Презентация на тему: ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Общая характеристика
особенность
периодизация
Причины возникновения Ренессанса
Данте Алигьери (1265-1321)
Данте Алигьери: некоторые взгляды
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА (1304-1374)
Петрарка является первым ренессансным гуманистом
Понятие ренессансного гуманизма
Особенности ренессансного гуманизма
Флорентийская платоновская академия
Георгий Гемист Плифон (1355-1452)
Марсилио Фичино (1433-1499)
Пико делла Мирандола (1463-1494)
натурфилософия
Николай Кузанский (1401-1464)
Философия бесконечности – принцип совпадения противоположностей
Отличие этого принципа от античной философии
Космологические выводы
Джордано Бруно (1548-1600)
1/22
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 77)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (312 Кб)
1

Первый слайд презентации: ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

с ер. XIV – кон. XVI вв.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Общая характеристика

Термин «Возрождение», или «Ренессанс», известен каждому человеку. Мы знакомы с наследием этого времени — живописным, литературным, музыкальным, знаем и о философском наследии. Эпоха Возрождения — достаточно сложный феномен западноевропейской культуры середины XIV — конца XVI в. Философия эпохи Возрождения представляет собой достаточно пеструю картину, набор разнообразных философских школ, часто несовместимых друг с другом, и не является чем-то целым, хотя и объединена многими общими идеями.

Изображение слайда
3

Слайд 3: особенность

Возрождение – это феномен западноевропейской культуры, нехарактерный для Византии и России.

Изображение слайда
4

Слайд 4: периодизация

1-й период (гуманистический, или антропоцентрический): сер. XIV — сер. XV в. 2-й период (неоплатонический): сер. XV — нач. XVI в. 3-й период (натурфилософский): конец XVI — нач. XVII в.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Причины возникновения Ренессанса

Обусловлены особенностями католической разновидности христианства и схоластической философии. Назовем две. Противоречие между этическим характером христианства и отвлеченной проблематикой, присущей схоластике. миросозерцание западного католического человека было более рассудочным, более направленным на решение онтологических и особенно гносеологических вопросов. При таком подходе часто понятие Бога отделялось от человека и Бог становился не центром мира, не смыслом и целью жизни, а объектом чисто теоретического познания, допускавшим разного рода сомнения. И такие сомнения не замедлили появиться ; позднее они перешли в огульное отрицание Бога. Само схоластическое мировоззрение, таким образом, как бы подготовило то явление, которое мы называем Возрождением.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Данте Алигьери (1265-1321)

Первым мыслителем эпохи Возрождения по традиции принято называть Данте Алигьери, хотя он и жил с 1265 по 1321 гг., в эпоху расцвета схоластической философии. Именно у Данте впервые появились идеи, не укладывавшиеся в русло традиционного схоластического философствования. Е го основное произведение  — « Божественная комедия »

Изображение слайда
7

Слайд 7: Данте Алигьери: некоторые взгляды

Данте не противопоставляет земную природу Божественному миру, а наоборот, указывает, что сама природа так же божественна, а человек как существо, имеющее тело и душу, причастен двум природам  — земной и небесной, и потому предопределен к двум целям. Следовательно, человек стремится к двум видам блаженства – земному и небесному. Поэтому и смысл жизни на земле Данте видит не в аскетизме, не в бегстве от земных благ, а наоборот, в жизни сообразно с природой, человеческими, земными целями и в совершенствовании земных условий жизни.

Изображение слайда
8

Слайд 8: ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Изображение слайда
9

Слайд 9: ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА (1304-1374)

Считает, что о Божественных делах пусть рассуждают небожители, а человек как существо земное должен рассуждать о земных, человеческих делах. Он обличает университетское образование и кажущуюся мудрость, которая в устах Петрарки предстает псевдомудростью, которая оперирует различными терминами и словами, но ни к познанию Бога, ни к познанию человека не имеет никакого отношения. Схоласты взяли за образец для себя философию Аристотеля, однако аристотелизм в трактатах схоластиков во многом извращен. Поэтому Петрарка оговаривается, что, выступая против современной философии, он выступает не против Аристотеля как философа, жившего в Древней Греции, а против аристотеликов. Петрарка впервые вновь поднимает интерес к такому гению античной философии, как Платон. Именно с Петрарки ведет свое начало платоническая линия в философии Возрождения. А кцент в философии Петрарка ставит на познании человеком самого себя, всего многообразия всех своих чувств такими, какие они есть. Петрарка считает себя христианином, хотя и указывает на необходимость гуманизации существующего христианства, его направленности на человека. Именно Петрарка впервые вводит термин « гуманизм » и является основоположником гуманистического направления в ренессансной философии и — в более широком плане  — основоположником гуманизма вообще.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Петрарка является первым ренессансным гуманистом

Изображение слайда
11

Слайд 11: Понятие ренессансного гуманизма

Ренессансный гуманизм  — это не совсем то, что обычно имеется в виду. Гуманизм  — это не защита прав человека, а исследования человека таким, каков он есть. Гуманизм, с точки зрения Петрарки и других философов, означал перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь. Термин « гуманизм » в этом плане является в чем-то синонимом слова « антропоцентризм » и противостоит термину « теоцентризм ». В противовес религиозной философии Западной Европы гуманистическая философия ставит своей задачей изучение человека со всеми его земными и не-земными нуждами. Взамен онтологических вопросов на первый план выдвигаются вопросы этические.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Особенности ренессансного гуманизма

гуманисты были в большинстве своем непрофессионалами и видели в этом свое достоинство. Центры гуманизма располагались не в университетах, а в частных домах, при дворцах вельмож; это были свободные кружки (часто их называли академиями). Гуманисты считали себя истинными философами в отличие от схоластов, преподающих на университетских кафедрах. в торая их особенность ( кроме непрофессионализма ) состоит во внимании к античности. Именно в ней им видится идеал, который нужно возрождать. Средние века для гуманистов представляются неким « темным царством », наступившим после античной культуры. По мнению гуманистов, именно в подражании античной культуре, в возрождении античного миропонимания состоит задача истинных философов. они переводят с древнегреческого на латынь и современные языки практически все древнегреческие произведения ; и все, что мы сейчас знаем о Древней Греции, за немногими исключениями, было открыто именно в эпоху Возрождения. Эти работы не просто переводятся, а комментируются, причем комментарии пишутся не с богословской точки зрения, а являются текстологическими, филологическими, так что возникают многие науки, в частности  — филология в ее нашем, современном понимании. Социальные взгляды гуманистов также отличались от общепринятых феодальных ; они считали равными все слои населения, ибо каждый человек есть образ Божий и потому все люди  — и феодалы и вассалы  — равны. гуманисты проявляли главный интерес интерес к этическим вопросам, поэтому для гуманистической философии нехарактерна онтологическая и гносеологическая проблематика.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Флорентийская платоновская академия

Изображение слайда
14

Слайд 14: Георгий Гемист Плифон (1355-1452)

Плифон (1355–1452) — православный священник из Константинополя. Плифон отличался свободомыслием, несмотря на то что был православным священником и принадлежал к высшим слоям духовенства. Он интересовался другими религиями, античной культурой. В своих работах Плифон отказывается от многих христианских положений в пользу платонических и неоплатонических. Так, креационизму он предпочитает эманационное видение мира ( вневременное, вечное порождение мира из некоего первоначала путем мистического истечения энергии Божества ).

Изображение слайда
15

Слайд 15: Марсилио Фичино (1433-1499)

Он считается фигурой уникальной не только в истории Возрождения, но и вообще в мировой культуре. Это был человек маленького роста, почти горбун, весьма некрасивый. Но влиятельный флорентиец Козимо Медичи проникся необыкновенной симпатией к Марсилио за его ум и трудоспособность. Видя его интерес к платоновской философии, Медичи купил виллу рядом со своим домом и подарил ее Фичино, чтобы всегда иметь удовольствие беседовать с мудрым философом. А для того чтобы Фичино лучше разбирался в платоновской философии, Медичи подарил ему полный кодекс всех произведений Платона на греческом языке (подарок не менее ценный, чем вилла, ибо существовал в единственном экземпляре). На этой вилле Фичино и создал многие свои шедевры. Он перевел на латынь всего Платона, всего Плотина, Порфирия, Прокла, Ямвлиха, Дионисия Ареопагита, Гермеса Трисмегиста ( Триждывеличавого ; легендарного греческого философа-анонима ). И перевел таким образом, что до сих пор эти переводы считаются классическими и почитаются наравне с самими оригиналами. Особенностью философии Фичино является полное слияние античной, в первую очередь неоплатонической, философии с христианством.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Пико делла Мирандола (1463-1494)

Основное произведение «900 тезисов». В своих тезисах Пико делла Мирандола собрал все, что он знал о всех философиях, и создал свою философскую систему, которая претендовала на объединение различных философий на основе античного платонизма. Основная идея: Весь мир есть то, в чем находится Бог, т.е. Бог есть все во всем ; Бог  — это совершенство вещей, их сущность. Большой вклад внес Мирандола в понимание природы в научном смысле, ибо он был, пожалуй, первым из философов, который стал утверждать, что Бог, понимаемый в неоплатоническом смысле, создает мир сообразно некоторым математическим законам. Бог, создавая мир, имел перед Собой геометрию, арифметику, алгебру и другие науки, и поэтому окружающий нас мир построен по этим же математическим законам.

Изображение слайда
17

Слайд 17: натурфилософия

Изображение слайда
18

Слайд 18: Николай Кузанский (1401-1464)

Крупнейший мыслитель Возрождения. Самобытный, гениальный философ, которой, в отличие от других философов этой эпохи, создает собственную онтологию. После окончания школы Николай Кузанский поступает в Гейдельбергский университет, а потом учится в Падуанском университете. Он изучает математику, медицину, астрономию, географию, юриспруденцию. В 1423 г. Николай Кузанский становится доктором экономического права, затем поступает в Кельнский университет, где изучает богословие. В 1426 г. Кузанский рукоположен в сан священника, с этого времени начинается его быстрое восхождение по ступеням иерархической лестницы католической Церкви. В 1448 г. Николай Кузанский становится кардиналом, но активная жизнь в рамках католической Церкви не мешает его философским, богословским и естественнонаучным занятиям. Он интересуется географией и впервые предлагает карту Европы, занимается изучением календаря (во многом по его инициативе готовится реформа календарного исчисления), математикой (вносит большой вклад в исчисление бесконечно малых величин). Основная работа «Об ученом незнании».

Изображение слайда
19

Слайд 19: Философия бесконечности – принцип совпадения противоположностей

Основное положение книги « Об ученом незнании » и всего творчества Кузанского состоит в возврате к богословию ранних отцов Церкви ( ранних по сравнению с Фомой Аквинским и другими столпами католической Церкви ). Николай Кузанский старается вернуться к духу Оригена и особенно Дионисия Ареопагита. В начале книги Николай Кузанский дает определение того, что есть максимум : это то, больше которого абсолютно ничего не может быть. Но если максимум таков, то он не может быть меньше сам себя. Если максимум становится меньше максимума, он уже не является максимумом. Поэтому максимум есть и то, меньше чего ничто не может быть, — следовательно, максимум совпадает с минимумом. Но самое минимальное число — это единица; следовательно, максимум есть единица. Максимум есть всеобъемлющее, над всем возвышающееся; он выше всякого утверждения, о нем нельзя сказать, что он есть, он не больше есть, чем не есть. Существование этого высшего единого максимума провозглашается Николаем Кузанским как высшая истина. Этот максимум и есть Бог.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Отличие этого принципа от античной философии

В античности признаком совершенства и бытия была завершенность, то есть, конечность. У Кузанца бытие выражается посредством бесконечности. Аргументация : Поскольку окружность бесконечна, центр ее не может находиться в одном месте. Центр такой окружности находится везде, а граница — нигде. Поскольку Бог есть бесконечная окружность, центр которой везде, то Бог есть везде, в каждой части мира Он присутствует весь целиком. Будучи бесконечностью, Бог превышает все противоположности и включает их в Себя. Но кроме абсолютного максимума есть относительный максимум — это мир. Будучи бесконечным, Бог бесконечно содержится в каждой конкретной вещи, поэтому и мир является бесконечным. Мир, как и Бог, есть окружность, центр которой везде, а граница нигде.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Космологические выводы

Николай Кузанский отвергает распространенную в то время аристотелевско-птолемеевскую картину мира замкнутой вселенной, на границе которой находится сфера неподвижных звезд, и утверждает, что вселенная имеет равномерную структуру. Земля не имеет никакого преимущественного места в этом мире; Земля есть такая же точка во вселенной, как и все другие ее точки. Николай Кузанский не разделяет ни концепцию творения мира во времени, ни концепцию эманации. Он утверждает, что мир есть развертывание Бога — экспликация. Бог есть единство всего, Он есть бытие-возможность; Бог развертывается в некоторую актуальность, в действительность. Эта действительность не содержит в себе противоположностей, а является такой, какова она и есть, но развертывание не есть эманация, не необходимая, превышающая Бога сила, а есть развертывание Бога в силу Его собственной воли. Поэтому Бог представляет Собой весь мир в свернутом виде; то, что получается в результате развертывания, уже не есть Бог.

Изображение слайда
22

Последний слайд презентации: ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: Джордано Бруно (1548-1600)

Его учение – возрождение неоплатонизма. Не наука, а смесь философии и магических воззрений. Для Джордано Бог является Единым, что является исходным пунктом для понимания мира. Единое есть и причина бытия ( ибо Бог есть Единое ), и само бытие ( ибо все бытие едино ). Поэтому Бог и мир есть одно и то же. В мире соединяются все его противоположности  — возможность и действительность, дух и материя. Мир не рождается и не уничтожается, поскольку мир и Бог есть одно и то же. Однако познание человеком Бога не самоцель. Бруно расходится с Плотином, утверждая, что знания имеют, кроме спасения человеческой души, еще и практическую цель: познавая мир, человек может создавать некую практическую магию (по терминологии Бруно) и таким образом управлять природными явлениями и совершенствовать человеческую жизнь. Бруно отрицает личное бессмертие. Душа после смерти соединяется с Единым, поэтому человек должен искать смысл жизни в самой жизни. Главное для человека — постоянный труд по совершенствованию себя и мира. Именно в труде, в господстве над миром и состоит назначение человека. Вместо религии откровения Бруно настаивает на том, что должна быть религия разума. Известно, что Бруно был осужден католической инквизицией и казнен. Известно, также, что в 90-е годы ХХ века Ватикан признал свою неправоту в данном деле. Это требует комментария, который может быть дан следующим образом: Следует понимать, что осуждение Бруно католической Церковью не было преследованием за свободомыслие ученого. Воззрения Бруно были его личной фантазией, личными взглядами, какие могут быть у каждого человека, но это не дает человеку права навязывать их другим людям. Католическая Церковь, действительно, сама не различая в должной мере сферу религии и сферу науки, все-таки старалась оградить других людей от взглядов, которые с ее точки зрения были для них вредны.

Изображение слайда