Презентация на тему: Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень

Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень образованности современного школьника. Практическая реализация предметных и
Порядок организации обучения
ПЛАН РЕСУРСЫ
Уровень образованности современного школьника
Уровень образованности современного школьника
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ: ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ Н аталья  Ивановна Шевченко, канд. пед. наук, Дмитрий
Какие изменения, по вашему мнению, должны произойти в школе для формирования функциональной грамотности учащихся?
К акие из навыков XXI века, по вашему мнению, связаны с функциональной грамотностью личности?
…из истории вопроса
Международные исследования качества образования
Компоненты ФГ:
Проверка Функциональной грамотности и Всероссийская проверочная работа
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Метапредметные задачи и результаты
Метапредметный результат ФГОС НОО: смысловое чтение и работа с текстом
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Текст в контексте жизненной ситуации
Становление читательской грамотности
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Межпредметные связи
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
ТИПЫ ТЕКСТОВ
Становление читательской грамотности
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Метапредметные задачи и результаты на уроках русского языка
Функциональная неграмотность
Функциональность и культура
Функциональная языковая грамотность
Виды речевой деятельности
Современный подход к русскому языку
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Метапредметные задачи и результаты на уроках русского языка
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Преемственность
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Чистописание 1-4 классы
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Поисковая деятельность
Открытые задачи: какое слово лишнее и почему? В начале урока: повторение и переход к новой теме
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Тексты диктантов для поисковой деятельности
Фрагменты уроков по русскому языку, 3 класс. Цель №1: исследовательская (проблемная задача) Задачи: исследовать материал, определить закономерность,
Фрагменты уроков по русскому языку, 3 класс. Цель №1: исследовательская (продолжение) Задачи: исследовать материал, определить закономерность, самостоятельно
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Фрагменты уроков по русскому языку, 3 класс. Цель №2: проектная задача (продолжение) Задача: создание учебного текста – диктанта, который используем на уроках
ГДЕ ИСПОЛЬЗУЕМ ЗУН? Формирование культуры языкового мышления
Примеры расширения проектных задач:
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Предметные задачи и результаты по русскому языку в НШ
Проверка Функциональной грамотности и Всероссийская проверочная работа
Подготовка к ВПР на каждом уроке
ВПР 4 класс: математика, русский язык, окружающий мир
Интересно, что…
Важно знать про ВПР:
Изменения в 2021 году:
5 принципов оценивания ВПР:
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Нельзя!
Нововведение 2021: вариативность. Готовность к ВПР: + опыт выполнения различных вариантов.
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
ВПР: русский язык
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Саморефлексия во время подготовки к ВПР
Использование в речи устойчивых выражений, крылатых фраз, поговорок и др., развитие речи, анализ и интерпретация информации
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
3 позиции учителя начальной школы, у которого дети хотят много писать
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень
Спасибо за внимание!
1/95
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 68)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (65812 Кб)
1

Первый слайд презентации: Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень образованности современного школьника. Практическая реализация предметных и метапредметных задач в НШ. Базовые принципы итогового оценивания Всероссийских проверочных работ

Винокурова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов; триз -педагог, эксперт социально-эмоционального образования, автор учебно-методических пособий; лектор-методист АНО «НЦИО» и издательства «Экзамен», г. Москва

Изображение слайда
2

Слайд 2: Порядок организации обучения

Длительность обучающего вебинара – 2 часа (или 3 ак.часа ). Сертификат во вкладке «Файлы» - за полчаса до окончания вебинара. Скачиваем, распечатываем, вписываем ФИО, количество академических часов, затраченных на обучение по данной теме. Вопросы по содержанию темы вебинара пишем во вкладке «Вопросы», ответы на вопросы – в отведенное время. Чат : обратная связь по необходимости в процессе вебинара. Учитываем: технические условия разные. Рекомендация: закрыть все сторонние вкладки на компьютере.

Изображение слайда
3

Слайд 3: ПЛАН РЕСУРСЫ

Уровень образованности современного школьника. Функциональная грамотность и читательская грамотность как метапредметные задачи в НШ. Функциональная языковая грамотность и метапредметные задачи по русскому языку. Предметные задачи и ВПР, принципы итогового оценивания. Итоги.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Уровень образованности современного школьника

« Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». А. А. Леонтьев (Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35)

Изображение слайда
5

Слайд 5: Уровень образованности современного школьника

Функциональная грамотность и\или культура, ценности, традиции

Изображение слайда
6

Слайд 6: ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ: ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ Н аталья  Ивановна Шевченко, канд. пед. наук, Дмитрий Александрович Махотин, канд. пед. наук. 07.09.2019

Гипотеза состоит в следующем: педагоги достаточно ориентированы на достижение предметных и метапредметных умений и действий школьников и студентов, не рассматривая их как единые составляющие качественно нового образовательного результата — функциональной грамотности обучающегося, совместно не проектируя образовательных процесс на достижение данной качественной характеристики, не выстраивая соответствующего комплекса условий для этого. В анкетировании приняли участие 68 учителей и преподавателей из 8 регионов и 15 университетов Российской Федерации, школьники 11 класса и студенты 3 курса.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Какие изменения, по вашему мнению, должны произойти в школе для формирования функциональной грамотности учащихся?

создавать условия для приобретения опыта реальной (социально ориентированной) деятельности (77,8 %); ориентировать учащихся на решение практических задач (70,4); способствовать развитию навыков самообразования (44,4 %); способствовать развитию аналитических способностей, в т.ч. по работе с большими объемами исследовательской информации, данных (44,4%); увеличить долю проектных, исследовательских и творческих заданий (37%); чаще организовывать групповую, командную работу учащихся (37 %). организовывать индивидуальную обратную связь с каждым учащимся»(11,1%) реализовывать индивидуальные траектории обучения; (14,8%).

Изображение слайда
8

Слайд 8: К акие из навыков XXI века, по вашему мнению, связаны с функциональной грамотностью личности?

критическое мышление и аналитические способности (66,7%); коммуникативность (63 %); системное мышление (59,3 %); работа в команде  (48,1 %).

Изображение слайда
9

Слайд 9: из истории вопроса

Слово “грамотность” произошло от греческого grammata – чтение и письмо. Буквально оно означает определённую степень владения навыками устной и письменной речи. Содержание понятия “грамотность” изменялось на различных этапах экономического и политического развития общества, оно расширялось и углублялось повышением требований к развитию человека. Первоначально грамотными считались лица, умеющие только читать, позднее те, кто умел читать и писать, затем в качестве критерия грамотности добавились навыки счёта и т.д. В 1957 году ЮНЕСКО определяло грамотным “человека, владеющего чтением и письмом настолько, чтобы понимать простые и краткие сообщения, касающиеся его повседневной жизни”, введен новый термин: «функциональная грамотность». Функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем». « Функциональная грамотность —способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». А. А. Леонтьев (Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35)

Изображение слайда
10

Слайд 10: Международные исследования качества образования

PISA TIMSS PIRLS Оценка эффективности изменений и образовательных решений за истекший период PISA – международная программа по оценке образовательных достижений, оценивается сформированность функциональной грамотности (математической, естественнонаучной и читательской) обучающихся 15-летнего возраста. Раз в 3 года, 2000-2018 TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования школьников 4-х и 8-х классов, сравнение результатов. Раз в 4 года, 1995-2016 PIRLS – международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста», 4 класс. Раз в 5 лет, 2001-2016

Изображение слайда
11

Слайд 11: Компоненты ФГ:

ИНТЕГРАТИВНЫЕ: Читательская Коммуникативная Социальная Информационная и т.д. ПРЕДМЕТНЫЕ: Языковая Литературная Математическая Естественно-научная Технологическая Художественная и т.д.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Проверка Функциональной грамотности и Всероссийская проверочная работа

ФГ ( PISA) Возраст : 15 лет. Компетенции : метапредметные. Основная цель : оценка способности учащихся применять свои умения и знания в жизненных обстоятельствах. Формат : тест. Миссия : исследование - выявить и сравнить изменения в системах образования. География участников : страны -участницы ОЭСР (2018 – 78 стран) Количество участников : выборочное (2018 – 200 ОУ, 43 региона). ВПР Возраст : 4 класс (и выше). Компетенции : предметные. Основная цель : мониторинг качества образования. Формат : контрольная работа - независимая внешняя диагностика результатов обучения ОУ по ФГОС. Миссия : совершенствование образовательных программ, своевременная поддержка и помощь ОУ. География участников : РФ, повсеместное. Количество участников : максимальное. Единый стандарт оценки

Изображение слайда
13

Слайд 13

Изображение слайда
14

Слайд 14: Метапредметные задачи и результаты

PISA : функциональная грамотность PIRLS : читательская грамотность ФГОС НОО: смысловое чтение

Изображение слайда
15

Слайд 15: Метапредметный результат ФГОС НОО: смысловое чтение и работа с текстом

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: активное использование речевых средств … для решения коммуникативных и познавательных задач; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий…

Изображение слайда
16

Слайд 16

Изображение слайда
17

Слайд 17

Изображение слайда
18

Слайд 18: Текст в контексте жизненной ситуации

Примеры заданий №12: Представь, что у твоего друга потерялся питомец. Помоги ему написать объявление (вариант 3). Представь, что ты поссорился с лучшим другом (подругой) из-за пустяка. Напиши ему (ей) письмо с предложением помириться (вариант 5).

Изображение слайда
19

Слайд 19: Становление читательской грамотности

Изображение слайда
20

Слайд 20

Развитие читательских навыков: находить информацию; формулировать выводы; интерпретацию и обобщение информации; анализ и оценку содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Межпредметные связи

Изображение слайда
22

Слайд 22

Изображение слайда
23

Слайд 23

Изображение слайда
24

Слайд 24

Изображение слайда
25

Слайд 25

Изображение слайда
26

Слайд 26

Изображение слайда
27

Слайд 27

Изображение слайда
28

Слайд 28: ТИПЫ ТЕКСТОВ

Тексты делят на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с визуальными изображениями). Сплошные тексты состоят из предложений, соединенных в абзацы. Примеры сплошных текстов: описание (художественное и техническое); повествование (рассказ, отчет, репортаж); объяснение (рассуждение, интерпретация, толкование, резюме); инструкция (правила, уставы, законы, указания); аргументация (научный комментарий, обоснование). Несплошные тексты содержат особые связи единиц текста. К ним относятся: информационные листы (расписания, каталоги, прейскуранты); сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.); призывы и объявления (приглашения, повестки и др.); формы (налоговые, визовые, анкеты и др.); также таблицы, графики, диаграммы, расписки, карты. Кроме того, тексты делятся на смешанные, соединяющие в себе черты сплошных и несплошных текстов, и составные тексты, соединяющие в себе несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным

Изображение слайда
29

Слайд 29: Становление читательской грамотности

Изображение слайда
30

Слайд 30

Изображение слайда
31

Слайд 31

Изображение слайда
32

Слайд 32

Изображение слайда
33

Слайд 33

Универсальные пособия

Изображение слайда
34

Слайд 34: Метапредметные задачи и результаты на уроках русского языка

Функциональная языковая грамотность

Изображение слайда
35

Слайд 35: Функциональная неграмотность

Функционально неграмотный человек знает правила правописания: в учебной ситуации применяет их, а в жизненной – нет. Никакую  проблему  нельзя  решить  на том  уровне, на котором она возникла Р ешение  проблемы  всегда находится на один-два  уровня выше  самой  проблемы

Изображение слайда
36

Слайд 36: Функциональность и культура

постоянное совершенствование языковой культуры Работа с родителями Мотивация, интерес Словесные, речевые игры Преемственность Коммуникация Взаимодействие, работа в группах Слушать, слышать, думать Пропедевтика Расширение кругозора Межпредметность

Изображение слайда
37

Слайд 37: Функциональная языковая грамотность

– это умения и навыки, которые обеспечивают: 1) постоянно развивающееся чувство языка ; 2) целесообразный отбор языковых средств для создания уместных текстов и речевых высказываний; 3) понимание терминологических и понятийных характеристик системы языка. постоянное совершенствование языковой культуры

Изображение слайда
38

Слайд 38: Виды речевой деятельности

Изображение слайда
39

Слайд 39: Современный подход к русскому языку

Преподавание русского языка должно быть в первую очередь нацелено на то, чтобы правильно понимать тексты разных эпох и разных жанров и  уметь самому производить понятные тексты на современном литературном языке. Борис Иомдин кандидат филологических наук, заведующий сектором теоретической семантики Института русского языка им. Виноградова РАН, доцент факультета филологии НИУ ВШЭ, преподаватель Школы анализа данных Яндекса

Изображение слайда
40

Слайд 40

Работа с «чужим» текстом Работа над своим текстом РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

Изображение слайда
41

Слайд 41: МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Подготовка к школе – 1 класс – 4 класс Интересные тексты Развивающие задания к текстам Ситуации использования ЗУН Практикоориентированность учебных задач Написание своих текстов + под свои задачи

Изображение слайда
42

Слайд 42: Метапредметные задачи и результаты на уроках русского языка

Практика, методы, приемы, инструменты

Изображение слайда
43

Слайд 43

www.examen.biz, экзамен. рф Подготовка к 1-ому классу

Изображение слайда
44

Слайд 44: Преемственность

Изображение слайда
45

Слайд 45

Изображение слайда
46

Слайд 46

Изображение слайда
47

Слайд 47

Работа в группах Работа с картинкой Задания группам: Назовите слова, изображения которых есть на картинке (отвечаем по одному слову, каждая группа по установленной очередности, не повторяемся). Приветствуется наблюдательность: сирень, куст, дупло, белка, хвост, лист, усы, глаза, цветок, трава, небо, дед, орех, тень, ветка и др. Задаётся время: запишите схемы слов, изображения которых есть на картинке. Обмениваемся схемами, отгадываем слова. Загадывающая группа контролирует отгадки.

Изображение слайда
48

Слайд 48

Тетради по чистописанию отличаются систематизированным подходом к формированию почерка учащихся, то есть они посвящены решению одной из главных задач обучения в начальной школе. В тетрадях методы и приёмы совершенствования почерка сочетаются с заданиями, направленными на развитие орфографического письма, речи, формированию интереса к чтению. Чистописание 1-4 классы

Изображение слайда
49

Слайд 49: Чистописание 1-4 классы

Изображение слайда
50

Слайд 50

Изображение слайда
51

Слайд 51

Подготовка к олимпиадам, факультативы, кружки, курсы по выбору

Изображение слайда
52

Слайд 52

Изображение слайда
53

Слайд 53

Индивидуальный подход

Изображение слайда
54

Слайд 54

Пособия включают материалы по всем основным орфографическим темам, изучаемым в начальной школе. Работа с пособиями научит детей быть более внимательными при выполнении упражнений. Пособия предназначены для организации самостоятельной работы учащихся, способствующей овладению навыками грамотного письма и, несомненно, будут способствовать повышению успеваемости младших школьников. Универсальные методы для всех классов НШ

Изображение слайда
55

Слайд 55: Поисковая деятельность

Вставьте только «И» Выберите по 10 любых слов в каждом столбике и вставьте в них гласные Обведите непонятные слова Вставьте гласные только в глаголах Вставьте гласные в слова с приставками/с нулевым окончанием

Изображение слайда
56

Слайд 56: Открытые задачи: какое слово лишнее и почему? В начале урока: повторение и переход к новой теме

4 класс Спряжение глаголов и слова-исключения ХОДЯТ ПРОХОДИШЬ ЗАСТЕЛЕТ Варианты ответов: Без приставки, мн.ч, 2 слога, 2 лицо, окончание из 3б., 1 спр., неоднокор.,

Изображение слайда
57

Слайд 57

Универсальные пособия Диктанты

Изображение слайда
58

Слайд 58

Изображение слайда
59

Слайд 59: Тексты диктантов для поисковой деятельности

Задания: Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв. Найдите предложения с однородными членами предложения. Выпишите существительные в предложном падеже. Найдите глаголы на орфограмму тся-ться Выпишите прилагательные, к которым подходит схема: Тексты диктантов для поисковой деятельности

Изображение слайда
60

Слайд 60: Фрагменты уроков по русскому языку, 3 класс. Цель №1: исследовательская (проблемная задача) Задачи: исследовать материал, определить закономерность, самостоятельно сформулировать правило правописания

На доске текст для диктанта. Учитель читает текст вслух и предлагает придумать подходящее название. Второй раз читаем хором орфографически, чтобы написать диктант безошибочно. Светило солнце, отступила ненастная погода. У Антона день рождения. Он устно пригласил сверстников в детский центр отпраздновать свой день рождения и предложил стать участниками интересной игры… После звездной игры будет вкусный, гигантский пирог для гостей. Чувствуется, что будет чудесный праздник. Пусть будет впереди у Антона прекрасный, счастливый год!

Изображение слайда
61

Слайд 61: Фрагменты уроков по русскому языку, 3 класс. Цель №1: исследовательская (продолжение) Задачи: исследовать материал, определить закономерность, самостоятельно сформулировать правило правописания

- Что необычного в диктанте (много слов, в которых пишется согласный, который не слышится) - Найдите и подчеркните на доске эти слова, как их можно назвать? (неслышные, непроизносимые…) - Как проверить эти слова? Сформулируйте правило. - Представьте результаты групп, выберите оптимальный результат. - Как найти слова, в которых может быть непроизносимый согласный. - Какие слова надо запомнить или заучить как словарные. Сравните с правилом в справочнике. Какая была тема урока? Светило солнце, отступила ненастная погода. У Антона день рождения. Он устно пригласил сверстников в детский центр отпраздновать свой день рождения и предложил стать участниками интересной игры… После з вездной игры будет вкусный, гигантский пирог для гостей. Чувствуется, что будет чудесный праздник. Пусть будет впереди у Антона прекрасный, счастливый год!

Изображение слайда
62

Слайд 62

Изображение слайда
63

Слайд 63: Фрагменты уроков по русскому языку, 3 класс. Цель №2: проектная задача (продолжение) Задача: создание учебного текста – диктанта, который используем на уроках

Тема: Непроизносимые согласные. Даны слова: ненастный, сверстник, праздник, вкусный, чудесный, прекрасный, счастливый, звёздный, гигантский, участник, солнце, опасный, устный, окрестность. Задача: Составьте связный текст из слов на правило так, чтобы в нём было как можно больше слов с непроизносимой согласной. Подсказка: Что можно сделать, чтобы слов на правило получилось больше? (Использовать однокоренные слова). Используем полученный продукт проектной задачи на следующих уроках: Авторы самых интересных текстов диктуют свои диктанты всему классу (на повторение и закрепление темы).

Изображение слайда
64

Слайд 64: ГДЕ ИСПОЛЬЗУЕМ ЗУН? Формирование культуры языкового мышления

На уроках и не только: Выставки книг Анкеты, опросы Проектные задачи Словесные, речевые игры Сборники любимых считалок, загадок и др. Поисковые и исследовательские задачи Нестандартные задания по русскому языку Практические задания Творческие работы Дневник речевого наблюдения Работа со словарями, справочниками Развитие лингвистического мышления Развитие языкового чутья и зоркости Развитие речи Групповая организация работы на уроках русского языка Внеурочная деятельность: Работа в библиотеке Олимпиады, конкурсы Школьные и внеклассные мероприятия Дополнительное образование, кружки Стратегии образования: Перенос речекультурных традиций с предыдущей на следующую образовательную ступень Работа с родителями, совместная деятельность

Изображение слайда
65

Слайд 65: Примеры расширения проектных задач:

От написания диктанта к сборнику диктантов От написания правил, схем и запоминалок к написанию справочника или учебника От инсценировки на уроке к спектаклю для школы или детского сада От открытки маме к подаркам и для учителей, и для ветеранов и др. От игры в магазин к благотворительной ярмарке От классного мероприятия – в общешкольному мероприятию И т.д.

Изображение слайда
66

Слайд 66

Универсальные пособия Развиваем языковое мышление

Изображение слайда
67

Слайд 67

Изображение слайда
68

Слайд 68

Изображение слайда
69

Слайд 69

Изображение слайда
70

Слайд 70: Предметные задачи и результаты по русскому языку в НШ

ВПР и итоговый контроль

Изображение слайда
71

Слайд 71: Проверка Функциональной грамотности и Всероссийская проверочная работа

ФГ Возраст : 15 лет. Компетенции : метапредметные. Основная цель : оценка способности учащихся применять свои умения и знания в жизненных обстоятельствах. Формат : тест. Миссия : исследование - выявить и сравнить изменения в системах образования. География участников : страны -участницы ОЭСР (2018 – 78 стран) Количество участников : выборочное (2018 – 200 ОУ, 43 региона). ВПР Возраст : 4 класс (и выше). Компетенции : предметные. Основная цель : мониторинг качества образования. Формат : контрольная работа - независимая внешняя диагностика результатов обучения ОУ по ФГОС. Миссия : совершенствование образовательных программ, своевременная поддержка и помощь ОУ. География участников : РФ, повсеместное. Количество участников : максимальное. Единый стандарт оценки

Изображение слайда
72

Слайд 72: Подготовка к ВПР на каждом уроке

Учитель сам решает вариант ВПР в начале учебного года. Учитель решает вариант от имени ребенка, «как бы решил ученик». Учитель «встраивает» аналогичные задания в учебный процесс в течение учебного года. Маркер «ВПР». Объяснить трудное задание. И его же задать на дом. «Перевернутый класс» (ничего не объяснять) Аналогия. Сделал номер – придумай аналогичное задание сам. Почти аналогия. Придумай задание в виде теста (с правильными и неправильными вариантами).

Изображение слайда
73

Слайд 73: ВПР 4 класс: математика, русский язык, окружающий мир

Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это итоговые контрольные работы, которые проводятся в общеобразовательных организациях по итогам обучения в каждом классе (начиная с 4 класса). Формат: Каждому ученику выдаются задания на бумажных носителях. В начале обычно прописываются правила написания работы и рекомендации для учеников. Потом идут непосредственно задания. Время: 45 минут. Р екомендуется проводить на 2-4 уроках. Место: в стенах своих школ. Наблюдатели: педагоги, контролирующие соблюдение правил выполнения заданий и выявляющие попытки списывания, подсказок или использования литературы либо смартфонов. На столах могут присутствовать только непосредственно задания, канцелярские принадлежности, черновик. Критерии оценивания: за каждое верно выполненное задание присваиваются баллы. В некоторых школах они переводятся в стандартные привычные оценки. Каждая школа заносит свои результаты ВПР в федеральную информационную систему, что позволяет проводить централизованный анализ этих данных. Дата проведения – единая по стране. Сообщается заранее.

Изображение слайда
74

Слайд 74: Интересно, что…

ВПР – самая массовая оценочная процедура в российской системе образования (около 3 миллионов школьников и почти 40 тысяч школ). Задания ВПР разрабатываются лучшими специалистами с учетом российского и мирового опыта. В варианты ВПР включаются задания, проверяющие наиболее значимые и важные для общеобразовательной подготовки учащихся элементы по каждому учебному предмету. Не используются задания с выбором ответа из готовых вариантов.

Изображение слайда
75

Слайд 75: Важно знать про ВПР:

ВПР – обязательная работа для 4, 5 и 6 классов. ВПР – важная и нужная мера, призванная повсеместно и масштабно оценивать качество реального российского школьного образования. Практика была введена с 2015-го года и уже продемонстрировала положительные результаты. Русский язык – с 2016 года.

Изображение слайда
76

Слайд 76: Изменения в 2021 году:

1. Дата проведения – не будет проводится в один чёткий день, который установило Министерство Образования. Каждой школе вместо чётких дней теперь будут даваться временные промежутки, в которые и нужно будет провести ВПР. Теперь система будет более гибкой и учителя смогут сами выбирать более оптимальное расписание ВПР. Даты 2021: Рособрнадзор установил с 15 марта по 21 мая. Русский язык: 30 марта – 10 апреля. Приказ Рособрнадзора http://ru-vpr.ru/wp-content/uploads/2020/03/vpr2020.pdf 2. У каждой школы будут свои варианты. Хоть они и равноценны, они не одинаковы. Это позволит избежать утечек заданий в интернет, а значит предотвратить списывания и получить более честные результаты.

Изображение слайда
77

Слайд 77: 5 принципов оценивания ВПР:

Оценка – составная часть учебного процесса. Отражает ценность обратной связи. Объективность оценки. На основании оценочных данных принимаются поддерживающие управленческие решения. Оценка того, чему учили. Введено понятие: ядро содержания образования. Формат оценки влияет на содержание образования. Изменения во ФГОС. Например, отказ от тестов, проявление способностей обучающихся. Оценка – стимулирование развитие (мотивирующее оценивание). Результаты используются только для стимулирования развития образования.

Изображение слайда
78

Слайд 78

ВПР не являются государственной итоговой аттестацией. Самодиагностика школы, выявление пробелов в знаниях учащихся для проведения последующей методической работы. ВПР позволяют осуществлять мониторинг результатов введения ФГОС. Отметки учащимся за выполнение ВПР не выставляются. По результатам ВПР не принимаются никакие обязательные решения, важные для определения дальнейшей судьбы или образовательной траектории школьника. Эти результаты не влияют на получение аттестата и на перевод в следующий класс. ВЫВОД: для кого ВПР?

Изображение слайда
79

Слайд 79

Результаты ВПР могут использоваться для формирования программ развития образования на уровне муниципалитетов, регионов и в целом по стране, для совершенствования методики преподавания предметов в конкретных школах, а также для индивидуальной работы с учащимися. *Результаты ВПР важны как итоги независимой диагностики для школ, учителей и родителей школьников, чтобы понять, какие пробелы есть в подготовке учащихся и с чем нужно дополнительно поработать.

Изображение слайда
80

Слайд 80: Нельзя!

Недопустимо использование результатов для принятия административных решений, наказания учителей и директоров слабых школ, где учащиеся продемонстрировали недостаточно высокий уровень знаний. По результатам оценочных процедур нельзя сравнивать эффективность работы регионов, школ, учителей.

Изображение слайда
81

Слайд 81: Нововведение 2021: вариативность. Готовность к ВПР: + опыт выполнения различных вариантов

Формирование умений: в течение года на уроках. Тренировка: ВПР издательства «Экзамен»

Изображение слайда
82

Слайд 82

3 в 1 8 х 3 = 24 (варианта) Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. Для ознакомления сразу со всеми предметами, участвующими в ВПР ПЕРЕПУТАТЬ И ПОТЕРЯТЬ НЕВОЗМОЖНО!

Изображение слайда
83

Слайд 83: ВПР: русский язык

Работа проводится в любой день с 30 марта по 10 апреля. Работа состоит из двух частей и включает в себя 15 заданий суммарно. Задания частей 1 и 2 выполняются в разные дни. На решение обеих частей по предмету «Русский язык»  даётся по 45 минут.

Изображение слайда
84

Слайд 84

Универсальные пособия 1-ая часть ВПР по русскому языку - диктант

Изображение слайда
85

Слайд 85

Русский язык усилен дополнительными 25 вариантами! Самоподготовка: ВПР с ответами – сделал, сверил, над чем еще надо поработать? Повторяем изученное за 4 года и готовимся к ВПР!

Изображение слайда
86

Слайд 86

Изображение слайда
87

Слайд 87: Саморефлексия во время подготовки к ВПР

Во время выполнения заданий рядом с выполненным заданием делаем пометку в виде условного знака. Условный знак помогает определить темы, над которыми надо еще поработать. Значение пометок может дать учитель, а можно составить вместе с ребятами. Условные знаки к пометкам придумывают сами ученики. ПОМЕТКИ: УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ: ТРУДНО СПРАВЛЯЮСЬ ЛЕГКО НАДО ПОВТОРИТЬ/ИЗУЧИТЬ !

Изображение слайда
88

Слайд 88: Использование в речи устойчивых выражений, крылатых фраз, поговорок и др., развитие речи, анализ и интерпретация информации

Изображение слайда
89

Слайд 89

Вводим саморефлексию Назначение пособий — отработка практических навыков учащихся при подготовке к Всероссийской проверочной работе. Ответы к заданиям даны в середине пособий и могут быть легко изъяты, чтобы уже проверить повышает объективность оценки знаний учащихся. Для работы в классе Для взаимопроверки Для индивидуальной работы Для индивидуальных траекторий Для домашней работы Для рекомендаций родителям Используем ВПР без ответов!

Изображение слайда
90

Слайд 90

Данные пособия полностью соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. Книги содержат 10 вариантов типовых тестовых заданий Всероссийской проверочной работы по основным предметам курса обучения в начальной школе: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Готовимся к ВПР с 1 класса, постепенно

Изображение слайда
91

Слайд 91

Внутренняя система оценки качества образования с 1 класса Назначение пособия — отработка практических навыков учащихся при подготовке к внутренней системе оценки качества образования.

Изображение слайда
92

Слайд 92: 3 позиции учителя начальной школы, у которого дети хотят много писать

Предварительно подумаем над вопросами

Изображение слайда
93

Слайд 93

Изображение слайда
94

Слайд 94

Отличительные признаки функциональной грамотности: направленность на решение социальных и бытовых проблем; ситуативная характеристика личности, обнаруживающая себя в конкретных социальных обстоятельствах; связь с решением стандартных, стереотипных задач ; наличие определенного элементарного (базового) уровня навыков чтения и письма; используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения; имеет смысл, главным образом, в контексте проблемы поиска способов ускоренной ликвидации неграмотности. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ: ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ Н аталья  Ивановна Шевченко, канд. пед. наук, Дмитрий Александрович Махотин, канд. пед. наук 07.09.2019

Изображение слайда
95

Последний слайд презентации: Функциональная языковая грамотность и культура языкового мышления как уровень: Спасибо за внимание!

Ответы на вопросы. Спасибо за внимание!

Изображение слайда