Презентация на тему: Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических

Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических
1/43
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 36)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1346 Кб)
1

Первый слайд презентации

Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических функций. Межполушарная асимметрия.

Изображение слайда
2

Слайд 2

Проблема локализации психических функций

Изображение слайда
3

Слайд 3

Рисунок из книги Грегора Рейша “Margarita Philosophica”, опубликованной в 1504 году. В передней полости расположено “общее чувствилище”, связанное нервами с органами чувств; в этой полости пребывают также фантазия и воображение. Средняя полость – средоточение мыслей и суждений; в задней полости обитает память.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Франц Галль (Franz Joseph Gall) (1758—1828) - немецкий анатом, создатель френологии

Изображение слайда
5

Слайд 5

Френологические карты Ф.Галля

Изображение слайда
6

Слайд 6

Идея локализации высших психических функций в мозге, стоявшая в центре френологии Галля, намного опередила свое время : еще почти полвека после смерти Галля физиологи не решались говорить об этом всерьез. Однако сама по себе френология была начисто лишена какой-либо эмпирической или теоретической базы, поэтому вскоре была забыта и справедлива считалась шарлатанством.

Изображение слайда
7

Слайд 7

В неврологии и физиологии конца XIX - начале XX в. стали формироваться две гипотезы о локализации функций в головном мозге: ● концепция эквипотенциальности ( антилокализационизм ): высшие психические функции не имеют локализации в мозге – они распределены по всему мозгу. ● локализационизм : каждая высшая психическая функция имеет строгую локализацию в мозге

Изображение слайда
8

Слайд 8

К. Лэшли (1890—1958) американский психофизиолог и нейропсихолог, сторонник бихевиоризма. Занимался проблемой мозговой локализации психических функций, используя метод удаления у животных различных частей головного мозга. Экспериментируя на крысах, он установил, что степень способности крыс решать достаточно сложные поведенческие задачи определяется скорее не локализацией повреждения головного мозга, а объемом этого повреждения. Первоначально сформулировал положение об эквипотенциальности (равноценности) любых частей мозга в выработке навыков и решении интеллектуальных задач, отвергал принцип локализации рефлекторных актов (тем самым выступал против учения И.П. Павлова). В дальнейшем отказался от этой позиции.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Ошибка Лешли состояла в том, что он оценивал влияние разрушения отдельных участков мозга на очень сложное поведение (прохождение крысы через лабиринт), которое требует участия сразу многих высших психических функций (внимание, память, планирование и принятие решений, мотивация, восприятие пространственных отношений и др.). Нарушение хотя бы одной из этих функций вело к нарушению всего поведения в целом.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Карта локализации психических функций в мозге человека, составленная немецким психиатром К.Клейстом (пример узкого локализационизма ). На основании обработки огромного материала по огнестрельным ранениям мозга во время Первой мировой войны Клейст разместил в различных участках коры больших полушарий такие «функции», как «схема тела», «понимание фраз», «конструктивные действия», «настроение» и ряд других. В отличие от френологических карт Галля, данная карта основана на реальном клиническом материале, однако она отличается слишком буквальной привязкой психических функций к областям мозга.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Основные положения узкого локализационизма (по Е. Д. Хомской): - функция рассматривалась как неразложимая на компоненты психическая способность, которая соотносится с определенным участком мозга; - мозг, в свою очередь, представляет собой совокупность различных "центров", каждый из которых целиком заведует определенной функцией; - под локализацией понималось непосредственное наложение психического на морфологическое. К сожалению, представители данного подхода не могли объяснить хорошо известные клинические факты: почему при поражении отдельных участков мозга могли нарушаться одновременно несколько психических функций и почему одна и та же функция страдала при поражении разных участков. Репина, Воронцов, Юматова. Основы клинической психологии. (2003 г.)

Изображение слайда
12

Слайд 12

Существование центров речи, казалось бы, согласуется с узким локализационизмом. Согласно современным представлениям, ни эквипотенциальность, ни узкий локализационизм не отражают истинную суть связи высших психических функций с мозгом.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Сенсорные и моторные функции (т.е. функции низшего уровня) имеют относительно определенную локализацию в мозге. Упорядоченная проекция частей тела на постцентральную область коры больших полушарий получила название соматотопии. Моторная кора также имеет соматотопическую организацию. Упорядоченность проекции сетчатки на затылочную область коры больших полушарий называют ретинотопией, а кортиева органа на височную кору — тонотопией.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Соматотопическая организация первичной соматосенсорной коры человека – пример весьма отчетливой локализации в пределах первичной сенсорной функции

Изображение слайда
15

Слайд 15

Высшие психические функции (в особенности такие, как внимание, распознание образов, планирование действий, мышление, речь и др.) не могут быть строго локализованы в отдельных областях мозга, а реализуются как результат тесного взаимодействия большого количества мозговых структур. В результате получается, что каждая конкретная психическая функция связана с несколькими областями мозга, и, наоборот, каждая область мозга связана с несколькими психическими функциями.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Это можно объяснить рядом причин, в том числе: 1. высшие формы психической деятельности человека опираются на внешние средства (Выготский). 2. локализация психических функций в головном мозге меняется как в процессе развития детского организма во взрослый, так и на последовательных этапах упражнения (Выготский). 3. высшие формы психической деятельности лишь в небольшой степени заложены генетически, и наследственные задатки преобразуются в ходе развития каждого индивида в зависимости от окружающей его культурной и лингвистической среды.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Лев Семёнович Выготский (1896 —1934) — советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Александр Романович Лурия (16.07.1902 - 14.08.1977) - один из выдающихся основоположников современной нейропсихологии.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Асимметрия больших полушарий и речь.

Изображение слайда
20

Слайд 20

П. Брока ( P. Broca ) (1824-1880) К. Вернике ( K. W ernicke ) (1848-1904) В конце XIX в. П.Брока и К.Вернике открыли центры речи, названные в последствии их именами. По их данным, эти центры всегда располагались в левом полушарии.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Расположение важнейших речевых областей мозга (зоны Брока и зоны Вернике) в левом полушарии относительно цитоархитектонических полей коры больших полушарий (по современным представлениям).

Изображение слайда
22

Слайд 22

В результате открытия центров речи широкое распространение получили представления о взаимоотношении между полушариями. Одно полушарие (у правшей левое ) является ведущим ( доминантным ) для речи и других высших функций, другое (правое) — у правшей находится под контролем доминантного полушария и не имеет особых функций. Его часто называли «молчащим полушарием». Только в 30-х годах XX столетия накопилось достаточно данных, потребовавших от ученых пересмотреть отношение к функциям правого полушария. Оказалось, что у здорового человека-правши оно обладает особыми зрительно-пространственными и другими невербальными способностями. Значение латерализации и асимметрии состоит в эффективном разделении функций между полушариями.

Изображение слайда
23

Слайд 23

Рисунки больного с синдромом игнорирования при поражении теменной коры правого полушария (по Лурия, 1973) При поражении теменной коры правого полушария синдром выражен ярко, однако при поражении левого – практически не выражен. Это одно из свидетельств того, что в отношении пространственного внимания доминирует правое полушарие.

Изображение слайда
24

Слайд 24

В 95% случаев речь у правшей контролируется левым полушарием. У левшей речь управляется левым полушарием в 70% случаев, обоими - в 15%, правым - в 15% Для определения того, какое полушарие контролирует речь, применяют тест Вада, а также дихотическое прослушивание конкурирующих словесных сообщений, подаваемых раздельно в два уха (или аналогичную зрительную методику)

Изображение слайда
25

Слайд 25

Множество обычных предметов быта рассчитано для правшей

Изображение слайда
26

Слайд 26

Роджер Сперри (Roger Wolcott Sperry) 1913-1994 За цикл исследований межполушарной асимметрии (в том числе на больных с расщепленным мозгом) получил в 1981 г. Нобелевскую премию

Изображение слайда
27

Слайд 27

Главные комиссуры, соединяющие два полушария мозга. Обратите внимание на крупные размеры мозолистого тела по сравнению с другими соединениями.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Пациент с расщепленным мозгом легко может назвать предмет, который держит правой рукой, однако назвать предмет в левой руке ему очень трудно. Соматосенсорный сигнал от правой руки попадает непосредственно левое полушарие (речевое), а путь от левой руки проходит сначала через правое полушарие и далее через мозолистое тело.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Изображения объектов, попадающие в левую часть поля зрения, обрабатываются правым полушарием, а в правую – левым полушарием

Изображение слайда
30

Слайд 30

Экспериментальная установка для проведения опытов с тахистоскопом у больных с рассеченным мозолистым телом. Названия или изображения предметов кратковременно предъявляются на правой или левой стороне экрана, а сами предметы расположены так, что их можно узнать только на ощупь.

Изображение слайда
31

Слайд 31

Приспособления, используемые для латерализации зрительной и осязательной информации и для получения от испытуемого ответа, основанного на осязательных ощущениях

Изображение слайда
32

Слайд 32

Зрительные стимулы можно подать отдельно в правое или левое полушария (как здорового человека, так и пациента с расщепленным мозгом. Поскольку левое зрительное поле воспринимается правым полушарием (и наоборот), то стимул, предъявленный на очень короткое время в левом зрительном поле будет проанализирован лишь правым полушарием (при условии, что человек непрерывно продолжал смотреть на фиксационную точку в центре экрана). У здорового человека после активации правого полушария происходит передача информации в левое полушарие. Однако у пациента с расщепленным мозгом информация, предъявленная в левое зрительное поле, не может попасть в левое полушарие, и в результате человек не способен сообщить словами, что именно он видит. Предметы, попадающие в правую часть зрительного поля, они легко называют.

Изображение слайда
33

Слайд 33

Одновременное предъявление с помощью тахистоскопа различных стимулов правому и левому полушариям испытуемого P. S. Выбирая каждой рукой подходящие изображения, P. S. делает это в соответствии с раздражителем, предъявленным тому или другому полушарию. Но при словесном объяснении его левое полушарие постоянно стремится дать разумное обоснование тому выбору, которое сделало правое, хотя левое полушарие не имеет никакого представления о том, что именно видело правое и видело ли оно вообще что-нибудь.

Изображение слайда
34

Слайд 34

Распознавание лиц левым и правым полушариями больного с расщепленным мозгом. Если при помощи установки ему предъявлять «составные портреты», каждое полушарие как бы дополняет проецируемую в него половину лица до целостного изображения, информация о котором в другое полушарие не поступает. Если требуется описать увиденное словами, то, левое полушарие справляется с такой задачей гораздо лучше. Однако при использовании невербальных признаков обнаруживаются преимущества правого полушария. (по Sperry et al. в [38] с изменениями)

Изображение слайда
35

Слайд 35

Эксперимент по распознаванию составных лиц правым и левым полушариями головного мозга (здоровые испытуемые)

Изображение слайда
36

Слайд 36

Изображения, подобные представленным здесь, легко и быстро воспринимаются как целое правым полушарием.

Изображение слайда
37

Слайд 37

Различия в функциях правого и левого полушарий, выявленные у пациентов с расщепленным мозгом Функции левого полушария Функции правого полушария Анализ правого зрительного поля Анализ левого зрительного поля Стереогнозис (правая рука) Стереогнозис (левая рука) Лексика и семантика речи Эмоциональная окраска речи Письмо Пространственное воображение Полноценная речь Зачаточная речь

Изображение слайда
38

Слайд 38

Анатомическая асимметрия полушарий мозга. Вверху: сильвиева борозда в правом полушарии отклоняется вверх под большим углом. Внизу: задняя часть planum temporale («височная площадка») обычно гораздо больше в левом полушарии, связанном с речевыми функциями (у 70% людей больше в левом, однако у 11% – больше в правом). На эту область частично приходится зона Вернике.

Изображение слайда
39

Слайд 39

Гипотеза о биологических предпосылках асимметрии больших полушарий.

Изображение слайда
40

Слайд 40

Существует гипотеза, что функциональная асимметрия мозга характерна в той или иной степени для всех позвоночных животных. При этом левая сторона мозга доминирует при решении рутинных вопросов, требующих медленного и детализированного анализа (например, поедание пищи), а правая – при решении экстренных вопросов, требующих быстрого схватывания ситуации в целом (например, восприятие сигнала опасности и бегство).

Изображение слайда
41

Слайд 41

Изображение слайда
42

Слайд 42

Изображение слайда
43

Последний слайд презентации: Физиология высшей нервной деятельности Проблема локализации высших психических

Изображение слайда