Презентация на тему: Форма территориального устройства. Понятие и виды

Форма территориального устройства. Понятие и виды
Содержание
Понятие формы территориального устройства
Виды форм территориального устройства
Унитарное государство
Признаки унитарного государства
Виды унитарных государств
Виды унитарных государств
Автономии
Форма территориального устройства. Понятие и виды
Форма территориального устройства. Понятие и виды
Форма территориального устройства. Понятие и виды
Регионалистское государство
Федерация
Признаки федеративных государств:
Форма территориального устройства. Понятие и виды
Форма территориального устройства. Понятие и виды
Конфедерация
Признаки конфедерации
Другие формы территориальной организации. Империя
Другие формы территориальной организации. Протекторат
Другие формы территориальной организации
Другие формы территориальной организации. Уния
Форма территориального устройства. Понятие и виды
Форма территориального устройства. Понятие и виды
Список используемой литературы
1/26
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 78)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (15643 Кб)
1

Первый слайд презентации: Форма территориального устройства. Понятие и виды

Выполнила: студентка 1 курса МП-МИЭП 9 академической группы Макарова Софья Преподаватель: кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права и сравнительного правоведения Трикоз Елена Николаевна ФГОБУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ»

Изображение слайда
2

Слайд 2: Содержание

Понятие территориального устройства Виды форм территориального устройства Понятие, признаки и виды унитарных государств Понятие и виды автономий Понятие регионалисткого государства Понятие, признаки и виды федераций Понятие и признаки конфедерации Другие формы территориального устройства Список используемой литературы

Изображение слайда
3

Слайд 3: Понятие формы территориального устройства

Территориальное устройство – это внутренняя структура государства, способ его территориального деления и принципы взаимоотношений между структурными элементами государства. Такое определение формы государственного устройства позволяет дать ответы на следующие вопросы: 1) из каких структурных единиц состоит государство (городов, районов, областей, краев, республик, округов, штатов, земель, кантонов и т.п.); 2) каков правовой статус этих образований с точки зрения их зависимости от центральной власти. Здесь возможны три наиболее типичных варианта: полная самостоятельность, относительная самостоятельность, абсолютная подчиненность; 3) каким образом строятся взаимоотношения центральной власти и ее структурных подразделений; 4) сколько систем высших органов государственной власти имеется в одном государстве: одна или несколько.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Виды форм территориального устройства

Унитарное государство Федеративное государство * Некоторые специалисты также выделяют конфедерацию как отдельный вид формы территориального устройства

Изображение слайда
5

Слайд 5: Унитарное государство

Унитарное государство – единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство с централизованным руководством административно-государственными единицами, характеризующееся отсутствием обособленных (самостоятельных) государственных образований Примеры унитарных государств: Франция Италия Польша

Изображение слайда
6

Слайд 6: Признаки унитарного государства

Административно-территориальные образования не обладают независимостью от центральных органов власти В государстве действует единая конституция и единое законодательство В государстве существует единая система органов государственной власти В государстве единое гражданство (то есть территориальные единицы не могут иметь своего гражданства как субъекты федерации в федеративном государстве) Существует однолинейная система налогообложения, обеспечивающая единый государственный бюджет В государстве существует единая судебная система

Изображение слайда
7

Слайд 7: Виды унитарных государств

В зависимости от степени централизации государственной власти: Централизованное : административно-территориальные единицы полностью зависят от центральной власти, и во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы (Туркменистан, Монголия, Таиланд, Польша). Децентрализованное : административно-территориальные образования наделены достаточно высокой компетенцией и самостоятельностью. В таких государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни (Великобритания, Швеция).

Изображение слайда
8

Слайд 8: Виды унитарных государств

В зависимости от состава унитарного государства. В соответствии с критерием наличия или отсутствия автономных образований в унитарном государстве все унитарные государства можно поделить на: простые – государство состоит исключительно из административно-территориальных единиц, наделенных одинаковым статусом во взаимоотношениях с центральной властью (Польша, Словакия, Мальта) сложные - государство в свой состав помимо административно-территориальных единиц включает автономии

Изображение слайда
9

Слайд 9: Автономии

Автономия – это самоуправляющееся образование (А.С. Комаров) Автономия – это самоуправляемая территория, образованная по национальному, религиозному или иному признаку (Д.В. Березовский) Автономия - это статус, предполагающий определенную совокупность прав, а не территория (Б.А. Страшун) Автономные образования Территориальные Экстерриториальные

Изображение слайда
10

Слайд 10

Территориальная автономия - это определяемая конституцией или законом государства самостоятельность части населения государства в решении определенных вопросов социально-экономической и культурной жизни на территории проживания этой части населения. Эта часть населения страны создает либо территориальное, либо этнотерриториальное автономное образование (Дания, Азербайджан, Франция, Китай) Территориальное автономное образование создается населением, не имеющим этнических отличий, но имеющим особенности хозяйства и культуры, что вызвано историческими или географическими факторами. Этнотерриториальное автономное образование создается этническим меньшинством на территории его компактного проживания.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Также территориальные автономии делятся на политические и административные: Политическая автономия Административная автономия органы имеют право издания местных законов по строго определенным вопросам (Аландские острова Финляндии) автономии не имеют права на издание собственных законов, но им предоставлены некоторые специфические права, которые отсутствуют у обычных административно-территориальных единиц (Например, в Китае автономии могут участвовать во внешнеэкономических отношениях с другими государствами.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Экстерриториальная автономия — право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности предоставлена этническим меньшинствам, проживающим в различных частях страны, а не на определённой территории (Хорватия, Македония). В России правовое регулирование национально-культурной автономии осуществляется на основании Федерального закона от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии». Форма национально-культурной автономии в России – общественное объединение.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Регионалистское государство

это унитарное государство, состоящее исключительно из автономных образований. Регионалистские государства характеризуются высокой степенью децентрализации власти. Автономии в таких государствах имеют характер территориальной автономии и наделены правом создавать свои администрации, избирать региональные парламенты (местные законодательные собрания и ассамблеи), издавать законодательные акты по отдельным вопросам. Италия Шри-Ланка Испания ЮАР

Изображение слайда
14

Слайд 14: Федерация

это сложное союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической (учредительной) автономией. (Россия, США, ФРГ, Бразилия, Индия).

Изображение слайда
15

Слайд 15: Признаки федеративных государств:

Наличие 2х систем высших органов власти – федеральных и субъектов 2 вида правовых актов – федеральных правовых актов и актов субъектов федерации. территория федерации включает территории ее отдельных субъектов, обладающих определенной политической самостоятельностью и статусом государственных образований; в союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией. В рамках своих предметов ведения субъекты федерации вправе осуществлять собственное правотворчество; внешние атрибуты есть и у федерации, и у субъектов федерации (гимн, герб, флаг). Все субъекты, входящие в федерацию, имеют общую территорию, общую денежную единицу, общие высшие органы государственной власти (главу государства, парламент, правительство, суды, единую армию, пограничную службу и службу безопасности, полицию, общий бюджет, государственные символы и государственный язык)

Изображение слайда
16

Слайд 16

Виды федераций: По способу возникновения федерации: Договорные Возникают через объединение суверенных унитарных государств, при этом сохраняется максимальный объем компетенции каждого субъекта с одновременным закреплением этого в договоре с федеральным центром (США, Швейцария) Конституционные Возникают из бывшего унитарного государства, формируются при сильном влиянии центральных властей на основе конституции (Германия, Индия, Пакистан, Мексика) По правовому статусу субъектов Симметричные Все субъекты равноправны (Россия) Ассиметричные Субъекты обладают различным объемом полномочий (Индия, США)

Изображение слайда
17

Слайд 17

Виды федераций (продолжение): По территориальному делению субъектов Национальные Субъекты выделяются по национальному критерию – СССР, бывшая Чехословакия, бывшая Югославия Такие федерации свехцентрализованные, то есть объем властных полномочий субъектов у них уже, чем у субъектов федерации, построенной по территориальному принципу Территориальные Субъекты формируются по административно-территориальному принципу – США, Германия Такие федерации более устойчивы по сравнению с федерациями, основанными по национальному принципу. Такое деление учитывает не только социальные, но и природные, экономические, политические и духовные факторы. Смешанные Субъекты формируются одновременно и по национальному, и по территориальному принципу – Индия, Канада, Россия

Изображение слайда
18

Слайд 18: Конфедерация

Это союз или объединение нескольких самостоятельных и суверенных государств. Пример конфедерации независимых государств в современном мире - Европейский союз. Это «мягкая», неофициальная конфедерация, куда входят 28 европейских государств (и монархии, и республики). У Евросоюза есть собственный парламент и общая валюта - евро, которую приняли не все союзные страны. «Флаг конфедерации » Европейский союз

Изображение слайда
19

Слайд 19: Признаки конфедерации

Составные части конфедерации остаются суверенными государствами, обладают всей полнотой власти. Нет единого гражданства конфедерации. Нет общей для всей конфедерации территории и государственной границы. Нет общих законодательных органов и системы управления. На уровне конфедерации действуют лишь высшие координирующие органы. Страны-члены сохраняют собственную систему органов власти, армию, полицию. Каждая страна сохраняет собственную конституцию и законы, хотя на уровне конфедерации может приниматься общая конституция. Любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом. Каждое государство имеет право выхода из конфедерации.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Другие формы территориальной организации. Империя

Империя - колониальное государство, созданное насильственным путем и управляемое метрополией (государство по отношению к своим колониям, поселениям за пределами своих границ, эксплуатируемым территориям, зависимым странам). Это такие государства, в которых имеются: неоднородный этнический и культурный состав населения; обширная территория; наличие относительно небольшой метрополии, пополняющей свои ресурсы за счет других регионов или колоний; концентрация государственной власти в метрополии; ограниченность прав и свобод других регионов, колоний.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Другие формы территориальной организации. Протекторат

Протекторат - форма зависимости, при которой одно государство находится под защитой другого, осуществляется система косвенного управления более сильной державы Французский протекторат Марокко

Изображение слайда
22

Слайд 22: Другие формы территориальной организации

Ассоциированное государство – это союз неравнозначных государств, при котором меньшее государство передает часть своих полномочий большему с сохранением суверенитета (например, острова Кука и Ниуэ в составе Королевства Новой Зеландии) Коронные земли – территории, за которые несет ответственность соединенное королевство – остров Мэн, бейливики Джерси и Гернси. Содружество – союз государств, основанный на взаимовыгодном сотрудничестве – Британское содружество, СНГ

Изображение слайда
23

Слайд 23: Другие формы территориальной организации. Уния

Уния - союз, объединение, соединение государств. Среди уний различают конфедерации, федерации, объединения монархических государств в форме реальной и персональной (личной) унии, инкорпорации и империи (Люблинская уния – государственный союз между Королевством Польским и Княжеством Литовским, положивший начало Речи Посполитой)

Изображение слайда
24

Слайд 24

Личная уния Реальная уния Имеет основанием случайное, непреднамеренное совпадение независимых друг от друга прав на корону в нескольких государствах на основе различных порядков престолонаследия. Она продолжается до тех пор, пока эти различные правомочия персонифицированы в одном лице. Как только по закону корона опять переходит к других лицам, личная уния сразу же прекращается. Личная уния может привести к полному слиянию разных государств. Возникает в результате соглашения государств, в силу которого у них появляется общий монарх. Члены реальной унии независимы друг от друга Не образуется ни общей территории, ни единого подданства, ни общих законов, ни общих финансов В основном выступает в качестве военного союза, как носитель единой внешней политики

Изображение слайда
25

Слайд 25

Фузия – слияние государств (воссоединение ФРГ и ГДР) Инкорпорация – внешне оформление как слияние, присоединение одного государства к другому (присоединение Эстонии, Латвии и Литвы к СССР в 1940 г.) Последние виды уний, рассматриваемых государствоведением.

Изображение слайда
26

Последний слайд презентации: Форма территориального устройства. Понятие и виды: Список используемой литературы

Цечоев, В.К. Теория государства и права : учебник / В.К.  Цечоев, А.Р.  Швандерова. – Москва : Прометей, 2017 Серегин, А.В. Форма средневековых славянских государств: монография Рассолов, М.М. Актуальные проблемы теории государства и права : учебное пособие / М.М. Рассолов, В.П. Малахов, А.А. Иванов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юнити, 2015 Бырдин, Е.Н. Теория государства и права (в схемах, таблицах и определениях): учебно-методическое пособие, 2018 Снетков Виталий Николаевич, Фомина Наталия Александровна Критерии классификации унитарных государств // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Общество. Коммуникация. Образование. 2011. №118. URL: https:// cyberleninka.ru /article/n/ kriterii-klassifikatsii-unitarnyh-gosudarstv ( дата обращения: 12.03.2020). Юрасова Анна Валидовна Конфедерация: исторический опыт и современность // Общество: политика, экономика, право. 2017. №5. URL: https:// cyberleninka.ru /article/n/ konfederatsiya-istoricheskiy-opyt-i-sovremennost ( дата обращения: 12.03.2020).

Изображение слайда