Презентация на тему: философия эпохи Нового времени

философия эпохи Нового времени
Предпосылки возникновения европейской философии Нового времени
Главные направления в философии Нового времени XVII-XVIII вв.
Учение о субстанции
Б. Спиноза
Г. Лейбниц
Р. Декарт
Основные понятия философии Нового времени
Эмпиризм и сенсуализм( Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм )
Ф. Бэкон
«Идолы познания» Ф. Бэкона
Три пути познания
Рационализм ( Р.   Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц )
Р. Декарт
Метод «радикального сомнения» Р. Декарта
Социально-политические теории (Т. Гоббс, Дж. Локк)
Т. Гоббс
Дж. Локк
Просвещение
Субъективный идеализм (Дж. Беркли, Д. Юм)
Материализм и атеизм (П. Гольбах)
Механицизм (Ж.-О. Ламетри)
Деизм (Вольтер)
Утопический социализм (Г. Бабеф, К. Сен-Симон)
Натурализм Ж.-Ж.Руссо
Основные черты философии эпохи Нового времени
Задание
философия эпохи Нового времени
1/28
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 90)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (156 Кб)
1

Первый слайд презентации: философия эпохи Нового времени

Изображение слайда
2

Слайд 2: Предпосылки возникновения европейской философии Нового времени

Модернизация: от аграрной - к индустриальной цивилизации Научная революция Буржуазные революции Утверждение свободомыслия и атеизма: «Поместить веру в границы разума!»

Изображение слайда
3

Слайд 3: Главные направления в философии Нового времени XVII-XVIII вв

Учение о субстанции (монизм, дуализм, плюрализм) Учение о методе научного познания (эмпиризм, сенсуализм, рационализм) Социально-политические теории ( теория естественного права и «общественного договора)

Изображение слайда
4

Слайд 4: Учение о субстанции

Субстанция (от лат. substanzia – нечто, лежащее в основе) – предельное основание, является причиной единства многообразных вещей, процессов, явлений; нечто вечное, самодостаточное, существующее в самом себе и благодаря самому себе Три основных подхода: монизм (Б. Спиноза), плюрализм (Г. Лейбниц), дуализм (Р. Декарт) .

Изображение слайда
5

Слайд 5: Б. Спиноза

Монизм (от греч. mones – один) – принцип рассмотрения многообразия явлений из единого начала, единой основы. Признание одной субстанции – Бога, понимаемого как природа (пантеизм).

Изображение слайда
6

Слайд 6: Г. Лейбниц

Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) – признание существования множества независимых и несводимых друг к другу начал бытия. Монады – духовные неделимые частицы мира Монадология – учение о б ессмертных монадах, координирующихся высшей монадой – Богом.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Р. Декарт

Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – исходит из признания двух равноправных начал – духа и материи. Мир- две равноправные субстанции (материальная и духовная). Атрибут духовной – мышление, материальной – протяженность.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Основные понятия философии Нового времени

Эмпиризм ( от греч. emperia – опыт ) – направление в гносеологии, которое основным источником знания считает чувственный опыт (эмпирию). Сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение) - метод познания посредством органов чувств, выводящий любые знания из ощущений. Рационализм ( от лат. ratio – разум, rationalis – разумный ) – совокупность философских концепций, основывающихся на признании приоритета разума в познании.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Эмпиризм и сенсуализм( Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм )

Главный источник знаний - опыт Связь со средневековым номинализмом Против концепции «врожденных идей» как источника познания Против категории «субстанция» как чисто абстрактного понятия Индуктивный метод, опытное познание Индукция -( inductio – от лат. наведение ) восхождение от частного к общему

Изображение слайда
10

Слайд 10: Ф. Бэкон

« Знание – сила» Факторы, препятствующие познанию – «Идолы познания»: « идол пещеры» «идол театра» «идол площади» «идол рода»

Изображение слайда
11

Слайд 11: Идолы познания» Ф. Бэкона

«Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека. «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое… отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде». «Призраки пещеры» — индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые. «Ведь у каждого … есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы». «Призраки площади (рынка)» — следствие общения: «Люди объединяются речью. Слова…устанавливаются сообразно разумению толпы.». «Призраки театра» — усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности. «При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности».

Изображение слайда
12

Слайд 12: Три пути познания

1)«путь паука» –размышления без опоры на данные опыта: рационалисты «ткут паутину мыслей из своего ума»; 2) «путь муравья» –способ познания из наблюдений и  опыта, но сбор разрозненных фактов не  дает знаний о сущности предметов; 3) «путь пчелы» – идеальный путь познания, индукция:  сбор фактов на основе исследования отдельных свойств, их обобщение и выявление общих закономерностей в предметах.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Рационализм ( Р.   Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц )

Главный источник знаний - разум Связь со средневековым реализмом Основа познания - уяснение «врожденных идей» «Субстанция» - одна из основных категорий Дедуктивный метод, теоретическое познание Дедукция ( от лат. deductio – выведение ) - выведение частного из общего

Изображение слайда
14

Слайд 14: Р. Декарт

« Я мыслю, следовательно, я существую» «Врожденные идеи» - обобщенные истинные знания в сознании мыслящего субъекта, привнесенные человеческой душой из иного мира Метод «радикального сомнения» Интеллектуальная интуиция и дедукция

Изображение слайда
15

Слайд 15: Метод «радикального сомнения» Р. Декарта

«Чтобы создать новую систему взглядов, следует усомниться во всем предыдущем знании, …надо подвергнуть сомнению и существование окружающего». «Врожденные идеи - неотъемлемые сущности сознания. Из них и следует вывести все возможное знание об окружающем мире. …надо раскрыть, проявить или реализовать уже имеющиеся доопытные представления. Они являются теми общими положениями, из которых возможно делать выводы в каждом конкретном случае».

Изображение слайда
16

Слайд 16: Социально-политические теории (Т. Гоббс, Дж. Локк)

Теории государства и общественного договора Развитие юридического мировоззрения Установление юридического «равенства без уравнивания» - равенства возможностей разных личностей Подчинение всех людей одним и тем же юридическим законам Юридическое обоснование отношений собственности

Изображение слайда
17

Слайд 17: Т. Гоббс

Мир – единая материальная субстанция. Теория государства как «договора между людьми». « Без общественного договора люди в силу своей естественной вражды друг с другом не способны к мирному сосуществованию».

Изображение слайда
18

Слайд 18: Дж. Локк

В разуме нет ничего, чего раньше не было бы в наших чувствах. Личность от рождения обладает тремя основными правами: на жизнь, свободу и собственность (естественные и неотчуждаемые права человека).

Изображение слайда
19

Слайд 19: Просвещение

Просвещение – эпоха XVII - XVIII вв. в Англии и Франции, породившая движение по распространению научных знаний в обществе и идеологию, основанную на преобразовательной роли разума. Естественное = разумное = полезное = благое = законное = познаваемое = осуществимое. Просвещение – совокупность философских и культурно-идеологических концепций, отличающихся: рационализмом и историческим оптимизмом; ориентацией на развитие естествознания ; либерализмом и радикализмом.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Субъективный идеализм (Дж. Беркли, Д. Юм)

Ощущения – основа познания. Идеи – это ощущения или результаты воздействия разума на ощущения. Существовать – быть воспринимаемым. Мир есть комплекс моих ощущений (Д. Юм).

Изображение слайда
21

Слайд 21: Материализм и атеизм (П. Гольбах)

Труд «Система природы» - «библия материализма»:, обоснование вечности и несотворенности материи. «Природа есть причина всего». Отвергал идею существования Бога.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Механицизм (Ж.-О. Ламетри)

Механицизм – метод познания, признающий механические формы движения материи единственно объективными. Че ловек - самозаводящаяся машина.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Деизм (Вольтер)

Свобода вероисповедания: и «естественная религия» (Бог –Творец, но не более). «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать» Призыв к уничтожению церкви: «Раздавите гадину!»

Изображение слайда
24

Слайд 24: Утопический социализм (Г. Бабеф, К. Сен-Симон)

Теория идеального общества на основе равенства и социальной. справедливости Утверждение нового христианства, без священников и догм Интернационализм и братская любовь.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Натурализм Ж.-Ж.Руссо

«Все является прекрасным, когда только выходит из рук Творца, но вырождается под руками человека». Концепция «естественного» человека: «Назад к природе!»

Изображение слайда
26

Слайд 26: Основные черты философии эпохи Нового времени

Учение о субстанции : монизм, дуализм, плюрализм (онтология ) Признание разума высшей инстанцией (гносеология) Учение о методе научного познания : эмпиризм, сенсуализм, рационализм (гносеология) Деизм и атеизм (философия религии) Принцип автономного мыслящего субъекта (антропология) Обоснование и защита прав гражданина и человека (политика и этика)

Изображение слайда
27

Слайд 27: Задание

1. Специфика философского знания эпохи Нового времени (3-5 примеров). 2. Проблема разума и познания: рационализм и эмпиризм (2-3 концепции по выбору). 3. Внести записи в таблицу по теме: «Философия Нового времени».

Изображение слайда
28

Последний слайд презентации: философия эпохи Нового времени

Спасибо за внимание!

Изображение слайда