Презентация на тему: Функциональная грамотность

Функциональная грамотность
Основные изменения в системе оценки образовательных достижений: отечественный и зарубежный опыт (1)
Основные изменения в системе оценки образовательных достижений: отечественный и зарубежный опыт (2)
Понятие функциональной грамотности (1)
Определение функциональной грамотности
Ключевые компетенции ( DESECO, OECD 1999)
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность
Предметная компетентность – способность решать проблемы, возникающие в окружающей действительности, средствами предмета
Реализация компетентностного подхода в реальных измерениях
Новый взгляд на образование
Чему должны научиться дети ( OECD 2030 ) Через оценку качества образования система образования настраивается на новые результаты
Функциональная грамотность
Уровни функциональной грамотности в исследовании PISA
Читательская грамотность
Результаты 15-летних учащихся по читательской грамотности
Функциональная грамотность
Определение
Группы читательских умений
1. Находить и извлекать информацию
2. Интегрировать и интерпретировать информацию
3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
4. Использовать информацию из текста
Глобальная компетентность
Определение глобальных компетенций ( в соответствии с последней версией)
Для чего нужно быть глобально компетентным ?
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность
Креативное мышление
1/38
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 10)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2544 Кб)
1

Первый слайд презентации: Функциональная грамотность

Читательская грамотность Глобальные( ая ) компетенции( ия ) Креативное мышление Финансовая грамотность Е стественнонаучная грамотность Математическая грамотность Руководитель группы: Ковалева Галина Сергеевна, руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, к.п.н.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Основные изменения в системе оценки образовательных достижений: отечественный и зарубежный опыт (1)

К традиционной функции обратной связи добавляется функция ориентации системы образования на новые результаты. Изменение целевых установок: от контроля и оценки качества образования к управлению и обеспечению качества образования. Основной задачей оценки и критерием оценки выступают не овладение обязательным минимумом содержания, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Основные изменения в системе оценки образовательных достижений: отечественный и зарубежный опыт (2)

Расширяются объекты оценки: комплексная оценка – ФГОС (предметные, метапредметные и личностные результаты); МСИ – функциональная грамотность и стандарты XXI века. Изменяется инструментарий оценки: переход на компьютерные форматы, введение интерактивных симуляций, оценка стратегий поведения. Меняется система обработки данных: вводятся вероятностные математические модели. К традиционным формам представления результатов добавляются комплексные профили образовательных результатов. Разрабатываются рекомендации для учащихся с разными уровнями подготовки с учетом контекстной информации.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Понятие функциональной грамотности (1)

Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957 году. Функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем». Особенности понятия: Направленность на решение бытовых проблем; Основа – базовый уровень навыков чтения и письма Цель – возможность решения стандартных стереотипных задач Применялось в основном ко взрослому населению, которое нуждалось в формировании элементарной грамотности.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Определение функциональной грамотности

А. А. Леонтьев: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [ Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35. ].

Изображение слайда
6

Слайд 6: Ключевые компетенции ( DESECO, OECD 1999)

Действовать автономно Фокус: персональная идентификация/относительная автономия Использовать интерактивно различные средства Фокус: взаимодействие с миром с помощью различных средств Функционировать в социально гетерогенных группах Фокус: взаимодействие с другими 3 области для разработки содержания оценки Критическое мышление / рефлексивный / холистический подход

Изображение слайда
7

Слайд 7

Ключевые компетенции ( DESECO, OECD 1999): Действовать автономно Защищать права, интересы, проявлять ответственность, осознавать ограничения и потребности планировать и реализовывать жизненные планы / личные проекты действовать масштабно Способность Критическое мышление / рефлексивный / холистический подход

Изображение слайда
8

Слайд 8

Ключевые компетенции ( DESECO, OECD 1999): Использовать интерактивно различные средства Использовать интерактивно язык, символы, тексты Использовать интерактивно знания и информацию Использовать интерактивно (новые) технологии Способность Критическое мышление / рефлексивный / холистический подход

Изображение слайда
9

Слайд 9

Ключевые компетенции ( DESECO, OECD 1999): Функционировать в социально гетерогенных группах Устанавливать хорошие взаимоотношения сотрудничать разрешать конфликты Способность Критическое мышление / рефлексивный / холистический подход

Изображение слайда
10

Слайд 10

Ключевые компетенции ( DESECO, OECD 1999): Важные характеристики ключевых компетен ций критическое мышление рефлексивный/холистический подход

Изображение слайда
11

Слайд 11: Предметная компетентность – способность решать проблемы, возникающие в окружающей действительности, средствами предмета

распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами данного предмета; формулировать эти проблемы на языке данного предмета; решать эти проблемы, используя предметные знания и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Реализация компетентностного подхода в реальных измерениях

Область 1: Действовать автономно и рефлексивно. Область 2: Использовать средства (язык, тексты, информацию, знания, умения, технологии и др.) интерактивно. Область 3: Функционировать в социально гетерогенных группах. ICCS – граждановедческая компетентность PISA – учебные стратегии Самооценка PISA - читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая грамотности, компетентность в области решения проблем, глобальные компетенции. ICILS – ИКТ-компетентность ФГОС : смысловое чтение (читательская грамотность) PISA : решение комплексных проблем в сотрудничестве ФГОС РФ (начальная школа): групповые проекты

Изображение слайда
13

Слайд 13: Новый взгляд на образование

Модели Европейской классификацией навыков, компетенций и профессий (ESCO), Партнерства за навыки XXI века, enGauge, Brookings и Pearson. Организация экономического сотрудничества и развития. 2013. http://www.oecd.org/site/piaac/surveyofadultskills.htm

Изображение слайда
14

Слайд 14: Чему должны научиться дети ( OECD 2030 ) Через оценку качества образования система образования настраивается на новые результаты

Schleicher A., Ramos G. Global competency for an inclusive world // OECD, 2016. URL: https:// www.oecd.org/pisa/aboutpisa/Global-competency-for-an-inclusive-world.pdf Как дети способны действовать Предметные Межпредметные Практические Когнитивные и мета-когнитивные Социальные и эмоциональные Физические и практические Способность мобилизовать знания, умения, отношения и ценности, а также проявлять рефлексивный подход к процессу обучения, обеспечивающая возможность взаимодействовать и действовать в мире

Изображение слайда
15

Слайд 15

Модель оценки функциональной грамотности: PISA -201 8 Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Глобальные компетенции Читательская грамотность 4% 4% 4% 33% 33% 22% Финансовая грамотность

Изображение слайда
16

Слайд 16: Уровни функциональной грамотности в исследовании PISA

Самостоятельно мыслящие и способные функционировать в сложных условиях 4 уровень – проявляется способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации 2 уровень – пороговый, при достижении которого учащиеся начинают демонстрировать применение знаний и умений в простейших не учебных ситуациях Среднее значение международной шкалы 500 400 600

Изображение слайда
17

Слайд 17: Читательская грамотность

Изображение слайда
18

Слайд 18: Результаты 15-летних учащихся по читательской грамотности

Лидирующие страны и территории: Сингапур, Гонконг (Китай), Канада, Финляндия, Ирландия 16 стран, средний балл которых статистически значимо выше среднего балла России 38 стран, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России 15 стран, средний балл которых не отличается от балла России (Швеция, Дания, Франция, Бельгия, Португалия, Великобритания, Тайвань, США, Испания, Китай, Швейцария, Латвия, Чехия, Хорватия, Вьетнам)

Изображение слайда
19

Слайд 19

Изображение слайда
20

Слайд 20: Определение

«Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни »

Изображение слайда
21

Слайд 21: Группы читательских умений

1. Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста 2. Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией информации 3. Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста 4. Читательские действия, связанные с использованием информации из текста

Изображение слайда
22

Слайд 22: 1. Находить и извлекать информацию

1.1 Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.) 1.2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации 1.2.1 Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста 1.2.2. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста 1.3.Определять наличие/отсутствие информации

Изображение слайда
23

Слайд 23: 2. Интегрировать и интерпретировать информацию

2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.) 2.2 Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста) 2.3 Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста 2.4 Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) 2.5 Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом 2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста 2.7 Понимать чувства, мотивы, характеры героев 2.8 Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)

Изображение слайда
24

Слайд 24: 3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

3.1 Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора 3.2 Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов 3.3 Понимать назначение структурной единицы текста 3.4 Оценивать полноту, достоверность информации 3.5 Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах 3.6 Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

Изображение слайда
25

Слайд 25: 4. Использовать информацию из текста

4.1 Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний 4.2 Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний 4.3 Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу 4.4 Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста 4.5 Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую) 4.6 Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью

Изображение слайда
26

Слайд 26: Глобальная компетентность

Изображение слайда
27

Слайд 27: Определение глобальных компетенций ( в соответствии с последней версией)

Global competence - это "многомерная способность," которая выражается в изучении местных, глобальных и межкультурных проблем, понимании и умении ценить взгляды и мировоззрения других людей, открытых, соответствующих определенной ситуации и эффективных взаимодействиях с представителями других культур, ответственных действиях в интересах устойчивого развития и коллективного благополучия According to "PREPARING OUR YOUTH FOR AN INCLUSIVE AND SUSTAINABLE WORLD The OECD PISA global competence framework ", 2018.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Для чего нужно быть глобально компетентным ?

(ответ создателей направления) Жить гармонично в многокультурных сообществах Процветать на меняющемся рынке труда Эффективно и ответственно использовать медиа-платформы Поддерживать цели в области устойчивого развития

Изображение слайда
29

Слайд 29

Изображение слайда
30

Слайд 30

Изображение слайда
31

Слайд 31

Изображение слайда
32

Слайд 32

Изображение слайда
33

Слайд 33

Изображение слайда
34

Слайд 34

Изображение слайда
35

Слайд 35

Изображение слайда
36

Слайд 36

Изображение слайда
37

Слайд 37

Изображение слайда
38

Последний слайд презентации: Функциональная грамотность: Креативное мышление

Изображение слайда