Презентация на тему: Физиология высшей нервной деятельности Память

Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
Физиология высшей нервной деятельности Память
1/52
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 13)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1621 Кб)
1

Первый слайд презентации

Физиология высшей нервной деятельности Память

Изображение слайда
2

Слайд 2

Виды и формы памяти

Изображение слайда
3

Слайд 3

Виды биологической памяти: 1. Генетическая память (наследственное закрепление признаков в результате естественно отбора) 2. Иммунологическая память (формирование иммунитета к перенесенным заболеваниям) 3. Нервная (нейрологическая) память Предметом изучения психологии и физиологии высшей нервной деятельности является только нервная память.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Этапы формирования памяти (по Д.Хеббу, 1949): 1. Кратковременная память – неустойчивый след памяти. Для кратковременной памяти характерен ограниченный объем информации (7 ± 2 единицы ), быстрое угасание и разрушаемость под воздействием большого числа факторов. 2. Долговременная память – устойчивый след памяти, объем практически не ограничен. Процесс перехода кратковременной памяти в долговременную называется консолидацией. Примечание: понятия «кратковременная память» и «рабочая (оперативная) память» сходны, но не эквивалентны!

Изображение слайда
5

Слайд 5

1. Рабочая память (оперативная память) - сохранение информации в пределах одного опыта (какие рукава лабиринта были посещены в данном опыте); хранение информации, необходимой для решения конкретной текущей задачи 2. Референтная память - сохранение информации об общей структуре лабиринта в целом (например о том, что в определенных рукавах никогда не бывает подкрепления). Виды памяти, определяемые в экспериментах с радиальными лабиринтами, созданных для изучения пространственной памяти, а также во многих других задачах (в том числе и на людях):

Изображение слайда
6

Слайд 6

Процессы, связанные с памятью: Кодирование, в процессе которого выделяется та информация, которая должна храниться; Консолидация – переход информации в долговременную память; Хранение и связывание новой информации с уже хранящейся; Воспроизведение (извлечение) из памяти ( ! ). Забывание. Забывание может быть связано с различными факторами.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Временная организация памяти: 1. Сенсорная память: порядка ½ секунды (иногда до нескольких минут) 2. Кратковременная (краткосрочная ) память: минуты, десятки минут [ 3. Промежуточная память (период консолидации): несколько часов (?) ] 4. Долговременная (долгосрочная ) память: дни, месяцы, годы

Изображение слайда
8

Слайд 8

Изображение слайда
9

Слайд 9

Увеличение количества запоминаемых цифр с помощью тренировки (и выработки ассоциативных стратегий). Сеансы проводились на протяжении многих месяцев по одному часу 3-5 раз в неделю, в результате испытуемый увеличил количество запоминаемых цифр с 7 до 79. Испытуемому зачитывали цифры со скоростью одна в секунду. В случае правильного воспроизведения следующую последовательность удлиняли на одну цифру.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Объем памяти существенно возрастает, если запоминаются не отдельные элементы, а целостные группы элементов. Сравните, например, запоминание бессмысленных слогов - и осмысленных предложений ( при условии, что вы хорошо владеете данным языком! ), хаотического расположения шахматных фигур - и осмысленных позиций фигур во время шахматной игры ( при условии, что вы хорошо играете в шахматы! )

Изображение слайда
11

Слайд 11

Сохранение в памяти информации, предъявленной на короткое время, зависит от опыта индивидуума, контекста эксперимента и значимости ситуации с точки зрения испытуемого. (A) Расположение фигур после двадцать первого хода белыми в десятой игре на чемпионате мира по шахматам 1985 г. между А.Карповым (белые) и Г.Каспаровым (черные) (B) Случайное расположение тех же самых 28 фигур. (C, D) После непродолжительного рассматривания шахматной доски мастера игры в шахматы способны по памяти восстановить расположение фигур (сложившееся в реальной игре) намного точнее, чем неопытные игроки. Однако в случае хаотически расположенными фигурами неопытные игроки показывают результат не хуже (или даже лучше), чем мастера.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Существует множество мнемонических приемов, позволяющих увеличить количество и точность запоминания информации. Помимо группировки, используют ассоциации; в том числе, эффективно ассоциировать элементы запоминаемого ряда с какой-либо хорошо знакомой последовательностью – например, со зрительными ориентирами, расположенными вдоль привычного пути на местности. Встречаются люди с феноменальной памятью, способные к буквальному запоминанию огромных объемов информации. К сожалению, в наиболее ярких случаях феноменальная память обычно сочетается с выраженными нарушениями психики (аутизмом) и другими аномалиями.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Ким Пик (Kim Peek) – человек с уникальной памятью. Ким прочитывает страницу за 8 - 10 секунд, сразу запоминая ее наизусть. В его памяти хранится 9 тыс. книг, охватывающих огромные области знания от Шекспира до композиторов и карт всех крупных городов США. В мозге Кима обнаруживается множество аномалий, в том числе отсутствие мозолистого тела. У него также деформирован мозжечок, из-за чего многие простые движения в быту даются ему с трудом. В отличие от подавляющего большинства людей с феноменальной памятью, страдающих аутизмом и умственной отсталостью, Ким смог отчасти избавиться от своего аутизма, а недавно неплохо освоил игру на фортепиано. Послужил прототипом главного героя фильма «Человека дождя», хотя автобиографические детали в фильме не соответствуют реальности. Сходный случай описан в книге Лурия А.P. Маленькая книжка о большой памяти,1968.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Память Декларативная (эксплицитная) Недекларативная (имплицитная) Эпизодическая Семантическая Процедурная Перцептивная Декларативная память осознается, недекларативная – практически не осознается. Эпизодическая связана с контекстом (память на конкретные эпизоды из жизни), семантическая – «чистое знание». Процедурная память – это неосознаваемый навык совершения каких-либо действий, Перцептивная – неосознаваемый навык узнавать и различать какие-либо сенсорные стимулы. Условный рефлекс в основном попадает в категорию процедурной памяти. Виды долговременной памяти

Изображение слайда
15

Слайд 15

Амнезии и поиск структур, связанных с памятью

Изображение слайда
16

Слайд 16

Амнезия – нарушение процессов памяти (запоминания, хранения, воспроизведения). Ретроградная амнезия – пациент не способен вспомнить материал, предшествующий травме; Антероградная амнезия – пациент не может вспомнить новый (только что предъявленный) материал.

Изображение слайда
17

Слайд 17

При поражении гиппокампа и других областей медиальной части височной доли (а также медиодорсального таламуса) нарушается декларативная память, возникает как антероградная амнезия (нарушение запоминанию нового материала), так и некоторая ретроградная амнезия (вплоть до нескольких лет, предшествующих операции или травме). Память на более отдаленные события сохраняется в норме. Интеллект в норме или даже выше нормы. Процедурная память у этих больных не нарушена и не отличается от таковой у здоровых людей.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Области мозга, поражение которых обычно приводит к нарушению декларативной памяти. Можно предположить, декларативная память базируется на физиологической активности этих структур. Исследование пациентов с амнезией показало, что образование декларативной памяти требует сохранности гиппокампа и его подкорковых связей через маммиллярные тела и дорсальный таламус. Часто в клинике при амнезии наблюдают поражение медиальных областей височной доли, широко захватывающее гиппокамп (как результат опухолей, различных травм, заболевания герпесом или энцефалитом), а также поражение маммиллярных тел (при синдроме Корсакова).

Изображение слайда
19

Слайд 19

фЯМР томограммы мозга пациента H.M. (A) Сагиттальный срез правого полушария; область передней височной лобэктомии показана белой пунктирной линией. Сохранившийся задний гиппокамп, имеющий форму банана, показан белой стрелкой. (B–D) Коронарные срезы приблизительно на трех уровнях, обозначенных на (A) красными линиями. Срез (B) сделан наиболее рострально на уровне миндалины. Миндалина и расположенная рядом с ней кора полностью отсутствуют. Срез (C) проходит на уровне переднего гиппокампа ; опять же, как сама структура, так расположенная вокруг нее кора полностью удалены. Срез (D) располагается на уровне заднего гиппокампа ; Задний гиппокамп сохранился, хотя несколько уменьшился в размере. На рисунках внизу обозначено, какие области мозга H.M. были удалены (закрашено черным цветом).

Изображение слайда
20

Слайд 20

У животных при разрушении гиппокампа выработка простых условных рефлексов даже облегчается, однако сильно нарушается выработка контекстных (обстановочных) условных рефлексов (например, на цвет и рисунок обоев в качестве контекстного условного стимула). Также при разрушении гиппокампа полностью исчезает возможность ориентироваться в пространстве по внешним ориентирам.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Пространственное обучение и память у грызунов зависит от гиппокампа. (A) Крыс помещают в круглую ванну размером с детский надувной бассейн, которую наполняют водой, замутненной молоком. В окружающем пространстве располагаются зрительные ориентиры – окна, двери, настенные часы и т.п. Небольшая платформа скрыта прямо под поверхностью воды, и крыса стремится выбраться на нее, при этом ее путь отслеживается с помощью видеокамеры (показан пунктирной линией на (C)). (B) Всего после нескольких проб нормальные крысы начинают находить платформу существенно быстрее, но это не удается крысам с разрушенным гиппокампом. Примеры траекторий нормальных крыс (C) и крыс с разрушенным гиппокампом (D) при первой и десятой попытке. Крысы с разрушенным гиппокампом не способны запомнить, где находится платформа.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Изучение больных с амнезией, а также открытие длительной потенциации (удобной экспериментальной модели памяти) в гиппокампе привело к ошибочной точке зрения, что гиппокамп и является местом хранения памяти. На самом деле, видимо, гиппокамп (и прилежащие к нему области коры) необходимы для кодирования и консолидации декларативной памяти, а также, возможно, ее воспроизведения, однако сама по себе долговременная память хранится преимущественно не в гиппокампе. Недекларативная память с гиппокампом не связана.

Изображение слайда
23

Слайд 23

«Считается, что долговременная память связана с ассоциативной корой. В адресации памятных следов в определенные участки коры важную роль играют медиальные отделы височной области полушарий, включающие энторинальную кору и гиппокамп … Вышеназванные образования имеют обширные связи как между собой, так и с проекционными (теми, куда приходят сигналы от органов чувств) и ассоциативными отделами коры. При запоминании они направляют сигнал в ассоциативную кору для длительного удержания в памяти, а при необходимости вспомнить - указывают адрес, где хранится связанная с поступившим сигналом информация. Приведем простой пример. Долговременная память соответствует книгохранилищу в библиотеке, а гиппокампальный комплекс можно сравнить с каталогом, который показывает, где хранится нужная книга. » А.М.Иваницкий

Изображение слайда
24

Слайд 24

Связи между гиппокампом и предположительными местами хранения долговременной памяти. На рисунке представлен мозг макака-резуса, поскольку он изучен значительно лучше, чем мозг человека. Проекции из многочисленных кортикальных областей сходятся в гиппокампе и связанных с ним структурах. Большинство этих структур посылает проекции обратно в те же самые области коры.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Таким образом, гиппокамп выполняет роль своего рода каталога или указателя для организации декларативной памяти. Сама декларативная память хранится в различных специализированных ассоциативных областях коры больших полушарий. Согласно данным томографических исследований на людях, при воспоминании изображений или звуков активируются те же самые области коры, что и при их восприятии соответствующих стимулов (см. след. рис.).

Изображение слайда
26

Слайд 26

Повторная активация зрительных областей коры при воспоминании зрительных образов. (A) Испытуемым давали инструкцию либо рассматривать изображения объектов (здания, лица людей и стулья) ( слева ), либо четко представлять их себе мысленно в отсутствии соответствующих стимулов ( справа ). (B) ( Слева ) Области нижней височной коры, активирующиеся билатерально при рассматривании зданий (желтый цвет), лиц людей (красный цвет) и стульев (голубой цвет). ( Справа ) Когда испытуемые вспоминали эти объекты, возникала повторная активация тех же самых областей, которые активировались при восприятии этих объектов.

Изображение слайда
27

Слайд 27

Процедурная память также широко распространена по всей коре больших полушарий, и связана преимущественно с сенсорными и моторными областями коры, а также с мозжечком.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Механизмы синаптической пластичности

Изображение слайда
29

Слайд 29

Энграмма – след памяти, сформированный в результате обучения

Изображение слайда
30

Слайд 30

Дональд Хебб (Donald O. Hebb) 1904-1985

Изображение слайда
31

Слайд 31

Правило Хебба (1949 г.): «Если аксон клетки А расположен настолько близко к клетке В, что может возбуждать ее, и если он многократно и непрерывно принимает участие в ее активации, то в одной или обеих клетках возникают какой-то процесс роста или метаболические изменения, и в результате эффективность клетки А как одного из активаторов клетки В возрастает». Примечание: подразумевается, что клетка B может быть активирована каким-то другим способом, помимо синапса с клетки A – т.е. либо имеются и другие входы на клетку B, причем сильные, либо клетка B спонтанно активна. B A

Изображение слайда
32

Слайд 32

Синапс Хебба и условный рефлекс УС БС БР или УР Исходно слабая синаптическая связь, которая усиливается при совпадении во времени пресинаптической и постсинаптической активности (синапс Хебба) Исходно сильная синаптическая связь

Изображение слайда
33

Слайд 33

Утолщение и укорочение шейки шипика, что снижает его электрическое сопротивление Больше постсинаптических рецепторов, сильнее реакция на нейромедиатор Дендритный шипик Выделение большего количества нейромедиатора Спраутинг: образование новой дополнительной терминали Четыре возможных способа повышения эффективности синапса

Изображение слайда
34

Слайд 34

Механизмы синаптической пластичности. Клеточные аналоги условного рефлекса.

Изображение слайда
35

Слайд 35

Строение гиппокампа Гиппокамп Коллатерали Шаффера Зубчатая фасция Перфорантный путь

Изображение слайда
36

Слайд 36

В гиппокампе есть три главных синаптических пути, каждый из которых способен к длительной потенциации

Изображение слайда
37

Слайд 37

Эксперимент на переживающем срезе гиппокампа

Изображение слайда
38

Слайд 38

Схема эксперимента по получению длительной потенциации в гиппокампе Поле CA3 Зубчатая фасция Регистрация из зубчатой фасции Стимуляция перфорантного пути Энторинальная кора Поле CA 1

Изображение слайда
39

Слайд 39

Пример ДП в перфорантном пути, записанной in vivo.

Изображение слайда
40

Слайд 40

Когда молекула глутамата связывается с NMDA -рецептором, кальциевые каналы не могут открыться, поскольку заблокированы ионами магния NMDA -рецептор Молекула глутамата Деполяризация мембраны как следствие развития ВПСП в данном или соседних синапсах заставляет ионы магния покинуть кальциевые каналы Когда теперь молекула глутамата связывается с NMDA -рецептором, канал открывается и кальций беспрепятственно входит внутрь клетки. В цитоплазме клетки вошедшие ионы кальция запускают каскад процессов, обеспечивающих длительную потенциацию

Изображение слайда
41

Слайд 41

Ассоциативная длительная потенциация Поле CA3 Поле CA1 Зубчатая фасция Энторинальная кора Слабый стимул W 1 Слабый стимул W2 Сильный стимул S Регистрация ВПСП Усиление ВПСП, % Сочетание W1 c S Сочетание W2 c S

Изображение слайда
42

Слайд 42

Механизмы кратковременной и долговременной памяти

Изображение слайда
43

Слайд 43

Вероятно, как кратковременная память, так и долговременная память хранятся непосредственно в тех же структурах мозга, которые отвечают за любую данную функцию ( например, сенсорную, двигательную, связанную с планированием действий, эмоциями и т.п.). Иными словами, никаких специальных отделов мозга, ответственных за память, не существует.

Изображение слайда
44

Слайд 44

При кратковременной памяти синаптические изменения носят нестойкий характер, поэтому эта память сохраняется постольку поскольку существует соответствующая нервная активность. Нервная активность может поддерживаться за счет так называемой реверберации (многократного прохождения сигнала по цепочкам нервных клеток) или каких-то сходных более сложных процессов циркуляции сигнала в нейронных сетях. Любое изменение нервной активности (например, при поступлении новых сигналов, а также любое травматическое воздействие) ведет к разрушению кратковременной памяти. Явления ретроградной амнезии наблюдались в экспериментах с животными, которым электрошок наносился сразу после обучения, но он был неэффективен, если наносился спустя некоторое время после процедуры обучения. При сильном сотрясении мозга человек не может вспомнить обстоятельства своей травмы (ретроградная амнезия), так как воздействие удара на мозг разрушило кратковременную память, не дав ей перейти в долговременную.

Изображение слайда
45

Слайд 45

Реакции нейронов префронтальной коры в эксперименте с отсроченным ответом. Когда обезьяна фиксирует взор на центральном пятне, на экране (слева) вспыхивает и затем исчезает цель. Во время длящейся несколько секунд отсрочки обезьяна хранит об этой цели «мысленную" память (в центре). Когда центральное пятно исчезает, животное переводит взгляд туда, где появлялась цель (справа). Некоторые нейроны префронтальной коры реагируют на появление цели, другие сохраняют о ней «мысленную» память, а третьи разряжаются, подготавливая двигательный ответ. ( Гольдман-Ракич, 1992 )

Изображение слайда
46

Слайд 46

Итак, в основе процессов кратковременной памяти лежит временное повышение проводимости в синапсах, связывающих определенные нейроны, и реверберация импульсов, основанная на ряде химических и электрохимических реакций, не связанных с синтезом макромолекул.

Изображение слайда
47

Слайд 47

Широкое распространение получила гипотеза, которая была впервые сформулирована Д. Хеббом (1949): Кратковременная память представлена динамической, легко прерываемой электрической активностью, тогда как долговременная память связана с более стойкими структурными изменениями (например, белков мозга). Процесс превращения кратковременной памяти в долговременную в дальнейшем получил название консолидации следов памяти.

Изображение слайда
48

Слайд 48

В экспериментах на животных было показано, что обязательным требованием для консолидации следа памяти является синтез белка и РНК во время периода консолидации. Блокада хотя бы одного из этих процессов в течение первого часа после обучения приводила к полному разрушению памяти, однако в более позднее время блокада синтеза белка и РНК уже не влияет на образование долговременной памяти.

Изображение слайда
49

Слайд 49

В результате в конце 60-х –начале 70-х гг. распространилась ошибочная точка зрения, что консолидация представляет собой запись памяти в некотором коде непосредственно в молекулах РНК и/или белка. Казалось бы, эксперименты с переносом памяти в виде экстракта спинномозговой жидкости подтверждали эту теорию.

Изображение слайда
50

Слайд 50

На самом деле последовательность событий примерно такая: 1. Кратковременные нестойкие изменения в синапсах возникают согласно правилу Хебба 2. При условии того, что клетка продолжает быть активной и в тело клетки входят ионы кальция, в ядре запускается сложный каскад процессов (с участием CREB), который в конечном счете ведет к синтезу определенных белков. 3. Эти белки распространяются в цитоплазме клетки безадресно, но способны встроиться лишь в те синапсы, которые в данный момент несут кратковременные изменения. 4. Встраивание этих синтезированных белков в измененные синапсы позволяет превратить нестойкие изменения в устойчивые. 5. Блокада любого звена этой цепочки процессов не дает кратковременной памяти перейти в долговременную.

Изображение слайда
51

Слайд 51

1. Сильная стимуляция деполяризует клеточную мембрану. 2. Деполяризация заставляет клетку разрядиться потенциалом действия. 3. Потенциал-чувствительные кальциевые каналы открываются. 4. Ионы кальция активируют ферменты, которые активируют CREB. 5. CREB активирует гены, ответственные за белки, усиливающие синаптическую связь. 6. Белки распространяются по всей клетке, оказывая влияние только на те синапсы, сила которых временно увеличена.

Изображение слайда
52

Последний слайд презентации: Физиология высшей нервной деятельности Память

Изображение слайда