Презентация на тему: Гигиена и экология человека

Гигиена и экология человека
План:
1. Основные термины и определения
Гигиена и экология человека
Гигиена и экология человека
2. История развития гигиены и экологии
Развитие гигиены в России
Гигиена и экология человека
Гигиена и экология человека
Гигиена и экология человека
Гигиена и экология человека
Основные задачи гигиены
Гигиена и экология человека
3. Глобальные экологические проблемы
Гигиена и экология человека
Гигиена и экология человека
4. Гигиеническое нормирование
Гигиена и экология человека
Гигиена и экология человека
Гигиена и экология человека
Методы гигиенических исследований
Гигиена и экология человека
Гигиена и экология человека
Гигиена и экология человека
Гигиена и экология человека
Гигиена и экология человека
Гигиена и экология человека
Гигиена и экология человека
1/28
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 4)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (673 Кб)
1

Первый слайд презентации: Гигиена и экология человека

ТЕМА: «ВВЕДЕНИЕ В ГИГИЕНУ И ЭКОЛОГИЮ ЧЕЛОВЕКА» Преподаватель Кириенко И.Ю.

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: План:

1. Основные термины и определения 2. История развития гигиены и экологии 3. Глобальные экологические проблемы 4. Гигиеническое нормирование План:

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: 1. Основные термины и определения

Гигиена — наука, изучающая влияние различных факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни. Одной из важнейших задач гигиены является разработка профилактических мероприятий, направленных на оздоровление условий жизни и труда человека. 1. Основные термины и определения

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4

Древние греки представляли себе богиню здоровья в виде молодой женщины, держащей в руке чашу, наполненную водой. Они считали ее дочерью бога здоровья Эскулапа и дали ей благозвучное имя " Гигиея ". Отсюда и произошло слово "гигиена", т. е. забота о здоровье. Гигиену следует отличать от понятия "санитария", которая представляет собой совокупность практических мероприятий, направленных на проведение в жизнь требований гигиены.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
5

Слайд 5

Предметами гигиены являются окружающая среда и здоровье. Окружающая среда – это совокупность элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно-этнического характера, которые составляют единую, непрерывно изменяющуюся экосистему. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
6

Слайд 6: 2. История развития гигиены и экологии

Гигиенические знания, основанные на жизненных наблюдениях, зародились в глубокой древности. Первые гигиенические трактаты, дошедшие до нас («О здоровом образе жизни», «О воде, воздухе и местностях»), принадлежат перу великого врача Древней Греции Гиппократу (460—377 гг. до н. э.). Первые городские водопроводы, больницы были построены в Древнем Риме. Большой вклад в развитии гигиены внес Абу Али ибн Сина - естествоиспытатель, описавший способы ухода за больными. Его великий труд- «Трактат по гигиене». 2. История развития гигиены и экологии

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
7

Слайд 7: Развитие гигиены в России

В глубокой древности на русской земле славянские племена имели хотя и очень элементарные, но в определенной мере действенные представления о заразности многих болезней и необходимости борьбы с ними. Для предупреждения инфекционных заболеваний использовали окуривание полынью и другими травами, сжигали одежду и малоценные постройки после смерти больных, организовывали заставы для ограничения перемещения населения во время эпидемий. В более поздний период, в X – XI веках, уделялось много внимания благоустройству городов, пищевой санитарии и соблюдению санитарных правил в войсках. В России с давних времен умели беречь и сохранять воду, строили для этого шахтные колодцы, тайники. В период царствования Ивана Грозного создается «Домострой» - документ, в котором даются указания о соблюдении чистоты в жилищах, мытье посуды и правилах питания. Неоценима роль Петра I в развитии санитарной культуры в России. Он упразднил Аптекарский приказ и создал Медицинскую канцелярию, издал указы по охране здоровья населения, учредил запись родившихся и умерших, лично следил за санитарным благополучием и питанием в войсках. Развитие гигиены в России

Изображение слайда
1/1
8

Слайд 8

Первую гигиеническую кафедру при медицинском факультете Мюнхенского университета в 1865 г. организовал Макс Петтенкофер (1818—1901). Он не только исследовал факторы окружающей среды (воду, воздух, почву, пищу), но и создал первую школу гигиенистов. Особое значение профилактических мероприятий в предупреждении высокой заболеваемости указывали многие русские врачи: Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, Н. Г. Захарьин, М. Я. Мудров.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
9

Слайд 9

В России гигиена как курс судебной медицины начинал преподаваться в Медико-хирургической академии (Санкт-Петербург) с 1798 г. Сначала курс назывался «Медицинская полиция», а с 1835 г. «Медицинская полиция и гигиена». Первая самостоятельная кафедра гигиены в академии открылась в 1871 г. под руководством приват-доцента Алексея Петровича Доброславина (1842—1889). Он организовал экспериментальную лабораторию, создал первую русскую школу гигиенистов, им были написаны первые русские учебники по гигиене.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
10

Слайд 10

Московская школа гигиенистов была создана Федором Федоровичем Эрисманом (1842—1915). В 1881 г. Он работал в области гигиены детей и подростков (до сих пор известна универсальная парта Эрисмана), социальной гигиены, заложил основы изучения влияния факторов среды на здоровье подрастающего поколения, доказал, что физическое развитие может выступать в качестве показателя санитарного благополучия детского населения. Доброславин и Эрисман считаются основоположниками гигиены.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
11

Слайд 11

Гигиена на современном этапе представляет собой широко дифференцированную науку. Впервые возникнув как общая гигиена, в дальнейшем, по мере расширения изучаемых проблем и объектов внешней среды, стали самостоятельно развиваться такие дисциплины, как гигиена труда, гигиена питания, коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков и др. Гигиена имеет тесную связь со всеми медицинскими дисциплинами, а также с химией, биологией, физикой, математикой, общественными науками и др. Гигиена непосредственно связана с эпидемиологией, которая широко использует гигиенические рекомендации и санитарные мероприятия для борьбы с инфекционными заболеваниями.

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12: Основные задачи гигиены

Разработка предупредительного и санитарного эпиднадзора ; Разработка санитарного законодательства; Обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха; Охрана здоровья детей и подростков; Участие в разработке основ рационального питания; Санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода. Основные задачи гигиены

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13

Экология – это наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Слово «экология» образовано от греческого слова oikos, что значит дом, жилище. Основные законы экологии сформированы американским экологом Б.Коммонером Медицинская экология – отрасль экологии человека, изучающая влияние природных и техногенных аномальных процессов в окружающей среде на здоровье человека с целью устранения влияния экологического фактора риска на индивидуальное и общественное здоровье населения. Экологическое здоровье  – способность организма сохранять соответствующие возрасту и полу психофизиологическую устойчивость в условиях постоянного изменения структурной и сенсорной информации.

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14: 3. Глобальные экологические проблемы

В окружающей среде и биосфере происходят непрерывные сложные процессы. Одни из этих процессов связаны с действием факторов, направленных на обеспечение постоянства качества окружающей среды (гомеостаз). Это так называемые стабилизирующие факторы. Другие факторы, связанные с деятельностью человека (антропогенные), приводят к нарушению природного равновесия в природе. Это дестабилизирующие факторы. 3. Глобальные экологические проблемы

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
15

Слайд 15

Возникновение пожаров вследствие пренебрежительного использования природных ресурсов Автомобильный транспорт

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
16

Слайд 16

Влияния среды обитания на здоровье населения Загрязнение — это процесс отрицательного видоизменения окружающей среды — воздуха, воды, почвы — путём её интоксикации веществами, которые угрожают жизни живых организмов. Виды загрязнений: Биологическое — загрязнителем являются не свойственные экосистеме организмы. Наиболее известный пример — бесконтрольно расплодившиеся в Австралии кролики. Микробиологическое – бактерии, вирусы, грибы, простейшие, яйца гельминтов. Механическое — загрязнение химически инертным мусором, протаптывание тропинок и прочее механическое воздействие на среду. Космический мусор. Химическое — загрязнителем являются вредные химические соединения. Химические загрязнители могут вызывать острые отравления, хронические болезни, а также оказывать канцерогенное и мутагенное действие.

Изображение слайда
1/1
17

Слайд 17: 4. Гигиеническое нормирование

Широкое использование разнообразных методов в гигиенических исследованиях по изучению факторов окружающей среды и здоровья населения позволяет научно обосновать разработку законодательных, нормативных документов, гигиенических регламентов и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и сохранение здоровья. 4. Гигиеническое нормирование

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18

Основой гигиены служат гигиенические нормативы – предельно допустимые концентрации (ПДК), предельно допустимые уровни (ПДУ), ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) для воздуха населенных мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, обеспечения высокой работоспособности.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
19

Слайд 19

Широко используемые разнообразные методы гигиенических исследований можно объединить в две основные группы : 1) методы, с помощью которых изучается гигиеническое состояние факторов внешней среды; 2) методы, позволяющие оценить реакцию организма на воздействие того или иного внешнего фактора.

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20

С анитарное описание – гигиеническое исследование. Этот метод широко используется при изучении условий жизни в населенных местах – жилищных, производственных, бытовых и др. санитарному описанию подвергаются объекты окружающей среды, условия жизни и труда. К объектам окружающей среды относятся: в одоисточники почва воздух пищевые продукты жилье места труда и отдыха больничные и школьные учреждения Метод санитарного описания позволяет охарактеризовать состояние объекта наблюдения, наметить объем и характер необходимых лабораторных исследований, с помощью которых объективно оценивается санитарная ситуация.

Изображение слайда
1/1
21

Слайд 21: Методы гигиенических исследований

Физические методы: чрезвычайно широко применяются в санитарно- гигиенических исследованиях. С их помощью исследуют температуру, скорость движения воздуха, электрическое состояние воздуха, барометрическое давление, все виды лучистой энергии. Физические методы широко применяются в коммунальной гигиене при оценке климата населенных мест, в гигиене труда для оценки метеоусловий на производстве, различных видов излучений на производстве. В настоящие время широко используются современные методы: спектрографический анализ, люминисцентный анализ, радиометрические и дозиметрические методы, телеметрическая аппаратура. Методы гигиенических исследований

Изображение слайда
1/1
22

Слайд 22

Химические методы : используются при изучении химического состава воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, для определения ядохимикатов, различных синтетических веществ и разнообразных токсических веществ, поступающих в биосферу в малых количествах. С помощью химических методов, определяют примеси, не свойственные природному составу. С помощью химических методов устанавливают такой важный фактор, как миграция по пищевым цепочкам некоторых ядохимикатов, применяемых в сельском хозяйстве.

Изображение слайда
1/1
23

Слайд 23

Биологические методы: делятся на собственно биологические и бактериологические. Собственно биологические – это такие методы исследования объектов окружающей среды, в процессе которых определяются микро и макро организмы и вещества животного и растительного происхождения, характеризующие санитарное состояние объекта. Например: исследование водоема с целью изучения населяющих водоем растительных и животных организмов. К биологическим методам относятся гельминтологические исследования. Бактериологические методы в практике санитарно-гигиенических исследований имеют первостепенное значение, т.к. с их помощью можно не только определить общую обсемененность изучаемого объекта, но выделить и идентифицировать санитарно-показательные микроорганизмы. Бактериологический анализ имеет важное значение для оценки пищевых продуктов (молоко, мясо, готовая пища). К числу объектов санитарного надзора относятся предприятия промышленности, сельского хозяйства, общественного питания, торговли, жилые дома, детские учреждения, новые виды посуду, тары, оборудования и упаковок из полимерных материалов, детские игрушки, книги, одежда.

Изображение слайда
1/1
24

Слайд 24

Клинические методы широко используются для оценки состояния здоровья населения, подвергающегося воздействию факторов окружающей среды. Эти методы применяют не только для определения выраженных нарушений, но и для выявления показателей преморбидных состояний у практически здоровых людей. Это осуществляется в процессе клинического наблюдения в больницах и клиниках или при диспансерном обследовании на производстве. Эпидемиологические методы – это совокупность методик изучения изменений здоровья населения под влиянием различных эндогенных и экзогенных социальных и природных факторов. Эпидемиологический метод позволяет изучать здоровье коллектива или населения города, района, области путем анализа определенных медицинских учетных и отчетных документов, проведения медицинских обследований населения в амбулаторных и стационарных условиях с последующим расчетом показателей, характеризующих здоровье населения.

Изображение слайда
1/1
25

Слайд 25

Социологические исследования и санитарно-статистические методы дают возможность проанализировать и количественно оценить ряд явлений и, в частности, динамику естественного движения населения (рождаемость, смертность, прирост населения), заболеваемость, физическое развитие и т. д. Эти методы основаны на изучении медицинских документов и отчетов, содержащих информацию о состоянии здоровья населения. Статистические исследования включают 4 этапа: 1. Составления программ и плана исследования; 2. Сбор материала; 3. Разработку данных; 4. Анализ материала, составление выводов и предложений для внедрения результатов исследований в практику. Санитарная статистика широко применяет метод математического анализа. Метод лабораторного эксперимента позволяет моделировать процессы и явления для выяснения их значения для здоровья человека. Эксперимент проводится на лабораторных животных, а в отдельных случаях, при соблюдении всех мер безопасности, установленных ВОЗ, на добровольцах. Примером может служить изучение на лабораторных установках процессов накопления в почве и растениях вредных химических веществ. Метод гигиенического эксперимента ставит своей целью в натуральных или лабораторных условиях изучить влияние различных факторов окружающей среды на организм человека или животных.

Изображение слайда
1/1
26

Слайд 26

Перспективное развитие гигиенической науки и санитарно-эпидемиологической службы в нашей стране определяется принятой Конституцией Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан ". Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

Изображение слайда
1/1
27

Слайд 27

Актуальной в настоящее время является проблема охраны среды обитания человека ( воздуха, воды, почвы, населенных мест ). Ее изучение проводится на основе разработки системы общегосударственных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Немаловажной задачей является гигиеническое воспитание населения, создание безопасных условий применения товаров широкого потребления, особенно бытовой химии и полимерных материалов и изделий на их основе.

Изображение слайда
1/1
28

Последний слайд презентации: Гигиена и экология человека

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2