Презентация на тему: Философия Лекция 7 Проблема человека в философии

Реклама. Продолжение ниже
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
Философия Лекция 7 Проблема человека в философии
1/34
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 72)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (428 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации

Философия Лекция 7 Проблема человека в философии

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ Образы человека в истории философии (древняя философия, философия средневековья). Проблема человека в эпоху Ренессанса и Нового времени. Проблема человека в современной философии. Философская антропология XX в. (М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен). Проблема человека в казахской философии. Абай и Шакарим о человеке и смысле его бытия : актуальность постановки проблемы

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3

Образы человека в истории философии (древняя философия, философия средневековья) Что я могу знать? На что я смею надеяться? Что я должен делать? Что такое человек? Иммануил Кант

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
4

Слайд 4

Человек в древнеиндийских религиозно-философских учениях Будда Шакъямуни ( Сиддхартха Гаутама, YII-YI вв. до н.э. ) Канонический текст буддизма « Трипитака » (Три корзины) Статуя Будды в музее  Сарнатха, IV в. н. э.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
5

Слайд 5

Благородные истины буддизма: Жизнь есть страдание ( основной характеристикой человеческого существования является духкха, то есть страдание и разочарование ) Существуют причина страданий ( тришна, то есть «цепляние», «привязанность» к жизни) Есть цель избавления от страданий – достижение нирваны (освободиться от кармы, покинуть круг сансары) Существует путь прекращения страдания и разочарования (восьмеричный путь) Только человек стремится к свободе. Освобожденная душа человека (атман) растворяется в мировой душе (брахман).

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6

Основатель джайнизма   кшатрий   Вардхмана ( Бардхамана ), более известный как  Джина  («победитель»,  пракрит ) и  Махавира  («великий воин»). Махавира   (599-527 до н.э )

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
7

Слайд 7

У чение джайнизма кратко именуется «троякой драгоценностью» (три жемчужины): правильное в и дение правильное знание правильное поведение Они составляют Путь Освобождения, главной целью которого является освобождение ( мокша) души от кармы. Благодаря жесткой аскезе  джива  может стать освобожденной душой,  сиддхой  («достигший [цели]»), и больше никогда не воплощаться. Принцип ахимса (ненасилия) – «не наноси вреда живому!»

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8

Человек в системе конфуцианства и даосизма: мужское и женское начало ( Инь/ Янь ) Конфуций ( 551 г. - 479 г. н.э ) Лао-цзы ( YI-Y вв. до н.э )

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
9

Слайд 9

Книга Конфуция «Лунь юй » (Беседы и суждения) «Небо» определяет развитие мира и человека. Люди должны испытывать страх перед небом. Главное – воспитание человека. Большое внимание Конфуций уделил культу предков. Дао – моральный закон, должен совершенствовать нравственные качества. Учение о «благородном муже» ( цзюнь-цзи ). Необходимо следовать этическому принципу «жэнь» (гуманность, человечность, любовь к людям).

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10

Принцип « сяо » - сыновняя почтительность, уважение к родителям и старшим. Человек должен соблюдать этикет (ли) и следовать справедливости (и). Даосизм. Лао-цзы «Дао дэ цзин» (Книга о дао и дэ). «Не выходя со двора можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь. Поэтому совершенномудрый не ходит, но познает [ все ]. Не видя вещей он проникает в их [ сущность ]. Не действуя, он добивается успеха». Принцип У-Вэй – недеяние, невмашательства в естественный порядок вещей в подражание мировому закону – Дао.

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11

Античность. Сократ полагал: че ловек – нравственное существо; человек должен стремиться познать самого себя; человек совершает зло, поскольку не ведает что добро Платон. Душа стремится к миру идей, она вечна. Тело – враждебная душе материя.(Позиция антропологического дуализма души и тела ). Аристотель, рассматривая человека как политическое животное отмечает социальную природу человека и подчеркивает его разумность.

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12

Св ятой Августин (354-430). Фреска капеллы Санкта-Санкторум в Латерано. VI в. Фома Аквинский ( ок. 1224 – 1274)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
13

Слайд 13

В средневековье – человек рассматривается как образ и подобие Бога. Но: человек – пассивный участник божественного порядка, существо тварное и ничтожное по отношению к Богу. Главная задача человека – приобщиться к Богу и обрести спасение. Августин Аврелий. Соч. «О граде Божьем», «Исповедь». Августин: Человек – противоположность души и тела, которое является независимым. Человека делает человеком душа, это его имманентная субстанция. Человек способен развиваться как личность.

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14

Фома Аквинский. Труды «Сумма теологии», «Сумма против язычников». В своем учении о человеке, Аквинат помещает его между миром животных и миром чистых духов (ангелов). Человек отличается от других созданий наличием разумной души и свободной воли. Благодаря свободной воле, человек ответственен за свои поступки. Обладая свободной волей человек в состоянии выбрать между добром и злом. Свобода и самостоятельность человека, согласно Аквинату, представляют собой величайшую ценность, т.к. эти качества, присущие человеку, присутствуют и в собственной природе Бога, ибо человек сотворен по Его образу и подобию.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15

Рафаэль Санти «Афинская школа», 1510-1511. Фреска, Апостольский дворец, Ватикан

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
16

Слайд 16

Индивидуалистическая трактовка человека в эпоху Ренессанса Пико делла Мирандола (1463-1494) Пико делла Мирандолла : «Речь о достоинстве человека» «Когда Бог творил мир, каждому живому существу он определил в нем свое место. Исключением был один человек. «Я поставил тебя посреди мира, чтобы мог ты свободно обозревать все стороны света и смотрел туда, куда тебе угодно. Я не создал Тебя ни земным, ни небесным. Ибо ты сам сообразно воле своей можешь или нисходить на самые нижние ступени животного мира, или поднять себя в высочайшие сферы Божественного».

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
17

Слайд 17

А нтропология Нового Времени: Джон Локк. Работа «Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о государственном правлении». Локк обосновал основные неотъемлемые, естественные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности. Жюльен Ламетри. Работы «Естественная история души», «Человек-машина», «Человек-растение». Человек – «особый род» среди существ органического мира. Механицизм в трактовке человека. Блез Паскаль. Работы: «Письма к провинциалу», «Мысли о религии и других предметах». «Человек всего лишь тростник, самый слабый в природе, но мыслящий тростник ».

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18

Томас Гоббс. Соч. «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского ». По Гоббсу, е стественное состояние общества «Война всех против всех». Английский философ развивает идею «Человек человеку волк». Жан-Жак Руссо. «Юлия, или новая Элоиза», «Эмиль, или о воспитаниии », «Общественный договор». Согласно Руссо, человек велик своим нравственным достоинством. Человек рождается свободным. Человек в «естественном состоянии» не является ни злым, ни добрым, не имеет ни пороков, ни добродетелей. Естественные права человека, по Руссо, право на жизнь, самосохранение, естественную свободу. Истинное значение свободы – способность человека постоянно изменяться и совершенствоваться, и, соответственно, нести ответственность за все, что совершает.

Изображение слайда
1/1
19

Слайд 19

Людвиг Фейербах. Работа «Сущность христианства». Фейербах рассматривал человека как часть природы; рассматривал его как психофизиологическое существо. Человек, по Фейербаху, есть материальный объект и одновременно мыслящий субъект. С этой позиции он отвергал вульгарный и механистический материализм. Однако фейербаховский антропологизм основывался на биологической трактовке природы человека, поэтому его антропологизм не вышел за рамки метафизического материализма.

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20

Идея сверхчеловека у Фридриха Ницше Книга «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» Заратустра же глядел на народ и удивлялся. Потом он так говорил: «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно страх и остановка. В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и уничтожение.»

Изображение слайда
1/1
21

Слайд 21

Символическая концепция человека разработана Эрнстом Кассирером. Работа «Философия символических форм». Хейзинга И. в работе «Человек играющий» показал, что уникальность человека в том, что он умеет играть; игра – это свободная деятельность, игра старше культуры. В работе «Одномерный человек» Г. Маркузе поднимает проблемы: положения человека в технологическом мире; научно-технического прогресса в аспекте философии человека

Изображение слайда
1/1
22

Слайд 22

Философская антропология XX в. (М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен) Макс Шелер (1874-1928 ) Работа: «Сущность человека, новый опыт философской антропологии». «Положение человека в космосе». М. Шелер: «Вопросы: «Что есть человек и какого его место в бытии?» - занимали меня с момента пробуждения моего философского сознания и казались более существенными и центральными, чем любой другой философский вопрос.»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
23

Слайд 23

Шелер утверждает, что человек – это микрокосм. Опираясь на это утверждение он выстраивает из одних и тех же категорий систему мироздания и учение о человеке. Понятие «человек» - двусмысленно. «человек» - видовое понятие по отношению к родовому понятию «животное». Особое положение человека в Космосе может стать ясным, если рассмотреть все «строение биопсихического мира». Раскрывая «сущностное понятие человека» Шелер говорит о «порыве», отождествляя его с жизнью и природой вообще. По Шелеру, человек становится человеком благодаря Духу. «Дух» противоположен жизни и внутрипсихической и внешневитальной.

Изображение слайда
1/1
24

Слайд 24

Дух заключает в себе понятие разума, охватывает и созерцание ( первофеноменов ), также эмоциональные и волевые акты (доброта, любовь, раскаяние, свободное решение и др.). Носителем духа выступает личность, в ней дух обнаруживает себя. В отличие от животного, человек является свободным существом. Его поведение не предопределено природной целесообразностью, человек «открыт миру». У него есть «мир». Человек как духовное существо способно дистанцироваться от предметов своего творчества. Шелер отмечает, что в человеке происходит борьба между духом и жизненными инстинктами. Всепостигающий, но немощный дух оказывается сущностью человека: мощь духа проявляется в царстве идей, в реальной жизни, где господствуют инстинкт, влечения и побуждения он оказывается немощным.

Изображение слайда
1/1
25

Слайд 25

Лишь в той мере, в какой дух укореняется как в своей подпочве во влечениях и инстинктах, он может приобрести характер созидательной исторической силы. По Шелеру, человеку свойственно некое врожденное отношение любви к вещам, к другим людям. Это отношение связано с божественным актом любви или с некой общей основой всех вещей, в которой коренятся и жизнь, и духовное начало. Становление человека как духовного существа есть одновременно осуществление божественного в человеке. Человек – духовное существо, способное к чистому созерцанию вещей.

Изображение слайда
1/1
26

Слайд 26

Арнольд Гелен (1904-1976) «Человек. Его природа и его положение в мире» «О систематике антропологии» А. Гелен убежден, что «наука о человеке в полном смысле все-таки возможна».

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
27

Слайд 27

Гелен считает: человек – «биологически недостаточное существо», у него не хватает инстинктов. Человек не имеет возможности вести исключительно естественное существование. Природа определила открытость человека миру, он «действует». «Действие» - «предусмотрительное, планирующее изменение действительности». Благодаря своей творческой способности человек создает культуру. Культурные формы человеческой жизни (история, общество, социальные институты) восполняют биологическую недостаточность человека и оптимально реализуют его полуинстиктивные устремления.

Изображение слайда
1/1
28

Слайд 28

Хельмут Плеснер (1892-1985) «Ступени органического и человек» «…человек в своем бытии отличается от всего остального бытия тем, что он ни самый близкий, ни самый далекий себе, что благодаря именно этой эсцентричности своей формы жизни он преднаходит себя в море бытия и тем самым, несмотря на небытийственный характер своего существования, относится к одному роду вместе со всеми вещами этого мира»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
29

Слайд 29

Проблема человека в казахской философии Шакарим (1858-1931) Абай (1845-1904)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
30

Слайд 30

Абай «Книга слов» (перев. Р.Сейсенбаева ). « Вот светлейшие лики Аллаха: Жизнь, Наука, Могущество, Зоркость, Чуткость, Желание, Слово, Созидание ». По Абаю, такими же качествами Всевышний наделил человека в потенциальной форме. Человек должен развивать их.

Изображение слайда
1/1
31

Слайд 31

«Существуют три вещи, способные унизить весь человеческий род, которых следует избегать, это: невежество, леность, злодеяние. Невежество — то есть отсутствие знаний, без которых ничего нельзя добиться; отсутствие знаний равняет человека со скотом. Леность — злейший враг искусства; бесталанность, безволие, бесстыдство, бедность — порождение лени. Злодеяние — враг человечества; причиняя зло другим, человек отдаляется от людей, уподобляясь дикому зверю. Противоядие от этих пороков — человеколюбие, желание всеобщего благоденствия, твердость духа, справедливость, глубокие всесторонние знания.»

Изображение слайда
1/1
32

Слайд 32

«Чтоб человеком ты был, И вровень с веком ты был, Ты пятерых побори И пятерых избери. Злословье, ложь, хвастовство, Безделье и мотовство – Вот пять врагов твоих, знай. А разум и доброта, упорство, скромность и труд – Вот пять друзей, согласись». Итак, Абай понимает нравственность как сущность человека; быть человеком – быть нравственной личностью.

Изображение слайда
1/1
33

Слайд 33

Шакарим : «Три истины» (Три прозрения), «Записки забытого» Мыслитель убежден, что «если человек в полной мере уверует в посмертную жизнь души и в то, что совесть ее первейшая потребность, тогда ничто не сможет сделать его сердце черным и черствым…». По Шакариму, атрибутами бессмертной человеческой души, как на этом, так и на другом свете, являются совесть, любовь, разум, свобода, милосердие и воздержание.

Изображение слайда
1/1
34

Последний слайд презентации: Философия Лекция 7 Проблема человека в философии

По Шакариму : Человек – единство души и тела и самое главное – развитие души. Основа души – совесть. Бог создал человека с любовью, человек – высшая форма Божественного творения. Бог дал человеку свободу, следовательно, смысл человеческой жизни в том, чтобы реализовать все потенции, заложенные в человеке. Честный труд, искреннее сердце, совестливый разум - должны быть смысложизненными ориентирами для человека. Человек не может быть средством, он должен быть только целью. Таким образом, в казахской философии проблема человека решается в религиозно- этическом ключе.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже