Презентация на тему: ГИА С2 Пишем сочинение о роли прилагательных

ГИА С2 Пишем сочинение о роли прилагательных
ГИА С2 Пишем сочинение о роли прилагательных
Функция прилагательного
ГИА С2 Пишем сочинение о роли прилагательных
ГИА С2 Пишем сочинение о роли прилагательных
Прилагательные в переносном значении
ГИА С2 Пишем сочинение о роли прилагательных
ГИА С2 Пишем сочинение о роли прилагательных
ГИА С2 Пишем сочинение о роли прилагательных
ГИА С2 Пишем сочинение о роли прилагательных
ГИА С2 Пишем сочинение о роли прилагательных
ГИА С2 Пишем сочинение о роли прилагательных
ГИА С2 Пишем сочинение о роли прилагательных
ГИА С2 Пишем сочинение о роли прилагательных
ГИА С2 Пишем сочинение о роли прилагательных
ГИА С2 Пишем сочинение о роли прилагательных
ГИА С2 Пишем сочинение о роли прилагательных
ГИА С2 Пишем сочинение о роли прилагательных
ГИА С2 Пишем сочинение о роли прилагательных
ГИА С2 Пишем сочинение о роли прилагательных
ГИА С2 Пишем сочинение о роли прилагательных
ГИА С2 Пишем сочинение о роли прилагательных
ГИА С2 Пишем сочинение о роли прилагательных
1/23
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 31)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1295 Кб)
1

Первый слайд презентации

ГИА С2 Пишем сочинение о роли прилагательных

Изображение слайда
2

Слайд 2

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания профессора, доктора филологических наук Валгиной Н.С : «Имя прилагательное - это важнейший выразитель точной определительной характеристики предметов, явлений объективной действительности».

Изображение слайда
3

Слайд 3: Функция прилагательного

Обозначает признак предмета и характеризует его с разных сторон (по цвету, форме, размеру, пространству и т.д.) ; выделяет обозначенный определяемым словом предмет из ряда однородных и индивидуализирует его; даёт предмету дополнительную, часто оценочную характеристику; передаёт авторское отношение, его оценку; рисует внешний вид человека, отражают его внутреннее состояние; придаёт описанию образность, яркость.

Изображение слайда
4

Слайд 4

« … Качественные прилагательные… обладают самыми яркими экспрессивными свойствами, поскольку в них заключены разнообразные оценочные значения: добрый, гордый, щедрый, громкий, сладкий, тонкий, большой, стремительный и др. Употребление качественных прилагательных в переносном значении усиливает их образную энергию ». Валгина Н.С., «Теория текста»

Изображение слайда
5

Слайд 5

« Относительные прилагательные употребляются во всех стилях речи прежде всего в информативной функции: каменный дом, городская улица, железная руда. Однако и в относительных прилагательных заложен оттенок качественности, который в определенном контексте всегда может проявиться, придавая им изобразительность; ср.: воздушное течение - воздушный пирог, земной шар - земные помыслы, стальное перо - стальные мускулы ». Валгина Н.С., «Теория текста»

Изображение слайда
6

Слайд 6: Прилагательные в переносном значении

Выразительность прилагательных может быть усилена тем, что в них бывают «спрятаны» различные тропы: эпитеты: пурпурная роза, тёмный лес; олицетворения: Утра луч из-за усталых, бледных туч блеснул над тихою столицей (П.); гиперболы: смертельная тоска, сногсшибательный успех. Изобразительность прилагательных могут подчеркнуть сравнения : как лань лесная, боязлива ; румян, как вербный херувим (П.).

Изображение слайда
7

Слайд 7

Изображение слайда
8

Слайд 8

Текст

Изображение слайда
9

Слайд 9

(1)Подходил к концу день, а треклятой электрички вовсе не было видно.(2) Вдобавок в воздухе закружились тысячи маленьких снежинок, отчего Павлу Ефимовичу Перекурке почему-то сделалось совсем невыносимо. (3)Да еще неподалеку противные подростки смеялись наперебой и мучили какого-то бедного кота, который совершенно уже неблагопристойно орал и иногда брал такие высокие ноты, что Перекурка не знал, куда себя деть. (4)Электричка сегодня основательно опаздывала.. (5) «Беспорядок!» - с досадой подумал Павел Ефимович. (6)Подростки, терзавшие котенка, наверное, от безделья спрыгнули прямо на пути и, не переставая ржать, уселись тесным кружком возле одной рельсы. (7)Снегопад усилился, и плохо было видно, что они там делали, подталкивая друг друга со злостным азартом. (8)Так они возились минут пять, потом один привстал, посмотрел пристально вдаль и сказал: «Скорей давай!» (8) Шпана быстрее зашевелилась, и через миг все они ловко вскарабкались обратно на перрон. (9)Подростки, перебрасываясь редкими бранными фразами, внимательно наблюдали за котенком, туго привязанным к холодной рельсе! (10)Котенок уже хрипло пищал, вертел во все стороны головкой, стараясь понять, что с ним произошло. (11)Ветер принес далекий свисток опаздывающего электропоезда, и снежная мгла где-то вдалеке подернулась желтоватым световым пятном. (12)Подростки курили и ухмылялись. (13)Казалось, последний отблеск человечности давно и безвозвратно сошел с их шелушащихся лиц. ( 14)Важный господин с бесстрастным лицом, стоящий неподалеку, поморщился и сделал вид, что не заметил этого зверского варварства. (15)Какая-то старуха перекрестилась и, крикнув пацанам: «Изверги!» - убежала на другой конец перрона. (16) Молодой человек, стоящий тут же в сторонке, просто молча отвернулся. (17)Перекурка оторопело таращился на беспомощного котенка, который лишь часто-часто дышал. (18)Павел Ефимович сначала не понял, что сделали пьяные подростки, но, услышав истошные крики старухи, внимательнее вгляделся в происходящее. (19)Из его сознания будто током вышибло всю прошлую жизнь это страшное зрелище, этот маленький дрожащий зверек, привязанный к стали, рядом с людьми, не видящими его боль или любующимися ею!

Изображение слайда
10

Слайд 10

(20)Вдали показались два светящихся глаза жуткой электрички, и пути озарились жестким приближающимся светом. (21)Перекурка мельком увидел шальные глаза подростков, горящие жестоким интересом.(22) Он глянул на котёнка и вдруг увидел раньше им как-то не подмеченное: этот маленький котенок был так странно распластан по рельсе, что слегка походил на крохотного человечка с ручками, ножками и небольшой головкой... (23)Как дикий вепрь бросился Перекурка вперед. (24)С нечеловеческой силой дернул он за край прочной капроновой бечевки, которой был примотан котенок. (25)Узел был затянут до неимоверности! (26)В одно время раздался душераздирающий визг кота и электрички, начавшей тормозить. ( 27)Обледенелые пальцы еще раз рванули капрон - только боль в руках и разодранная добела кожа... (28)Страх охватил Перекурку, спазматически сжав сердце. ( 29)Маленький живой комочек смотрел на него ошалелыми глазками. (30)А времени оставалось катастрофически мало, хоть оно и тянулось, словно каучук.(31) Близко желтые глаза... (32) «Сейчас...» - почему-то мелькнуло в потерянном сознании Перекурки, и он, корчась от тупой боли, просунул окровавленные пальцы между рельсой и витой бечевой.... (33)Один рывок!(34) Пролетающий лязг тормозов, быстро утихающий рядом слева... или справа, и - все… (35)…Рядом с голым перроном стоял одинокий человек, прижав что-то к груди. (36)Его непокрытая голова вся была облеплена мокрым снегом, и от этого он казался седым. (37) Все думал и думал Павел Ефимович о чем-то, а его околевшие, разбитые руки с запекшейся кровью на пальцах, крепко прижимали к груди дрожащего, но тихонько мурлыкающего котенка. (38) И пусть кричит метель своим спертым голосом гиены, пусть рыдает она своими хладными слезами, пусть бьет одурело по щекам длинными ладонями, все равно будет еле слышно мурлыкать ушастый зверек под упругим коричневым пальто, закрытый от холода теплыми человеческими руками ! (По Палию С.)

Изображение слайда
11

Слайд 11

Работаем с текстом

Изображение слайда
12

Слайд 12

Найдите в первом абзаце текста прилагательные, которые позволяют увидеть душевное состояние, настроение героя рассказа. (треклятая электричка, противные подростки ) Чем вызвано такое состояние героя? (Предложение 4) Как автор с помощью прилагательных характеризует остальных персонажей рассказа? (Подростки : пьяные, с шальными глазами, горящими жёстким интересом; действуют со злостным азартом; перебрасываются редкими бранными фразами; с их лиц давно уже сошёл последний отблеск человечности ) (Котёнок: бедный, беспомощный, маленький живой комочек с ошалелыми глазками) Почему именно эти эпитеты и метафоры выбирает автор? Что можно рассказать о господине из предложения 14 на основании эпитетов, использованных автором? Как с помощью прилагательного оценивает автор поступок подростков (предложение 14)? ( зверское варварство)

Изображение слайда
13

Слайд 13

Почему именно этот эпитет использует автор? Какую оценку увиденному даёт Перекурка ? (Предложение 19) ( страшное зрелище) Какой образ помогают создать прилагательные в описании приближающейся электрички? Назовите языковые средства выразительности, использованные автором. ( жёлтые глаза жуткой электрички; жёсткий приближающийся свет; метонимия, эпитеты) Как «связаны» прилагательные в 23 и 24 предложениях, характеризующие действия Перекурки? ( эпитет нечеловеческая сила усиливает смысловое значение прилагательного в сравнительном обороте «как дикий вепрь») Что помогают понять эпитеты « обледенелые пальцы», « тупая боль»? (физические страдания человека, жертвующего собой ради спасения котенка) Какой смысл в контексте рассказа приобретает эпитет « одинокий человек»?

Изображение слайда
14

Слайд 14

Варианты сочинений

Изображение слайда
15

Слайд 15

Доктор филологических наук Валгина Н.С. утверждает, что «имя прилагательное – это важнейший выразитель точной определительной характеристики предметов, явлений объективной действительности». Действительно, рассказывая о предмете или явлении, мы оцениваем их, характеризуем именно с помощью этой части речи. Например, прилагательные «маленький», «беспомощный» помогают читателю не только представить размер котёнка, но и понять его физическое состояние. И поэтому неспроста автор определяет поступок жестоких подростков как « зверское варварство». Это образное определение точно характеризует то, что они сделали: человеку такое и в голову не придёт. Следовательно, имя прилагательное помогает нам как бы «прочитать» основную информацию о предмете или явлении или увидеть их существенные признаки. Вариант 1

Изображение слайда
16

Слайд 16

Прилагательные, как правило, выделяют основные качества определяемого предмета или явления и характеризуют их, выполняют описательную функцию. Например, как только начинаешь читать текст, становится ясно, что главный герой рассказа Павел Ефимович очень долго ждал электричку, так как называет её «треклятой». Это прилагательное помогает понять, как он раздражён. Поэтому и подростки у него тоже «противные». А вот прилагательные « прочная капроновая» дают возможность представить не только верёвку, качества которой они описывают, но и понять, как жесток был умысел пьяной «шпаны», привязавшей ею к рельсе маленького котёнка. Следовательно, лингвист Валгина Н.С. права, утверждая, что «имя прилагательное – это важнейший выразитель точной определительной характеристики предметов, явлений объективной действительности». Вариант 2

Изображение слайда
17

Слайд 17

Имя прилагательное даёт дополнительную оценочную характеристику состояниям, явлениям, а также выделяет предмет из ряда однородных. Например, в словосочетании « бесстрастное лицо» прилагательное характеризует эмоциональное состояние одного из ожидающих электричку - «важного господина» и помогает понять, как он относится к поступку пьяных хулиганов. А вот старушка в ужасе от увиденного, и прилагательное « истошные вопли» позволяет почувствовать, как страшно ей и от зверства «шпаны», и от равнодушия окружающих. Поэтому права филолог Валгина Н.С. утверждавшая, что «имя прилагательное – это важнейший выразитель точной определительной характеристики предметов, явлений объективной действительности». Вариант 3

Изображение слайда
18

Слайд 18

Для того чтобы описание предмета или явления было точным и метким, мы используем в речи прилагательные, которые ещё и позволяют дать характеристику описываемому. Например, прилагательное «жуткая» помогает читателю понять, насколько ужасна приближающаяся электричка – вестник смерти. Кроме того, оно позволяет увидеть авторский замысел, создаёт образ. А вот атмосферу происходящего воссоздаёт прилагательное « страшное зрелище». Ведь это и вправду до жути ужасная картина. Всё-таки права была лингвист, доктор наук Валгина Н.С., утверждая, что «имя прилагательное – это важнейший выразитель точной определительной характеристики предметов, явлений объективной действительности». Вариант 4

Изображение слайда
19

Слайд 19

Профессор Валгина Н.С. утверждает: «Имя прилагательное – это важнейший выразитель точной определительной характеристики предметов, явлений объективной действительности». Действительно, эта часть речи очень верно и ярко описывает предметы окружающего мира, состояния людей, помогают понять, каковы они. Например, в словосочетании « зверское варварство» прилагательное позволяет представить, насколько бесчеловечен был поступок молодых людей. А вот описывая электричку, автор называет её «жуткой», и мы понимаем, почему он так её характеризует: приближающийся поезд несёт смерть и котёнку, и человеку, спасающему несчастное животное. Следовательно, имя прилагательные не только помогают нам яснее представить ситуацию или вид предмета, но и пробуждают в нас те же чувства, которые испытывал автор, рассказывая о каких-либо событиях. Вариант 5

Изображение слайда
20

Слайд 20

Имя прилагательное позволяет читателю более точно понять чувства героев, их состояния, зримо представить происходящее. Обратимся к тексту. Характеризуя азарт жестоких подростков, терзавших беззащитного котёнка, автор использует прилагательное « злостный », и мы понимаем, что подростки замышляют что-то подлое, нехорошее. А хорошему в них неоткуда взяться: они «пьяные», выражаются «бранными» словами. Эти прилагательные описывают не только их физическое состояние, но и помогают увидеть их грязный душевный мир. Следовательно, права была лингвист, доктор наук Валгина Н.С., утверждавшая, что «имя прилагательное – это важнейший выразитель точной определительной характеристики предметов, явлений объективной действительности». Вариант 6

Изображение слайда
21

Слайд 21

А ещё мы рассуждали так….

Изображение слайда
22

Слайд 22

«В предложении 38 прилагательные «тёплые человеческие» заставляют задуматься не только об оценке этих рук, но и об их обладателе, который не прошёл мимо, спас котёнка». «В предложении 29 автор употребляет прилагательное «нечеловеческая», характеризуя силу, с которой Иван Ефимович рвал бечёвку, понимая, что только от него зависит жизнь котёнка». «К сожалению, многие из нас действительно живут по принципу «моя хата с краю», мало тех, кто чужую боль воспринимает как свою, поэтому прилагательное « одинокий » не только выступает средством характеристики слова «человек», но и невольно наводит на мысль о том, что Перекурка действительно был единственным Человеком в ситуации, описанной в тексте». «Действительно, как, кроме прилагательного «жестокий» можно охарактеризовать интерес молодых негодяев? Что интересного может быть в чужом страдании? Автор и своё отношение к подобному «развлечению» передал в этом прилагательном».

Изображение слайда
23

Последний слайд презентации: ГИА С2 Пишем сочинение о роли прилагательных

Благодарю за внимание! Егораева Г.Т., ведущий методист издательства "Экзамен"

Изображение слайда