Презентация на тему: ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО

Реклама. Продолжение ниже
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
Величина балла полового развития у мальчиков и девочек
Пояснение к таблице
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
ОСОБЕННОСТИ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ, ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО
1/49
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 46)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (197 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Школьный возраст продолжается до 17-19 лет. Средний школьный возраст (от 10 до 13-14 лет) и старший школь­ный возраст (до 17-19 лет) резко различаются по морфофункциональным и психофизиологическим характеристикам. Эти этапы охватывают частично второе детство (10-12 лет), подростковый возраст (девочки от 12 до 15 лет и мальчики от 13 до 16 лет) и частично юношеский возраст (девушки от 16до 17-19 лет и юноши от 17 до 19 лет ). В связи с существенными перестройка­ми организма на этом этапе, связанными с половым созреванием, особо выделяют так называемый переходный период или пубертат.

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В пубертате различают следующие этапы: • препубертатный период (10-12 лет); • собственно пубертатный период, протекающий в 2 фазы: 1 -я фаза — девочки 11-13 лет и мальчики 13-15 лет, 2-я фаза — девочки 13-15 лет и мальчики 15-17 лет; • постпубертатный период (юношеский возраст). Длительность переходного периода контролируется генетически и имеет значительный индивидуальный разброс (от 1 года до 3-5-и лет).

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

В среднем и старшем школьном возрасте значительное развитие отмечается во всех высших структурах ЦНС. к периоду половой зрелости вес головного мозга по сравнению с новорожденным увели­чивается в 3.5 раза у юношей и в 3 раза у девушек; до 13-15 лет продолжается развитие промежуточного мозга ; к 15-летнем возрасту взрослых размеров до­стигает мозжечок; в коре больших полушарий общая длина борозд (к 10 годам - в 2 раза, площадь коры — в 3 раза); заканчива­ется процесс миелинизации нервных путей.

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5: РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

Период с 9 до 12 лет характеризуется резким увеличением взаимо­связей между различным корковыми центрами ( создается морфофункциональная основа развития интегративных функций мозга, установления межсистемных взаимосвязей ). Усиливаются тормозные влияния коры на подкорковые структуры. Формируется близкие к взрослому типу корково-подкорковые взаимоотношения с ведущей ролью коры больших полушарий и подчиненной ролью подкорки. Устанавливается взрослый тип электрической активности со стабилизацией амплитуды и частоты корковых потенциалов, выраженным доминированием альфа-ритма (8-12 колеб./с) и характерным распределения ритмической активно­сти по поверхности коры.

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

У 13-летних подростков суще­ственно улучшается способность к переработке информации, быст­рому принятию решений, повышение эффективности тактического мышления (время решения тактических задач со­кращается по сравнению с 10-летними). Помехоустойчивость поведенческих реакций и двигательных навыков достигает взрослого уровня ( имеет большие индивидуальные различия, контроли­руется генетически и мало изменяется в процессе тренировки ). Плавное улучшение мозговых процессов у подростков нарушается по мере вступления их в период полового созревания - у девочек в 11-13 лет, у мальчиков в 13-15 лет. Этот период характеризуется ослаблени­ем тормозных влияний коры на нижележащие структуры и «буй­ством» подкорки, вызывающим: .

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

сильное возбуждение по всей коре и усиление эмоциональных реакций у подростков; увеличение актив­ности симпатического отдела нервной системы и концентрация адре­налина в крови; ухудшается кровоснабжение мозга; н арушение тонкой мозаики возбужденных и заторможенных участков коры (нарушение координации движений, ухудшение памяти и чувства времени); нестабильное п оведение подростков (часто немотивированное и агрессивное). В межполушарных отношениях временно усиливается роль правого полушария в поведенческих реакция х. Ухудшается деятельность второй сигнальной системы: речевые функции, повышается значимость зрительно-про­странственной информации; отмечаются нарушения высшей не­рвной деятельности: нарушаются все виды внутреннего торможе­ния, затрудняется образование условных рефлексов, закрепление и пе­ределка динамических стереотипов. Наблюдаются расстройства сна. Снижение контролирующих влияний коры на поведенческие реакции приводит к внушаемости и несамостоятельности ряда под­ростков (легко перенимают вредные привычки, стараясь подражать старшим товарищам ).

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

После 13 лет у девочек и 15 лет у мальчиков : усиливается ведущая роль ле­вого полушария головного мозга, налаживаются корково-подкорко­вые отношения с ведущей ролью коры ; с нижается повышенный уро­вень корковой возбудимости и нормализуются процессы высшей нервной деятельности. Переход к юношескому возрасту сопровождается возросшей ролью переднелобных третичных полей и переходом доминирующей роли от правого к левому полушарию (у правшей). Значительно совершенствуются абстрактно-логи­ческое мышление, развитие второй сигнальной системы и процес­сов экстраполяции. Деятельность ЦНС вплотную приближается к взрослому уровню, но отличается меньшими функциональными резервами, более низкой устойчивостью к действию высоких умственных и фи­зических нагрузок.

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9: РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

В среднем школьном возрасте закан­чивается созревание всех сенсорных систем. Зрительная сенсорная система дос­тигает функциональной зрелости : с овершенству­ются функции зрительного восприятия, позволяя интегрировать зрительные впечатления в общую систему регуляции поведения. У подростка повышается: острота зрения, расширяется поле зрения, улучшается бинокулярное зрение, совершенствуется раз­личение цветовых оттенков. Глубинное зрение продолжает разви­ваться до 16-17 лет, достигая конечных величин, а свето­чувствительност ь увеличивается до 20-летнего возраста. Пропускная способность зрительной сенсорной системы соответствует взрос­лому уровню (у девочек поле зрения и пропускная способность больше, чем у мальчиков, а глазомер выражен хуже).

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10: РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

Совершенствование зрительной сенсорной системы позволяет значительно улучшить ориентацию в пространстве, выделение зна­чимой информации из потока внешних сигналов. Это, в свою оче­редь, повышает точность и координацию движений, расширяет сфе­ру деятельности растущего организма. Созревание слуховой сенсорной системы (главным образом ее кор­кового отдела) завершается к 13-ти годам: повышается острота слуха ( позволяет хорошо диф­ференцировать звуковые раздражители); улучшается скорость и точность восприятия речи, развивается музыкальный слух.

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11: РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

Вестибулярная сенсорная система созревает к 14-летнему возрас­ту, но около 40 % подростков характеризуется неустойчивостью к действию ускорений. В 15-16 лет еще часто проявляется недоста­точная способность к сохранению равновесия на подвижной опоре (равновесие значительно улучшается и стабилизируется после 16-ти лет). С началом овариально-менструального цикла у девочек 12-13 лет вестибулярная устойчивость приобретает циклический характер, снижаясь в предменструальную и менструальную фазы и улучшаясь в постменструальную и постовуляторную фазы.

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12: РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

Развитие двигательной сенсорной системы происходит непрерыв­но, значительно усиливаясь к 13-15 годам (дос­тигается оптимальный уровень ее развития). Хорошо развита к 15 годам ком­плексная кинестетическая чувствительность. В 16 лет точность различения мышечных напряжений практичес­ки не отличается от уровня взрослых людей. Благодаря четкому вос­приятию проприоцептивной информации увеличивается способ­ность к управлению отдельными мышцами.

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13: ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Происходят значительные перемены в длине, массе, со­ставе и пропорциях тела, в функционировании различных органов и систем. Завершается формирование зубного аппарата. Вырастают клыки (10-12 лет) и малые коренные зубы (10-12 лет), затем вторые (12-14 лет) и третьи коренные зубы — «зубы мудрости» (17-25 лет). В костной ткани продолжается процесс окостенения, который в основном завершается в юношеском возрасте. К 13 годам завершает­ся окостенение пястных и запястных отделов рук, фаланг паль­цев ног (у девушек к 13-17 годам, у юношей к 15-21 году), фаланг пальцев рук (к 19-21 году).

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14: ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Незавершенный процесс окосте­нения позвоночника может привести у подростков и юношей к раз­личным его повреждениям при больших нагрузках. Окончательно процесс окостенения скелета завершается к 25-летнему возрасту. Заметным является «пубертатный скачок роста» — резкое увеличение длины тела, в основном за счет быстрого роста трубчатых костей. У девочек он наступает в среднем около 13 лет, когда годовой прирост у них достигает 8 см, а у мальчиков — в 14 лет, составляя до 10 см в год. При этом у подростка непривычно вытягиваются конечности, но отстает рост грудной клетки.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

У подростка нарушаются привычные пропорции тела и коор­динация движений. Проявляются избыточность или дефицит массы тела. В юношеском возрасте увеличиваются поперечные размеры тела, устанавливаются индивидуальные его особенности, достигает­ся гармоничные пропорции (80-90 % школьников). Масса тела до 14 лет изменяется медленно, с 15 лет начинает­ся бурное увеличение, которое сопровождается быстрым прирос­том массы сердца. Вес мышечной массы достигает к 15 годам 32% массы тела, а к 17-18 годам — 44% (взрослый уровень ).

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16: ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

В среднем школьном возрасте завершается формирование у под­ростка присущего ему морфотипа : эктоморф (по другим классифи­кациям — астеник, долихоморф ) с узкими пропорциями тела, эндоморф (гиперстеник, брахиморф ) с широкими пропорциями тела и промежуточный тип ( мезоморф ). Постепенное и поэтапное упрочение костей, связочного аппарата и мышечной массы у подростка делает необходимым постоянно следить за формированием его правильной осанки и развитием мышечного корсета, избегать длительного использования асимметричных поз и односторонних упражнений, чрезмерных отягощений. Созревание ОДА и центральных регуляторных механизмов обеспечивает развитие важнейших качествен­ных характеристик двигательной деятельности: на средний и стар­ший школьный возраст приходятся сенситивные периоды развития силы, быстроты, ловкости и выносливости.

Изображение слайда
1/1
17

Слайд 17: ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Уровень физического развития организма и качеств двигательной деятельности зависит от стадии полового созревания (более высокая стадия полового созревания у подростка определяет высокие его физи­ческие возможности и спортивные достижения). В юношеском возрасте в результате созревания ОДА и завершения развития физических качеств дос­тигается высокое совершенство движений. Создается основа формирования наиболее сложных их форм, четкой ориентации во времени и пространстве, с максимальной выраженностью различных прояв­лений силы, ловкости и быстроты.

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18: ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ

На протяжении среднего и старшего школьного возраста увеличи­вается количество эритроцитов и гемоглобина, снижается количе­ство лейкоцитов, в лейкоцитарной формуле продолжается снижение числа лимфоцитов и нарастание количества сегментированных нейтрофилов. К возрасту 14-16 лет состав крови практически уже соот­ветствует взрослому организму. В среднем и старшем школьном возрасте полностью формируется система кровообращения: растут масса и объем сердца (за исключением периода 12-13 лет, масса сердца у мальчиков превышает аналогичные показатели у девочек). Рост массы сердца происходит с некоторым отставанием от роста массы тела. Особенно велик годовой прирост массы сердечной мышцы после 14 лет.

Изображение слайда
1/1
19

Слайд 19: ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ

Объем сердца достигает 130-150 мл (у взрослых —280 мл), а ми­нутный объем крови — 3-4 л/мин (у взрослых — 5-6 л/мин ). Минут­ный объем крови увеличивается за счет возросшего систолического объема. За счет увеличенного систолического объема крови и повышения тонуса парасимпатического отдела нервной си­стемы происходит дальнейшее снижение частоты сердечных сокра­щений (ЧСС): - в среднем школьном возрасте ЧСС в покое около 80 уд./мин, - в старшем школьном возрасте (16-18 лет) соответствует взрослому уровню — 70 уд./мин. У подростков значи­тельно выражена дыхательная аритмия, которая после 15-16 лет практически исчезает.

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20: ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ

С развитием у подростков проводящей систе­мы сердца различные показатели ЭКГ в старшем школьном возрасте приближаются к показателям взрослого организма. Сердце выбрасывает за одно сокращение больший объем крови, нарастает величина артериального давления: - у мальчиков в 11 лет АД = 104/61, в 12лет - 108/65, в 13лет - 112/65,в 14 лет - 115/66, в 15 лет - 120/68, в 16 лет - 125/73, в 17лет - 125/73 мм рт. ст. - у девочек после 13 лет эти показатели на 2-5 мм рт. ст. ниже. Минимальное (диастолическое) артериальное давление увеличи­вается в меньшей степени, чем максимальное (систолическое) давле­ние, поэтому растет их разность, т. е. пульсовое давление (улучшается кровоснабжение различных органов тела).

Изображение слайда
1/1
21

Слайд 21: ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ

Рост просвета сосудов в переходный период (13 -14 лет) отстает от увеличения сократительной силы миокарда. Это вызывает в ряде случаев явления юношеской гипертонии — повышение АД до 140 мм рт. ст. и выше. В результате урежения ЧСС и увеличения длины сосудов, особенно у высокорослых подростков и юношей, происходит замедление круго­оборота крови. Время кругооборота крови у дошкольников— 14 с, у младших школьников— 16 с, в среднем школьном возрасте — 18 с, а у старших школьников достигает взрослых значений — 20-22 с. Происходящие в сердечно-сосудистой системе измене­ния ( урежение ЧСС, удлинение периода общей диастолы, повыше­ние АД, замедление кругооборота крови) свидетельствуют об экономизации функций сердца.

Изображение слайда
1/1
22

Слайд 22: ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ

Увеличивается длительность дыхательного цикла и скорость вдоха, продолжитель­нее становится выдох (особенно пауза на выдохе), снижается чув­ствительность дыхательного центра к недостатку кислорода и избыт­ку углекислого газа. Совершенствуется регуляция дыхания, в том числе произвольная регуляция при осуществлении речевой функ­ции. Экономизируются дыхательные реакции на нагрузки. Возрастает дыхательный объем, снижается частота дыхания в 1 минуту. Л егочная вентиляция нарастает за счет повы­шения глубины дыхания, у половины подростков при этом про­исходит учащение дыхания. В 12-летнем возрасте частота дыха­ния составляет 19 вд./мин, а к 14-летнему возрасту она приближает­ся к взрослому уровню —16-18 вд./мин. Минутный объем дыхания в 10 лет составляет около 4 л/мин, в 14 лет — около 5 л/мин (у взрос­лых 5-8 л/мин).

Изображение слайда
1/1
23

Слайд 23: ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ

Происходящие изменения позволяют улучшить газообмен в легких (при час­том и неглубоком дыхании воздух обменивается преимущественно в воздухоносных путях, мало изменяя состав альвеолярного воздуха). Дыхательные функции испытывают некоторые трудно­сти развития в период полового созревания. Задержка роста грудной клетки при значительном вытягивании тела затрудняет дыхание у подростка. Временные нарушения регуляции дыхания вызывают у подростков особую непереносимость кисло­родного дефицита. При гипоксических состояниях у них могут воз­никать головокружения и обмороки. Наблюдается неритмичность дыхания (не завершен процесс расширения воздухоносных путей; носовые ходы у детей узкие, их формирование заканчивается к 14-15 годам).

Изображение слайда
1/1
24

Слайд 24: ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ

Объемы легких зависят от стадий полового созревания, которые проходят у девушек раньше, чем у мальчиков. У мальчиков ЖЕЛ больше, чем у девочек на всех стадиях полового раз­вития. С небольшими колебаниями ЖЕЛ составляет в среднем школьном возрасте — поряд­ка 2 л, в старшем школьном возрасте — примерно 3 л. Таблица Возрастная динамика величин ЖЕЛ Возраст, лет 4 5 6 7 8 10 12 15 17 Мальчики Девочки 1200 1000 1200 1000 1200 1100 1400 1200 1440 1360 1630 1460 1975 1905 2600 2530 3520 2760

Изображение слайда
1/1
25

Слайд 25: ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ

К 16-17 годам развитие дыхательных функций в основном завер­шается. Возможности дыхательной системы даже в юношес­ком возрасте оказываются все еще ниже, чем у взрослого организма. В 17-18-летнем возрасте реакции дыхания на нагрузки еще менее экономичны, недостаточна выносливость дыхательных мышц. Прекращение прироста функциональных показателей дыхания происходят в женском организме в возрасте 17-18 лет, в мужском — в возрасте 19-20 лет.

Изображение слайда
1/1
26

Слайд 26: ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

Для среднего и старшего школьного возраста оптимальное ко­личество приема пищи — 3-4 раза в сутки. Соблюдение четкой пери­одичности режима питания способствует выработке условных пище­вых рефлексов и развитию аппетита, необходимых для улучшения процессов переваривания пищи и ее усвоения организмом. При четырехразовом питании усваивается около 80% поступающей в орга­низм пищи, а при трехразовом — около 75%. Прорезывание постоянных зубов (кроме зубов мудрости) заканчи­вается к 14-летнему возрасту, что обес­печивает хорошую механическую обработку пищи у подростка.

Изображение слайда
1/1
27

Слайд 27: ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

К возрасту 13-15 лет устанавливается взрослый уровень объема и концентрации выделяемых пищеварительных соков, достигается максимальная активность пищеварительных ферментов, повыша­ется кислотность желудочного сока, развивается полостное пище­варение. Продолжается морфологическое развитие же­лудочно-кишечного тракта (ЖКТ). С возрастом увеличивается длина пищевода (в 5 лет — 16 см,в 15 лет — 19 см, у взрослых —25 см). В 12-15 лет заметно нарастает длина кишечника. В 14-15 лет особенно увеличи­вается печень. До 19 лет растет поджелудочная железа.

Изображение слайда
1/1
28

Слайд 28: ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

Мышечный слой желудка и кишечника становится толще, увели­чивается сила сокращения гладких мышц. Активизация моторики желудка и кишечника облегчает перемешивание пищи, улучшая ее переваривание и продвижение пищевого комка по желудочно-ки­шечному тракту. В 10-летнем возрасте процессы всасывания в же­лудке прекращаются и осуществляются у подростка главным обра­зом в тонком кишечнике. К старшему школьному возрасту все основные функции пищевари­тельной системы завершают свое развитие, адаптируя организм к приему различной смешанной пищи и хорошее ее усвоение.

Изображение слайда
1/1
29

Слайд 29: ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

В поддержании постоянства внутренней среды ( гомеостаза ) важ­ная роль принадлежит мочевыделительной системе (почки, мочеточ­ники и мочевой пузырь ). Почки достаточно полно сформированы уже к 2-3 годам. Особенно значительный прирост массы почек отме­чается в период полового созревания. В среднем школьном возрасте к 12-14 годам жизни заканчивается функциональное созревание процессов мочеобразования — фильтрации и реабсорбции (обратного всасывания). Происходит образование первичной и вторичной мочи, близкой по количеству и составу к ко­нечным показателям (увеличивается во вторичной моче количество мочевины, натрия, и уменьшается количество молочной кислоты ). Суточное количество выделяемой мочив 10-летнем возрасте состав­ляет 1.5 л, а в период полового созревания достигает взрослого уров­ня — до 2.0л.

Изображение слайда
1/1
30

Слайд 30: ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

Условно-рефлекторный механизм выделения мочи устанав­ливается в первые годы жизни ребенка, но еще и в среднем школьном возрасте встречается ночное непроизвольное недержание мочи ( эну­рез ). Около 5-10% подростков до 13-14 лет страдают энурезом (в основном, это дети, находящиеся в невротическом состоянии, изле­чение от которого снимает явления недержания). В последние годы заметно возросло количество заболеваний по­чек, в том числе у детей и подростков. Поданным ВОЗ, заболевания почек вышли на третье место в мире. В среднем школьном возрасте происходит резкое изменение дея­тельности желез внутренней секреции, вызванное включением гене­тических влияний на ЦНС и эндокринную систему. Организм под­ростка вступает в переходный период.

Изображение слайда
1/1
31

Слайд 31: ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

В этом возрасте происходит возрастная инволюция эпифиза. Снижение тормозящего действия эпифиза на нижележа­щие структуры гипоталамуса приводят к их активации (усиливается взаимодействие гипоталамуса и гипофиза — так называемой гипоталамо-гипофизарной системы ). Гипоталамус начинает стимулировать секреторную функцию гипофиза. (гипофиз резко уси­ли вает выброс в кровь соматотропного гормона (гормона роста) и гонадотропного гормона, который вызывает усиленную секрецию по­ловых гормонов надпочечниками ( андрогенов и эстрогенов ) и поло­выми железами ( тестостерона и эстрадиола ). Усиливаются процессы роста и развертываются процессы полового созревания — формирования организма по муж­скому и по женскому типу.

Изображение слайда
1/1
32

Слайд 32: ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

Под влиянием тиреотропного гормона гипофиза усиливается секреция гормонов щитовидной железы ( тироксина и трийодтиронина ), стимулирующих обменные и энергетические процессы в организме и способствующие его росту и развитию. Избыточная активность щитовидной железы часто приводит к развитию гипертиреоза у подростков, вызывая повышенную возбудимость и рас­стройство сна. Вилочковая железа, тормозящая развитие половых желез, испы­тывает в переходный период обратное развитие, уступая активную роль половым железам. Большое значение имеет гормон поджелудочной желе­зы инсулин, который активирует секрецию соматотропина и способ­ствует анаболическим процессам — синтезу белков, жиров и углево­дов в организме (что способствует росту организма). Среди детей нарушения функций поджелудочной железы и заболевания сахарным диабетом чаще всего встречаются в возрасте 12 лет.

Изображение слайда
1/1
33

Слайд 33: ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

Процесс полового созревания затрагивает все органы и системы организма. В этот период происходит формирование индивиду­ального морфотипа человека со специфическими особенностями формы и размеров тела, соотношения мышечной и жировой ткани. Завершаются процессы становления типологических особеннос­тей поведенческих реакций, характеристик личности подростка. К специфическим особенностям переходного периода относится формирование первичных половых признаков (развитие половых желез и половых органов) и вторичных половых признаков (ха­рактерное оволосение, изменение тембра голоса, рост молочных желез).

Изображение слайда
1/1
34

Слайд 34: ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

В процессе полового созревания девочки опережают мальчиков на 1-2 года. Длительность этого периода имеет большие межиндивидуаль­ные различия, зависящие от генетических особенностей индивидуума и ряда условий внешней среды. Выделяют 5 стадий полового созревания, определяемых по комп­лексу первичных и вторичных половых признаков: I стадия - начинается в младшем школьном воз­расте в 7-8 лет, охватывает в основном препубертатный период — возраст 10-12 лет. Характеризуется отсутствием вторичных половых признаков, но уже обнаруживает некоторые половые разли­чия в деятельности ряда функциональных систем.

Изображение слайда
1/1
35

Слайд 35: ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

II стадия характеризуется активацией гипофиза. От­носится к 1-й фазе пубертата (у девочек это возраст 11-13 лет, у мальчиков — 13-15 лет). У мальчиков происходлит не­большое увеличение яичек и слабое оволосение лобка, у девочек набухание молочных желез. Активация функций гипофиза сопровождается усиленной секрецией гонадотропного и соматот­ропного гормонов, а также повышенной секрецией половых гор­монов. У девочек в большей степени растет концентрация сома­тотропина и раньше начинается пубертатный скачок роста (около 13 лет). III стадия также соответствует 1-й фазе пубертата (у девочек до 13 лет, у мальчиков до 15лет). Характеризуется активаци­ей половых желез. В крови растет концентрация половых гормонов. У мальчиков увеличиваются размеры яичек и длина полового члена, усиливается оволосение лобка. У девочек усиливается развитие мо­лочных желез и оволосение лобка, начинается оволосение подмышечных впадин.

Изображение слайда
1/1
36

Слайд 36: ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

У мальчиков особенно повышается содержание в крови соматотропина и наблюдается пубертатный скачок роста (около 14 лет). Усиленное выделение соматотропина происходит ночью («человек растет во сне») и замедляется в дневное время. IV стадия отмечается во 2-й фазе пубертата (у девочек в 13-14 лет, у мальчиков в 15-16лет ). Характеризуется максимальным уровнем активности половых желез. Их секреция достигает макси­мальных значений в 14-15 лет. У мальчиков происходит утолщение полового члена, усиленное оволосение лобка, появление волос на лице и в подмышечной впадине. На лице могут появляться юношеские угри. Происходит связанная с удлинением голосовых связок ломка голоса — смену высоких обертонов на более низкие. У девочек заметного развития достигают молочные железы, оволосение лобка приближается к взрослому типу. Увеличиваются запасы подкожного жира. В 12-13 лет появляются первые менструации (так называемые менархе ), которые свидетельствуют о начале созревания в яичниках яйцеклеток и становлении периодических процессов женского организ­ма — овариально-менструального цикла (ОМЦ).

Изображение слайда
1/1
37

Слайд 37: ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

У мальчиков в 15 лет появляются первые поллюции — выход созревших сперматозоидов из семенных пузырьков вместе с выделениями предстатель­ной железы (происходят 1-3 раза в месяц или реже, с перерыва­ми в 10-60 дней). Соматотропин сохраняется на повышенном уровне у мальчиков, которые продолжают вытягиваться в длину, у девочек его содержание снижается и их рост замедляется. В мышцах подростка усиленно формируются быстрые и мощные гликолитические волокна, достигая 50% объема мышцы (обуслов­ливает высокий прирост силы). Повышенные физические нагрузки в этот период угнетают выделение соматотропного гормо­на и замедляют процессы полового созревания. Они должны тща­тельно дозироваться, особенно у девочек.

Изображение слайда
1/1
38

Слайд 38: ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

V стадия завершает 2-ю фазу пубертата (у девочек к 15-летнему возрасту, у мальчиков — к 17-летнему возрасту). Эта стадия опреде­ляется достижением зрелого уровня первичных и вторичных половых признаков. Характеризуется созреванием в мужском организме функционально зрелых сперматозоидов и готовностью женского организма к детородной функции. У девушек происходит созрева­ние в яичниках яйцеклеток и стабилизируется ОМЦ. Выраженность стадий созревания подростков описывается в баллах полового развития (БПР). Для этого оценивается выражен­ность вторичных половых признаков, определяется сумма их пока­зателей и сравнивается с табличными нормативами.

Изображение слайда
1/1
39

Слайд 39: Величина балла полового развития у мальчиков и девочек

Возраст, лет БПР, баллы Формула полового созревания мальчиков БПР, баллы Формула полового созревания девочек 10 - - 1 11 - - 2 12 0 5 13 2 9 14 5 11 15 9 12 16 11 12 17 15 12

Изображение слайда
1/1
40

Слайд 40: Пояснение к таблице

Развитие волос в подмышечной впадине : Ах1 - единичные, короткие; Ах2 - занимают центральный участок впадины, более густые; Аx3 - расположены по всей подмышечной впадине, длинные, вьющиеся. Развитие волос на лобке : Р1 - единичные, короткие; Р2 - занимают ограниченное пространство, более густые, длинные; Р3 - на всем треугольнике лобка, длинные, вьющиеся, густые; Р4 - расположены на бедрах, а у мальчиков вдоль белой линии живота. Развитие молочной железы : Ma1 - сосок поднят над околососковым кружком, молочная железа не выдается; Ма2 - сосок и околососковый кружок выступает в виде конуса, молочная железа несколько приподнята; Ма3 - сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса, железа поднята на большем пространстве; Ма4 - сосок поднимается над околососковым кружком, молочная железа сформирована. Оволосение лица : F1 - появление густого пушка над верхней губой; F2 - появление отдельных жестких волос на лице; F3 - наличие сформированных усов и бороды. Развитие кадыка : L1 - не контурируется, но ясно выражен при пальпации; L2 – выступает; L3 – выступает значительно. Мутация голоса : V1 – ломающийся; V3 - устанавливающийся мужской; V3 - установившийся мужской.

Изображение слайда
1/1
41

Слайд 41: ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

Зна­чительная перестройка деятельности всей эндокринной системы в переходный период отражается на изменениях во всех органах и си­стемах организма, особенно выраженных в 1 -ю фазу пубертата (на II и III стадиях полового созревания ): 1. Повышенная активность подкорковых структур и снижение регулирующих (тормозящих) влияний коры на подкорку, дисгармония в эндокринной системе вызывают нестабильность реакций в эмоцио­нальной и психической сфере подростков. 2. Отмечается несогласо­ванность морфологического и функционального развития отдель­ных органов и систем. 3. Происходит отставание скорости роста серд­ца от темпов удлинения тела, отставание роста просвета сосудов от повышения мощности сокращений миокарда, отставание на 1-2 года роста туловища в длину от удлинения конечностей (происходит временное нарушение координации движений, снижается умственная и физическая работоспособность).

Изображение слайда
1/1
42

Слайд 42: ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

С завершением переходного периода оптимизируются взаимоот­ношения в деятельности желез внутренней секреции, достигает со­вершенства функционирование различных систем возмужалого орга­низма. Подростки переходят в юношеский возраст, когда все показа­тели организма вплотную приближаются ко взрослому уровню. Од­нако, функциональные резервы юношеского организма все же недостаточны, имеются ограничения в совершенстве регуляторных и метаболических процессов. Реакции на нагрузки в юношеском возрасте вызывают более выраженные изменения в организме по сравнению со взрослыми и сопровождаются более длительным пери­одом восстановления.

Изображение слайда
1/1
43

Слайд 43: ОСОБЕННОСТИ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ, ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ

Процессы теплообмена у подростков и юношей отличаются от этих процессов у детей более младшего возраста. С увеличением габа­ритов тела увеличиваются градиенты температуры кожи от тулови­ща к дистальным отделам конечностей. Становятся более выраженными суточные колебания температу­ры тела. Средние суточные изменения температуры ядра тела у годо­валого ребенка составляют 0.25°, у дошкольников — 0.34°, в юношес­ком возрасте — около 1.0° С. После 9-летнего возраста происходят качественные изменения процессов терморегуляции. Снижается значение химической тер­морегуляции, обеспечивающей поддержание постоянства температу­ры тела за счет изменений интенсивности метаболических процес­сов, и повышается роль физической терморегуляции, изменяющей от­дачу тепла с поверхности кожи за счет сосудистых реакций.

Изображение слайда
1/1
44

Слайд 44: ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

Тер­морегуляционное усиление теплопродукции в целом снижается по мере взросления, у подростков 10-14 лет этот механизм снова вре­менно возрастает в 1-ю фазу пубертатного периода. В среднем школьном возрасте завершается созревание физиоло­гических механизмов, регулирующих потоотделение. По количе­ству и характеру реакций термическое и психогенное потоотделение с окончанием переходного периода приближается к аналогичным показателям взрослых лиц. Совершенствование механизмов теплоотдачи улучшает адапта­цию юношеского организма к большому диапазону изменений тем­ператур окружающей среды. Терморегуляционные реакции в юношес­ком возрасте становятся более эффективными и экономичными. В температурном ядре тела к 18-летнему возрасту устанавливается средняя величина температуры тела, соответствующая взрослым.

Изображение слайда
1/1
45

Слайд 45: ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

На протяжении среднего и старшего школьного возраста происхо­дят перемены в обмене веществ и энергии. Уменьшается преоблада­ние процессов ассимиляции над процессами диссимиляции. Величина основного обмена у детей этого возраста в расчете на единицу массы тела или поверхности тела заметно снижается. У де­вочек она ниже, чем у мальчиков, и раньше приближается к уровню зрелого организма. Лишь в пубертатном возрасте основной обмен у девочек временно оказывается выше, чем у мальчиков. Суточная ве­личина основного обмена возрастает у подростков по отношению к детям младшего школьного возраста почти в 1.5 раза, достигая при­мерно 1300-1400 кал, а в юношеском возрасте приближается куров-ню зрелого организма (1700 кал).

Изображение слайда
1/1
46

Слайд 46: ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

Увеличение массы тела и повышение двигательной активности вызывают нарастание и общего объема суточных энерготрат : в сред­нем школьном возрасте они составляют около 2500-2700 кал, а в старшем школьном возрасте —2800-2900 кал. С возрастом происходит и перестройка в процессах обмена ве­ществ. С окончанием роста массы тела падает относительная потреб­ность организма в белках. Положительный азотистый баланс к юношескому возрасту постепенно сменяется азотистым равновесием, характерным для взрослого организма. Относительная потребность в белке (на 1 кг массы тела) с возрастом снижается: в 1 -3 года — 4-4.5 г, в 6-10 лет — 2.5-Зг, у подростков — 2-2.5 г, у взрослых — 1.5-1.8 г. Общая же суточная потребность в белках возрастает с ростом массы тела: у дошкольников — около 70г, в младшем школьном возрасте — 75-80 г, в среднем школьном возрасте—примерно 85-90 г, в старшем школьном возрасте — 90-100 г (как у взрослых).

Изображение слайда
1/1
47

Слайд 47: ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

Аналогичны величины суточной потребности в жирах. У подрос­тков еще достаточно высока потребность в поступлении с пищей жира. В период полового созревания жиры используются для плас­тических процессов формирования состава тела, а холестерин необходим для синтезирования половых стероидных гормонов. Вместе с тем, избыточное поступление жира при низкой двигательной актив­ности приводит к ожирению. У подростков, характеризующихся избыточными жировыми отложениями, величина основного обме­на на единицу массы тела может быть ниже на 20-30% из-за низкой интенсивности процессов обмена в жировых клетках. Сравнитель­но большим содержанием жира в составе тела объясняется также более низкий уровень основного обмена у женщин по сравнению с мужчинами.

Изображение слайда
1/1
48

Слайд 48: ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

Относительная интенсивность углеводного обмена у подростков снижается, а суточная потребность в углеводах растет: у младших школьников она составляет около 300 г, в среднем школьном возра­сте — 340-370 г, в старшем школьном возрасте — около 400 г, у взрос­лых — 500-600 г. Углеводы обеспечивают в организме подростка как пластические процессы, так и энергетические. Повышение объема двигательной активности подростков увеличивает их потребность в углеводах. В растущем организме велика потребность в поступлении необхо­димого количества витаминов и минеральных веществ. Кальций и фосфор нужны для формирования скелета, железо — для образова­ния гемоглобина. Однако по мере увеличения возраста относитель­ная потребность в воде, витаминах и минеральных веществах сни­жается.

Изображение слайда
1/1
49

Последний слайд презентации: ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже