Презентация на тему: Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе
В школе дети обсуждают взрослых: "Они сами не знают, чего хотят! Сначала учат нас ходить и говорить, а потом требуют, чтобы мы сидели и молчали."
Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе
Коммуникативные навыки: - открытость, честность, прямота высказываний - умение слушать другого человека - способность к поиску компромисса - умение настаивать
Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника? 1. Она влияет на успешность ученика в учёбе. 2. От коммуникативной компетентности во
Коммуникативная компетентность включает в себя: · Говорение · Чтение · Слушание · Письмо · Понимание информации · Способность к внешкольной и внеклассной
Монологические формы: - рассказывать, пересказывать, отвечать на вопросы, задавать вопросы; - выступать готовой заранее речью или неподготовленной речью; -
Диалогические формы: - все формы учебного диалога(беседа учителя и ученика, беседа в парах, беседа в группах); -дискуссии, споры; -ролевые и деловые игры (роли
Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе
На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения: - готовность учащихся участвовать в урочном общении; - отвечать на
На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения: - простота и четкость речевого высказывания; - отработка умения сделать свое высказывание понятным
На третьем этапе уже отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества: - умение вести беседу в паре, группе; - умение вести конструктивный диалог, дебаты;
Коммуникативный опыт: - как выстраивать межличностные отношения; - законы логики и аргументации; - этикет общения; - коммуникативными технологиями, в том числе
Коммуникативно значимые качества личности: общительность, терпимость, доброжелательность, принципиальность, требовательность, увлеченность, тактичность,
Какие пути формирования коммуникативной компетентности для успешной адаптации первоклассников?
Выстраивать межличностные отношения.
Самоконтроль, саморегулирование
Через: - психологические исследования и диагностики; - серии экскурсии «Я иду в школу»; «Безопасная дорога домой»; - экскурсия по школе «Куда обратиться за
Моделирование общения - Развиваю хорошее и борюсь с плохим. - Продуктивное разрешение конфликтов. - Умение соотносить цель общения с особенностями собеседника.
Овладение информационно – коммуникативными технологиями - Где можно найти информацию для урока? - Как понять, что является главным? - Как запомнить самое
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка Задания: - разбор слов по составу; - выделение группы слов с одинаковым
Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе
Концепция развития школьной коммуникации имеет следующие этапы:
Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе
1 «Рассказ от первого лица» 2 «Комплимент» (сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)). 3 «Сказка в заданном ключе» (введение в название
Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила ведения диалога: - любое мнение ценно; - ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания; - повернись
Организация читательской деятельности включает: эмоциональное вслушивание, вычитывание, выразительное чтение, сочинения, рисование, инсценировки.
Упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения), придумать разговор героев произведения
Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках окружающего мира.
Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе
Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого. (Сенека)
1/31
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 24)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (459 Кб)
1

Первый слайд презентации: Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе

Изображение слайда
2

Слайд 2: В школе дети обсуждают взрослых: "Они сами не знают, чего хотят! Сначала учат нас ходить и говорить, а потом требуют, чтобы мы сидели и молчали."

Изображение слайда
3

Слайд 3

Коммуникативные умения Сделать это мне… Скорее тяжело Скорее легко Говорить перед классом 30% 70% Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений 35% 65% Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов 32% 68% Отвечать у доски 41% 59% Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением 35% 65% При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя 46% 54% Сообща работать в группе 11% 89% Внимательно слушать длинное выступление, даже если оно очень важное 57% 43%

Изображение слайда
4

Слайд 4: Коммуникативные навыки: - открытость, честность, прямота высказываний - умение слушать другого человека - способность к поиску компромисса - умение настаивать на своем - навык построения начальной фазы, контакта, учитывая, что у человека есть три потребности: быть понимаемым, уважаемым и принимаемым - умение говорить о своих интересах, используя партнерскую практику в отличии давления “Сверху” и “снизу”

Изображение слайда
5

Слайд 5: Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника? 1. Она влияет на успешность ученика в учёбе. 2. От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе. 3. Коммуникативная компетентность рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни

Изображение слайда
6

Слайд 6: Коммуникативная компетентность включает в себя: · Говорение · Чтение · Слушание · Письмо · Понимание информации · Способность к внешкольной и внеклассной деятельности

Изображение слайда
7

Слайд 7: Монологические формы: - рассказывать, пересказывать, отвечать на вопросы, задавать вопросы; - выступать готовой заранее речью или неподготовленной речью; - делать сообщения; - высказывать свое мнение, защищать и доказывать его, опровергать чужое

Изображение слайда
8

Слайд 8: Диалогические формы: - все формы учебного диалога(беседа учителя и ученика, беседа в парах, беседа в группах); -дискуссии, споры; -ролевые и деловые игры (роли говорящего и роли слушающего); - учебные исследования и учебные проекты; - выступления в качестве ведущих на мероприятиях, театрализация

Изображение слайда
9

Слайд 9

Изображение слайда
10

Слайд 10: На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения: - готовность учащихся участвовать в урочном общении; - отвечать на вопросы, давая исчерпывающий ответ; - задавать вопросы, следя за темой; - делать сообщения

Изображение слайда
11

Слайд 11: На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения: - простота и четкость речевого высказывания; - отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому; - умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание; -в ступать в контакт с другими

Изображение слайда
12

Слайд 12: На третьем этапе уже отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества: - умение вести беседу в паре, группе; - умение вести конструктивный диалог, дебаты; - умение участвовать в дискуссии; - участвовать в конференциях, играх

Изображение слайда
13

Слайд 13: Коммуникативный опыт: - как выстраивать межличностные отношения; - законы логики и аргументации; - этикет общения; - коммуникативными технологиями, в том числе информационными; - уметь соотносить цель общения с особенностями собеседника; - уметь делать коммуникативный выбор в ситуациях общения (ролевых позиций, стиля общения и др.); - опыт самопрезентации; - реализации коммуникативных ролей в ситуациях общения; - моделирования общения и речевого поведения; - быстро и адекватно реагировать в различных коммуникативных ситуациях; -продуктивное разрешение коммуникативных конфликтов; - самоконтроль и саморегулирование

Изображение слайда
14

Слайд 14: Коммуникативно значимые качества личности: общительность, терпимость, доброжелательность, принципиальность, требовательность, увлеченность, тактичность, самостоятельность, активность, самообладание, социально-психологическая наблюдательность, рефлексия

Изображение слайда
15

Слайд 15: Какие пути формирования коммуникативной компетентности для успешной адаптации первоклассников?

Изображение слайда
16

Слайд 16: Выстраивать межличностные отношения

Через: родительские собрания; анкетирование детей и родителей; ролевые, сюжетные игры, прием театрализации, когда дети учатся распределять и играть разные роли; занятия по этикету; тренинги; классные часы; моделирование общения и речевого поведения; индивидуальные беседы учителя с родителями, учеником.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Самоконтроль, саморегулирование

Знаю ли я себя? Как сберечь в школе свое здоровье? Как обеспечить свою безопасность? Как развить в себе хорошие привычки и бороться с плохими?

Изображение слайда
18

Слайд 18: Через: - психологические исследования и диагностики; - серии экскурсии «Я иду в школу»; «Безопасная дорога домой»; - экскурсия по школе «Куда обратиться за помощью?» - дни здоровья; - спортивные соревнования; - ролевые, сюжетные игры; театрализация; - занятия по ПДД, ПБ; - тренинги «Роль в группе»; - самопрезентации; - конкурсы рисунков; - классные часы; - беседы «Правила поведения учеников на уроках, на перемене, в столовой»; - физкультминутки, походы и т. д

Изображение слайда
19

Слайд 19: Моделирование общения - Развиваю хорошее и борюсь с плохим. - Продуктивное разрешение конфликтов. - Умение соотносить цель общения с особенностями собеседника. Через: - тренинги; - ролевые, сюжетные игры; театрализация; - диагностика личностных качеств и уровня воспитанности учеников; - работа по коррекции выявленных недостатков; - классные часы; - беседы

Изображение слайда
20

Слайд 20: Овладение информационно – коммуникативными технологиями - Где можно найти информацию для урока? - Как понять, что является главным? - Как запомнить самое главное? Через: - Знакомство со словарями, энциклопедиями, справочной литературой; - Составление опорных схем, рисунков; - умение вести дневник, записи в тетрадях (выделение цветом главного); - Знакомство с информационными технологиями. -Уроки информатики

Изображение слайда
21

Слайд 21: Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка Задания: - разбор слов по составу; - выделение группы слов с одинаковым корнем; - нахождение слов с одинаковыми -приставками и без приставок, объединение их в группы; - нахождение слов с одинаковыми суффиксами; - объяснение лексического значения слов

Изображение слайда
22

Слайд 22

Основные формы учебной коммуникации Монологические формы речевой коммуникации Диалогические формы речевой коммуникации Выступать с готовой заранее речью Учебная беседа учителя и ученика Рассказывать Учебная беседа в парах Пересказывать Учебная беседа в группах Спрашивать и задавать вопросы Дискуссия Сообщать Ответы на вопросы Отвечать на вопросы Ролевая игра Критиковать Блиц - турнир Доказывать и опровергать Защита проекта

Изображение слайда
23

Слайд 23: Концепция развития школьной коммуникации имеет следующие этапы:

Этапы Умения, отрабатываемые под руководством учителя 1 этап Готовность учащихся участвовать в урочном общении Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой Комментировать вопросы и ответы Делать сообщения Рассказывать логично и последовательно

Изображение слайда
24

Слайд 24

2 этап Простота и чёткость речевого высказывания Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание Умение использовать риторические вопросы Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания 3 этап Умение вести беседу в паре, в группе Умение поддерживать беседу Умение вести конструктивный диалог Умение построить дискуссию и вести её Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах

Изображение слайда
25

Слайд 25: 1 «Рассказ от первого лица» 2 «Комплимент» (сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)). 3 «Сказка в заданном ключе» (введение в название сказки нового объекта, сочинить новую сказку). 4 «Изменение сказочной развязки» (придумать другое окончание сказки)

Изображение слайда
26

Слайд 26: Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила ведения диалога: - любое мнение ценно; - ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания; - повернись так, чтобы видеть лицо говорящего, - хочешь говорить – подними руку; - дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его; - обращение начинается с имени; - критика должна быть тактичной; - отсутствие результата – тоже результат; - голос – твой божественный дар, умей им владеть

Изображение слайда
27

Слайд 27: Организация читательской деятельности включает: эмоциональное вслушивание, вычитывание, выразительное чтение, сочинения, рисование, инсценировки

Изображение слайда
28

Слайд 28: Упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения), придумать разговор героев произведения по телефону, инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.)

Изображение слайда
29

Слайд 29: Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках окружающего мира

• проведение заочной экскурсии по выставочным залам, музеям, улицам и площадям городов мира (ролевая игра, где один или несколько учеников выполняют обязанности экскурсовода, а другие — туристов), • устное или письменное приглашение на выставку, диалог в выставочном зале «У картины...», • составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером.

Изображение слайда
30

Слайд 30

Изображение слайда
31

Последний слайд презентации: Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе: Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого. (Сенека)

Изображение слайда