Презентация на тему: Философские концепции общественного развития (Философия истории)

Философские концепции общественного развития (Философия истории)
Философия истории рассматривает проблемы:
Относительно типологизации и периодизации исторического процесса:
Понятие «цивилизация». Цивилизационная типология общественного развития.
В современном понимании в основе понятия цивилизации лежит деятельностный подход
Современная теория цивилизации. Два подхода 1) Универсальность, одинаковость развития всех цивилизаций:
Марксистское учение – формационная типология истории
2. Второй подход. Теории локальных цивилизаций
Данилевский Н.Я. «Россия и Европа» Теория множественности цивилизаций.
Данилевский Н.Я. «Россия и Европа»
«Россия и Европа» Теория множественности цивилизаций.
Шпенглер. Закат Европы
Арнольд Тойнби. Локальные цивилизации
А.Тойнби. Движущие силы
По Тойнби каждая цивилизация в своем развитии проходит 4 стадии:
Карл Ясперс (1883-1969) «Смысл и назначение истории»
Гумилев Л.Н.(1912-1992) Теория пассионарного этногенеза
Заключение
1/18
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 41)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (12432 Кб)
1

Первый слайд презентации: Философские концепции общественного развития (Философия истории)

Изображение слайда
2

Слайд 2: Философия истории рассматривает проблемы:

1) направленность и смысл истории 2) методологические подходы к типологизации общества. 3) критерии периодизации истории 4) Критерии прогресса исторического процесса.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Относительно типологизации и периодизации исторического процесса:

Итальянский мыслитель Дж. Вико (1668-1744) – идея круговорота. Три эры «Век Богов», «Век Героев», «Век Людей» Французский просветитель Ж.Л. Кондорсе (1743-1794), критикуя христианскую трактовку истории, делил весь исторический процесс на 10 эпох. В основу этого деления он положил прогресс человеческого разума на основе научных знаний. Г.В.Ф. Гегель в основе исторического процесса - саморазвитие мирового духа, который в разное время находит свое наиболее полное выражение в духе (культуре ) определенного народа. (Переход от одного периода к другому означает, по Гегелю, прогресс в сознании свободы)

Изображение слайда
4

Слайд 4: Понятие «цивилизация». Цивилизационная типология общественного развития

В 18 веке появилось новое понятие «цивилизация». Рассматривалось в тесной связи с понятием культуры и рассматривалось как такой этап исторического развития человечества, который связан с развитием государственности и следует за варварством.

Изображение слайда
5

Слайд 5: В современном понимании в основе понятия цивилизации лежит деятельностный подход

решающая роль в социальном процессе отводится субъективному фактору (земледелие, ремесла, техника, технология) и духовной культуре (нравственность, религия, философия, политика, психология и др.)

Изображение слайда
6

Слайд 6: Современная теория цивилизации. Два подхода 1) Универсальность, одинаковость развития всех цивилизаций:

Марксисты и представители технологического детерминизма (АРОН, БЭЛЛ, ТОФФЛЕР) Аграрная, Индустриальная Постиндустриальной (информационная цивилизация) Тоффлер

Изображение слайда
7

Слайд 7: Марксистское учение – формационная типология истории

Каждая из сменяющих друг друга формаций образует особую ступень человеческой истории. Источник общественного развития - диалектика производительных сил и производственных отношений. Движущая сила - классовая борьба и социальная революция. Высший этап развития, которого неизбежно достигнет все человечество - коммунистическая общественно-экономическая формация.

Изображение слайда
8

Слайд 8: 2. Второй подход. Теории локальных цивилизаций

Данилевский (1822-1885) О. Шпенглер (1880-1936) А. Тойнби (1889-1975)

Изображение слайда
9

Слайд 9: Данилевский Н.Я. «Россия и Европа» Теория множественности цивилизаций

Единой общечеловеческой цивилизации не существует, большинство цивилизаций - это обособленные, локальные «культурно-исторические типы» 1) египетский; 2) китайский; 3) ассирийско -вавилонский ; 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) аравийский; 10) европейский (германо-романский.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Данилевский Н.Я. «Россия и Европа»

Все КИТы, «самодостаточны». Каждый из них имеет различные основы: религиозная, культурная, политическая, общественно-политическая. подавляющее большинство цивилизаций являются созидательными в одной или нескольких областях, где они добились высот (еврейская – религиозная сфера, греческая – собственно культурная, римская – политическая)

Изображение слайда
11

Слайд 11: Россия и Европа» Теория множественности цивилизаций

Периоды в развитии культурно-исторического типа: Этнографическое состояние Государство ЦИВИЛИЗАЦИЯ – КОРОТКИЙ ПЕРИОД РАСЦВЕТА И ПОСЛЕДУЮЩЕГО ИСТОЩЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕКОГО ТИПА

Изображение слайда
12

Слайд 12: Шпенглер. Закат Европы

В истории общества 8 «культурных организмов» (индийский, китайский, вавилонский, египетский, античный, арабский, русский, западноевропейский), каждый из которых зарождается, развивается, дряхлеет и гибнет ЦИВИЛИЗАЦИЯ - это заключительная стадия существования культуры, когда господствует техника, политика, спорт, деградирует искусство, а народ превращается в «безликую массу».

Изображение слайда
13

Слайд 13: Арнольд Тойнби. Локальные цивилизации

История - непрерывное поступательное движения человечества, представленного как развитие отдельных локальных цивилизаций (целостные в социокультурном отношении и ограниченные в пространстве и времени человеческие общества.) В истории он насчитывает всего 21 (а включая цивилизации-спутники и застывшие цивилизации – 37), они и являются основным структурным элементом мировой истории.

Изображение слайда
14

Слайд 14: А.Тойнби. Движущие силы

Каждая цивилизация начинается с Ответа на Вызов — природной и человеческой среды. ( напр., Древний Египет,Россия Петре I ) Ключевая роль в формировании ОТВЕТА принадлежит творческому меньшинству (элите и гениям) и, социальному большинству, которое способно только подражать элите ( мимесису ), благодаря этому Ответ становится достоянием нетворческого большинства.

Изображение слайда
15

Слайд 15: По Тойнби каждая цивилизация в своем развитии проходит 4 стадии:

Генезис; Рост; Надлом; Распад ( необязательная стадия. На этом этапе цивилизация либо исчезает с лица Земли (египетская цивилизация, цивилизация Инков) либо дает жизнь новым цивилизациям (эллинская цивилизация, породившая через вселенскую церковь западное и православное христианство). В отличие от Шпенглера, Тойнби не видит в истории фатальной предопределености.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Карл Ясперс (1883-1969) «Смысл и назначение истории»

Мировая история: Прометеевская эпоха (доистория, человек только становится человеком. Эпоха великих культур древности (появление письменности, Вавилон, Египет ид р.) Эпоха духовной основы человеческого бытия ( осевое время ) -(500 лет до н. э., появился человек такого типа, который сохранился и по сей день. Др.Греция, Др.Индия, Др.Китай. Время рождения мировых религий. Духовная культура Запада и Востока имеет общие корни, позволяющие найти способы коммуникаций, диалогов, разрешения конфликтов и создания единого культурного пространства) Эпоха развития техники.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Гумилев Л.Н.(1912-1992) Теория пассионарного этногенеза

Гумилев соединил геобиохимию и системологию с исторической географией, исходя из того, что этнос как биосоциальная общность есть порождение и часть биосферы и одновременно продукт социальной эволюции. Этносы рождаются, живут и умирают не столько по социальным, сколько по естественным законам природы Движущими силами этногенезе являются природные биосферные факторы. Пассионарность - непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или чаще неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели, причем достижение этой цели, как правило, иллюзорной, представляется данному лицу ценнее даже собственной жизни.

Изображение слайда
18

Последний слайд презентации: Философские концепции общественного развития (Философия истории): Заключение

В действительности социальный мир и един, и многообразен Т.е.: единство исторического процесса не исключает его культурно-исторического многообразия и МНОГОВАРИАНТНОСТИ: развитие любой страны отличается своими природными, историческими, национальными особенностями, экономическим и социальным укладом жизни, формами политического правления.

Изображение слайда