Презентация на тему: Философия французского Просвещения XVIII в

Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Эпоха Просвещения – это духовное развитие, охватившее ряд стран Запада XVII - XVIII вв., причем в разных странах этот процесс протекал по-разному.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
Философия французского Просвещения XVIII в.
1/35
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 27)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (979 Кб)
1

Первый слайд презентации: Философия французского Просвещения XVIII в

Изображение слайда
2

Слайд 2

Характерные особенности философии эпохи Просвещения. Родоначальники просветительских учений. Французский материализм XVIII века. Этические и социально – философские учения французских материалистов.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 - 1794 гг.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Эпоха Просвещения – это духовное развитие, охватившее ряд стран Запада XVII - XVIII вв., причем в разных странах этот процесс протекал по-разному

Некоторые отличительные черты Французского Просвещения: четко выраженная антиклерикальная направленность, доходящая до антитеологической и атеистической; неразрывная связь философских систем с достижениями естествознания; гуманистическая ориентация с доминированием проблем общества и государства; социально-критическая направленность на изменение действительности в интересах прогресса и «улучшения гражданского общества».

Изображение слайда
5

Слайд 5

Т ри основных направления деистическое 2. атеистическо-материалистическое 3. утопическо-социалистическое (коммунистическое)

Изображение слайда
6

Слайд 6

Деизм – направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, однако отвергали его какое-либо последующее влияние на окружающий мир и человека, т.е., не соглашались с отождествлением Бога и Природы ( пантеизмом ); отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения. К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского Просвещения начало формироваться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789-1794 гг. и после ее завершения. К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон. Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Деистическое направление философии Просвещения Вольтер Франсуа (1694 - 1778) - философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения, который: выступал против религии, особенно католицизма (а в отношении религии ему принадлежит известное высказывание: «Раздавите гадину !»); считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие;

Изображение слайда
10

Слайд 10

видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности; в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому; выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, однако идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем (выдвинул идею «просвещенного абсолютизма» ) ; вел переписку с рядом «просвещенных» монархов и давал практические рекомендации по обустройству государства.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Современником и во многом единомышленником Вольтера был Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) - французский философ, писатель, юрист, ученый (во многих сферах и направлений), который: выступал с позиций деизма – видел в Боге создателя, видел в Боге средство для поддержания порядка и воспитания нравственности; отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и католическую Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, введение в заблуждение верующих и подавление человеческой инициативы; считал, что история делается людьми, а не в силу Божественного предопределения ;

Изображение слайда
12

Слайд 12

видел влияние климата и географии на устройство обществ ( южные страны с жарким климатом обычно тяготеют к деспотизму, северные с холодным климатом – к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот ); читал, что до появления государства существовало «естественное состояние», где люди беспрепятственно проявляли свои инстинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с другом, но когда подобное существование стало невозможным, люди создали государство на основе «общественного договора», который предусматривал взаимное признание прав и обязанностей друг друга и возникновение публичной власти; выдвинул идею «разделения властей» – разделение государственной власти в целях ее более эффективного функционирования и предотвращения деспотизма на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную ; выступал за верховенство закона.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Жан Жак Руссо (1712-1778) основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций революционной демократии. Он: видел в Боге мировую волю и мировой разум; считал, что материя несотворима и объективно существует всегда; считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души; был убежден, что человек не в силах до конца познать мир ; был сторонником эмпирического (опытного) познания; Главной идеей его учения была проблема социального неравенства и его преодоления. По мнению Руссо, возникновение неравенства - это одновременно и прогресс и регресс в жизни общества. Источником неравенства является частная собственность. «От скольких бы преступлений, войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим б лижним: «…плоды земные принадлежат всем, а земля – никому!»

Изображение слайда
14

Слайд 14

Политическим идеалом для Руссо является прямая демократия, осуществляемая на основе общественного договора. Общественный договор должен дать всем равные права и обязанности. Основным принципом заключения общественного договора между людьми должен быть принцип «разумного эгоизма» - человек должен ограничивать себя, ущемлять свое собственное «я» во благо общества. Руссо один из первых в истории философии обращает внимание на ведущую роль общества и социальной среды в формировании человеческой личности – все дети от рождения одинаково чисты и хороши.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Этьенн Кондильяк (1715-1780) меньше уделял внимание проблемам общества и основные усилия приложил к исследованию проблем познания. Основополагающие идеи его философии: мир познаваем; человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволят сделать его человеческие возможности (ума, органов чувств); окружающий мир является источником всех знаний; в основе познания лежит чувственное восприятие (отражение органами чувств окружающей действительности в разуме человека); самостоятельного познания разумом без участия чувственного восприятия не существует.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Ш.Монтескье Ф.Вольтер Жан Жак Руссо Э.Кондильяк

Изображение слайда
17

Слайд 17

Атеистическо-материалистическое направление философии Просвещения Жан Мелье (1664-1729) – священник по профессии, в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и религии (атеизму), философ-материалист: не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога); не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души; считал, что весь окружающий мир состоит из особой субстанции – материи, которая является первопричиной всех вещей, всего сущего, она вечна, несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству –движению; источником большинства знаний являются чувства;

Изображение слайда
18

Слайд 18

причиной социальных антагонизмов видел частную собственность, которая возникла «по злой воле» некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда; выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию существующего государства и частной собственности: в качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни. За социально-политические взгляды Ж. Мелье зачастую относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам

Изображение слайда
19

Слайд 19

Жюльен Ламетри (1709-1751) выступал с атеистически-материалистических позиций : полностью отвергал идеализм и теологию; считал окружающий мир совокупностью различных проявлений единой субстанции – материи, которая несотворима, вечна, бесконечность; душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи ;

Изображение слайда
20

Слайд 20

поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходимости в Боге; выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств ; был утилитаристом – считал, что смысл жизни человека - личное счастье ; считал частную собственность гарантией свободы человека; идеалом государства видел «просвещенный абсолютизм ».

Изображение слайда
21

Слайд 21

Как философ и врач Ламетри пришел к выводу, что духовная деятельность человека зависит от его телесной организации. Прославился благодаря труду «Человек – машина», где человек рассматривается как самозаводящаяся машина, подобная часовому механизму. Ламетри впервые высказал мысль о естественном постепенном совершенствовании материи и животного царства ( эволюции ). Ламетри не приемлет схоластическое изучение и преподавание медицины. Как профессиональный врач критикует случаи проявления шарлатанства со стороны врачей и призывает к серьезному отношению к врачебному делу.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Дени Дидро (1713 - 1784) - один из самых выдающихся французских философов-материалистов. Философские взгляды Дидро близки к взглядам других французских просветителей-материалистов: признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все единичные вещи ;

Изображение слайда
23

Слайд 23

движение объяснял таким свойством материи, как разнородность (взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению); отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи; в основе общества и государства видел «общественный договор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов ; идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность.

Изображение слайда
24

Слайд 24

Сходные взгляды имели такие философы-просветители как Гольбах (1723-1789) и Гельвеций (1715-1771). Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического направления для философии и общества в целом заключаются в том, что они: четко выделили два ведущих философских направления - материализм и идеализм («линию Демокрита» и «линию Платона»); освободили философию от многих религиозных предрассудков; дали более реалистическое определение субстанции-материя ;

Изображение слайда
25

Слайд 25

выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя ; обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма (в основе познания лежат чувственные ощущения); обратили внимание на движение не как на сверхъестественное явление, а как на свойство материи ; обосновали идеи социальной справедливости; идеологически подготовили Великую французскую революцию.

Изображение слайда
26

Слайд 26

Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление философии Просвещения Габриэль Мабли (1709-1785) – философ, историк, писатель (брат Кондильяка), один из зачинателей социалистическо-утопического направления в философии Франции: подвергал суровой критике философию Просвещения в целом ( называл свое время «веком болтовни и парадоксов») ; отвергал и материализм, и деизм ; главным назначением философии считал распространение морали и нравственности ; этой же цели должна быть подчинена сильная, поддерживаемая государством, широко распространенная религия; был сторонником идеи дуализма Декарта, согласно которой человек совмещает в себе как материальное (телесное) начало, так и духовное, отсюда большое влияние на поступки и поведение людей, по Мабли, оказывают страсти, любовь к себе, стремление избежать неприятностей, тяга к удовольствиям; считал, что сама природа человека заставляет его жить сообща с другими людьми - в обществе;

Изображение слайда
27

Слайд 27

видел в первобытнообщинном строе, где все было общим, а деятельность людей направлена на обеспечение себя и соплеменников (а не на обогащение ), золотой век человечества ; причиной всех несчастий и противоречий в обществе явилось возникновение частной собственности и разделение людей на классы ; идеалом общества видел первобытнообщинный коммунизм, призывал возвратиться к обществу без частной собственности, без деления на классы, без оторванной от народа власти, где торжествовали бы равенство, справедливость, братство людей; одновременно считал, что его идеалы неосуществимы на практике, частная собственность вечна и неуничтожима, классовое разделение будет всегда, а народ не сможет подняться на восстание в силу своей забитости, а даже если и свергнет существующий строй, то в силу человеческой природы, страстей, стремлению к наживе и т. д. не сумеет удержаться в рамках коммунизма.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Франсуа Бабеф (1760-1797) считается первым коммунистом-теоретиком и практиком. Его философские идеи: подвергал жесткой критике существующее общество и государство; главным социальным злом видел возникновение частной собственности и разделение общества на противоположные классы - богатых и бедных ; считал лучшим и практически осуществимым общество, где нет классового деления, частной собственности, вся земля разделена поровну между теми, кто на ней работает, где существует полное экономическое и политическое равенство, совместный труд и всеобщее, равномерное, государственное распределение произведенного всем обществом продукта между всеми его членами; был убежден, что коммунистическое общество можно построить только путем насильственной революции бедных против богатых и жесткого революционного порядка.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Клод Сен-Симон (1760-1825) продолжил традицию утопического социализма во Франции. В своих философских воззрениях б лизко подошел к диалектическому пониманию мира (единство и борьба противоположностей ): в качестве определяющей, базовой сферы жизни общества видел экономику (экономика, производственные отношения определяют все – политику, социальные отношения, мировоззрение) – экономический детерминизм ; выдвинул идею о том, что в зависимости от развития экономики и производственных отношений общество в своем развитии переходит от низших форм к высшим, от одной ступени – к другой (что было зачатком будущей теории общественно-экономических формаций К. Маркса); целью философии видел создание лучшего, разумного общества;

Изображение слайда
30

Слайд 30

лучшее общество, по Сен-Симону, то, которое предоставляет его членам максимум возможностей для удовлетворения потребностей; в качестве лучшего Сен-Симон видел так называемое «промышленное общество», где пролетариат и буржуазия сольются в один класс – индустриальный ; оптимистически смотрел в будущее – человечество обречено (в силу неуклонного прогресса экономики) на построение идеального общества; считал, что новое общество возникнет не революционным, а эволюционным путем - неуклонно развивающаяся экономика приведет к тому, что общество из классово-антагонистического постепенно преобразуется в ассоциативное; выдвинул идею о замене существующей религии «новой религией», смыслом которой будет лозунг: «Человек человеку – брат».

Изображение слайда
31

Слайд 31

Франсуа Фурье (1772-1837) также принадлежал к числу социалистов-утопистов. Сос тавные положения его философии: атеизм опасен, так как лишает человека надежды на будущее; человек, история, общество развиваются по законам природы; буржуазное общество имеет три основных вида противоречий - между личными интересами (магнатов, буржуа) и общественными (остальным народом), социально-экономические несбалансированные, дающее то избытки, то кризис производства), моральные (буржуазный брак и т. д.); идеальное общество – « общество гармонии», которое будет основано на всеобщей трудовой обязанности, правильном распределении, высоком уровне экономики, свободе, любви и нравов, уважении к Богу.

Изображение слайда
32

Слайд 32

Показателем духовного родства представителей французской философии 18 в. явилось участие многих из них (Вольтер, Гельвеции, Гольбах, Монтескье, Руссо, Кондильяк, Буланже, Тюрго и других) в создании «Энциклопедии» или же «Толкового словаря науки, искусства и ремёсел», в котором с просвещенческих позиций излагалась оценка всех научных и культурных достижений человечества со времён его возникновения. Во главе этой титанической работы стояли Дени Дидро и Жан Д.Аламбер. С 1751 по 1780 гг. во Франции вышло 35 томов «Энциклопедии». Она явилась первым в мировой практике всеобъемлющим собранием знаний, подобного которому до них не удавалось выполнить никому.

Изображение слайда
33

Слайд 33

Таким образом, коллективное творчество французских просветителей и философов - материалистов XVIII в. наложило глубокий отпечаток на философскую, научную и общественно - политическую жизнь в Европе и далеко за её пределами. Они явились прямыми предвестниками радикальных преобразований в обществе, а их теории идеологически подготовили Великую французскую буржуазную революцию 1789-1794 гг.

Изображение слайда
34

Слайд 34

Вопросы?

Изображение слайда
35

Последний слайд презентации: Философия французского Просвещения XVIII в

Изображение слайда