Презентация на тему: Герой в литературном произведении

Герой в литературном произведении
Кто такой герой (произведения)?
Всегда ли работает это определение?
Пояснение
Отсюда следует
Свойства героя
Отсюда следует
Герой vs Персонаж
Персонажные амплуа
Персонажи и их амплуа
Характер в произведении и его свойства
Усложняем, усложняем
Тип
Типы в русской литературе
Тип vs. Характер vs. Персонаж
Что в итоге?
Произведем индукцию
Альтернативное мнение
Лирический герой vs. Эпический герой
Герой-рассказчик и его виды (по Шмиду)
Герой-рассказчик и его виды (по Шмиду)
Следовательно,
Еще одно разрушение мифа
А если героя нет?
Как «прокачать» образ до героя? (на примере Раскольникова)
1/25
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 43)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1717 Кб)
1

Первый слайд презентации: Герой в литературном произведении

Занятие «Школы критики» ПОЛЯРНОГО ДНЯ vk.com/polarday51 Герой в литературном произведении

Изображение слайда
2

Слайд 2: Кто такой герой (произведения)?

Герой = носитель основного события (Бахтин) Кто такой герой (произведения)?

Изображение слайда
3

Слайд 3: Всегда ли работает это определение?

« Идиот »: герой = Мышкин, событие развязки = убийство Настасьи Филипповной = герой = Рогожин. Противоречие? «Война и мир» — можно ли выделить «основное событие»? Противоречие? « Братья Карамазовы» — если герой = Алеша, почему не рассматривается степень его вины в смерти отца? Всегда ли работает это определение?

Изображение слайда
4

Слайд 4: Пояснение

«Герой также = носитель значимой для автора точки зрения на действительность» ( Тамарченко ) В сущности, автор и есть «точка зрения на действительность» Пояснение

Изображение слайда
5

Слайд 5: Отсюда следует

Герой Свойство «носитель основного события» Свойство «носитель точки зрения» Мышкин Рогожин Алеша Карамазов Иван Карамазов Раскольников Ставрогин Кириллов Отсюда следует

Изображение слайда
6

Слайд 6: Свойства героя

Без его участия невозможна развязка (герой нужен для сюжета, но не для фабулы! ); Герой умеет преодолевать препятствия ; Героя отличает инициативность (он осуществляет выбор ). Свойства героя

Изображение слайда
7

Слайд 7: Отсюда следует

Герой Необходи-мость Преодоление препятствий Субъект выбора Мышкин Рогожин Алеша Карамазов Иван Карамазов Раскольников Ставрогин Кириллов Отсюда следует

Изображение слайда
8

Слайд 8: Герой vs Персонаж

Персонаж действует согласно канону ; Персонаж выполняет предзаданные функции. Поведение героя оригинально. Герой — не функция, а сочетание свойств. Герой vs Персонаж

Изображение слайда
9

Слайд 9: Персонажные амплуа

Любовник (любовница); Правитель / отец / узурпатор; Слуга / плут-слуга; Резонер; Злодей ( Villain); Субретка (бой-баба); Femme fatale и т.д. Персонажные амплуа

Изображение слайда
10

Слайд 10: Персонажи и их амплуа

Амплуа Примеры Любовник (любовница) Маврикий Николаевич («Бесы»), «Тургеневские девушки» «Отец» Федор Карамазов, Фамусов, Степан Верховенский («Бесы») Слуга Захар («Обломов»), Герасим (« Муму »), Савельич («Капитанская дочка») Резонер Штольц («Обломов»), Стародум («Недоросль»), Сатин («На дне») «Злодей» Смердяков, Лямшин («Бесы»), Лужин («Преступление и наказание») Субретка В русской литературе — р азличные бабушки («Игрок», «Обрыв» и т.д.), «русские женщины» Некрасова Femme fatale Настасья Филипповна, Грушенька («Братья Карамазовы»), Полина («Игрок») Персонажи и их амплуа

Изображение слайда
11

Слайд 11: Характер в произведении и его свойства

Не следует канону, но и не является носителем основного события; Участвует в конфликте ; Цель характера — утвердить себя (свою позицию) Характер в произведении и его свойства

Изображение слайда
12

Слайд 12: Усложняем, усложняем

Герой Характер Персонаж Раскольников Свидригайлов Лужин Обломов Ольга Захар Чацкий Софья Фамусов Шариков Преображенский Борменталь Алеша Карамазов Дмитрий Карамазов Федор Карамазов Печорин Грушницкий Максим Максимыч Голядкин Двойник Клара Олсуфьевна Базаров Кирсанов-отец Кирсанов-сын Наташа Ростова Андрей Болконский Наполеон Чичиков Собакевич Костанжогло Усложняем, усложняем

Изображение слайда
13

Слайд 13: Тип

= готовая форма личности ( Тамарченко ) Тип

Изображение слайда
14

Слайд 14: Типы в русской литературе

Тип Представители Маленький человек Башмачкин, Девушкин, Вырин («Станционный смотритель») Лишний человек Чулкатурин («Дневник лишнего человека»), Рудин, Бельтов («Кто виноват?») Шут Фердыщенко (« Идиот »), Лебядкин («Бесы»), Господин Прохарчин СТЕРЕОтипы Национальный (поляки и немцы у Достоевского, евреи у Гоголя), классовый (купцы у Островского, мещане у Чехова, священники у Лескова); психотипы (Скупой рыцарь, Вечный муж, Плюшкин) Типы в русской литературе

Изображение слайда
15

Слайд 15: Тип vs. Характер vs. Персонаж

Как и Персонаж, Тип тоже реализует функцию, но, в отличие от Характера, не участвует в конфликте. Тип vs. Характер vs. Персонаж

Изображение слайда
16

Слайд 16: Что в итоге?

Герой Характер Персонаж Тип Раскольников Свидригайлов Лужин Процентщица Обломов Ольга Захар Штольц Чацкий Софья Молчалин Скалозуб Шариков Преображенский Борменталь Швондер Алеша Карамазов Дмитрий Карамазов Федор Карамазов Поляки Печорин Грушницкий Максим Максимыч Вулич Голядкин Двойник Клара Олсуфьевна Писарь Базаров Кирсанов-отец Кирсанов-сын Одинцова Наташа Ростова Андрей Болконский Наполеон Французы Чичиков Собакевич Костанжогло Плюшкин Что в итоге?

Изображение слайда
17

Слайд 17: Произведем индукцию

Герой Персонаж Характер Тип Произведем индукцию Система образов

Изображение слайда
18

Слайд 18: Альтернативное мнение

Полифоническая теория (правда, не Бахтин, но Аскольдов) считают, что у Достоевского ВСЕ — личности и нет типов и характеров в теоретическом смысле. Более точным будет считать, что выведенные в текстах Достоевского образы потенциальные герои. Некоторым просто не дано достаточного текстового поля, чтобы раскрыть их статус. Альтернативное мнение

Изображение слайда
19

Слайд 19: Лирический герой vs. Эпический герой

Лирический герой всегда = субъект высказывания (рассказчик). Не только лишь каждый эпический герой = рассказчик! (повествование от 3 лица) Лирический герой vs. Эпический герой

Изображение слайда
20

Слайд 20: Герой-рассказчик и его виды (по Шмиду)

Изображение слайда
21

Слайд 21: Герой-рассказчик и его виды (по Шмиду)

Тип рассказчика Примеры Всеведающий автор «Преступление и наказание» Очевидец «Братья Карамазовы» Очевидец-протагонист «Бесы» Рассказчик = второстепенный персонаж «Герой нашего времени» Рассказчик = значимый персонаж «Станционный смотритель» Нарратор-протагонист «Подросток»

Изображение слайда
22

Слайд 22: Следовательно,

Протагонист не всегда герой ( Википедия врет!) Антагонист тоже не всегда герой Следовательно,

Изображение слайда
23

Слайд 23: Еще одно разрушение мифа

«Психологизм» — не исключительное свойство героя. Психологически мотивирован должен быть даже тип; поведение любого образа должно быть психологически обосновано. В литературе никто не действует прост так)))) Еще одно разрушение мифа

Изображение слайда
24

Слайд 24: А если героя нет?

Отсутствие героя нормально не только лишь для модернистских (и более поздних) текстов («романов без героя»), но и для некоторых классических текстов, имеющий в основе анекдот (рассказы Чехова, Зощенко и др.), где есть только типы. А если героя нет?

Изображение слайда
25

Последний слайд презентации: Герой в литературном произведении: Как «прокачать» образ до героя? (на примере Раскольникова)

Можно прокачать до персонажа ИЛИ героя, т.к. у них взаимоисключающие свойства

Изображение слайда