Презентация на тему: Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического

Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Череповце
Содержание лекции
Введение
Словарь
1. Общая характеристика и содержание античной философии
1.1. Характерные черты философии древней Греции
1.2. Основные школы докритического периода в античной философии
1.2. Основные школы докритического периода в античной философии
1.2. Основные школы докритического периода в античной философии
1.2. Основные школы докритического периода в античной философии
1.3. Особенности критического периода в античной философии
1.3. Особенности критического периода в античной философии
1.3. Особенности критического периода в античной философии
1.4. Посткритический этап в античной философии (философия эллинизма)
1.4. Посткритический этап в античной философии (философия эллинизма)
1.4. Посткритический этап в античной философии (философия эллинизма)
1.4. Посткритический этап в античной философии (философия эллинизма)
2. Философия европейского Средневековья, ее характерные черты
2.2. Основные этапы развития средневековой философии
2.2. Основные этапы развития средневековой философии
2.2. Основные этапы развития средневековой философии
2.2. Основные этапы развития средневековой философии
Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического
3. Гуманистический характер и содержание философии Возрождения 3.1. Характерные черты Возрождения (Ренессанса)
3.2. Основные философские идеи Ренессанса. Гуманизм
3.2. Основные философские идеи Ренессанса. Натурфилософия
3.2. Основные философские идеи Ренессанса. Натурфилософия
Выводы
1/28
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 11)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (131 Кб)
1

Первый слайд презентации: Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Череповце

13.02.2019 1 Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Череповце С.В. Бойко Философия Т.1.2.1. Философия античности, средневековья и Возрождения Лекция Череповец, 2007

Изображение слайда
2

Слайд 2: Содержание лекции

13.02.2019 2 Содержание лекции Зарождение философской мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Своеобразие философии в древней Индии, Китае. Античная философия. Космоцентрический характер древнегреческой философии. Учение о бытии, проблема человека и общества, нравственных и правовых норм. Становление античной диалектики. Диалектика и диалог. Философия средневековья. Изменение роли, социальных функций философии. Религиозный характер философской мысли. Учение Августина. Идеи Бога. Природа и человек, как творение Бога. Душа и тело. Разум и воля. Учение о свободе воли. Понятие «священной истории». Философия Ф. Аквинского. Обоснование идеи Бога. Проблема разума и веры, сущности и существования. Спор о природе общих понятий (универсалий). Особенности развития философии в Византии. Средневековая философия мусульманского Востока. Философия Возрождения. Характерные черты эпохи, их отражение в философской мысли. Антропоцентрический характер философии Возрождения. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Натурфилософия Возрождения. Пантеизм. Возвращение к первоначальному смыслу диалектики. (Н. Кузанский, Д. Бруно). Рождение новой науки. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной (Н. Коперник, Г. Галилей, Д. Бруно). Вопросы лекции 1. Общая характеристика и содержание античной философии 2. Философия европейского Средневековья, ее характерные черты 3. Гуманистический характер и содержание философии Возрождения

Изображение слайда
3

Слайд 3: Введение

13.02.2019 3 Введение Философские учения современности в Европе и в России во многом основываются на тех идеях, которые выдвинули и обосновали великие мыслители древнего мира. Своеобразное развитие эти идеи получили в средние века и в эпоху Ренессанса. Вот почему, чтобы понять их учения о бытии, познании, ценностях, закономерностях развития человеческого общества, нужно увидеть, а как мыслили об этом наши философские предшественники, нужно понять все богатство их мировоззрения, необходимо увидеть перспективность их учений о проблемах, которые актуальны до сих пор, надо «примерить» их взгляды на мир и человека на себя. Учебные задачи лекции 1. Уяснить основное содержание философской мысли в древних Греции и Риме, в период средневековья и Возрождения. 2. Рассмотреть главные черты философских взглядов основных представителей рассматриваемых периодов. 3. Определить роль и значение рассматриваемых философских учений для современности.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Словарь

13.02.2019 4 Словарь Определите термины, используемые в данной лекции: Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен Гераклит из Эфеса Школа «Великая Греция» - пифагорейский союз Школа Элеатов : Ксенофан, Парменид, Зенон Эмпедокл из Сицилии Анаксагор из Клазомен Демокрита из Абдер, Эпикур Сократ из Афин Платон из Афин Аристотель Киники и скептики: Антисфен, Диоген, Пиррон Эпикур Стоицизм: Зенон Китионский с Кипра, Клеанф, Хрисипп, Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий Неоплатонизм: Плотин, Порфирий, Прокл, Ямвлих Апологетика, патристика (Аврелий Августин), схоластика (Фома Аквинский) Номинализм, реализм, концептуализм, Супранатурализм, креационизм, провиденциализм, эсхатология, сотериологизм, ревеляционизм Возрождение Гуманизм Натурфилософия

Изображение слайда
5

Слайд 5: 1. Общая характеристика и содержание античной философии

13.02.2019 5 1. Общая характеристика и содержание античной философии Термин «античная философия» охватывает 2 основных периода развития философии в западном регионе – собственно древнегреческий и древнеримский. Эти 2 периода можно разделить на 3 этапа: 1) 6 в. до н.э. – период зарождения и формирования философии как науки и формы общественного сознания; 2) 5-4 вв. до н.э. – зрелость и расцвет древнегреческой философии. Философия закрепляется как наука; 3) 3 в. до н.э.-3 в. н.э. – закат древнегреческой философии и развитие древнеримской (латинской) философии. Иногда эти периоды называют: 1 – докритическая философия; 2 – критическая философия; 3 – философия эллинизма, или послекритическая философия.

Изображение слайда
6

Слайд 6: 1.1. Характерные черты философии древней Греции

13.02.2019 6 1.1. Характерные черты философии древней Греции 1. Начало становления философии в древней Греции вполне самостоятельно и независимо от древнеиндийской и древнекитайской философии. 2. Античная философия формируется и развивается в целой совокупности городов-полисов. Это определило соперничество школ и самих мыслителей, обусловило состязательность и преемственность в развитии философских идей. 3. Философия Древней Греции приобрела довольно быстро черты классической философии (классических философий только две: античная и немецкая философии): - гармоничность соотношения мировоззренческого и рационально-системного её аспектов; - достаточная развитость всех основных разделов философского знания; - стройность философских концепций, их завершенность; - богатое содержание философских учений; - способность философии приобрести самостоятельность – как самостоятельное духовное явление в обществе она имела социальный авторитет; - связь с другими науками и практикой, особенно тесная связь с искусством, религией, политикой, моралью, правом; - развитый понятийный категориальный аппарат. 4. Она сформировалась, как явление общества, как наука. Термин «философия» был впервые использован Пифагором для обозначения совокупности знаний, которые делают человека мудрым. 5. В философии Древней Греции сложились две основные традиции: - материалистичность (линия Демокрита); - идеалистичность (линия Платона). 6. В античной философии существовали философские учения с неявно выраженной философской традицией (Аристотель – дуалист). 7. Философия Древних Греции и Рима заложила основы последующего развития мировой философии в области онтологии (учение о бытии), гносеологии (наука о познании), социальной и антропологической философии, а так же морали, эстетики, риторики, формальной логики.

Изображение слайда
7

Слайд 7: 1.2. Основные школы докритического периода в античной философии

13.02.2019 7 1.2. Основные школы докритического периода в античной философии 1.2.1. Милетская школа ( 7-6 в.в. до н.э. ). Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Они считали первичными воду (Фалес), воздух (Анаксимен), апейрон (Анаксимандр). Апейрон считался первоосновой всего: он материален, вечен, способен к саморазвитию. Апейрон – начало космоса и человека. Милетинцы утверждали что 1) живое зародилось на границе моря и суши; 2) существует диалектика вещей, т.е. их взаимосвязь и развитие. Они сформулировали некоторые положения «эсхатологии» как учения о конце мира. Представители милетской школы сформировали основные материалистические традиции. 1.2.2. Гераклит из Эфеса (6-5 в.в. до н.э.). Гераклит стал одним из первых последователей диалектики как учения о взаимосвязи и развитии предметов и процессов материального мира. Первоначалом считал огонь. Он лежит в основе всего, огонь означает и конец мира – в нем все и погибнет. Разработал учение о «логосе» как учение о душе, слове и законе. Диалектика в том, что «логос» развивается и может существовать в форме природы, самого человека и его духа. «Все течет, все изменяется, но изменяясь покоится». Покой относителен, движение абсолютно. 1.2.3. Школа «Великая Греция» – пифагорейский союз (6-5 в.в. до н.э.). Располагалась в Южной Италии и Сицилии. Пифагор утверждал первичность числа как магического выражения божественного творения мира. Бытие он объяснял с позиции чисел, связывал философию с конкретными науками, особенно с математикой. Пифагор создал школу, в результате действия которой значительное развитие получили математика и философия.

Изображение слайда
8

Слайд 8: 1.2. Основные школы докритического периода в античной философии

13.02.2019 8 1.2. Основные школы докритического периода в античной философии 1.2.4. Школа Элеатов (город Элея, 6-5 в.в. до н.э.). Основные представители: Ксенофан, Парменид, Зенон. Основы учения элеатов следующие: центральное понятие их философии бытие. Бытие вечно: ему нельзя возникнуть из небытия, так как из него ничего не может возникнуть; 2) ему нельзя возникнуть и из другого бытия, так как до него не было другого; 3) если оно есть, то нельзя сказать, что оно будет. Следовательно бытие не возникает и не уничтожается, оставаясь тождественным и всегда равным самому себя, отражаясь в мысли. Ксенофан это единое, вечное, несотворимое и неуничтожимое начало называет Богом, который тождественен Космосу. Все многообразие мира Парменид сводит к двум началам: 1) эфирный огонь, чистый свет, тепло; 2) густая тьма, ночь, земля как косное начало, холод. Из смешения этих двух начал происходит все многообразие видимого мира. В учении о познании элеаты четко отграничивают истину, основанную на чувственных восприятиях от истины познанной рационально. То, как предстает мир нашим чувствам, описывается в учение о природе, но это не истинное знание. Знание сущности дает философское учение о бытии. Чувственное многообразие мира, с точки зрения элеатов, иллюзорно. Это доказывается обнаружением противоречий в строго логически выведенных следствиях из понятий, которыми оперирует обыденное сознание. Противоречие рассматривается уже как достаточное основание для выведения его из сферы истинного знания в сферу мнений.

Изображение слайда
9

Слайд 9: 1.2. Основные школы докритического периода в античной философии

13.02.2019 9 1.2. Основные школы докритического периода в античной философии 1.2.5. Эмпедокл из Сицилии (5 в. до н.э.). Эмпедокл считается основоположником синтетической философии, т.е. обобщившей достижения уже существующих философских школ. Он считал, что началом являются 4 фактора: земля; воздух; вода; огонь. Развитие осуществляется в борьбе 2-х начал, но не физических, а психических, в частности любви и ненависти. Эта борьба обуславливает основные фазы космического цикла. Таким образом, он признавал существование изменчивости и неизменности всего существующего. 1.2.6. Анаксагор из Клазомен (5 в. до н.э.). Его проблема качественного превращения тел была выражена в тезисе: «Все во всем». Основой этого тезиса было учение Анаксагора о «семенах» вещей или о гомеомериях. Он говорил, что возникновение и гибель – иллюзия, на самом деле – это смешение и разделение подобочастных элементов (подобных другим элементам и самому целому – гомеомерий). Гомеомерии несут в себе все качества целого, они бесконечны по количеству – в этом сущее не только гомогенно, но и бесконечно; они бесконечно делимы, поэтому нет предела возрастания для той области Вселенной, внутри которой движущая сила («НУС» – ум) устанавливает порядок в хаосе первоначальных элементарных частиц (смешение и разделение). У растений, животных, людей имеются ум и знание. Нельзя познать вещи, во-первых, потому что наши ощущения не достоверны, во-вторых, потому что нельзя познать бесконечное множество первоначал вещи.

Изображение слайда
10

Слайд 10: 1.2. Основные школы докритического периода в античной философии

13.02.2019 10 1.2. Основные школы докритического периода в античной философии 1.2.7. Школа Левкиппа и Демокрита из Абдер (5–4 вв. до н.э.), Эпикура (5–4 вв. до н.э.). Вершиной античного материализма можно считать учение Левкиппа и Демокрита из Абдер и Эпикура, называемых атомистами. Они высказали идею об атомистическом строении вещей: - атом материален, неделим, непроницаем, а предметы и вещи различаются между собой разным количеством и качеством атомов и их сочетаниями. Совокупность атомов – это реальное бытие. Но существует еще и пустота как небытие; - бесконечное движение атомов приводит к их встрече и столкновению, в результате чего образуется единый вихрь, в котором атомы соединяются и разделяются: плотные и тяжелые атомы образуют Землю, занимающую центр мироздания; - они считали, что живое и все другое возникло без всякого творца (отрицали наличие бога); - человек возник из воды и грязи, но в отличие от животных – из более «чистой» материи. Они считали, что человек вобрал в себя и часть божественной природы, поэтому он имеет ум и способен к познанию. Бог, по их мнению, только образ, а душа материальна ; - они разработали теорию познания, особенно его чувственной ступени на основе принципа «истечения». Атомисты утверждали что от вещей отделяются тончайшие образы, которые при соприкосновении с атомами души вызывают ощущения. Эпикур выдвинул идею, резко отличающуюся от трактовки атомов Демокритом. Это идея об «отклонении» атомов. - По Демокриту, мир образуется вследствие взаимного «удара» и «отскакивания» атомов. Если следовать Демокриту, безраздельное господство необходимости в мире атомов, будучи последовательно распространенным на атомы души, сделает невозможным допущение свободы воли человека. - Эпикур наделяет атомы способностью самопроизвольного отклонения, которую он рассматривает по аналогии с внутренним волевым актом человека. Получается, что атомам присуща «свобода воли», поэтому атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир.

Изображение слайда
11

Слайд 11: 1.3. Особенности критического периода в античной философии

13.02.2019 11 1.3. Особенности критического периода в античной философии 1.3.1. Сократ из Афин (5 вв. до н.э.). Сократ вошел в историю философии как один из первых, поставивших в центр философского учения не Космос, а Человека. Все идеи Сократа высказывались им устно, в беседах, и были потом записаны его учениками. Он строго следовал надписи над входом в храм Аполлона в Дельфах: «Познай самого себя». В центре его философии находится проблема отношения человека к миру. Очень много уделял внимания этическим проблемам. Ему, в основном, принадлежит заслуга в разработке основных категорий этики: добро и зло, справедливость и несправедливость, долг и совесть и т.д. Истинная нравственность, по Сократу, это знание того, что такое хорошо, что полезно человеку, что способствует его блаженству, жизненному счастью. В качестве объективной истины он считал моральные нормы. Сократ основал школу, которая существовала способом дискуссий и ставила следующие основные цели: - углубление и систематизация философских знаний; - совершенствование способностей вести диалог и получать в его результате истинные знания; - развитие красноречия (школа риторики). Своими диалогами Сократ взывал к сознанию граждан Афин; в 399 г. до н.э., по доносу одного из сограждан, был обвинен в нарушении гражданских норм жизни, приговорен судом (280 голосов против 220) к смерти, и по приговору выпил чашу с ядом.

Изображение слайда
12

Слайд 12: 1.3. Особенности критического периода в античной философии

13.02.2019 12 1.3. Особенности критического периода в античной философии 1.3.2. Платон из Афин (428-347 гг. до н.э.). Он был основателем идеалистической традиции. Его подлинное имя – Аристокл. Его учителями были Сократ и другие. Платон открыл в Афинах академию. Она находилась в роще, посаженной в честь аттического героя Академа, поэтому учеников школы называли академиками. Она существовала до 529 г. н.э. (915 лет). Платон очень любил геометрию, поэтому над воротами его школы он написал: «Не геометр да не войдет». Умер в свой день рождения. Платон разработал: • 1) онтологию – учение об идеях как подлинном бытии. • 2) учение о боге – теологию; 3) учение о происхождении и структуре мира – космогонию и космологию; 4) учение о душе – психологию; 5) учение о познании – гносеологию; 6) учение о нравственности – этику; 7) учение об обществе – политику. Платон – объективный идеалист. Он обосновывал положение об идеях как вечной нематериальной, существовавшей до природы и человека, развивающейся субстанции. В отличие от элеатов, бытие у Платона не едино, а множественно, что определяется множеством бытия видов, идей (эйдосов), сущностей. Мир идей – истинно существующий бесконечный мир, подлинное бытие. Мир чувственных вещей, в который временно отчуждают себя идеи, это лишь отражение бытия, временная материализация идеи. Чтобы субординировать многообразие идей, Платон вводит понятие Единого, которое выше бытия, является условием воплощения бытия. Это Единое отождествляется с высшим благом, к которому все стремится и, благодаря которому, имеет свое бытие. Схема сотворения мира у Платона в последующем была заимствована христианской философией. Теория познания у Платона опирается на его учение о воспоминании бессмертной души, которая, путешествуя раньше в мире идей, при встрече с вещами припоминает их сущность, Чувственное познание порождает лишь мнение о вещах, только мышление дает знание идей. Задача философии – направить человека на познание абсолютных ценностей, запредельного идеального бытия; В своих социально-философских воззрениях он был сторонником просвещенной аристократии, рабовладельцев и первый высказал идею о том, что источником зла на земле, в обществе служит частная собственность.

Изображение слайда
13

Слайд 13: 1.3. Особенности критического периода в античной философии

13.02.2019 13 1.3. Особенности критического периода в античной философии 1.3.3. Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Его деятельность завершает период расцвета античной философии (4 в. до н.э.). В 50 лет открыл свою школу в Афинах – Ликей. Она находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского. Эта школа была названа перипатетической школой, а её члены – перипатетиками, т.к. они обучались во время прогулок ( греч.: перипатео – прохаживаюсь). Идеи Аристотеля: ► В понимании бытия он был дуалистом т.е. считал, что в мире существуют два начала: 1) Хаотически существующая материя – возможность бытия. 2) Идеальная, совершенная, гармоничная форма – условие превращения материи в действительность. 3) Объединение формы и хаотической материи – есть единство содержания и формы предмета, есть действительность. Но, в конце концов, признавая приоритет формы над материей, вынужден был признать и форму форм, первичную форму без материи – Бога. ► Считал, что душа является формой по отношению к материи, однако, она присуща только растениям, животным, а человеку – лишь как проявление активности живительной силы. Главное отличие человека от животного Аристотель усматривает в способности человека к интеллектуальной жизни, которая предполагает нравственную позицию, следование определенным нормам и правилам, умение воспринимать такие понятия, как добро и зло, справедливость и несправедливость. ► Так же, как и у Платона, аристотелевское учение рассматривает человека как политическое существо, интересы которого должны быть подчинены интересам государства, хотя и должны учитываться. Неравенство людей Аристотель считал нормальным состоянием людей, справедливость он понимал как равенство равных. ► Заслугой Аристотеля является разработка проблем этики и эстетики, развития формальной логики, первая классификация наук. Деятельность Аристотеля завершает самый содержательный период древнегреческой философии.

Изображение слайда
14

Слайд 14: 1.4. Посткритический этап в античной философии (философия эллинизма)

13.02.2019 14 1.4. Посткритический этап в античной философии (философия эллинизма) 1.4.1. Киники и скептики Наиболее видные представители школы киников – ученик Сократа Антисфен (ок. 450-ок. 360 до н.э.) и Диоген (ок. 400-ок. 325 до н.э.). Антисфен проповедовал опрощение жизни, отказ от каких-либо потребностей. Он призывал к тому, чтобы быть ближе к природе. По Антисфену, не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака. Его последователи резко осуждали рабство. Славу Антисфена превзошел его ученик Диоген. Он упорно искал добродетели, считал, что моральная свобода заключается в освобождении от желаний. Будьте безразличными к благам, которыми одарила вас фортуна, и вы освободитесь от страха, говорил Диоген. Основателем скептицизма (от греч. «скептикос» – рассматривающий, иссле­дующий, критикующий)считают Пиррона (360-270 до н.э.). Видными мыслителями-скептиками были Тимон, Энесидем, Эмпирик, Секст и др. По Пиррону, философ – это тот, кто стремится к счастью, а оно состоит в невозмутимости и в отсутствии страданий. Философ обязан ответить на такие вопросы: 1) из чего состоят вещи? 2) Как мы должны относиться к этим вещам? 3) Какую выгоду мы можем получить из такого отношения к ним? Согласно Пиррону, на первый вопрос мы не в состоянии получить ответа: всякая вещь «есть это не в большей мере, чем то». Поэтому ничто не должно быть называемо ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым. Всякому нашему утверждению о любом предмете может быть с равным правом и равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение. Что же делать? На этот вопрос философ отвечает: «Следовать принципу воздержания от каких бы то ни было суждений о чем-либо!» Скептицизм Пиррона – это не полный агностицизм: безусловно достоверны для нас наши чувственные восприятия, когда мы рассматриваем их лишь как явления. Если нечто кажется нам сладким или горьким, следует высказаться так: «Это кажется мне горьким или сладким».

Изображение слайда
15

Слайд 15: 1.4. Посткритический этап в античной философии (философия эллинизма)

13.02.2019 15 1.4. Посткритический этап в античной философии (философия эллинизма) 1.4.2. Основным принципом этики эпикурейцев является удовольствие – принцип гедонизма. При этом проповедуемые эпикурейцами удовольствия отличаются чрезвычайно благородным, спокойным, уравновешенным и часто созерцательным характером. По Эпикуру, жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет». Жизнь и есть наибольшее наслаждение. Такая, как она есть, с началом и с концом. Характеризуя духовный мир человека, Эпикур признавал наличие у него души. Он характеризовал ее так: ничего нет ни тоньше, ни достовернее этой сущности (души), и состоит она из самых мелких и самых гладких элементов. Знание, по Эпикуру, начинается с чувственного опыта, но наука о знании имеет своим началом, прежде всего, анализ слов и установление точной терминологии, т.е. чувственный опыт, приобретенный человеком, должен быть осмыслен и обработан в виде тех или иных терминологически зафиксированных смысловых структур. По мысли Эпикура, нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно! Эпикур проповедовал благочестие, богопочитание: «мудрец должен преклонять колена перед богами». Лукреций Кар, римский поэт, философ и просветитель, один из выдающихся эпикурейцев, как и Эпикур, разделяет учение об атомах, не отрицает существования богов, состоящих из тончайших атомов и пребывающих в междумировых пространствах в блаженном покое. • В своей поэме «О природе вещей» Лукреций изображает легкую и тонкую, всегда подвижную картину воздействия, которое на наше сознание оказывают атомы путем истечения особых «эйдолов», в результате чего возникают ощущения и все состояния сознания. • Атомы у Лукреция – не совсем то, что у Эпикура: они – не предел делимости, а своего рода творческие начала, из которых создается конкретная вещь со всей ее структурой, т.е. атомы – это материал для природы, предполагающей какой-то вне их находящийся творческий принцип.

Изображение слайда
16

Слайд 16: 1.4. Посткритический этап в античной философии (философия эллинизма)

13.02.2019 16 1.4. Посткритический этап в античной философии (философия эллинизма) 1.4.3. Стоицизм Стоицизм как специфическое направление философской мысли просуществовало с III в. до н.э. до III в. Стоицизм – это наименее «греческая» из всех философских школ. Ранние стоики, в большинстве своем сирийцы: Зенон Китионский с Кипра, Клеанф, Хрисипп. К поздним стоикам ( I и II вв.) относятся Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий – это в основном римляне. Стоики в своих воззрениях выдвигали на первый план понятие спокойного и всегда уравновешенного, даже «бесчувственного» мудреца. В этом проявлялся идеал внутренней свободы человека. Характеризуя различные свойства души, стоики особое внимание уделяли феномену воли; учение было построено на волевом принципе, на самообладании, терпении и т.п. Развитие природы они трактовали также в религиозном духе, считая, что все предопределено. Бог не отделен от мира, он – душа мира, благодетельное провидение. Стоики исходили из принципа всеобщей целесообразности. По природе, учили стоики, все человеческие существа равны. Согласно Хрисиппу (ок. 280-208 до н.э.), существует мировая душа. Это чистейший эфир, самый подвижный и легкий, женственно-нежный, как бы тончайший вид материи. Представитель позднего стоицизма Марк Аврелий (121-180гг.; римский император с 161 г. н.э.) был убежден, что Бог дает каждому человеку особого доброго гения в руководители. Эта идея возродилась в христианстве в образе ангела-хранителя. Для него Вселенная – тесно связанное целое; это единое, живое существо, обладающее единой субстанцией и единой душой. Свобода для знаменитого мыслителя, писателя и государственного деятеля Сенеки (ок. 4г. до н.э. – 65г. н.э.) – это божество, которое господствует над всеми вещами и событиями. Ничто не может ее изменить. Отсюда покорность, выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод.

Изображение слайда
17

Слайд 17: 1.4. Посткритический этап в античной философии (философия эллинизма)

13.02.2019 17 1.4. Посткритический этап в античной философии (философия эллинизма) 1.4.4. Неоплатонизм Основатель школы неоплатонизма – Плотин (ок. 205-ок. 270). Согласно Плотину, центральная выдающаяся фигура всего неоплатонизма – душа, которая не есть тело, но зато душа осуществляется в теле и тело есть предел ее существования. Ум тоже не есть тело. Но без ума вообще не существовало бы никакого организованного тела. Материя находится также в самом уме, поскольку ум есть всегда некоего рода организация, а всякая организация требует для себя материал, без которого нечего было бы организовывать. Плотин развивал идею действия «мировой души» по всему Космосу. Наиболее оригинальной частью системы воззрений Плотина является учение о первой ипостаси – Едином как трансцендентном начале, которое выше всех иных категорий. Всякая вещь – «одно», противополагаемое всему иному, а Единое неразличимо и нераздельно соприсуще всему сущему и всему мыслимому. Так что оно есть и все сущее, взятое в абсолютной единичности, включая жизнь Космоса и человеческого ума, являясь принципом всего сущего. Плотин завещал своему ученику Порфирию (ок. 233-ок. 304) привести в порядок и издать его сочинения. Порфирий вошел в историю философии как комментатор Аристотеля и Плотина. Идеи Плотина и Порфирия были развиты Проклом (ок. 410-485), который считал, что высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; любовь (эрос), по Проклу, связывается с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, а вера соединяет нас с благостью богов. Большое значение имела разрабатываемая им диалектика Космоса. Идеи неоплатонизма не погибли с крушением античного общества. Они впитывали в себя ранние христианские воззрения.

Изображение слайда
18

Слайд 18: 2. Философия европейского Средневековья, ее характерные черты

13.02.2019 18 2. Философия европейского Средневековья, ее характерные черты 2.1. Характерные черты философии европейского Средневековья Теоцентризм Антропология Сотериологизм Этика Онтология История Креационизм, супранатурализм Антропологизм, богоуподобление Гносеология Провиденциализм, эсхатологизм Ревеляционизм Мистицизм Схоластика

Изображение слайда
19

Слайд 19: 2.2. Основные этапы развития средневековой философии

13.02.2019 19 2.2. Основные этапы развития средневековой философии 1. Апологетика христианства (1-4 вв.) 1) Юридическое обоснование законности деятельности христианских общин 2) Создание единого христианского вероучения (Юстиан Мученик, Климент, Ориген): - создание стройной концепции Бога, разрешение проблемы его троичности, - обоснование творения мира и человека как акта Божественной воли, - решение измерения человеческой жизни в единстве тела, интеллекта и духа, - определение отношения свободы и благодати, веры и разума. 2. Патристика (4-8 вв.) (Каппадокийская школа, Тертулиан, Киприан, Аврелий: Главные теологические проблемы: 1) сущность Троичности; 2) проблема инкарнации; 3) вопросы отношений веры и разума; 4) характер взаимосвязи закона и благодати, свободы и необходимости. 3. Схоластика (8-14 вв.) (Альберт Великий, Фома Аквинский, Роджер Бэкон) Цели схоластической философии: 1) доказать средствами разума истины, которые ведут к вере; 2) показать непротиворечивость религиозных истин фундаментальным принципам логики; 3) придать теологической мысли при помощи философских методов систематизиро- ванную форму; 4) используя философские аргументы, исключить критику святых истин.

Изображение слайда
20

Слайд 20: 2.2. Основные этапы развития средневековой философии

13.02.2019 20 2.2. Основные этапы развития средневековой философии Патристика Аврелия Августина (Блаженного – 354-430 гг.) Его основные идеи: 1) Доказательство существования Бога у него совпадают с доказательствами существования определенности и Истины. У Августина есть три типа доказательства бытия Бога. Во-первых, он говорит, что сам мир создан Богом невыразимым и невидимым, великим и прекрасным – убеждение человечества. Во-вторых, он утверждает, что власть Бога такова, когда весь род человеческий признает Бога Творцом мира – согласие человечества. В-третьих, из познания различных ступеней блага мы приходим к высшему Благу, благу всех благ – Богу – познание человечества. Бытие, Истина, Благо (и Любовь)- это сущностные атрибуты Бога. Бог, по Августину, – это высшее, а потому и неизменное бытие, от него получает бытие все, сотворенное из ничего, которое по степени своего совершенства составляет некую «Лестницу». Августин обосновывает троичность (тринитарность) Бога, которую полностью нельзя выразить земным языком. а) Говоря о невыразимом, мы все же можем частично выразить то, что по-латински это выражается «одна сущность (субстанция), три личности». И Отец, и Сын, и Дух неразделимы в бытии, в деяниях своих. В трех лицах Троицы нет ни иерархии, ни функциональных различий, но только абсолютное равенство. б) Субстанция как не раздельна, так и не слиянна, ибо наименования Троицы принадлежат не к субстанциональному порядку, но к порядку отношений. в) Видя в каждой тварной вещи единство, форму и порядок и восходя от творений к Творцу, и в Троице мы видим не разделенными это проявление единства, формы и содержания. 2) Бог из собственного существа породил Сына, который как таковой, идентичен Отцу. Августин выступал против опасности распада двух натур Христа (божественной и человеческой), признавал формулу « двух начал в одном лице Христа ». 3) В вопросе о соотношении веры и разума Августин стоит на точке зрения примата веры, Соотношение веры и знания у него можно выразить формулой: «верую, чтобы понимать». 4) Свободу Августин рассматривает не как свойство разума (как понимали древние греки), а как свободу воли. Разум познает, но выбирает воля, хотя и воля может быть порочной. Свободная воля тогда лишь подлинная свобода, когда не допускает зла.

Изображение слайда
21

Слайд 21: 2.2. Основные этапы развития средневековой философии

13.02.2019 21 2.2. Основные этапы развития средневековой философии Схоластика Фомы Аквинского (1221-1274гг.) • Пятиэлементная система доказательств существования Бога. К Богу можно прийти лишь апостериорно (на основании опыта), отталкиваясь от мира и его эффектов, понимание которых неизбежно приведет к их источнику. 1) Доказательства от движения. Все движущееся и меняющееся с необходимостью приходит к началу неподвижному и необходимому, И это тот, кого зовут Богом. 2) Путь действующей причины. В цели обусловленных причин есть первая (необусловленная) причина, которая все производит, но сама не произведена. Первая причина и есть Бог. 3) Путь возможности. Все сущее стало возможным из необходимости. Чтобы объяснить актуальное существование вещей, сделать переход от возможного к реальному, необходимо ввести нечто, к чему не применимо прошедшее и будущее, кто имеет собственную необходимость в себе, и это есть Бог. 4) Путь степеней совершенства. Все существа располагают разной мерой бытия и совершенства, высшим совершенством является Бог. 5) Путь финализма ( телеологии ). Сила все ведущая, направляющая природные существа к цели, зовется Бог. Рассматривая природу человека, Фома говорит о том, что разум есть могущественная природа человека. Назначение человека – понимать и действовать с пониманием. В разуме причина свободы человека, и в этом может быть корень зла. Венцом учения Фомы Аквинского являлся его вывод о единстве разума и веры. Знание – это область очевидных и доказуемых истин, к которым приводят наука и философия; вера – область истин неочевидных и недоказуемых. Согласие с истинами разума является следствие логической необходимости, согласие с истинами веры является актом свободной воли.

Изображение слайда
22

Слайд 22: 2.2. Основные этапы развития средневековой философии

13.02.2019 22 2.2. Основные этапы развития средневековой философии Философские идеи Роджера Бэкона (1210-1294 гг.) По мнению Бэкона, четыре препятствия возникают у людей на пути к истине: 1) доверие сомнительному авторитету; 2) привычка; 3) вульгарные глупости; 4) невежество, скрывающееся под маской бравирующего всезнайства. Истина – дитя времени, а наука – дитя всего человечества. Есть два пути к знанию: аргументы, которые позволяют сделать вывод, но не избавляют от сомнения, и эксперименты, которые позволяют опытом проверять возвышенные заключения наук. Роджер Бэкон выдвинул три основных возражения против схоластики: 1) незнание языка (греческого и арабского), которое не позволяет адекватно переводить Священное Писание и труды величайших философов прошлого – Аристотеля, Авиценны и Аверроэса; 2) недостаточное знание математики, которая является основой всех наук; 3) несовершенство схоластического метода – ссылки на авторитеты (Священное Писание и Священное Предание, труды «отцов церкви» и т.п.), из которых, путем дедукции, выводились заключения.

Изображение слайда
23

Слайд 23

13.02.2019 23

Изображение слайда
24

Слайд 24: 3. Гуманистический характер и содержание философии Возрождения 3.1. Характерные черты Возрождения (Ренессанса)

13.02.2019 24 3. Гуманистический характер и содержание философии Возрождения 3.1. Характерные черты Возрождения (Ренессанса) 1. Экономической основой является прогрессивное экономическое развитие городов, ремесел, торговли, рост производительности труда, возникновение зародышей капиталистических отношений. 2. Возрождение, начавшееся с литературы и философии, охватило все стороны общественной жизни стран: экономику, науку, социальные отношения, политику, искусство, систему образования и воспитания и т.д. 3. На передний план выдвигается человеческая личность, обязанная своим положением и успехом не знатности предков, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче, и вызванная к жизни требованиями процесса исторического развития. 4. Огромную роль в распространении новой культуры сыграло изобретение книгопечатания. 5. С Возрождением связаны мощные научные сдвиги в области естествознания. Наиболее крупные победы естествознание одержало в области астрономии, географии, анатомии, развивалась математика, биология, ботаника, зоология, этнография; вырос запас знаний по металлургии и геологии. 6. Изменилось отношение интеллигенции к религии, которое можно бы назвать индифферентным. 7. Измелись содержание и характер философии. а) Studia divana (изучению божественного) была противопоставлена studia humaniora (изучение человеческого), основной чертой философии становится антропоцентризм и гуманизм. б) Одно из главных завоеваний философской мысли Возрождения – возникновение натурфилософии (философии природы), характерными чертами которой является: 1) натуралистический пантеизм; 2) органистический взгляд на мир как на огромный живой и изменяющийся организм, одушевленный как в своем целом, так и в частях (гилозоизм); 3) человек рассматривается как «микрокосм», как часть природы -»макрокосма», обладающий в снятом виде всеми свойствами последнего.

Изображение слайда
25

Слайд 25: 3.2. Основные философские идеи Ренессанса. Гуманизм

13.02.2019 25 3.2. Основные философские идеи Ренессанса. Гуманизм У истоков гуманизма стояли Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Колюччо Салютати, Леонардо Бруни, Паджио Браччолини, Леон Баттиста Альберти и др. Данте Алигьери (1265-1321 гг.) говорит о том, что нужно видеть в человеке не противопоставление, а единство божественного и человеческого, так как человек детерминирован двояко: и богом, и природой. Марсилио Фичино (1433-1499 гг.) показал это в форме нисходящей последовательности совершенств: Бог – ангел – душа – качество (форма) – материя. Человек, занимая среднее положение между Богом и материей, обладает как бы двумя мирами – интеллектуальным (Бог-ангелы) и физическим (форма-материя). К блаженству, таким образом, у Алигьери ведут два пути: философское поучение, т.е. человеческий разум и божественное поучение, исходящее от Святого Духа. Франческо Петрарка (1304-1374) говорит, что истинная мудрость есть знание пути (метода) достижения этой мудрости, которая заключается в искусстве быть свободным. Знание природы – не самоцель, а служение человеку. «Я спрашиваю себя,- говорит он,- что пользы знать природу зверей, птиц, рыб и змей, и либо игнорировать, либо не заботиться о знании природы человека, поскольку кто мы, откуда и куда идем». Леон Баттиста Альберти (1404-1472 гг.) утверждал, что главный интерес представлял для него homo faber, т.е. человек деятельной и производительной жизни. Он заявляет, что человек рождается не для того, чтобы умереть и сгнить, не для того, чтобы изнывать в безделии, но для того, чтобы упражняться в вещах великих и славных, которым он может радоваться и посредством которых может прославлять богов, а также для того, чтобы использовать совершенства добродетели, и таким образом добывать счастье.

Изображение слайда
26

Слайд 26: 3.2. Основные философские идеи Ренессанса. Натурфилософия

13.02.2019 26 3.2. Основные философские идеи Ренессанса. Натурфилософия Основные идеи Николая Кузанского (Кребса) – 1401-1464 гг. 1) Отношения между Богом и универсумом Бог есть «сложение» всех вещей, их «компликация», так же, как множество есть «компликация» всех фигур. Если Бог есть «компликация», то следует говорить, что все вещи в Боге. Но Бог может полагаться и как «экспликация», как Бог во всех вещах (истина в своем образе). Как следствие, происходит манифестация Бога, которая определяется термином «контракция»: Бог в универсуме (окружающем мире) является «контрактом», в котором единство проявляет себя в множественности, простота – в сложности, покой – в движении, вечность – в чередовании времени и т.д. 2) Значение принципа «все во всем» Этот принцип вытекает уже из решения проблемы отношения между Богом и миром. Если Вселенная конкретизируется в каждой актуально существующей вещи, то Бог, пребывая во Вселенной, пребывает и в каждой вещи, а каждая актуально существующая вещь непосредственно пребывает в Боге. Поэтому сказать «каждое – в каждом», значит то же самое, что Бог через все – во всем, и все через все – в Боге». 3) Концепция человека как «микрокосма» Человек, по мысли Кузанского, представляет собой «микрокосм» на двух уровнях: 1) на общем онтологическом, потому что он в себе «связывает» все вещи; 2) на гносеологическом, поскольку, обладая разумом, включает в себя образы всех вещей. Утверждение Кузанского о том, что в человеке человеческим образом, как во Вселенной универсальным образом, развернуто все, раз она есть человеческий мир, – это прорыв в будущее, в решение тех проблем, которыми занимаются современные наука и философия, проблем, раскрывающих интегральную, космобиопсихосоциальную природу человека.

Изображение слайда
27

Слайд 27: 3.2. Основные философские идеи Ренессанса. Натурфилософия

13.02.2019 27 3.2. Основные философские идеи Ренессанса. Натурфилософия Основные идеи Джордано Бруно (1548-1600 гг.) Он вступил в открытый конфликт с церковью и схоластической философией и был сожжен за свои идеи инквизицией 17 февраля 1600 года в Риме, на Площади цветов. 1) Проблемы бесконечности мира, его единства и вечности. Первоосновой всего мира выступает Единое, материя, являющаяся неразвернутой, потенциальной причиной всего сущего. Это Единое является праосновой всех различных видов и форм. Внутренним действием материи является мировая душа, которая существует не только внутри материи, но и господствует над ней, удерживает мир в единстве и разнообразии, выступает как форма Универсального разума. Стремясь преодолеть креационизм схоластической философии и теологии, он приходит к идее всеобщей одушевленности материи. 2) Идея первоосновы мира. Обращаясь к концепции Н. Кузанского «все – во всем», Бруно говорит что мир, Единое, состоит из множества самостоятельных единиц, представляющих минимум, которым является монада, отражающая в себе весь Универсум. 3) Создание новой космологии. Это даже не гелиоцентризм: Вселенная у него бесконечна, эту бесконечность нельзя понять с точки зрения обыденного сознания, необходим философский разум. Мир однороден во всех направлениях, не существует никакого центра, к нему не применимы понятия «верх», «низ». В этой бесконечной Вселенной наша Солнечная система лишь пылинка, одна из бесчисленных множеств других, подобных систем, в которых также возможны жизнь и разум. Учение Д.Бруно, как и идеи Н.Кузанского, заложили основы не только для развития естествознания и философии Нового Времени, но и для современной науки.

Изображение слайда
28

Последний слайд презентации: Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического: Выводы

13.02.2019 28 Выводы Античная философия, в которой содержались зачатки основных видов философского мировоззрения, разрабатывавшиеся во все последующие века, – это не «музей древностей», а живая картина становления теоретической мысли, полная смелых, оригинальных, мудрых идей. Это великое торжество разума. Вот почему она никогда не потеряет своего высокого значения в глазах мыслящего человечества. Античная философия вызывает живой интерес у каждого любознательного человека, которого волнуют философские вопросы. Многие проблемы, над которыми размышляли античные философы, не утратили своей актуальности и поныне. Изучение античной философии не только обогащает нас ценной информацией о результатах размышлений выдающихся мыслителей, но и способствует развитию более утонченного философского мышления у тех, кто с любовью и рвением углубляется в их творения. Можно сказать, что античная философия создала начала и основы научного познания мира. Многие гениальные догадки древнегреческих любомудров до сих пор занимают умы современных естествоиспытателей и философов. Средневековье занимает длительный отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения – почти целое тысячелетие. Раннее средневековье в Европе характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств, а зрелое средневековье связано со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство. Длительное время в истории философии господствовало представление, согласно которому между античностью и Новым временем лежит полоса полного застоя философской мысли и вообще какого-то мрака. А между тем это богатейший период истории духовной культуры, исполненный глубоких поисков и находок в области философии. Период Ренессанса и Реформации представлял собой необходимый и закономерный переход от Средневековья к Новому Времени.

Изображение слайда