Презентация на тему: Философия и методология науки

Философия и методология науки
Философия и методология науки
Философия и методология науки
Основные функции науки :
Классификация наук:
Философия и методология науки
Объяснение и понимание
Сциентизм и антисциентизм
Особенности научного знания и познания :
Философия и методология науки
Философия и методология науки
Методы научного познания :
2) Общенаучные – методы, используемые во всех науках.
Философия и методология науки
Эмпирические методы научного познания:
Философия и методология науки
Теоретические методы научного познания:
Философия и методология науки
Философия и методология науки
Философия и методология науки
Философия и методология науки
Философия и методология науки
1/22
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 99)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (68 Кб)
1

Первый слайд презентации: Философия и методология науки

ФГБОУ ВО БГМУ Министерства здравоохранения РФ Кафедра философии Автор: доцент кафедры философии Зубаирова-Валеева А.С.

Изображение слайда
2

Слайд 2

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство и применение на практике объективных знаний о природе, обществе и сознании.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Главная цель науки – получение истинных знаний. Научные знания обладают высокой достоверностью, т.к. их можно проверить. Наука отличается от философии тем, что изучает бытие не в целом, а только конкретные его виды и формы.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Основные функции науки :

Культурно-мировоззренческая Производственная (научно-технический прогресс) Социальная (программы социального и экономического развития, решение глобальных проблем современности)

Изображение слайда
5

Слайд 5: Классификация наук:

По сферам исследования : Естественные (о природе) – физика, химия, биология; Гуманитарные или общественные (о человеке как личности и об обществе – история, философия, филология, психология и т.д.); Технические (о технике) – робототехника, кибернетика, информатика.

Изображение слайда
6

Слайд 6

По характеру знаний : Фундаментальные науки (квантовая механика, высшая математика, химия, космология, синергетика, генетика и др.) – исследуют сложнейшие фрагменты бытия. Эти знания являются основанием научной картины мира; Прикладные науки (механика, агрохимия, география, педагогические науки, медицина ) – разрабатывают способы применения фундаментальных научных знаний на практике.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Объяснение и понимание

Объяснение – раскрытие сущности объекта путем выявления законов, которым он подчиняется. Чаще всего используется в естественных науках. Понимание – это поиск и выявление (или приписывание) смысла. Это метод познания, используемый философией, теологией и гуманитарными науками.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Сциентизм и антисциентизм

Сциентизм – направление, абсолютизирующее роль науки в обществе («Наука – абсолютное благо для человечества»). Антисциентизм – направление, представители которого считают, что наука – источник всякого зла и страданий для людей («Наука – абсолютное зло»).

Изображение слайда
9

Слайд 9: Особенности научного знания и познания :

Рациональность (подчиняется законам логики); Объективность (адекватное, истинное, независимое от субъекта знание о предмете или явлении); Обоснованность; Системность (особая организация знания – в виде понятий, теорий);

Изображение слайда
10

Слайд 10

Проверяемость, доказательность (на практике и / или логикой); Непротиворечивость; «Экономичность» (Бритва Оккама – всегда следует искать самое простое решение задачи); Открытость для критики Кумулятивность (постоянное совершенствование знаний)

Изображение слайда
11

Слайд 11

Высокоспециализированный язык науки Применяются специальные средства познания (приборы, аппараты, инструменты и т.д.); Применяются специальные методы познания (два уровня – эмпирический и теоретический).

Изображение слайда
12

Слайд 12: Методы научного познания :

Философские (универсальные ). Они используются во всех сферах познавательной деятельности человека (в обыденной жизни, в науке и в философии). Анализ и синтез, Индукция и дедукция, Абстрагирование, Обобщение, Аналогия, Исторический и логический и др. - Т.е все философские законы и категории.

Изображение слайда
13

Слайд 13: 2) Общенаучные – методы, используемые во всех науках

1. Эмпирические (практические) Наблюдение Измерение Описание Эксперимент Моделирование Эти методы являются основой получения научных фактов. 2. Теоретические Аксиоматический Восхождение от абстрактного к конкретному Формализация Идеализация и др. (+ философские методы!) Теоретические методы являются основой построения научной гипотезы и теории.

Изображение слайда
14

Слайд 14

3) Частно-научные методы – применяются в рамках одной или нескольких наук, имеющих общий предмет исследования. Примеры из медицины: перкуссия, пальпация, аускультация…

Изображение слайда
15

Слайд 15: Эмпирические методы научного познания:

Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних свойствах изучаемых объектов. Измерение – метод количественной оценки изучаемого явления. Описание закрепляет и передает результаты наблюдения с помощью знаковых средств.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Эксперимент – прием научного исследования, который предполагает определенное изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных, контролируемых условиях. В отличие от наблюдения, здесь исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого процесса. Моделирование – изучение объекта путем создания его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя. Применяют для удобства. Выделяют предметное, аналоговое (математическое) и компьютерное моделирование.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Теоретические методы научного познания:

Анализ – метод познания, состоящий в мысленном расчленении предмета на составляющие его части (стороны, признаки, свойства) с целью их изучения. Синтез – мысленное воссоединение составных частей изучаемого явления в единое целое.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Индукция – метод познания «от частного к общему», когда ход мысли направлен от свойств отдельных предметов к выявлению общих свойств, присущих целому классу предметов. Дедукция - основывается на умозаключении от общего к частному. Имеет высокую прогностическую ценность, если исходное положение истинно. Абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных свойств с одновременным выделением интересующих нас свойств познаваемого объекта.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Обобщение – нахождение общих свойств, сходства в исследуемых объектах, свидетельствующих об их принадлежности к одному классу явлений. Аналогия – прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках делают заключение об их сходстве и в других признаках (метод вероятностный, ненадежный).

Изображение слайда
20

Слайд 20

Исторический метод – это мысленное воспроизведение хода развития объекта во всей неповторимости. Логический метод – мысленное воспроизведение тех моментов процесса развития, которые закономерно обусловлены. Исторический и логический методы тесно взаимосвязаны : логический опирается на знание исторических фактов, а историческое, чтобы обрести смысл, должно опираться на знание логических закономерностей развития.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Аксиоматический метод – метод познания, при котором система выводов строится на основе ряда исходных положений, не требующих доказательств (аксиом). Широко применяется в математических науках. Метод восхождения от абстрактного к конкретному – при этом методе сначала находят главное свойство изучаемого объекта, а затем шаг за шагом – новые связи, свойства и так во всей полноте раскрывают сущность изучаемого объекта.

Изображение слайда
22

Последний слайд презентации: Философия и методология науки

Формализация – метод построения абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых объектов и явлений. Сводится к оперированию со знаками, формулами. Шире всего применяется в математике, логике и лингвистике. Идеализация – метод познания путем образования абстрактных объектов, принципиально не существующих действительности.(Примеры: точка, прямая, бесконечность и т.п.). Позволяет выделять исследуемые свойства объектов, представлять их в математической форме.

Изображение слайда