Презентация на тему: Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв

Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Наиболее известные философы - гуманисты
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.
1/41
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 29)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1157 Кб)
1

Первый слайд презентации

Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв.

Изображение слайда
2

Слайд 2

Основные направления философии эпохи Возрождения. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения. Неоплатонизм. Социально-политическая философия эпохи Возрождения. Философия социалистов-утопистов.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Возрождение – это эпоха изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы; это время образования новых монархий, в которых начали развиваться буржуазные общества. Социально-экономические изменения были связаны с процессом секуляризации ( освобождение от церкви и церковных институтов ), происходивших во всех областях культурной и общественной жизни. Это было время возрождения античной культуры, античного образа жизни, способа мышления. Отличительная черта мировоззрения эпохи Возрождения – его ориентация на искусство: если Средневековье – эпоха религиозная, то Возрождение – эпоха художественно-эстетическая, в центре внимания – человек, в связи с этим философское мышление характеризуется как антропоцентрическое.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возрождения совершенствование орудий труда и производственных отношений и кризис феодализма ; развитие ремесла и торговли, усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви; укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти; появление первых парламентов ;

Изображение слайда
6

Слайд 6

отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии; повышение уровня образованности в Европе в целом; великие географические открытия ( Колумба, Васко да Гамы, Магеллана ); научно-технические открытия ( изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения ).

Изображение слайда
7

Слайд 7

Основные направления философии эпохи Возрождения гуманистическое ( XIV - XV вв., - Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви; неоплатоническое (сер. XV - XVI вв., - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацелъс и др.) – развивало учение Платона, пыталось познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма; натурфилософское ( XVI - нач. XVII вв., - Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др.), - пыталось развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия ;

Изображение слайда
8

Слайд 8

реформационное ( XVI - XVII вв., - Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др.) - стремилось коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью; политическое ( XV - XVI вв., - Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей; утопическо-социалистическое ( XV - XVII вв., - Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Характерные черты философии эпохи Возрождения антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (т.е., отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики); принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.); интерес к социальным проблемам, обществу и государству; широкое распространение идеи социального равенства.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Гуманизм (от лат. humanitas – человечность) как философское направление получил распространение в Европе в XIV – середине XV вв. Его центром была Италия. Она понимается как воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. Основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики.

Изображение слайда
11

Слайд 11

О сновные черты гуманизма антицерковная и антисхоластическая направленность; стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека; антропоцентризм – особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей; жизнеутверждающий характер и оптимизм. К ним, прежде всего, относились Боккаччо, Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Родоначальником гуманизма считается Франческо Петрарка (1304-1374) Произведения: « О невежестве собственном и многих других», «Книга песен», «О презрении к миру » Взгляды: отвергает схоластическую ученость; предлагает новый подход к оценке античного наследия: стремиться не только подняться до высот античной культуры, но и превзойти ее; подлинная философия должна стать наукой о человеке; заложил основы личностного самосознания Возрождения.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Наиболее известные философы - гуманисты

Данте Алигьери (1265-1321) «Божественная комедия», «Новая жизнь»; Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) « Речь о достоинстве человека»; Лоренцо Валла (1507-1557) « О наслаждении как истинном благе»; Эразм Роттердамский (1466-1536) « Похвала глупости»; Мишель Монтень (1533-1592 ) «Опыты ».

Изображение слайда
14

Слайд 14

Неоплатонизм – идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в. Наиболее известными представителями неоплатонизма эпохи Возрождения являлись Николай Кузанский и Джованни Пико делла Мирандола.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Теоретики неоплатонизма: противопоставляли схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона ; предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных по отношению к миру и вещам) идей; не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм ; призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Николай Кузанский (1401 - 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой: не существует разницы между Богом и Его творением (т.е., мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная - одно и то же ); «единое » ( Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум ( противоположности ), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум; исходя из этого, Н.Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей : поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);

Изображение слайда
17

Слайд 17

Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной ; Вселенная – это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог – в окружающем мире); бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически ( вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом ); бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания; невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию ( "ученому незнанию " - термин Николая Кузанского).

Изображение слайда
18

Слайд 18

В период Позднего Возрождения ( XVI – XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи. Представители натурфилософии: обосновывали материалистический взгляд на мир; стремились отделить философию от теологии; формировали научное мировоззрение, свободное от теологии; выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной); считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению ). Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Андреас Везалий (1514-1564) совершил революцию в философии и медицине. Везалий материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека. Им были опровергнуты взгляды, более тысячи лет господствовавшие в медицине со времен Галена (130–200) – древнеримского врача, который описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных. А. Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу "О строении человеческого тела", где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Галеном.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Николай Коперник (1473-1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия: Земля не является центром Вселенной ( отвергался геоцентризм ); Солнце является центром по отношению к Земле ( геоцентризм заменялся гелиоцентризмом ), Земля вращается вокруг Солнца ; земля имеет двойное движение: суточное вращение и годовое круговое вращение вокруг Солнца; все космические тела движутся по собственной траектории; космос бесконечен; процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Джордано Бруно (1548-1600) развил и углубил философские идеи Коперника: Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной ; Вселенная не имеет центра и бесконечна ; Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд); звезды - небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы; число миров во Вселенной бесконечно; все небесные тела - планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения; не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог - одно целое ; Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Галилео Галилей ( 1564-1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно: изобрел телескоп, с помощью которого исследовал небесные тела; доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси; обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни – «моря») на Луне; открыл спутники вокруг других планет; исследовал динамику падения тел; доказал множественность миров во Вселенной. Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в: наблюдении и выдвижении гипотезы; расчетах воплощения гипотезы на практике; экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.

Изображение слайда
23

Слайд 23

Социально-политическим концепциям Возрождения относятся реформация, политическая философия Н.Макиавелли, социалистическо-утопическое направление Реформация послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и католицизма. Политическая философия Никколо Макиавелли исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Социалистическо-утопическое направление основное внимание сосредоточило на разработке проектов идеального государства, где восторжествовала социальная справедливость, основанная на общественной собственности.

Изображение слайда
24

Слайд 24

Философия Реформации Предпосылками возникновения данного направления: кризис феодализма и зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии ; ослабление феодальной раздробленности европейских государств ; незаинтересованность руководителей данных государств в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви; кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций ; распространение в Европе идей гуманизма; рост самосознания личности; рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Д ва основных течения в Реформации бюргерско-евангелическое ( М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин) народное ( Т. Мюнцер )

Изображение слайда
26

Слайд 26

Основоположником Реформации был доктор богословия Мартин Лютер (1483-1546 ), который 31 октября 1517 г. прибил 95 тезисов против индульгенций Основные идеи М. Лютера сводились к следующим положениям: общение между Богом и верующими должно происходить напрямую; между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь; необходимо упрощение обрядов;

Изображение слайда
27

Слайд 27

церковь должна стать демократичной, а обряды - понятными людям; необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства; должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти; дело служения Богу - не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан; необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм; необходимо запретить индульгенции.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин (1509-1564 ). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи. Согласно Кальвину: ключевой идеей протестантизма является идея предопределения; смысл данной идеи в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни; все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению; выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия ; профессия – это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу ; добросовестное отношение к своему делу – путь к спасению; успех в работе - признак богоизбранности; вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике: возглавил реформационное движение в Женеве; добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин получил прозвище "Женевский Папа"); подчинил кальвинистской Церкви светскую власть; провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в городе.

Изображение слайда
30

Слайд 30

М.Лютер Ж.Кальвин

Изображение слайда
31

Слайд 31

Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490-1525). Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации: необходимо реформировать не только Церковь, но общество в целом с цел ью достижения всеобщей справедливости, «Божьего царства» на земле; главная причина всех зол – неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес; жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно Богу; власть и собственность должны принадлежать простому народу – «ремесленникам и пахарям ».

Изображение слайда
32

Слайд 32

В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469-1527) – итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель.

Изображение слайда
33

Слайд 33

Философия Макиавелли человек обладает изначально злой природой; движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде; совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы; для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация - государство. на основании опыта истории и современных ему событий раскрывает как завоевывается власть, как она удерживается и теряется ;

Изображение слайда
34

Слайд 34

правитель должен быть «хитрым как лис, свирепым как лев»; правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату ( правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна - промотана ); ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей; в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества, за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

Изображение слайда
35

Слайд 35

Часть философов основное внимание сосредоточила на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты. Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Изображение слайда
36

Слайд 36

Томас Мор (1478 - 1535) считается основателем утопического социализма. Согласно Т. Мору в Утопии: не существует частной собственности; все граждане участвуют в производительном труде; труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности; все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии : в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня – шесть часов ;

Изображение слайда
37

Слайд 37

от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам ; самые грязные работы выполняют рабы – военнопленные и осужденные преступники; первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (фактически – трудовой коллектив); все должностные лица избираются – прямо или косвенно; мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности); жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.

Изображение слайда
38

Слайд 38

Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кампанеллой (1568-1639) в произведении « Город Солнца». Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители – солярии – построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости. По Кампанелле, в Городе Солнца: отсутствует частная собственность; все граждане участвуют в производительном труде; результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами; труд совмещается с одновременным обучением;

Изображение слайда
39

Слайд 39

жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну; солярии все делают вместе : ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни; большое внимание уделяется воспитанию – с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца; во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) – Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями

Изображение слайда
40

Слайд 40

Т.Мор Т.Кампанелло

Изображение слайда
41

Последний слайд презентации: Философия эпохи Возрождения XIV – XVII вв

Спасибо за внимание!

Изображение слайда