Презентация на тему: Формирование начальных речевых навыков у детей с синдромом Дауна

Формирование начальных речевых навыков у детей с синдромом Дауна
Что нужно для речевого высказывания?
Речевые центры:
Формирование начальных речевых навыков у детей с синдромом Дауна
Формирование начальных речевых навыков у детей с синдромом Дауна
Формирование начальных речевых навыков у детей с синдромом Дауна
Формирование начальных речевых навыков у детей с синдромом Дауна
Практические рекомендации для формирования начальных речевых навыков:
Формирование начальных речевых навыков у детей с синдромом Дауна
Формирование начальных речевых навыков у детей с синдромом Дауна
Формирование начальных речевых навыков у детей с синдромом Дауна
Формирование начальных речевых навыков у детей с синдромом Дауна
Формирование начальных речевых навыков у детей с синдромом Дауна
Общение – это не только вербальная речь
Аргументы в пользу использования жестовой коммуникации (фонд Даунсайд Ап):
Рекомендуемая литература
Источник:
Формирование начальных речевых навыков у детей с синдромом Дауна
1/18
Средняя оценка: 4.0/5 (всего оценок: 96)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (5131 Кб)
1

Первый слайд презентации: Формирование начальных речевых навыков у детей с синдромом Дауна

Учитель-логопед Ладонкина Е.В.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Что нужно для речевого высказывания?

Голосовой аппарат Речевой выдох Артикуляция Работа центральной нервной системы

Изображение слайда
3

Слайд 3: Речевые центры:

Центр Вернике (я слышу и понимаю речь) Центр Брока (я говорю) Ассоциативный центр (я строю фразы)

Изображение слайда
4

Слайд 4

Развитие подвижности артикуляционного аппарата: Развитие навыков жевания Артикуляционный массаж и самомассаж лица Выполнение пассивных и активных упражнений артикуляционной гимнастики Выполнение упражнений для развития мимики лица 1 2 3 4

Изображение слайда
5

Слайд 5

Вкусная артикуляционная гимнастика: Если ребенку не интересно выполнять обычную артикуляционную гимнастику, можно попробовать использовать нестандартные приемы: Иногда пить через трубочку напитки разной густоты Слизать джем или варенье с ложки, с верхней губы Слизать джем или варенье с ложки, с верхней губы

Изображение слайда
6

Слайд 6

Игры для развития речевого выдоха: Задувать свечу Выдувать мыльные пузыри Дудеть в дудочку, играть на губной гармошке, дуть в свистульку Дуть на вату Дуть на одуванчик Дуть на легкий шарик, чтобы он попал в ворота Дыхательная гимнастика

Изображение слайда
7

Слайд 7

Стимуляция речевых центров: Развитие мелкой моторики стимулирует речевой центр Брока Учить распознавать слова из потока звуков (Центр Вернике). Использование сенсорных ощущение стимулирует ассоциативный центр речи, отвечающий за составление фраз. Использование сенсорных ощущение стимулирует ассоциативный центр речи, отвечающий за составление фраз. 1 2 3

Изображение слайда
8

Слайд 8: Практические рекомендации для формирования начальных речевых навыков:

Опора на сильные стороны детей с СД – хорошее понимание речи и коммуникативные навыки, умение проявлять эмпатию, хорошее зрительное внимание. Позитивный настрой на занятии и в ситуациях общения. Неудачи снижают мотивацию к речевому общению. Поощрение любых попыток к коммуникации у ребенка. Дайте время на обдумывание ответа. Установите зрительный контакт при общении с ребенком. Начальная помощь при освоении трудного материала и постепенное снижение степени поддержки. Добавление в словарный запас различных частей речи (к существительным добавлять глаголы, предлоги, прилагательные). Отработка языковых навыков в естественных условиях.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Регулярно проходить медицинские обследования слуха и зрения ребенка. Обращаясь к ребенку, говорить четко, но естественно, придерживаясь естественного тона. Для наилучшего эффекта от занятий важно, чтобы ребенок научился сидеть за столом, слушать и сосредотачивать внимание на определённое время. Предоставляйте ребенку возможность выбора слова, давая зрительную подсказку (например, держа две игрушки, спросите: «Ты хочешь поиграть машинкой или поездом?» Если малыш укажет на поезд, взрослый произнесет слово «поезд», а ребенок, в свою очередь, попытается повторить его). Полезно составлять списки и таблицы, фиксирующие словарный запас ребенка.

Изображение слайда
10

Слайд 10

рассматривание книжки, игры с набором домашних животными, с мягкими игрушками, с домашними любимцами или животными приусадебного хозяйства, посещение фермы и т. п. В специально организованные дидактические занятия можно включить использование «почтового ящика», в прорези которого ребенок будет опускать картинки с изображением животных. Он будет рассматривать эти картинки и называть животных, подражая вам; можно вынимать игрушечных животных из мешка и называть их, а ребенок, подражая вам, тоже будет пытаться их назвать, а потом можно складывать их обратно в мешок, говоря: «Пока-пока, мишка» и т. п. Полезны игры на подбор, отбор и называние. Для таких игр потребуется набор фотографий или игрушек. Игры для расширения словарного запаса:

Изображение слайда
11

Слайд 11

Ребенку дают в руки или показывают картинку, где изображена змея, и произносят звук С-с-с, показывая картинку с комариком, произносят З-з-з, с жуком — Ж-ж-ж и т. п. Таким образом, звук соотносится с картинкой-символом или конкретным предметом и легче запоминается. Полезны также «звуковые (фонетические) карточки» – одна карточка представляет один звук[1]. Возьмите в руку карточку и произнесите звук. Карточку следует держать близко к своему лицу, чтобы ребенок мог видеть и ее, и вас. Следите за тем, чтобы ваш рот не был ничем прикрыт. Произнесите звук естественно, без особого акцентирования, несколько раз, после чего переходите к следующей карточке. Пройдите с ребенком столько карточек, сколько позволит время, в течение которого он способен концентрировать внимание. Отработка навыков различения звуков. После того как ребенок познакомится с отдельными звуковыми карточками и хорошо поупражняется в слушании, возьмите в руки две карточки, произнесите звук, отображенный на одной из них, и попросите ребенка выбрать нужную карточку. Таким путем мы можем начать работу над различением звуков еще до того, как ребенок начнет их произносить. Игры для улучшения разборчивости речи:

Изображение слайда
12

Слайд 12

Использование звуковых карточек – эффективное средство побудить ребенка произносить звуки. В играх с «почтовым ящиком» можно предложить ему выбрать ту карточку, которая больше нравится, произнести соответствующий звук по подражанию и только потом опустить карточку в ящик. По мере улучшения этого умения попробуйте реже моделировать звук, чтобы ребенок учился произносить его сам. После того как ребенок научится произносить звук изолированно, начните отрабатывать как можно больше слов, начинающихся с этого звука. Для такого занятия удобно использовать «звуковые книжки» (например, книжку «Б», в которой будут фотографии предметов на букву Б: барабан, булка, банан, или «звуковые мешочки» (мешочки с игрушками, начинающимися на ту же букву). Еще одна полезная игра на уровне отработки слов – сортировать их по начальному звуку. Такая игра позволяет упражняться в слушании, различении звуков и произнесении. Берется мешок с игрушками, которые начинаются с одной из двух букв (например, Б и С). Пометьте две коробки звуковыми карточками со звуками [б] и [с]. Вынимайте из мешка игрушки по одной, называйте каждую (сами или ребенок, если он уже может), после чего ребенок должен будет выбрать, в какую коробку положить эту игрушку. Помогайте ему на первых порах, чтобы он делал правильный выбор, а потом снижайте степень поддержки. Игры для улучшения разборчивости речи: Ребенок учится говорить, подражая речи взрослого, в том числе движениям губ и языка. Это особенно заметно, если понаблюдать за тем, как внимательно малыш смотрит на лицо матери. Занятия по подражанию движений стимулируют имитационные возможности ребенка. Используйте для этого игры на чередование действий: катайте мяч друг другу, поочередно ударяйте в барабан, сочетая словесные сигналы, жесты и движения. Играйте в потешки с движениями (например, «ладушки»). Используйте для обозначения происходящего жесты, звуки, лепетные слова, звукоподражания (например, машина – « дрррр »/«би-би»; машина едет – др -р-р + жест «руль»). Таким образом, взрослый использует полное слово, жест и «детское слово».

Изображение слайда
13

Слайд 13

Играйте в « повторялки ». Для этого повторяйте за малышом все его речевые сигналы (звуки, слоги и звукоподражания). Вначале используйте только те, которые ребенок произносит в данный момент. Например, малыш говорит «да-да-да» – и вы повторяете за ним, а затем он снова повторяет эту цепочку. Получается, что теперь ребенок повторил за вами. Если такая игра ему нравится, вы можете предложить другой звук или слог, который легко дается малышу, например «а-а-а» или «ба-ба-ба». Стимулируйте использование словосочетаний из двух лексических единиц. Например: ляля качается на качелях – «ляля кач-кач». Отслеживайте и поощряйте переход от «языка нянь» к словам взрослого лексикона. Будьте внимательны: возможно, у вашего ребенка появляются упрощенные слова. Постарайтесь не пропустить их. Например, если вначале малыш говорил «бах», то теперь он может сказать « упа » или «па», не « ам-ам », а «ку». Инициируйте общение ребенка со взрослыми и детьми, например: «Попроси у папы мяч!». Сделайте «говорильный альбом». В него вставляются картинки или фотографии с изображением предметов и действий, названия которых есть в словаре ребенка. Развитие сюжетной и сюжетно-ролевой игры дает дополнительные возможности для использования имеющейся у малыша речи. Игры для расширения словарного запаса:

Изображение слайда
14

Слайд 14: Общение – это не только вербальная речь

Есть другие, альтернативные способы коммуникации, которые дополняют или заменяют речь: Жестовая речь Письменная речь Общение с помощью карточек Общение с помощью коммуникативных таблиц Предметная коммуникация Общение с помощью коммуникаторов

Изображение слайда
15

Слайд 15: Аргументы в пользу использования жестовой коммуникации (фонд Даунсайд Ап):

дети с СД успешно начинают пользоваться жестами гораздо раньше, чем говорить. понимание обращенной речи намного опережает появление экспрессивной речи. Недостаток общения тормозит развитие ребенка. наличие жестов дает детям возможность общаться, что избавляет их от многих психологических проблем. использование жестовой речи помогает родителям понимать своих детей и успешее содействовать их развитию. знание жестов помогает детям точнее понимать значение речи окружающих, что способствует более быстрому накоплению словаря. На всем протяжении периода использования жестов, они неизменно сочетаются со звуками, слогами, словами и предложениями, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. По мере накопления устного словаря использование жестов постепенно уменьшается.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Рекомендуемая литература

1) Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна. 2) Климонтович Е. Учимся понимать речь. 3 ) Климонтович Е. Учимся говорить фразами. 4) Янушко Е. Помогите малышу заговорить. 5) Новикова-Иванцова Т.Н. От слова к фразе. 6) Батяева С.В.Альбом по развитию речи для самых маленьких. 7) Володина В.С. Альбом по развитию речи. 8) Новиковская ОВ. Логопедическая грамматика для детей 2-4 лет. 9) Ньюмен С.Игры и занятия с особым ребенком. 10) Т.Б. Бардышева. Я буду говорить.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Источник:

Электронная библиотека Даунсайд АП https://downsideup.org/elektronnaya-biblioteka/razvitie-rechi-detey-rannego-vozrasta-chast-2/ https://downsideup.org/elektronnaya-biblioteka/logopedicheskie-zanyatiya-v-domashnih-usloviyah/ https://downsideup.org/elektronnaya-biblioteka/kak-organizovat-logopedicheskie-zanyatiya-doma-esli-rebenok-eshche-ne-govorit/

Изображение слайда
18

Последний слайд презентации: Формирование начальных речевых навыков у детей с синдромом Дауна

Спасибо за внимание!

Изображение слайда