный объем кровообращения и характер дыхания после интенсив -ной мышечной деятельности. После интенсивной мышечной нагрузки МОК и МОД еще некоторое вре-мя (3-5 мин.) остается повышенным, что обусловлено необходимостью погашения кислородного долга и удаления продуктов обмена из тканей, а так же в связи с определенной инерцией в работе сердца. При этом мощный левый желудочек обеспечивает кровоток по артериальному руслу до капилляров (кровоток вперед), а правому желудочку, более слабому (присасывающее действие), труднее вернуть тот же объем крови по венозному руслу (кровоток назад).

Изображение слайда
45

Слайд 45

И большое значение для венозного возврата крови особенно после физических нагрузок имеет сокраще-ние мышц – так как «мышечный насос» проталкивает кровь к сердцу. Поэтому, если после интенсивной наг- рузки (например, бега) человек останавливается, то «мышечный насос» выключается и может развиться сердечно-сосудистая недостаточность, так как веноз-ная кровь не возвращается полностью в правый желу -дочек и скапливается на периферии, что может привес- ти к тяжелым последствиям, вплоть до смерти. Кроме того, плавное снижение интенсивности нагрузки в заключительной части занятия постепенно уменьшает возбуждение нервной системы, создавая условия для перехода к другого вида деятельности (например, к умственной работе).

Изображение слайда
46

Слайд 46

Гигиенические задачи заключительной части занятия Восстановление характера кровообращения (ЧСС, СО, МОК) Восстановление характера дыхания (ЧД, МОД) Уменьшение возбуждения нервной системы 5 - 6 мин Создать условия для перехода к другого вида деятельности Средства: ходьба, упражнения на расслабление, упражнения на внимание, дыхательные упражнения

Изображение слайда
47

Слайд 47: Домашнее задание:

Домашнее задание даю только одно – доклад-презентация на тему «Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов в….. ( вид спорта, которым Вы занимаетесь )».

Изображение слайда
48

Последний слайд презентации: Гигиенические требования к нормированию физических нагрузок при

Благодарю за внимание

Изображение слайда