Первый слайд презентации
Философия истории
Слайд 2: Появление философии истории
Философия истории возникла еще в античности. Большой вклад в ее развитие внесли Геродот, Фукидид, Полибий, Плутарх, Августин, Г. Лейбниц, Д. Вико, Ш. Монтескье, Г. Гегель, К. Маркс, А. Шопенгауэр, А. Шпенглер, А. Тойнби и др. Все они пытались найти и обосновать какой-то один главный фактор исторического развития (монизм) или сумму, систему многих факторов (плюрализм ).
Слайд 3: Появление философии истории
Термин «философия истории» был введен в науку в 1765 году Ф. Вольтером. Он обозначал попытку осмысления сути развития общества, его идеалов и целей. Франсуа Мари Аруэ (Вольтер)
Слайд 4
Появление философии истории Вопрос о существовании общих законов исторического развития, непосредственно связанный с предметом философии истории в современном понимании, поставил немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер в работе «Идеи к философии истории человечества» Иоганн Готфрид Гердер
Слайд 5: Объект философии истории
К числу вопросов для философов истории относятся: «Каким образом мы узнаём исторические факты?» «Является ли история наукой?», «Объективно ли историческое знание?», «Какова природа исторических теорий?», «Существуют ли законы истории?». П. Сорокин утверждал, что философия истории изучает общество как универсальный объект с универсальными характеристиками. П итирим Александрович Сорокин
Слайд 6: Определение
Философия истории – это раздел философии, занимающийся объяснением смысла, закономерностей, основных направлений исторического процесса, а также обосновывающий методы его познания. Философия истории Структура философии
Слайд 7: Функции философии истории
1. Гносеологическая - проявляется в том, что философия истории исследует и помогает познать закономерности и содержание развития человеческой истории; 2. Методологическая - заключается в том, что философия истории выступает общим учением о принципах и методах философско-социологического анализа развития общества в контексте всемирной истории; 3. Мировоззренческая функция формирует целостно-концептуальное понимание сущности и смысла истории человечества, отношение к ней конкретного субъекта;
Слайд 8: Функции философии истории
4. Теоретическая функция удовлетворяет потребность людей в концептуальном осмыслении исторического процесса и формирует условия научного статуса всякой истории. 5. Практическая функция дает научное объяснение исторических фактов, способствует их систематизации и классификации по важности и значимости; представляет процесс внедрения научно-теоретических знаний об истории общества в практическую жизнь людей, принятие решений и их осуществление ; 6. Прогностическая функция способствует пониманию перспектив человечества.
Слайд 9: Задачи философии истории
установление причин и фактов исторического развития; выяснение исторических закономерностей, законов исторического развития; выяснение конечных движущих сил исторических процессов; процессуальное и хронологическое деление (периодизация ).
Слайд 10: Структура философии истории
Философия истории
Слайд 11
Основные подходы к развитию философии истории формационный К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. цивилизационный Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби.
Слайд 12
Формационный подход Карл Маркс видел в историческом процессе эволюцию видов взаимодействия человека и природы в трудовой деятельности. В первобытном обществе все члены общин равны. Но, как только процесс труда и производства начинает совершенствоваться, появляются избытки благ и вместе с ними — борьба за их присвоение — классовая борьба. Карл Маркс
Слайд 13
Он выделял 5 общественно-экономических формаций : Формационный подход *Формация – это общество на определённом этапе исторического развития, основным критерием которого является развитие экономики, способ производства материальных благ, уровень развития производительных сил, совокупность производственных отношений.
Слайд 14: Цивилизационный подход
Английский историк А.Тойнби объясняет историю на основе признания замкнутых дискретных единиц, "цивилизаций", на которые распадается история, цивилизация по Тойнби - это конкретное общество, локализованное во времени и пространстве. Каждая цивилизация включает в себя возникно-вение, рост, надлом, упадок и разложение. Цивилизационный подход Арнольд Тойнби
Слайд 15: Цивилизационный подход
египетская, андская, древнекитайская, минойская, шумерская, майяская, сирийская, индская, хеттская, эллинская, западная, дальневосточная (в Корее и Японии), православная христианская (основная) (в Византии и на Балканах), православная христианская в России, дальневосточная (основная), иранская, арабская, индуистская, мексиканская, юкатанская, вавилонская. Цивилизационный подход Тойнби выделял 21 цивилизацию:
Слайд 16: Цивилизационный подход
Е гипетская, Вавилонская Арабо-византийская Египетская Индийская Китайская Майанская (Мексиканская) Греко-римская (Античная ) Западноевропейская Русско-сибирская (Зарождающаяся культура) Цивилизационный подход Шпенглер выделял 9 цивилизаций (называл их «культурами»): Освальд Шпенглер
Слайд 17
Экономический фактор является определяющим; Ступенчатое построение вверх. Движение от низшей к высшей формации; Прогресс определяется материальным производством. Критерии прогресса – степень развития производительных сил; Позволяет увидеть общее в историческом развитии различных народов, представить историю человечества как единый процесс. Сравнение ф ормационного и цивилизационного подходов формационный цивилизационный Ценностные установки имеют определяющее значение; Линейность не приемлема, присутствует циклическое развитие; Прогресс – совокупность духовных, общечеловеческих ценностей. Критерии прогресса – степень духовной свободы человека. Основа прогресса – развитие духовной сферы. Позволяет глубоко изучить историю конкретных народов и обществ во всем его многообразии; ставит в центр исследования человека, его деятельность.
Слайд 19
Формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют друг друга, выступают более надежными приемами понимания и изучения государства и права с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов.
Слайд 20
Исторический прогресс понимается как поступательное развитие мирового сообщества от низших, менее совершенных форм общественного устройства, к высшим, более совершенным. Исторический прогресс
Слайд 21
ХХ век – переход к эпохе глобализации (человечество впервые осознало взаимосвязь всех происходящих на планете Земля процессов – культурных, социальных, политических, экономических, экологических и других) !! Будущее всей планеты зависит от человека – ноосферы !! Глобализация
Слайд 22
Глобальные проблемы человечества