Презентация на тему: Философия Древнего Востока

Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
1/35
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 80)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (519 Кб)
1

Первый слайд презентации

Философия Древнего Востока

Изображение слайда
2

Слайд 2

Вопросы: 1. Древнекитайская философия: даосизм; конфуцианство; легизм. 2. Древнеиндийская философия: основные этапы становления древнеиндийской философии; буддизм и его основные идеи.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Т ри основных этапа развития философии Китая: VII в. до н. э. – III в. н. э. – зарождение и становление древнейших национальных философских школ; III – XIX вв. н. э. – проникновение в Китай из Индии буддизма ( III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы; ХХ в. н. э. – современный этап – обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись: даосизм; конфуцианство; легизм. Меньшее распространение получили: моизм ; натурфилософия; номинализм.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Китайское видение мира и окружающей действительности восприятие своей страны – Китая – как центра существующего мира; восприятие человека, природы и космоса как единого целого; консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен; невыделение отдельной человеческой личности из коллектива; осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии ;

Изображение слайда
6

Слайд 6

восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей, субординации, послушание начальству, восприятие главы государства высшей объединяющей силой государства, а государства – объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти; понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле; уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов (« шэнов »).

Изображение слайда
7

Слайд 7

Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии – цзин, ци и шэнь Цзин – энергия зарождения всего сущего, «корень » живого организма. Выделяются два вида данной психофизической энергии: «семя Прежнего Неба» – то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные; «семя Последующего Неба» – то, что человек накапливает в течение жизни.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Ци – материально-духовная энергия, которая служит « строительным материалом» всего сущего (в отличие от цзин – энергии зарождения). Энергия ци подразделяется на: вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму; духовную ци - душу человека и других живых существ. Духовная ци - основа жизни человека. Удачливый, физически и морально здоровый человек обладает «светлой», « чистой» ци. Больной, слабый, неудачливый – « тяжелой», « загрязненной», « темной» ци. Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью – освобождение ци от всего лишнего, очищение души.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Шэнь – неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет «стержень» человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).

Изображение слайда
10

Слайд 10

два вида сексуальной энергии: ян – мужская сексуальная энергия инь – женская сексуальная энергия

Изображение слайда
11

Слайд 11

Отсюда все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь — Луну Землю, равнины, ночь, влагу). Отсюда все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян – Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь – Луну, Землю, равнины, ночь, влагу).

Изображение слайда
12

Слайд 12

Старинное философское произведение « И-Цзин » объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов – земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся в постоянном круговороте. Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения мира, природы и человека, образы-понятия человека, явлений окружающей жизни, создали почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая – даосизма, конфуцианства, легизма.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Основателем даосизма считается Лао Цзы, живший в конце VI – начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты « Даоцзин » и « Дэцзин », совместно именуемые « Даодэцзин ».

Изображение слайда
15

Слайд 15

Основными понятиями даосизма являются «Дао» и « Дэ ». « Дао» имеет два значения: путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. « Дэ » - благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало « Дао» преобразовалось в окружающий мир.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Основные идеи философии даосизма все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями; материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю» ) ; мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние («у-вэй»);

Изображение слайда
17

Слайд 17

особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит « Дэ » – животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше « Дэ »перейдет от императора к нему; путь к счастью, познанию истины – освобождение от желаний и страстей

Изображение слайда
18

Слайд 18

С оциально-философские школы Древнего Китая конфуцианство и легизм. Конфуцианство - древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), ж ивший в 551 – 479 гг. до н. э. Главный источник его учения - произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»).

Изображение слайда
20

Слайд 20

Основные вопросы, решаемые конфуцианством • Как необходимо управлять людьми? • Как вести себя в обществе? Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия – отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным – как отца к сыновьям. Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390-338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288-233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа ( III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией.

Изображение слайда
22

Слайд 22

человек обладает изначально злой природой, движущей силой его поступков являются личные эгоистические интересы, как правило, интересы отдельных индивидов взаимопротивоположны; чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения; государство должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся; основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием; Постулаты легизма

Изображение слайда
23

Слайд 23

основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы ; законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам, если они нарушили законы; государственный аппарат должен формироваться из профессионалов; государство – главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

Изображение слайда
24

Слайд 24

Т ри основных этапа развития философии Индии: XV – VI вв. до н. э. – ведический период; VI – II вв. до н. э. – эпический период; II в. до н. э. – VII в. н. э. – эпоха сутр.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Веды – религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды включали в себя: « священное писание», религиозные гимны (« самхиты » ); описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов; книги лесных отшельников (« араньяки » ); философские комментарии к Ведам («упанишады»).

Изображение слайда
26

Слайд 26

Особенностью древнеиндийского общества было его разделение на четыре касты, представляющие собой замкнутые группы людей, передающие из поколения в поколение отличительные знаки, культуру, образ жизни, традиции, профессию и т.д. – брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Привилегированной из них считалась каста брахманов, которая занималась государственными делами и выполняла жреческую функцию. Вопросами военного дела ведала каста кшатриев. Торговля, земледелие и ремесло были в ведении вайшьи. Самая низшая каста – шудры – выполняла всю черновую работу.

Изображение слайда
27

Слайд 27

Д ревнеиндийская гносеология - изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений – выделяет т ри вида сознания древнеиндийской философии: « пракрити » – материальное сознание; « пуруша » – чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди); « майя» – сознание сновидения, мираж.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Душа в индийской философии состоит из двух начал – атмана и манаса. Атман – частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Манас – душа человека, возникающая в процессе жизни. Сансара – учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. Карма – предопределенность человеческой жизни, судьбы. Мокша – высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Ахимса – единство всех форм жизни на земле.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Б уддизм и его основные идеи Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах. Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н. э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии.

Изображение слайда
30

Слайд 30

Главная идея буддизма – « Средний путь» жизни между двумя крайними: « путем удовольствия » (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и « путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения). « Средний путь» – это путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана – высшая благодать.

Изображение слайда
31

Слайд 31

Ч етыре благородные (арийские) истины: земная жизнь полна страданий; страдания имеют свои причины – жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.; от страданий можно избавиться; существует путь, освобождающий от страданий, – отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.

Изображение слайда
32

Слайд 32

Восьмеричный путь правильное видение – понимание основ буддизма и своего пути в жизни; правильная мысль – жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь; правильная речь – слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер; правильное действие – жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла; правильный образ жизни – соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке; правильное умение – усердие и трудолюбие; правильное внимание – контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь; правильное сосредоточение – регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.

Изображение слайда
33

Слайд 33

Пять заповедей буддизма : не убий; не укради; будь целомудренным; не лги; не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.

Изображение слайда
34

Слайд 34

Вопросы?

Изображение слайда
35

Последний слайд презентации: Философия Древнего Востока

Спасибо за внимание!

Изображение слайда