Презентация на тему: ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора

ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
4.1.Страты
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
4.1.Классификация социальных групп
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора
1/46
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 33)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (3018 Кб)
1

Первый слайд презентации

ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора

Изображение слайда
2

Слайд 2

- Социальная структура общества - Семья как малая группа. Отношения между поколениями - Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте - Социальные ценности и нормы - Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни - Социальный конфликт и пути его решения - Межнациональные отношения Вопросы кодификатора Дополнительные справочные материалы, открывающиеся при нажатии на данный значок

Изображение слайда
3

Слайд 3

4.1.Социальная структура общества Социальная структура общества – внутреннее устройство общества, упорядоченное определёнными нормами взаимодействия частей, организующее общество в единое целое. Классификация социальных групп (справка)

Изображение слайда
4

Слайд 4: 4.1.Страты

Стратификация –система, в результате которой группы людей оказываются неравными друг другу и объединяются в иерархически расположенные слои лат. «слои» Главные критерии стратификации: доход, власть, образование, престиж …

Изображение слайда
5

Слайд 5

4.1.Социальная структура общества Переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (политическая, территориальная, религиозная и др.). Перемещение человека по социальной лестнице вверх или вниз (восходящая и нисходящая). Индивидуальная Групповая Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений ими своего статуса.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Социальный конфликт и пути его решения Причины социальных конфликтов: 1) социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций; 2) различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации; 3) религиозные различия; 4) поведение человека, его социально-психологичес- кие черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.). Социальный конфликт – это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами. Основные элементы социального конфликта (справка)

Изображение слайда
7

Слайд 7

4.1.Классификация социальных групп 1. По численности малые группы – небольшое число людей (от 2 до 30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой (семья, школьный класс, экипаж самолёта и др.); большие группы – многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы (нация, класс, страта и др.). 2. По характеру взаимодействия первичные группы – взаимодействие в них носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку (семья, группа друзей, соседей и др.); вторичные группы – взаимодействие в них обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер (профсоюзы, политические партии и др.). 3. По факту существования номинальные группы (социальные категории) – искусственно сконструированные группы, которые выделяются для целей статистического учёта населения (пассажиры пригородных поездов, проживающие в отдельных квартирах и др.); реальные группы – критерием их выделения служат осознаваемые людьми реальные признаки (пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства) (мужчины, женщины, русские, дети, учителя, горожане и др.). 4. По способу организации и регулирования взаимодействия формальные (официальные) группы – создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций (школьный класс, футбольная команда «Динамо» и др.); неформальные (неофициальные) группы – возникают и существуют на базе личных интересов их участников, которые могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций (поэтический кружок, организация болельщиков футбольного клуба «Спартак» и др.).

Изображение слайда
8

Слайд 8

4.1.Классификация социальных групп 5. По социальному положению -этническая- племя, народность,нация, раса -территориальная(поселенческая)- горожане, сельчане. -демографическая- мужчины, женщины, дети, родители, молодежь. -профессиональная- учителя, врачи, юристы, агрономы. -конфессиональная -христиане, буддисты, мусульмане.

Изображение слайда
9

Слайд 9: 4.1.Классификация социальных групп

Демографические-половозрастные Этносоциальные-народность, нация Расовые Территориальные-поселенческие Профессиональные Конфессиональные (религиозные) Социально-классовые (дворянство, духовенство, крестьянство, рабочий класс

Изображение слайда
10

Слайд 10

Рабство – форма максимально жесткого закрепления людей в низших стратах, где один человек является собственностью другого, лишен всяких прав и свобод. Каста - полностью замкнутая группа, передается по наследству, переходы между кастами запрещены. Каста - полностью замкнутая группа, передается по наследству, переходы между которыми запрещены. Сословия -группа, имеющая свои права(даже привилегии) и обязанности, закрепленные в законе и передающиеся по наследству(юрид признак). 4.1.Типы стратификации

Изображение слайда
11

Слайд 11

4.1.Социальная структура общества Социальный статус – положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе. Социальная роль – это способ поведения, соответствующий определённому статусу; каждой роли предписан круг прав и обязанностей, определяющихся социальными нормами. Социальные статусы (справка)

Изображение слайда
12

Слайд 12

Предписанный (прирождённый) – статус, данный от рождения, не зависящий от воли и личных качеств человека (пол, возраст, национальность). Достигаемый (приобретаемый) – статус, для достижения которого требуются собственные усилия личности – получение образования, овладение профессией, создание семьи.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Социальная структура общества Задание А1 (д.в. 2011г). Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку? пассажиры демократы горожане инженеры

Изображение слайда
14

Слайд 14

Социальная структура общества Задание А2 (д.в. 2012г). Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку? девушки врачи рязанцы пассажиры

Изображение слайда
15

Слайд 15

4.2.Семья как малая группа. Отношения между поколениями Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Брак – совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности мужа и жены, а также их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом.

Изображение слайда
16

Слайд 16

4.2.Семья как малая группа. Отношения между поколениями Нуклеарная семья – семья, состоящая из родителей и их детей (тип современной семьи). Многопоколенная семья – семья, где все родственники (не только родители и их дети) проживают вместе. Неполная семья – семья с одним родителем, образующаяся в результате развода или смерти одного из родителей.

Изображение слайда
17

Слайд 17

4.2.Семья как малая группа. Отношения между поколениями Патриархальная семья – главенствующая роль отца, жесткое распределение мужских и женских обязанностей, материальная зависимость женщины от мужчины, Партнерская семья (демократическая) - равноправное положение мужчины и женщины в семье.

Изображение слайда
18

Слайд 18

4.2.Семья как малая группа. Отношения между поколениями Функции семьи (справка)

Изображение слайда
19

Слайд 19

Функции семьи Репродуктивная – это биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном. Социальная – подразделяется на множество конкретных функций. Семья выполняет такие важные функции, как духовное взаимообогащение её членов; организация рационального досуга; предоставление определённого социального статуса её членам; психологическая защита и эмоциональная поддержка. Воспитательная – социализация молодого поколения; культурное воспроизводство общества. Хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи. Экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, т.е. экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов.

Изображение слайда
20

Слайд 20

4.2.Семья как малая группа. Отношения между поколениями Поколение – люди, родившиеся в один определённый период времени. Причины увеличения различий между поколениями: 1) обновление социальной среды обитания человека; 2) возрастание социальной мобильности всех видов; 3) общественная жизнь становится более сложной и многообразной. Преемственность поколений – необходимое условие развития общества.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Семья как малая группа. Отношения между поколениями Задание А3 (д.в. 2011г). Немецкий гуманист писал: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки? организация совместного досуга укрепление родственных связей совместное ведение домашнего хозяйства воспитание детей

Изображение слайда
22

Слайд 22

4.3.Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте …… и др.

Изображение слайда
23

Слайд 23

4.3.Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте Избиратель Преподаватель Адвокат Читатель Покупатель Гражданин Ребёнок Школьник Роллер

Изображение слайда
24

Слайд 24

Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте Задание А4 (д.в. 2012г). Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди? потребитель избиратель ученик средней школы водитель

Изображение слайда
25

Слайд 25

4.4.Социальные ценности и нормы Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений. Социальные нормы (справка)

Изображение слайда
26

Слайд 26

4.4.Виды социальных норм Нормы права – это общеобязательные, формально-определённые правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством. Нормы морали (нравственности ) – правила поведения, которые, сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия. Обычаи – это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) – это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т.п.), действуют в их пределах и ими же охраняются посредством определённых мер общественного воздействия.

Изображение слайда
27

Слайд 27

4.4.Социальные ценности и нормы Нормы морали – правила, одобряемые большинством людей; образцы поведения, признанные в обществе обязательными (обычно существуют в устной форме). Нормы права – установленные государством правила действий, поведения людей, обязательные для исполнения (нормы права государство в письменном виде закрепляет в законах). Этикет – принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. семья-

Изображение слайда
28

Слайд 28

Социальный контроль --механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе. Санкции

Изображение слайда
29

Слайд 29

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни Девиантное поведение – социальное поведение, отклоняющееся от принятых моральных, правовых норм (сквернословие, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, футбольное хулиганство). Последствия девиантного поведения: 1) физическое истощение организма, разрушение личности, смерть; 2) страдания и переживания близких людей, родных и друзей; 3) «выпадение» асоциального индивида из нормальной социальной жизни общества; 4) криминализация общества (воровство, грабёж, другие более тяжкие преступления).

Изображение слайда
30

Слайд 30

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни Сохранение нравственного, психического и физического здоровья до старости. Полноправный, социально активный член общества. Под здоровым образом жизни понимается оптимальный режим работы и отдыха, сбалансированное питание, достаточная двигательная активность, соблюдение правил личной гигиены, закаливание, отсутствие вредных привычек, любовь к людям, положительное восприятие жизни

Изображение слайда
31

Слайд 31

Основные элементы социального конфликта Субъекты конфликта – участники конфликта. Предмет конфликта – это вопрос или благо, из-за которого разгорается конфликт. Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон. Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.

Изображение слайда
32

Слайд 32

Социальный конфликт и пути его решения Стадии социального конфликта: Предконфликтная – период, в течение которого накапливаются противоречия; Конфликтная – столкновение противоборстующих сторон; Послеконфликтная – период, в течение которого принимаются меры для окончательного устранения противоречий между противостоявшими сторонами. Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личностную значимость для участников конфликта. Виды социальных конфликтов (справка)

Изображение слайда
33

Слайд 33

Виды социальных конфликтов По длительности – долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся. По объёму – глобальные, национальные, региональные, локальные, групповые, личные. По источнику возникновения – объективные, субъективные, ложные. По используемым средствам – насильственные, ненасильственные. По форме – внутренние, внешние. По влиянию на ход общественного развития – прогрессивные, регрессивные. По характеру развития – преднамеренные, спонтанные. По сферам общественной жизни – экономические (производственные), политические, этнические, семейно-бытовые. По типу отношений – внутри- и межсистемный (индивидуально-психологический) уровни ; внутри- и межгрупповой (социально-психологический) уровни; внутринациональный и международный (социальный) уровни.

Изображение слайда
34

Слайд 34

Способы решения социальных конфликтов Социальный конфликт и пути его решения Способы решения социальных конфликтов (справка)

Изображение слайда
35

Слайд 35

Способы решения социальных конфликтов компромисс – решение проблемы через взаимные уступки сторон; переговоры – мирная беседа обеих сторон по решению проблемы; посредничество – использование третьей стороны в заочном решении проблемы; арбитраж – обращение к наделённому специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы; применение силы, власти, закона – одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.

Изображение слайда
36

Слайд 36

Социальный конфликт и пути его решения 1) создание стрессовых ситуаций; 2) дезорганизация социальной жизни; 3) внутригрупповое напряжение; 4) разрушение социальной системы и др. 1) разрешение проблемы, определение выхода из сложной ситуации; 2) снятие социальной напряжённости; 3) стимулирование социальных изменений; 4) усиление групповой сплочённости и др. Значение конфликтов в развитии общества

Изображение слайда
37

Слайд 37

Социальный конфликт и пути его решения Задание А5 (д.в. 2010г). Верны ли следующие суждения о социальном конфликте? А. Стремление сторон отстоять свои взгляды – одна из причин социального конфликта. Б. Социальные конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества. верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны

Изображение слайда
38

Слайд 38

Социальный конфликт и пути его решения Задание А6 (д.в. 2011г). Верны ли следующие суждения о социальном конфликте? А. Многие социальные конфликты вызваны несовпадением интересов. Б. Завершение конфликта всегда связано с его полным разрешением. верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны

Изображение слайда
39

Слайд 39

Социальный конфликт и пути его решения Задание А7 (д.в. 2012г). Верны ли следующие суждения о социальном конфликте? А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям. Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития. верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны

Изображение слайда
40

Слайд 40

Межнациональные отношения Виды этнических общностей (справка)

Изображение слайда
41

Слайд 41

Виды этнических общностей Род – группа кровных родственников, ведущих своё происхождение по одной линии (материнской или отцовской). Племя – совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов. Народ (этнос) – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой. Нация – исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.

Изображение слайда
42

Слайд 42

Межнациональные отношения Основные тенденции в развитии межнациональных отношений Экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (интеграция в рамках национальных структур). Стремление ряда народов обрести национальную самостоятель- ность, защитить национальную культуру от натиска массовой культуры.

Изображение слайда
43

Слайд 43

Межнациональные отношения Основы межнационального сотрудничества – принципы равноправия, взаимной помощи и уважения национального достоинства народов, их интересов и традиций. Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до войн. несоблюдение Причины межнациональных конфликтов (справка)

Изображение слайда
44

Слайд 44

Причины межнациональных конфликтов Социально-экономические – неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти. Культурно-языковые – недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни. Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения. Экологические – ухудшение качества окружающей среды в результате её загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы. Экстерриториальные – несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов. Исторические – прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т.д.). Религиозные – из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, существования различий в уровне религиозности населения. Культурные – от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.

Изображение слайда
45

Слайд 45

Межнациональные отношения

Изображение слайда
46

Последний слайд презентации: ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 4. Социальная сфера вопросы кодификатора

Межнациональные отношения Пути разрешения межнациональных проблем: признание межнациональных проблем и решение их методами разумной национальной политики; осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений; использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации; организация эффективных международных организаций для мирного разрешения межнациональных проблем и др.

Изображение слайда