Презентация на тему: Филология в системе современного гуманитарного знания

Филология в системе современного гуманитарного знания
Филология – это…
Филология возникает как…
Индия, Китай
Грамматика Панини (Индия)
Грамматика Панини (Индия)
Грамматика Панини (Индия)
Грамматика Панини (Индия)
Трактат « Вэнь син дяо лун» (Китай)
Трактат « Вэнь син дяо лун» (Китай)
Древняя Греция
Древняя Греция
Александрийский мусейон
Александрийский мусейон
Пергамская библиотека
Развитие филологии
Возрождение
« Н еогуманизм »
Универсальность филологии
Филология в России
Даль
Дифференциация филологии
«Кураторство текстов»
Современная филология
Филология и современность (С.С. Аверинцев)
Расширение филологии
Филология и современность (С.С. Аверинцев)
Филология и современность (С.С. Аверинцев)
Филология и современность (С.С. Аверинцев)
Филология и современность
Филология и современность
Филология и современность
Филология и современность
«Дальнее чтение»
«Дальнее чтение»
Вероятное будущее филологии (перспективы)
Основные понятия филологии
Текст – ключевое понятие филологии
Текст – ключевое понятие филологии
Текст: интерпретации
Текст: интерпретации
Место гуманитарных дисциплин, определение филологии
Пути развития филологии: лингвистический анализ текста
Пути развития филологии: лингвостилистический анализ текста
Пути развития филологии: литературоведческий анализ текста
Методология филологических исследований
Композиционный и мотивный анализ
Лингвистический эксперимент и биографический метод
Семиотический метод и интертекстуальный анализ
Дискурсный анализ и нарративный метод
Контент- анализ и м. « конкретного литературоведения»
1/51
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 27)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (173 Кб)
1

Первый слайд презентации: Филология в системе современного гуманитарного знания

Н.Г. Брагина Лекции 1-2

Изображение слайда
2

Слайд 2: Филология – это…

(греч. philologia, буквально - любовь к слову), содружество гуманитарных дисциплин - лингвистической, литературоведческой, исторической и др., изучающих историю и выясняющих сущность духовной культуры человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов (С.С. Аверинцев)

Изображение слайда
3

Слайд 3: Филология возникает как…

как рефлексия над словом и речью : Индия, Греция – двуединство философии и филологии.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Индия, Китай

Грамматисты (Индия): Панини, приблизительно 5-4 вв. до н. э. Патанджали, 2 в. до н. Э. Литературный критик эпохи Северных и Южных Династий (Китай) Лю Се, 5-6 вв.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Грамматика Панини (Индия)

грамматики санскрита, известная как « Восьмикнижие » создавалась устно и лишь несколько веков спустя была записана состоит из основной части, содержащей правила, из списков корней и глагольных основ и из перечня звуков (так называемые Шива-сутры). целью « Восьмикнижия » было дать сведения, необходимые для построения правильных ритуальных текстов из первичных единиц и набора правил

Изображение слайда
6

Слайд 6: Грамматика Панини (Индия)

правила грамматики различны по характеру: правила соединения морфем (корней, аффиксов) внутри слова правила сочетаний слов правила фонетических изменений на морфемных стыках (внутренние сандхи ) правила фонетических изменений на границах слов (внешние сандхи )

Изображение слайда
7

Слайд 7: Грамматика Панини (Индия)

Действия правил в грамматике Панини : Каждое правило действует только в определенном, специально указанном контексте; значения элементов всегда учитываются. В совокупности правила « Восьмикнижия » дают описание: морфонологии, словообразования, морфологии и частично синтаксиса санскрита. В грамматике Панини тщательно разработана терминология, некоторые из его терминов, например «сандхи», вошли в мировую лингвистику. Сандхи – изменение звуков в зависимости от их места в отрезке текста (в слове или предложении). Различают   сандхи  внешнее (на границе слов) и внутреннее (на границе морфем).

Изображение слайда
8

Слайд 8: Грамматика Панини (Индия)

Грамматика Панини – образец строгого, формализованного и компактного описания языка. Устный характер грамматики требовал краткости и исключительной компактности текста, предназначенного для заучивания наизусть. (Современные публикации « Восьмикнижия » своим внушительным объемом обязаны комментариям, намного более пространным, чем сама грамматика.) Санскрит описывался в единой системе и всесторонне. Патанджали Лингвист, автор обширного комментария к знаменитой индийской грамматике Панини, названного « Махабхашья ».

Изображение слайда
9

Слайд 9: Трактат « Вэнь син дяо лун» (Китай)

«Дракон, изваянный в сердце письмен», «Дракон, изваянный в сердце словес», «Резной дракон литературной мысли » Т рактат эпохи Шести династий   о китайской литературной эстетике: сочинение объёмом более 20 тысяч иероглифов, состоящее из 50 частей: Предисловие и 4 главы – теоретическая основа трактата 20 глав посвящены стилистике литературы (в каждой из которых разобраны 1-3 литературных стиля ) 19 глав описывают проблемные моменты в теории китайской литературы (стили искусства, теорию творческого процесса, личность писателя, взаимосвязь между навыками писателя и риторикой, и т. д. ) 2 главы сконцентрированы на описании и критике стиля прошлых эпох 4 главы посвящены описанию теории пространства и времени.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Трактат « Вэнь син дяо лун» (Китай)

Центральными проблемами в трактате являются: происхождение изящной словесности, её культурно-художественные основы и составляющие её жанров; Лю Се выделяет 33 жанра, возглавляемые поэзией природа поэтического творчества организация литературного произведения. Истоки изящной словесности – конфуцианские   каноны. Лю Се: конфуцианские книги не только передают нравственные устои, но и несут в себе совершенные художественные достоинства. Лю Се в трактате подвел итог творческому опыту и изначально установил методологию литературной критики.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Древняя Греция

Начало формирования филологии школьное комментирование Гомера В софистическую эпоху (2-я половина 5 - 1-я половина 4 вв. до н. э.) складывается социальный тип образованного "умника"-интеллектуала, а литература достаточно обособляется от внелитературной реальности, чтобы стать объектом теоретической поэтики и Ф. Среди софистов наибольшие заслуги в подготовке филологических методов принадлежат Протагору, Горгию, Продику ; греч.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Древняя Греция

Расцвет филологии теория литературы достигла полной зрелости в «Поэтике» Аристотеля Эллинистическая Ф. (3-1 вв. до н. э.) отделяется от философии и переходит в руки специалистов библиотекарей Александрии и  Пергама, которые занимались установлением корректных текстов и комментированием классических авторов.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Александрийский мусейон

Александрийский Мусейон ( о снован в начале III века до н. э. Птолемеем I Сотером ) был и исследовательским центром, и величайшим музеем древности (от слова « мусейон » и возникло слово «музей»), с парком, ботаническим садом, зверинцем […] Средств не жалели, и это создавало чрезвычайно благоприятные условия для творческой деятельности. Занимаясь исследованиями, учёные имели возможность ежедневно встречаться за совместными трапезами и на прогулках в прекрасных садах дома муз. У них были исключительные возможности обмениваться опытом, советоваться, находить истину в спорах и комплексно решать научные проблемы. (Сергеев Б.Ф.   Парадоксы мозга )

Изображение слайда
14

Слайд 14: Александрийский мусейон

В состав музея входили: помещения для занятий, аллеи, анатомический кабинет, ботанический и зоологический сады и основанная независимо от него Александрийская библиотека. В Мусейоне работали: Архимед, Евклид, Эратосфен,  Герофил, Плотин и другие.. В I в. до н. э. александрийская библиотека насчитывала до 700 000 папирусных свитков.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Пергамская библиотека

Основана во II в. до н. э. пергамским царем Евменом II. В Пергаме был усовершенствован материал для письма из телячьей кожи (пергамен, или «пергамент»): пергамцы были вынуждены писать на коже в связи с тем, что вывоз папируса из Египта в Пергам был запрещён. По свидетельству Плутарха,  в ней хранилось около 200 тыс. книг.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Развитие филологии

Дионисий Фракийский (приблизительно 170-90 до н. э.) окончательно оформил учение о частях речи, принятое и поныне. Раннехристианские учёные ( Ориген, вслед за ним - создатель лат. перевода Библии Иероним ) произвели грандиозную текстологическую работу над подлинником и греч. переводами Библии. Традиции греч. филологии продолжаются в средневековой Византии, в целом сохраняя античный облик: текстология и комментирование классиков после падения Константинополя ( 1453) ренессансная Италия получила наследие византийской филологии из рук учёных-беженцев.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Возрождение

Гуманисты же Возрождения, в отличие от схоластов, стремились (начиная с Ф. Петрарки, трудившегося над текстами Цицерона и Вергилия) не просто овладеть мыслительным содержанием авторитетных античных источников, но как бы переселиться в мир древних, заговорить на их языке (реконструировав его в борьбе с инерцией средневековой латыни). Филологическая критика религиозно-культурного предания ( Эразм Роттердамский - применил методы комментирования и филологической критики к тексту Священного Писания ) сыграла роль в подготовке Реформации.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Н еогуманизм »

Как во времена Возрождения, но с несравненно большей научной строгостью ставится вопрос о целостном образе античного мира. Немецкий филолог Ф. А. Вольф (1759-1824) вводит термин Филология как имя науки об античности с универсалистской историко-культурной программой. В 19 в. в итоге деятельности плеяды нем. филологов (Г. Узенер, Э. Роде, У. фон Виламовиц-Мёллендорф и др.) древняя история отделилась от Ф. в качестве самостоятельной отрасли знания; тогда же под влиянием романтизма и др. идейных течений наряду с "классической" возникла "новая филология": германистика (братья Я. и В. Гримм), славяноведение (А. Х. Востоков, В. Ганка), востоковедение.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Универсальность филологии

Универсальность Ф., т. о., наиболее наглядно реализовалась между эпохой Возрождения и серединой 19 в. в традиционной фигуре филолога-классика (специалиста по античным текстам), совмещавшего в себе лингвиста, критика, историка гражданского быта, нравов и культуры и знатока др. гуманитарных, а при случае даже естественных наук - всего, что в принципе может потребоваться для прояснения того или иного текста.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Филология в России

обсуждается у В.К. Тредиаковского   :   «…полуденного солнца яснее, что вся вообще филология … самою вещию есть токмо что элоквенция»,  которая  «управляет, умножает, утверждает…, повсюду сияет и объединяет все науки и знания, ибо все они токмо чрез элоквенцию говорят» [2]. Словесные науки стали именоваться «филологическими» в России только в середине XIX века. Сначала был назван историко-филологическим факультет  в Санкт-Петербурге  (до 1850 г. факультет исторических и словесных наук), потом  К. П.  Зеленецкий  написал «Введение в общую филологию» в 1853 г. популяризация филологии и внедрение научных достижений в широкие массы связаны с изданием журнала «Филологические записки» под редакцией  А.А. Хованского (с 1860 г., Воронеж) в 1879 году в Варшаве не открылся «Русский филологический вестник».

Изображение слайда
21

Слайд 21: Даль

В словаре Даля «филология» — (греч. любословие ) наука или изучение древних, мёртвых языков; изучение живых языков — лингвистика.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Дифференциация филологии

И всё же, несмотря на последующую неизбежную дифференциацию лингвистических, литературоведческих, исторических и др. дисциплин, вышедших из лона некогда единой историко-филологической науки, существенное единство Ф. как особого способа подходить к написанному слову и поныне сохраняет свою силу (хоть и в неявном виде).

Изображение слайда
23

Слайд 23: Кураторство текстов»

Мы говорили, что, начиная с культуры эллинизма, западное представление о знании и его повседневное использование неотделимы от текстуального измерения. Истоки и история филологии как кураторства текстов находятся в зависимости от этой взаимосвязи. Другими словами, тексты имеют значение в первую очередь как вместилища, обеспечивающие сохранение и распространение знания (  Х.У. Гумбрехт. Филология и сложное настоящее) .

Изображение слайда
24

Слайд 24: Современная филология

как научный принцип, как форма знания, которая определяется не столько границами предмета, сколько подходом к нему.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Филология и современность (С.С. Аверинцев)

1) Моральной основой филологического труда всегда была вера в безусловную значимость традиции, запечатлевшейся в определенной группе текстов: в этих текстах искали источник высшей духовной ориентации, служению при них не жаль было отдать целую жизнь. Для религиозной веры христианских учёных эту роль играли тексты Библии обоих Заветов, для мирской веры гуманистов Возрождения и " неогуманистов " винкельмановско -гётевской эпохи - тексты классической античности.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Расширение филологии

вместо двух (классической Ф. и библейской philologia sacra, "священной" Ф.) существует столько разновидностей Ф., сколько языково-письменных регионов мира.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Филология и современность (С.С. Аверинцев)

2) в наше время новые и заманчивые возможности, в том числе и для гуманитарных наук, связаны с исследованиями на уровне "макроструктур" и "микроструктур": на одном полюсе - глобальные обобщения, на другом - выделение минимальных единиц значений и смысла. Т радиционная архитектоника ф илологии, ориентированная на реальность целостного текста и тем самым как бы на человеческую мерку (как античная архитектура была ориентирована на пропорции человеческого тела), сопротивляется таким тенденциям, сколь бы плодотворными они ни обещали быть.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Филология и современность (С.С. Аверинцев)

3) для современности характерны устремления к формализации гуманитарного знания по образу и подобию математического и надежды на то, что т. о. не останется места для произвола и субъективности в анализе. Но в традиционной структуре филологии при всей строгости её приёмов и трезвости её рабочей атмосферы, присутствует нечто, упорно противящееся подобным попыткам. Речь идёт о формах и средствах знания, достаточно инородных по отношению к т. н. научности - даже не об интуиции, а о "житейской мудрости", здравом смысле, знании людей, без чего невозможно то искусство понимать сказанное и написанное, каковым является филология.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Филология и современность (С.С. Аверинцев)

Как служба понимания филология помогает выполнению одной из главных человеческих задач - понять другого человека (и др. культуру, др. эпоху), не превращая его ни в "исчислимую" вещь, ни в отражение собственных эмоций.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Филология и современность

электронные технологии : усложнение и альтернатива — а некоторые даже считают, что замещение, — письма и печати. глубокая перемена нашего отношения к прошлому (и к двум другим частям линии времени ) различие между «историческим хронотопом » (« historicist chronotope ») и « хронотопом широкого настоящего времени» (« chronotope of the broad present » ) (   Х.У. Гумбрехт. Филология и сложное настоящее)

Изображение слайда
31

Слайд 31: Филология и современность

70-е годы : «новой филологии» (в Америке ) « critique génétique » (во Франции ) Смена отношения с прошлым : мы стремимся смотреть на прошлое и выстраивать отношения с ним из перспективы настоящего : как тексты переходили из этой «жизни» на пергаментные страницы кодексов, получая исключительный шанс быть сохраненными, как на этих страницах и в этих кодексах отпечатывались материальные следы и симптомы социальных ситуаций, в которых, по-видимому, тексты бытовали

Изображение слайда
32

Слайд 32: Филология и современность

( по крайней мере на ранних этапах) не слишком хорошо разработанных программах, посвященных технологическим изменениям всей нашей академической территории, появи­лась фраза «цифровые гуманитарные науки». С ближение электронных технологий с «неофилологической парадигмой » ( которая выросла из хронотопа широкого настоящего времени ) в самом средоточии современного кураторства текстов отнюдь не подразумевает системной или исторической «необходимости» либо « логики » интеллектуальной взаимозависимости.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Филология и современность

Германия, в третья четверть XX столетия: «история понятий» ( Begriffsgeschichte ) – версия традиционной «исторической семантики ». « Медиафилология » (« Media Philology » ) : новые медиа хотя и сильно трансформировали формы и функции сцепки текстов и знания, но все еще не преодолели ее и не отказались от нее в принципе. Появление мобильных приложений —делает вероятным появления такого типа знания, какой мы можем ввести в дело без неизбежного посредничества текстов. «Дальнее чтение» ( remote reading ) Франко Моретти.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Дальнее чтение»

П ереход от изучения отдельных произведений  ( close   reading ) к исследованию общей картины: социального поля литературы, литературной эволюции, мировой литературы. Исследование литературы в большом масштабе предполагает количественные методы, подсчеты, графики средние величины. Появляется цифровое литературоведение ( computational   criticism ) — новая ветвь на молодом, но уже широко разветвленном дереве цифровых гуманитарных наук ( digital   humanities ).

Изображение слайда
35

Слайд 35: Дальнее чтение»

синтез формального анализа, количественных исследований и социологии литературы Противопоставления текст  vs. контекст / интертекст отдельные тексты  vs. текстовые массивы / литература в целом м едленное чтение ( close reading )   vs.  дальнее чтение ( distant reading ) квалитативный   vs. квантитативный подход

Изображение слайда
36

Слайд 36: Вероятное будущее филологии (перспективы)

через десять—двадцать лет мы увидим преобразованную гуманитарную науку, где: рядом с медленным чтением появится, например, компьютерное моделирование культурных процессов изучение восприятия произведений с помощью фМРТ экспериментальные исследования искусства.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Основные понятия филологии

Изображение слайда
38

Слайд 38: Текст – ключевое понятие филологии

ТЕКСТ (от лат. textus — ткань, сплетение) 1 ) письменная или печатная фиксация речевого высказывания или сообщения в противоположность устной реализации 2 ) выраженная и закрепленная посредством языковых знаков (независимо от формы их реализации) чувственно воспринимаемая сторона речевого (в т. ч. лит.) произведения 3 ) минимальная единица речевой коммуникации, обладающая относительным единством (целостностью) и относительной автономией (отдельностью).

Изображение слайда
39

Слайд 39: Текст – ключевое понятие филологии

Сущность текста как специфического филологического объекта определяется противопоставлениями: в противоположность системе языка он актуализирован и организован синтагматически ; в противоположность речи, речевому потоку в целом текст обладает определенными границами ; от произвольного отрезка речевой цепи текст отличают внутреннее единство, целостность, обусловленные единым коммуникативным заданием ; наконец, в противоположность своим частям текст обладает известной самостоятельностью существования и специфической организацией, которая не исчерпывается организацией этих частей.

Изображение слайда
40

Слайд 40: Текст: интерпретации

Текст как первичная данность гуманитарных дисциплин и всего гуманитарно-филологического мышления: «Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления» ( М.Бахтин ) Т екст двусубъектен «Событие жизни текста, то есть его подлинная сущность, всегда развивается на рубеже двух сознаний, двух субъектов» ( М.Бахтин ) Двусубъектность текста предполагает концептуальную безусловность наличия диалога и понимания. эго человека можно рассматривать как особый, живой текст, способный самостоятельно изменять, реинтерпретировать самого себя (Налимов) Исторически текст создаётся «на никаком» или «ещё не известном» языке, но в дальнейшем делается текстом на обычном и тривиальном язык. Теоретически текст есть не реализация некоторого языка, а генератор языков [Лотман 1981: 104].

Изображение слайда
41

Слайд 41: Текст: интерпретации

2 полюса: 1. за каждым текстом стоит система языка, которой в тексте соответствует всё повторимое и воспроизводимое, всё, что может быть дано вне данного текста. 2. текст как высказывание является чем-то индивидуальным, единственным и неповторимым, относящимся к истине, правде, добру, красоте, истории. Причём первое по отношению ко второму является материалом и средством. «Воспроизведение текста субъектом ( возвращение к нему, повторное чтение, новое исполнение, цитирование ) есть новое, неповторимое событие в жизни текста, новое звено в исторической цепи речевого общения » (М. Бахтин )

Изображение слайда
42

Слайд 42: Место гуманитарных дисциплин, определение филологии

Между двумя полюсами, считает Бахтин, располагаются все возможные гуманитарные дисциплины, «исходящие из первичной данности текста» : история, семиотика, герменевтика, антропология, психология, когнитивные науки, теория коммуникации и межкультурная коммуникация. Ф илология — путь выяснения культуры через язык и анализ текста. Отсюда его представление о двух полюсах филологии: скромнейшая служба при тексте и универсальность, пределы которой невозможно очертить заранее (С.С. Аверинцев). И.Кант : МИР ЭТО ТЕКСТ

Изображение слайда
43

Слайд 43: Пути развития филологии: лингвистический анализ текста

определение «тончайших смысловых нюансов отдельных выразительных элементов русского языка», « разыскание значений: слов, оборотов, ударений, ритмов и тому подобных языковых элементов», « создание... инвентаря выразительных средств русского литературного языка» (Л.В. Щерба) комментирование различных языковых единиц, образующих текст рассмотрение особенностей их функционирования с учетом их системных связей.

Изображение слайда
44

Слайд 44: Пути развития филологии: лингвостилистический анализ текста

рассматривается, как образный строй выражается в художественной речевой системе произведения » его объектом служит текст как «структура словесных форм в их эстетической организованности»

Изображение слайда
45

Слайд 45: Пути развития филологии: литературоведческий анализ текста

анализ идейно-эстетического содержания текста рассмотрение проблематики жанровой специфики системы образов литературного произведения определение его места в ряду других текстов и др. Филологический анализ объединяет прежде всего литературоведческий и лингвостилистический анализы, поскольку и тот и другой обращаются к образному строю текста в его динамике. Основы филологического анализа: лингвисты : А.А. Потебня, Г.О. Винокур, В.В. Виноградов, Б.А. Ларин, Л.П. Якубинский, литературоведы и философы : М.М. Бахтин, В.М. Жирмунский, Ю.Н. Тынянов, А.П. Скафтымов

Изображение слайда
46

Слайд 46: Методология филологических исследований

Композиционный анализ Мотивный анализ Лингвистический эксперимент Биографический метод Семиотический метод Интертекстуальный анализ Дискурсный анализ Нарративный метод Контент- анализ Методика «конкретного литературоведения»

Изображение слайда
47

Слайд 47: Композиционный и мотивный анализ

Композиционный анализ – изучаются принципы расположения материала, композиционные планы текста, выделяются семантические центры, описывается расположение эпизодов, изучаются композиционные приемы. Мотивный анализ – изучение мотивов в одном или нескольких текстах автора, рассмотрение повторяющихся мотивов в литературе определенного направления. Мотив – устойчивый семантически насыщенный, повторяемый компонент литературного текста, например, мотив метели у А.С. Пушкина, мотив дороги у Н.В. Гоголя.

Изображение слайда
48

Слайд 48: Лингвистический эксперимент и биографический метод

Лингвистический эксперимент – произвольно производится замена одного из языковых средств синонимом. При этом выявляются стилистические возможности каждого синонима. (Л.В. Щерба); придумывание стилистических вариантов к тексту (А.М. Пешковский ) Биографический метод – изучение жизни писателя на основе знакомства с мемуарами о нем, анализа автобиографии, исследования дневников, записных книжек, эпистолярного наследия, различных архивных материалов, авторских предисловий и послесловий, речей и интервью, поэтических деклараций, критических статей и эссе. Биография, и личность рассматриваются как определенный момент творчества.

Изображение слайда
49

Слайд 49: Семиотический метод и интертекстуальный анализ

Семиотический метод – моделирование текста как знаковой системы: 1) функционально-смысловой тип речи, отраженный в тексте ; 2 ) членение текста на сегменты и анализ структуры ; 3 ) поуровневое детальное изучение текстовых единиц ; 4 ) анализ рифм ; 5 ) обобщение наблюдений, конкретизация художественного смысла Интертекстуальный анализ – выявление роли аллюзий, прецедентных текстов, цитат и т.п. 1) выявление эстетических сигналов «чужого» в рассматриваемом тексте;  2 ) определение их статуса;  3 ) их систематизация;   4 ) анализ связей с текстом-источником;  5 ) изучение возможных смысловых трансформаций и функций в тексте

Изображение слайда
50

Слайд 50: Дискурсный анализ и нарративный метод

Дискурсный анализ – описание реальности речевой деятельности. Дискурс (в широком смысле) – коммуникативное событие между говорящим, слушающим (наблюдателем и др.) в процессе коммуникативного действия в определенном временном, пространственном и прочем контексте. Нарративный метод – х удожественное произведение – эстетическая коммуникация между нарратором (повествователем) и рецепиентом (читателем). Предполагается: 1) в ыявление коммуникативной природы произведения; 2) акт художественного творчества – многоуровневый повествовательный процесс => выявление различных дискурсов 3) обоснование многочисленных повествовательных инстанций

Изображение слайда
51

Последний слайд презентации: Филология в системе современного гуманитарного знания: Контент- анализ и м. « конкретного литературоведения»

Контент- анализ – систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация формы и содержания информационного источника Методика «конкретного литературоведения» (Д.С. Лихачев) – литературное произведение распространяется за пределы текста. Оно воспринимается на фоне реальности и в связи с ней. Город и природа, исторические события и реалии быта - все это входит в произведение, без которых оно не может быть правильно воспринято. Реальность - как бы комментарий к произведению, его объяснение. Нет четких границ между литературой и реальностью.

Изображение слайда