Презентация на тему: ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
1. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА
ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
СОВРЕМЕННЫЕ ФИНАНСЫ:
ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Функции государственных финансов
ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Проблемы государственных финансов на современном этапе
2. Государственный бюджет как основное звено финансовой системы государства
ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
3. Бюджетный дефицит и государственный долг
ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
4. Налоги, их виды и основные функции
ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Виды налогов
Элементы налога – это принципы построения и организации налогообложения. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и
Функции налогов
ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
КРИВАЯ ЛАФФЕРА
5. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства, ее направления и инструменты
Проблемы совершенствования налоговой системы РФ
ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Автоматическая и дискреционная фискальная политика
ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Достоинства и недостатки фискальной политики
Недостатки фискальной политики
1/38
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 40)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (548 Кб)
1

Первый слайд презентации: ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Финансы и финансовая система государства Государственный бюджет как основное звено финансовой системы государства. Бюджетный дефицит и государственный долг. Налоги, их виды и основные функции Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства, ее направления и инструменты.

Изображение слайда
2

Слайд 2: 1. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА

Финансы - в переводе с латинского « finansia », означает «платеж», «доход». Появился этот термин в Х II- Х V в.в. в Италии и затем получает распространение в Европе для обозначения денежных отношений, образованием денежных ресурсов в государстве для выполнения своих экономических и политических целей. В современном понимании финансы – система сложившихся в обществе экономических отношений по поводу формирования и использования фондов денежных средств, в процессе распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода. Также под финансами понимают формы и способы взаимодействия между государством и предприятиями, фирмами, отраслями экономики, между государством и гражданами

Изображение слайда
3

Слайд 3

Финансы - историческая категория. Роль, значение и форма финансов не оставались неизменными. Так, в докапиталистических способах производства финансы преимущественно выполняли только одну роль: пополнение казны монарха. И имели в основном натуральный характер. Постепенно роль финансов изменяется, усложняется и, кроме того, форма финансов становится денежной. С отделением государственной казны от личной казны монарха возникают такие понятия как государственные финансы и государственный бюджет.

Изображение слайда
4

Слайд 4: СОВРЕМЕННЫЕ ФИНАНСЫ:

- денежная форма в отличие от прежней, натуральной - распределительный характер отношений ( отсутствует эквивалентный обмен, но предполагается, что функции государства выполняются «в обмен» на налоги и сборы) - усложнение и большее многообразие функций финансов. На первоначальном этапе появления – реализовывалась в основном фискальная функция (наполнить казну монарха), в современной экономике финансы являются инструментом воздействия на общественное воспроизводство в целом.

Изображение слайда
5

Слайд 5

ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЧАСТНЫЕ

Изображение слайда
6

Слайд 6

Государственные финансы – это сфера, связанная с распределением и потреблением части общественного продукта для создания фондов, необходимых государству для осуществления его функций. Аккумулируются государственные финансы в государственном и местном бюджетах и бюджете субъектов федерации, специальных фондах ( дорожный, экологический и др.), внебюджетных государственных фондах, фондах государственных предприятий. Частные финансы – представляют фонды денежных средств, возникающих в процессе экономической деятельности предприятий и необходимы для обеспечения процесса производства и получения прибыли.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Функции государственных финансов

Поддержание темпов экономического роста Поддержание развития ключевых отраслей экономики Структурная перестройка экономики, ускорение научно-технического прогресса. Военно-техническое развитие Социальные программы

Изображение слайда
8

Слайд 8

Финансовая политика государства осуществляется через финансовую систему. Финансовая система государства представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству его экономические и политические функции. Финансовая система РФ состоит из следующих звеньев: - государственный бюджет (основное звено) - бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты - внебюджетные фонды (Пенсионный Фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд обязательного социального страхования) - финансы государственных предприятий

Изображение слайда
9

Слайд 9

Изображение слайда
10

Слайд 10: Проблемы государственных финансов на современном этапе

Главными проблемами в области государственных и муниципальных финансов являются: несбалансированность бюджетов всех уровней и бюджетов внебюджетных фондов; повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности; совершенствование бюджетного федерализма; обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики; укрепление финансового контроля и др.

Изображение слайда
11

Слайд 11: 2. Государственный бюджет как основное звено финансовой системы государства

Государственный бюджет – централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. В нем концентрируются все виды доходов государства, расходы, государственные займы (если осуществляются заимствования). Государственный бюджет – годовой (трехлетний) план расходов государства и источников их финансового покрытия.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Изображение слайда
13

Слайд 13

Изображение слайда
14

Слайд 14

Статья расходов 2019, трлн. руб. 2018, трлн. руб. Разница, трлн. руб Соцполитика 4,885 4,966 -0,081 Нацоборона 2,914 2,729 +0,185 Нацэкономика 2,639 2,264 +0,375 Правоохранительная деятельность и нацбезопасность 2,254 1,876 +0,378 Общегосударственные вопросы 1,402 1,225 +0,177 Обслуживание государственного долга 0,852 0,848 +0,004 Трансферты между бюджетами 0,755 0,766 -0,011 Образование 0,827 0,619 +0,208 Здравоохранение 0,656 0,410 +0,246 Культура, кино 0,125 0,093 +0,032 Охрана окружающей среды 0,197 0,078 +0,119 Средства массовой информации 0,075 0,068 +0,007 Физкультура и спорт 0,055 0,063 -0,008 ЖКХ 0,192 0,091 +0,10 Структура расходов бюджета России 2019 в цифрах:

Изображение слайда
15

Слайд 15

Превышение расходов над доходами госбюджета – бюджетный дефицит. Приближение дефицита бюджета к 10 % ВНП валового национального продукта) и 33 % к сумме расходов считается опасным, поскольку это двигает экономику к гиперинфляции. Превышение доходов над расходами – бюджетный профицит

Изображение слайда
16

Слайд 16: 3. Бюджетный дефицит и государственный долг

Три основных способа финансирования бюджетного дефицита: За счет эмиссии денег (денежный способ) За счет займов у населения и предприятий своей страны За счет займов у других стран или международных финансовых организаций 2 и 3 варианты – долговой способ финансирования бюджетного дефицита

Изображение слайда
17

Слайд 17

Государственный долг – сумма накопленных бюджетных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджетов за ряд лет. Обычно под  внешним долгом  понимают общий внешний долг  резидентов  РФ (коммерческих и государственных структур). Иногда говорят только о  государственном внешнем долге, то есть долге  федеральных органах власти,   Центрального банка РФ  и  субъектов РФ. Фактически Госдолг РФ поя вился в 1991 году после распада Союза Светских Социалистических Республик, когда РФ, как преемница, взяла все долговые повинности на себя. Из-за тяжелого экономического кризиса в 1990-е после распада СССР Россия практически не погашала займы и набрала новые. Объем внешнего долга РФ рос до 1998 г. и составлял 188 млр. $.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Изображение слайда
19

Слайд 19

По состоянию на 1 февраля 2019 года объём государственного долга РФ составил 47,6 млрд долларов, месяцем ранее показатель был равен 49,1 млрд долларов. Большая его часть приходится на облигации внешнего займа, размер которых составил более 35 млрд долларов. Следом идут государственные гарантии РФ в иностранной валюте — 11,5 млрд долларов. Остальные категории долгов не превышают одного млрд долларов.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Страна Внешний долг, млн долл Дата информации Внешний долг на душу населения, долл США Внешний долг, % к ВВП 1 США 22 012 000 [2] 13 февраля 2019 66 566 106 2 Европейский союз 17 950 000 31 декабря 2012 31 313 101 3 Япония 11 499 000 31 декабря 2012 23 736 261 4 Великобритания 8 110 890,48 1 сентября 2018 [3] 119 000 314 5 Германия 4 886 438 1 сентября 2018 [4] 61 700 148 6 Нидерланды 2 935 000 31 декабря 2012 81 061 700 7 Франция 2 430 000 31 декабря 2012 32 000 236 8 Италия 2 604 000 31 декабря 2012 42 217 144 26 Россия 453 750 [5] 1 января 2019 3 089 36

Изображение слайда
21

Слайд 21: 4. Налоги, их виды и основные функции

ТЕОРИИ НАЛОГОВ Налоги как цена за оказанные государством услуги населению Налог как договорная плат граждан государству - за обеспечение их личной и имущественной безопасности Налоги не только как источник пополнения государственной казны, но и регулятор экономики ( выравнивание доходов, стабилизация экономики).

Изображение слайда
22

Слайд 22

Налог  — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства. В РФ различаются налоги трех уровней: федеральные, региональные и местные. Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ. Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Изображение слайда
23

Слайд 23

Изображение слайда
24

Слайд 24

Изображение слайда
25

Слайд 25: Виды налогов

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических субъектов (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги) и косвенные, то есть налоги, включаемые в цену товара, услуги (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж) Аккордные и подоходные налоги Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента. Под подоходными налогами подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода. Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается; Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Элементы налога – это принципы построения и организации налогообложения. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения ( ст. 17 НК)

Изображение слайда
27

Слайд 27: Функции налогов

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения). Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Например, налоговые льготы малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д. Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов и ограничение портебления определнных товаров и услуг. Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д. Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Изображение слайда
29

Слайд 29: КРИВАЯ ЛАФФЕРА

Изображение слайда
30

Слайд 30: 5. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства, ее направления и инструменты

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой. Цели фискальной политики: 1 ) стабильный экономический рост; 2) полная занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильный уровень цен (решение проблемы инфляции ). Инструментами фискальной политики являются расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты (перечисления из бюджета регионам, предприятиям, отдельным отраслям).

Изображение слайда
31

Слайд 31: Проблемы совершенствования налоговой системы РФ

значительный объем теневой экономики ( фирмы-однодневки, незарегистрированная деятельность, уклонение от уплаты налогов) сложность налоговой системы недостаточная гибкость налоговой системы «непрозрачность» бюджетных расходов чрезмерность налоговой нагрузки п реимущественно фискальный характер

Изображение слайда
32

Слайд 32

Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую. Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, когда высокая безработица и наблюдается экономический спад, и имеет целью снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают : а) увеличение государственных закупок ; б) снижение налогов ; в) увеличение трансфертов.

Изображение слайда
33

Слайд 33

Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики),имеет целью снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а ) сокращение государственных закупок ; б ) увеличение налогов ; в ) сокращение трансфертов.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Автоматическая и дискреционная фискальная политика

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой такие налоги, величина которых не меняется, но само наличие которых ( встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

Изображение слайда
35

Слайд 35

Механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику. Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности сокращается, то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина объема выпуска продукции максимальна, налоговые поступления увеличиваются. При этом ставка налога остается неизменной. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог. НДС обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется. Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

Изображение слайда
36

Слайд 36

Преимущество встроенных стабилизаторов состоит в том, что нет необходимости принятия специальных решений, законов для того, чтобы усиливать воздействие на экономику через инструменты фискальной политики. Однако встроенные стабилизаторы оказывают менее сильное воздействие на экономику, чем дискреционная политика. В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Достоинства и недостатки фискальной политики

К достоинствам фискальной политики следует отнести: Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Изображение слайда
38

Последний слайд презентации: ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: Недостатки фискальной политики

проблемы идентификации экономической ситуации. Бывает трудно точно определить момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики; проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не чрезмерно «разогреть» экономику, что может вызвать ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии. Дефицит бюджета. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Поэтому может возникнуть бюджетный дефицит. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования».

Изображение слайда