Презентация на тему: ФГОС для детей с РАС Выполнила : Шеванкова Н.Ю

ФГОС для детей с РАС Выполнила : Шеванкова Н.Ю.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ФГОС для детей с РАС Выполнила : Шеванкова Н.Ю.
ФГОС для детей с РАС Выполнила : Шеванкова Н.Ю.
ФГОС для детей с РАС Выполнила : Шеванкова Н.Ю.
ФГОС для детей с РАС Выполнила : Шеванкова Н.Ю.
Особые образовательные потребности детей с РАС в процессе начального школьного образования
ФГОС для детей с РАС Выполнила : Шеванкова Н.Ю.
ФГОС для детей с РАС Выполнила : Шеванкова Н.Ю.
ФГОС для детей с РАС Выполнила : Шеванкова Н.Ю.
Функции ФГОС для обучающихся с РАС
Дифференциация ФГОС для обучающихся с РАС
Варианты ФГОС начального образования детей с РАС
Требования к структуре образовательных программ
Требования к результатам освоения основной образовательной Программы начального образования и Программы коррекционной работы
Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению « Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях »
Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни»
Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Овладение навыками коммуникации»
Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Дифференциация и осмысление картины мира»
Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения,
8.2 Второй вариант ФГОС для обучающихся с РАС (В)
Знания о человеке в социуме и практика жизни в социуме
Искусство – знания и умения в области искусств и практика их применения в быту и творчестве
Знания о здоровье, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования
Технологии – основы трудовой деятельности, доступные и необходимы в жизни технологии и практика их применения
Требования к результатам освоения Адаптированной Программы начального образования во втором варианте ФГОС для детей с РАС
ФГОС для детей с РАС Выполнила : Шеванкова Н.Ю.
ФГОС для детей с РАС Выполнила : Шеванкова Н.Ю.
ФГОС для детей с РАС Выполнила : Шеванкова Н.Ю.
8.3 Третий вариант ФГОС для обучающихся с РАС (С) (нецензовый уровень)
ФГОС для детей с РАС Выполнила : Шеванкова Н.Ю.
Требования к структуре Адаптированной образовательной Программы начального образования в третьем варианте ФГОС для детей с РАС
Требования к результатам освоения Программы начального образования в третьем варианте стандарта (С)
ФГОС для детей с РАС Выполнила : Шеванкова Н.Ю.
ФГОС для детей с РАС Выполнила : Шеванкова Н.Ю.
8.4 Четвертый вариант ФГОС (Д) для обучающихся с РАС (индивидуальный уровень)
ФГОС для детей с РАС Выполнила : Шеванкова Н.Ю.
ФГОС для детей с РАС Выполнила : Шеванкова Н.Ю.
ФГОС для детей с РАС Выполнила : Шеванкова Н.Ю.
Требования к структуре индивидуальной образовательной Программы начального образования в четвертом варианте ФГОС (Д) для детей с РАС
Требования к ВОЗМОЖНЫМ результатам начального образования в четвертом варианте стандарта (Д)
ФГОС для детей с РАС Выполнила : Шеванкова Н.Ю.
ФГОС для детей с РАС Выполнила : Шеванкова Н.Ю.
Требования к условиям получения начального образования
ФГОС для детей с РАС Выполнила : Шеванкова Н.Ю.
ФГОС для детей с РАС Выполнила : Шеванкова Н.Ю.
Статьи и законы
1/47
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 33)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (218 Кб)
1

Первый слайд презентации: ФГОС для детей с РАС Выполнила : Шеванкова Н.Ю

Изображение слайда
2

Слайд 2: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Предметом регулирования ФГОС начального школьного образования детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС) являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной, адаптированной и индивидуальной образовательных программ начального образования обучающихся с РАС (далее – Программы) организацией, осуществляющей образовательную деятельность (далее – Организация). 2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, с учетом Конвенции ООН о правах ребёнка, Конвенции ООН о правах инвалидов[1], Концепции ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программ Организацией.

Изображение слайда
3

Слайд 3

При разработке Стандарта учтены : · особые образовательные потребности обучающихся с РАС; · диапазон возможностей освоения детьми с РАС образовательных Программ начального образования в различных условиях обучения. 3. Стандарт утверждает основные принципы: · создания благоприятной социальной ситуации развития и обучения каждого ребёнка с РАС в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями; · обеспечения взаимодействия обучающихся с РАС с их нормально развивающимися сверстниками; · приобщения обучающихся с РАС к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства ;

Изображение слайда
4

Слайд 4

4. Стандарт преследует цели : · обеспечения государственных гарантий получения начального образования обучающимися с РАС; · создания оптимальных условий для получения качественного начального образования каждому обучающемуся с РАС; · обеспечение государственных гарантий реализации заданных Стандартом дифференцированных уровней и вариантов школьного образования обучающихся с РАС; · обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм школьного образования, возможности формирования образовательных Программ различных уровней сложности и направленности с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с РАС; · обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно начального образования обучающихся с РАС; · обеспечения равных возможностей социального развития и освоения начального школьного образования независимо от характера и степени тяжести расстройств, места проживания, пола, нации, языка, социального статуса обучающегося с РАС;

Изображение слайда
5

Слайд 5

5. Стандарт является основой : · разработки и реализации всех видов образовательных Программ начального школьного образования для обучающихся с РАС - Основной образовательной Программы; Адаптированной образовательной Программы; Специальной индивидуальной образовательной Программы; Программы коррекционной работы; · разработки примерных образовательных программ начального школьного образования обучающихся с РАС (далее – Примерные программы); · разработки нормативов финансового обеспечения реализации Основной образовательной программы; Адаптированной образовательной программы; Специальной индивидуальной образовательной программы; Программы коррекционной работы реализующих начальное школьное образование обучающихся с РАС; · формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций, осуществляющих начальное школьное образование обучающихся с РАС; · объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Основной образовательной программы; Адаптированной образовательной программы; Специальной индивидуальной образовательной программы; Программы коррекционной работы по реализации начального школьного образования обучающихся с РАС; · подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций, осуществляющих начальное школьное образование обучающихся с РАС.

Изображение слайда
6

Слайд 6

6. Основная образовательная программа; Адаптированная образовательная программа; Специальная индивидуальная образовательная программа, Программа коррекционной работы утверждаются Организацией, осуществляющей начальное школьное образование обучающихся с РАС самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ. 7. При разработке Программ Организация определяет продолжительность пребывания ребенка с РАС в Организации, режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых образовательных, педагогических и организационно-управленческих задач. Программы реализуются в течение всего времени пребывания детей с РАС в Организации. 8. Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества образования обучающихся с РАС, получающих начальное школьное образование. 9. Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программ начального школьного образования обучающихся с РАС, в том числе: · к структуре Программ; · к условиям реализации Программ; · к результатам освоения Программ; · к итоговым достижениям обучающихся с РАС, определяемым к моменту завершения начального школьного обучения;

Изображение слайда
7

Слайд 7: Особые образовательные потребности детей с РАС в процессе начального школьного образования

·  в значительной части случаев в начале обучения возникает необходимость постепенного и индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в классе. Посещение класса должно быть регулярным, но регулируемым в соответствии с наличными возможностями ребенка справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением. По мере привыкания ребенка к ситуации обучения в классе оно должно приближаться к его полному включению в процесс начального школьного обучения; ·  выбор уроков, которые начинает посещать ребенок, должен начинаться с тех, где он чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным и постепенно, по возможности, включает все остальные; ·  большинство детей с РАС значительно задержано в развитии навыков самообслуживания и жизнеобеспечения : необходимо быть готовым к возможной бытовой беспомощности и медлительности ребенка, проблемах с посещением туалета, столовой, с избирательностью в еде, трудностями с переодеванием, с тем, что он не умеет задать вопрос, пожаловаться, обратиться за помощью. П оступление в школу обычно мотивирует ребенка на преодоление этих трудностей и его попытки должны быть поддержаны специальной коррекционной работой по развитию социально-бытовых навыков

Изображение слайда
8

Слайд 8

·  необходима специальная поддержка де тей (индивидуальная и при работе в классе) в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями; ·  может возникнуть необходимость во временной и индивидуально дозированной поддержке тьютором организации всего пребывания ребенка в школе и его учебного поведения на уроке; поддержка должна постепенно редуцироваться и сниматься по мере привыкания ребенка, освоения им порядка школьной жизни, правил поведения в школе и на уроке, навыков социально-бытовой адаптации и коммуникации; ·  в начале обучения, при выявленной необходимости, наряду с посещением класса, ребенок должен быть обеспечен дополнительными индивидуальными занятиями с педагогом по отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию и взаимодействие с учителем, адекватно воспринимать похвалу и замечания; ·  периодические индивидуальные педагогические занятия (циклы занятий) необходимы ребенку с РАС даже при сформированном адекватном учебном поведении для контроля за освоением им нового учебного материала в классе (что может быть трудно ему в период привыкания к школе) и, при необходимости, для оказания индивидуальной коррекционной помощи в освоении Программы; необходимо создание особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуры уроков и всего пребывания ребенка в школе, дающее ему опору для понимания происходящего и самоорганизации;

Изображение слайда
9

Слайд 9

·  необходима специальная работа по подведению ребенка к возможности фронтальной организации на уроке : планирование обязательного периода перехода от индивидуальной вербальной и невербальной инструкции к фронтальной; ·  в использовании форм похвалы, учитывающих особенности детей с РАС и отработке возможности адекватно воспринимать замечания в свой адрес и в адрес соучеников; ·  в организации обучения такого ребенка и оценке его достижений необходим учёт специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме особенностей освоения «простого» и «сложного»; ·  необходимо введение специальных разделов коррекционного обучения, способствующих преодолению фрагментарности представлений об окружающем, отработке средств коммуникации, социально-бытовых навыков; необходима специальная коррекционная работа по осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне неполного и фрагментарного; оказание ему помощи в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать; ·  ребенок с РАС нуждается в специальной помощи в упорядочивании и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического формального накопления и использования для аутостимуляции; ·  ребенок с РАС нуждается, по крайней мере, на первых порах, в специальной организации на перемене, в вовлечении его в привычные занятия, позволяющее ему отдохнуть и, при возможности включиться во взаимодействие с другими детьми;

Изображение слайда
10

Слайд 10

ребенок с РАС для получения начального образования нуждается в создании условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика класса), упорядоченности и предсказуемости происходящего; ·  необходима специальная установка педагога на развитие эмоционального контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях; ·  педагог должен стараться транслировать эту остановку соученикам ребенка с РАС, не подчеркивая его особость, а показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением и вовлекать детей в доступное взаимодействие; ·  необходимо развития внимания детей к проявлениям близких взрослых и соучеников и специальная помощь в понимании ситуаций, происходящих с другими людьми, их взаимоотношений; ·  для социального развития ребёнка необходимо использовать существующие у него избирательные способности ; ·  процесс его обучения в начальной школе должен поддерживаться психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками, семьи и школы; ·  ребенок с РАС уже в период начального образования нуждается в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Функции ФГОС для обучающихся с РАС

·  максимальное расширение охвата дете й с РАС начальным образованием, отвечающем их возможностям и потребностям; ·  Конституционное право на начальное школьное образование каждому обучающемуся с РАС вне зависимости от тяжести нарушения развития, возможностей освоения цензового уровня образования; вида образовательного учреждения; ·  у довлетворение общих с нормально развивающимися детьми и особых образовательных потребностей, создание оптимальных условий для реализации реабилитационного потенциала; ·  возможность выбора варианта начального образования, адекватного возможностям обучающегося с РАС, отвечающего желанию семьи и рекомендациям специалистов; сопоставимое качество начального образования обучающихся с РАС на всей территории Российской Федерации ; ·  механизм регуляции процесса интеграции / инклюзии обучающихся с РАС ;

Изображение слайда
12

Слайд 12: Дифференциация ФГОС для обучающихся с РАС

Диапазон различий детей с РАС чрезвычайно широк и по уровню развития ребенка, и по тяжести самих аутистических проблем и в связи с качеством полученного дошкольного образования, поэтому для начального образования им может потребоваться каждый из четырех базовых вариантов стандарта, разработанных в ФГОС для детей с ОВЗ.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Варианты ФГОС начального образования детей с РАС

8.1 Первый вариант (А). ФГОС для обучающихся с РАС (инклюзивное образование) Значительной части детей с РАС доступно и показано цензовое образование, соотносимое по уровню «академического» компонента с образованием здоровых сверстников, получаемое совместной с ними среде обучения в те же календарные сроки. Инклюзия в наибольшей степени целесообразна для детей с РАС, имеющих формально сопоставимый с нормой уровень психоречевого развития (ориентируемся на 3 и 4 группы, по отечественной психологической классификации аутичных детей), оптимально, если до поступления в школу ребенок имеет опыт подготовки к ней в группе детей. Вместе с тем, даже имея высокие интеллектуальные способности, эти дети для успешного освоения начального образования в условиях инклюзии нуждаются в систематической психолого-педагогической и организационной поддержке, обеспечивающей удовлетворения их особых образовательных потребностей. ·  Не исключена необходимость постепенного, индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в классе: начиная с уроков, где он чувствует себя наиболее комфортно и успешно, до полной инклюзии

Изображение слайда
14

Слайд 14: Требования к структуре образовательных программ

Обязательной для ребенка с РАС, обучающегося в условиях инклюзии, является систематическая специальная помощь, отвечающей его особым образовательным потребностям. Основная образовательная Программа поддерживается Программой коррекционной работы. Для обучающегося с РАС она реализуется: * в создании оптимальных условий введения ребенка в ситуацию инклюзии; * помощи в формировании адекватного учебного поведения в условиях работы в классе; * в подаче учебного материала с учетом особенностей усвоения информации, парадоксальности в освоении «простого» и сложного», специфики овладения учебными навыками. Развитие жизненной компетенции: ·  развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; ·  овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; ·  овладение навыками коммуникации; ·  дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации; ·  осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Требования к результатам освоения основной образовательной Программы начального образования и Программы коррекционной работы

Оценивать результаты начального образования ребенка с РАС, обучающегося в условиях инклюзии предлагается по его завершении. Требования к результатам развития жизненной компетенции группируются по следующим позициям, соответствующим направлениям Программы коррекционной работы с ребенком с РАС в условиях инклюзии: ·  адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; ·  владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни; ·  владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком); ·  осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации; ·  осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению « Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях »

Направления коррекционной работы Требования к результатам Развитие у ребёнка адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, представлений о своих нуждах и правах в организации обучения Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении  вакцинации. Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи – это нормально и необходимо. Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения Умение обратиться ко взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи (Извините, я забыл, не понял. Повторите. Пожалуйста и т. д.)

Изображение слайда
17

Слайд 17: Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни»

Направления коррекционной работы Требования к результатам Формирование активной позиции ребёнка и укрепление веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания: дома и в школе, стремления к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту Прогресс в самостоятельности и независимости в быту. Продвижение в навыках самообслуживания Освоение правил устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды, покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды, поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т. д.), понимание предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному Развитие представлений об устройстве домашней жизни. Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми Развитие представлений об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в пространстве школы и попросить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в  расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность. Прогресс ребёнка в этом направлении Формирование стремления и потребности участвовать в устройстве праздника, понимания значения праздника дома и в школе, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, прогресс в этом направлении

Изображение слайда
18

Слайд 18: Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Овладение навыками коммуникации»

Направления коррекционной работы Требования к результатам Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях Умение решать актуальные житейские задачи, используя вербальную коммуникацию как средство достижения цели Умение начать и поддержать разговор на разные темы, адекватно выбрать собеседника и тему разговора с ним, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т. д. Умение получать и уточнять информацию от собеседника. Освоение принятых культурных форм выражения своих чувств Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели

Изображение слайда
19

Слайд 19: Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Дифференциация и осмысление картины мира»

Направления коррекционной работы Требования к результатам Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и др. Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрасту ребёнка. Формирование умения ребёнка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. Устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию. Умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым  исследовательскую деятельность. Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности и ответственности. Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др.) Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми

Изображение слайда
20

Слайд 20: Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей»

Формирование представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми. Знание и продвижение в умении использовать правила поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с детьми на  детской площадке, с соседями по дому и с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т. д. Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы, умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умение корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта. Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт. Умение не быть назойливым в контактах, просьбах, требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи. Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении Расширение круга освоенных социальных контактов

Изображение слайда
21

Слайд 21: 8.2 Второй вариант ФГОС для обучающихся с РАС (В)

Второй вариант целесообразен для детей с РАС, чей уровень психоречевого развития к моменту поступления в школу оценивается как задержанный, но приближающийся к норме, а также для детей с РАС, чей уровень развития сопоставим с нормой, но выраженные проблемы организации учебного поведения пока не позволяют им войти в процесс инклюзии (ориентируемся на 4 и 2 группы аутизма по отечественной психологической классификации). Второй вариант (В) ФГОС для детей с РАС отличается от первого (инклюзии), меньшим наполнением класса (6-8 учеников), созданием более четко структурированной временно-пространственной организации обучения; усилением внимания к развитию средств коммуникации; социально-бытовой адаптации; способности к развернутому речевому высказыванию, диалогу. Организация работы специального класса в образовательной организации должна исходить из особенностей развития и образовательных потребностей ребенка с РАС

Изображение слайда
22

Слайд 22: Знания о человеке в социуме и практика жизни в социуме

1.  Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими. Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребёнка, его роли ученика и труженика, члена своей семьи, растущего гражданина своего государства. 2.  Формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельный моральный выбор в обыденных житейских ситуациях. Практическое освоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу ребёнка, требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другими людьми, трудового взаимодействия. 3.  Развитие стремления к достижениям в учёбе, труде, творчестве, поиску друзей, способности к организации личного пространства и времени (учебного и свободного), стремления задумываться о будущем. Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Искусство – знания и умения в области искусств и практика их применения в быту и творчестве

1.  Накопление первоначальных впечатлений от разных видов искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и получение доступного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды, дающей ребёнку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов и др. 2.  Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво, подходит и не подходит) в практической жизни ребёнка и их использование в организации обыденной жизни и праздника. 3.  Развитие опыта самовыражения в разных видах искусства (в пении, в танце, в рисовании, в сочинении поэтических и прозаических текстов, в игре на музыкальных инструментах и т. д.), освоение элементарных форм художественного ремесла.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Знания о здоровье, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования

1.  Овладение ребёнком основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации. Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. 2.  Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Овладение умениями включаться в доступные и показанные ребёнку подвижные игры и занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна. 3.  Формирование умения следить за своим физическим состоянием, отмечать и радоваться любому продвижению в росте физической нагрузки, развитию основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). Стремления к максимально возможной для данного ребёнка физической независимости.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Технологии – основы трудовой деятельности, доступные и необходимы в жизни технологии и практика их применения

1.  Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. 2.  Овладение трудовыми умениями, необходимиыми в разных жизненных ситуациях, умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. 3.  Формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Требования к результатам освоения Адаптированной Программы начального образования во втором варианте ФГОС для детей с РАС

Результаты оцениваются по освоению учащимся содержательных линий восьми областей образования: Знания о языке и речевая практика 1.Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения. 2. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач. 3. Развитие вкуса и способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка. Знание математики и применение математических знаний 1. Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением простых арифметических задач и др.). 2. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т. д.). 3. Развитие способности гибко и самостоятельно использовать математические знания в жизни.

Изображение слайда
27

Слайд 27

Знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром 1. Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире. 2. Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. 3. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. Знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми 1. Овладение первоначальными знаниями о человеке (о телесной и душевной жизни; здоровье, возрасте, поле, семейных и профессиональных ролях, дружеских связях, правах и обязанностях школьника, общекультурных ценностях и моральных ориентирах, задаваемых культурным сообществом ребёнка и др.). 2. Развитие у ребёнка представлений о себе и круге близких людей (осознание общности и различий с другими), способности решать соответствующие возрасту задачи взаимодействия со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную позицию и форму контакта, реальное и/или виртуальное пространство взаимодействия; обогащение практики понимания другого человека (мыслей, чувств, намерений другого), эмоционального сопереживания, морального выбора в обыденных жизненных ситуациях и др.). 3. Развитие вкуса и способности к личному развитию, достижениям в учёбе, к собственным увлечениям, поиску друзей, организации личного пространства и времени (учебного и свободного), умения мечтать и строить планы на будущее.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Знания о человеке в социуме и практика жизни в социуме 1. Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими. Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребёнка, его роли ученика и труженика, члена своей семьи, растущего гражданина своего государства. 2. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельный моральный выбор в обыденных житейских ситуациях. Практическое освоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу ребёнка, требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другими людьми, трудового взаимодействия. 3. Развитие стремления к достижениям в учёбе, труде, творчестве, поиску друзей, способности к организации личного пространства и времени (учебного и свободного), стремления задумываться о будущем. Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни. Искусство – знания и умения в области искусств и практика их применения в быту и творчестве 1. Накопление первоначальных впечатлений от разных видов искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и получение доступного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды, дающей ребёнку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов и др. 2. Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво, подходит и не подходит) в практической жизни ребёнка и их использование в организации обыденной жизни и праздника. 3. Развитие опыта самовыражения в разных видах искусства (в пении, в танце, в рисовании, в сочинении поэтических и прозаических текстов, в игре на музыкальных инструментах и т. д.), освоение элементарных форм художественного ремесла.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Знания о здоровье, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования 1. Овладение ребёнком основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации. Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. 2. Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Овладение умениями включаться в доступные и показанные ребёнку подвижные игры и занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна. 3. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, отмечать и радоваться любому продвижению в росте физической нагрузки, развитию основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). Стремления к максимально возможной для данного ребёнка физической независимости. Технологии – основы трудовой деятельности, доступные и необходимы в жизни технологии и практика их применения 1. Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. 2. Овладение трудовыми умениями, необходимиыми в разных жизненных ситуациях, умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. 3. Формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.

Изображение слайда
30

Слайд 30: 8.3 Третий вариант ФГОС для обучающихся с РАС (С) (нецензовый уровень)

Третий вариант (С) отвечает образовательным потребностям многих детей с РАС, чье психоречевое развитие на момент поступления в школу значительно отстает от нормы (ориентируемся преимущественно на 2, реже на 1 группу аутичных детей по отечественной психологической классификации). Среди особых образовательных потребностей следует выделить: ·  в связи с несформированностью учебного поведения, навыков коммуникации и социально-бытовой адаптации в организации обучения детей обязательно участие помощника учителя (тьютора); ·  может возникнуть необходимость индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в классе; ·  обеспечение сенсорного и эмоционального комфорта ребенка с учетом индивидуальных особенностей, установление эмоционального контакта специалистов с ребенком; ·  специальная индивидуальная  коррекционная работа  по развитию социально-бытовых навыков ребенка; ·  специальная индивидуальная поддержка детей в развитии средств вербальной и невербальной коммуникации, возможно с привлечением компьютерных технологий; ·  значение создания особенно четкой, упорядоченной и осмысленной для ребенка временно-пространственной структуры уроков и всего пребывания ребенка в школе с опорой на ее  визуализацию ; ·  необходим учёт специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме, активное использование зрительных опор, наглядных расписаний, организация учебного материала, облегчающая включение ребенка в самостоятельную работу;

Изображение слайда
31

Слайд 31

·  учет при планировании и оценке достижений ребенка особенностей освоения «простого» и «сложного» при аутизме; ·  выявление областей парциальной одаренности или наибольшей успешности ребенка, для использования их в развитии контакта и взаимодействия с ребенком; ·  специальная индивидуальная помощь по осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне неполного и фрагментарного; ·  необходимость привлечения внимания к проявлениям близких взрослых и соучеников и специальная помощь в понимании их чувств и намерений; ·  процесс обучения в начальной школе должен поддерживаться психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками, семьи и школы; ·  уже в период начального образования ребенок нуждается в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы класса и образовательного учреждения. В связи с неизбежной вынужденной упрощённостью специальной среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к нуждам ребёнка, но ограничивающей его контакты и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по планомерному введению ребёнка в более сложную социальную среду. Ее смыслом является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребёнка с РАС со сверстниками, не имеющими столь выраженных трудностей социального развития

Изображение слайда
32

Слайд 32: Требования к структуре Адаптированной образовательной Программы начального образования в третьем варианте ФГОС для детей с РАС

Формирование жизненной компетенции является важнейшей частью образования такого ребенка. В третьем варианте (С) стандарта, как и во втором (Д), развитие жизненной компетенции ребенка предусматривается Адаптированной образовательной программой содержанием каждой области образования. ·  Язык – знания о языке и речевая практика; ·  Математика – знание математики и практика применения математических знаний; ·  Естествознание – знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром; ·  Человек – знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми; ·  Обществознание – знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребёнком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением; ·  Искусство – знания и умения в области искусств и практика их применения в быту и творчестве; ·  Физическая культура – знания о человеке, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования; ·  Технологии – основы трудовой деятельности, доступные и необходимые в жизни технологии и практика их применения.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Требования к результатам освоения Программы начального образования в третьем варианте стандарта (С)

Описание ожидаемых результатов должно включать целостную характеристику: ·  что обучающийся должен знать и уметь на данной ступени образования, ·  что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике, ·  насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. Результаты оцениваются по освоению учащимся содержательных линий восьми областей образования Адаптированной образовательной Программы: Знания о языке и речевая практика 1. Овладение грамотой, простыми речевыми формами и правилами их применения. 2. Овладение способностью использовать средства устной и письменной коммуникации для решения соответствующих возрасту житейских задач. 3. Развитие стремления и опыта словесного самовыражения на уровне, соответствующем развитию ребёнка. Знание математики и применение математических знаний 1. Овладение началами математики. 2. Умение использоваться элементарные математические знания при решении житейских задач (иметь прогресс в ориентировке и использовании мер измерения веса, пространства, времени, температуры на уроках и дома, иметь представление о денежной стоимости вещей, продуктов, игрушек, учиться пользоваться карманными деньгами). 3. Продвинуться в самостоятельности использования этих умений.

Изображение слайда
34

Слайд 34

Знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром 1. Овладение элементарными представлениями об окружающем мире. 2. Умение использовать эти знания в развитии собственного жизненного опыта, осознания связи собственной жизни с конкретными природными и климатическими условиями. 3. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. Знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми 1. Овладение первоначальными знаниями о человеке (о телесной и душевной жизни; здоровье, возрасте, поле, семейных и профессиональных ролях, дружеских связях, правах и обязанностях школьника, основных моральных ориентиров и др.). 2. Представления о себе и круге близких людей (осознание общности и различий с другими), умение решать простые задачи взаимодействия со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную форму контакта, накопление опыта понимания другого человека (мыслей, чувств, намерений другого), эмоционального сопереживания. 3. Развитие вкуса и способности к достижениям в учёбе, поиску друзей и, умению вспоминать и мечтать, строить планы на будущее. Знания о человеке в социуме и практика жизни в социуме 1. Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей, обязанностях и правах самого ребёнка, его роли ученика и сына (дочки), брата (сестры), внука, друга помощника и т. п. 2. Развитие умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную формы контакта, сопереживать другим. Практическое освоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу ребёнка, требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другими людьми. 3. Развитие стремления к достижениям в учёбе, труде, творчестве, поиску друзей, выбору разных занятий и увлечений. Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни.

Изображение слайда
35

Слайд 35

Искусство – знания и умения в области искусств и практика их применения в быту и творчестве 1. Накопление первоначальных впечатлений от разных видов искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и получение доступного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды, дающей ребёнку впечатления от искусства, опыта посещения музеев, театров, концертов и др. 2. Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров. 3. Развитие опыта самовыражения в разных видах искусства (в пении, в танце, в рисовании, словесном творчестве, в игре на музыкальных инструментах и т. д.), освоение элементарных форм художественного ремесла. Знания о здоровье, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования 1. Овладение ребёнком основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации. Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. 2. Овладение привычкой к образу жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, усвоение режима дня с необходимыми оздоровительными процедурами, адекватным режимом сна и питания. Овладение умениями включаться в доступные и показанные ребёнку подвижные игры и занятия на свежем воздухе. 3. Формирование умения, отмечать и радоваться любому продвижению в развитии основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). Технологии – основы трудовой деятельности, доступные и необходимы в жизни технологии и практика их применения 1. Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, в том числе информационно-коммуникационными, для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. 2. Овладение простыми трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных ситуациях, появление попыток адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. 3. Формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.

Изображение слайда
36

Слайд 36: 8.4 Четвертый вариант ФГОС (Д) для обучающихся с РАС (индивидуальный уровень)

ФГОС для детей с ОВЗ включает четвертый вариант Д - итоговые достижения которого определяются индивидуальными возможностями обучающегося. В варианте Д обязательной и единственно возможной является Специальная Индивидуальная образовательная Программа. Требования к ее структуре едины для всех категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и характеризуются значительным ограничением содержания «академического» компонента, его утилитарностью и максимальным углублением в область развития жизненной компетенции. Обучающийся с РАС находится в среде детей с различными ограничениями здоровья, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и учебное место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребёнка. Обязательной для обучающегося по варианту Д является массированная психолого-педагогическая поддержка, включающая специальную организацию всей жизни ребенка для обучения его основным жизненным навыкам не только в условиях Образовательной организации, но и (прежде всего) в условиях домашней жизни[21], и близкого социального окружения. Введение варианта Д позволяет включить в процесс получения начального образования всех детей с РАС, включая самые тяжелые и осложненные случаи. Это дети, возможно не владеющие к школьному возрасту не только вербальными, но и невербальными средствами коммуникации, крайне ограниченные в социально-бытовых навыках, в навыках самообслуживания, часто с огромной тревогой воспринимающие перемены в окружающем, с трудом входящие в ситуацию обучения. Тем не менее и им индивидуальное обучение на дому не показано, введение в малую группу детей и в Образовательную Организацию стимулирует их социальное развитие.

Изображение слайда
37

Слайд 37

В соответствии с особыми образовательными потребностями и особенностями организации пребывания детей в школе следует выделить следующее : ·  в связи с несформированностью учебного поведения, навыков коммуникации и социально-бытовой адаптации для организации обучения таких детей в группе наряду с педагогом обязательно участие помощника учителя (тьютора), в особых случаях, возможно, двух помощников; ·  может возникнуть необходимость индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в классе; ·  необходимо обеспечение сенсорного и эмоционального комфорта детей с учетом их индивидуальных особенностей, обеспечение осмысленного порядка и предсказуемости происходящего, установление эмоционального контакта специалистов с ребенком; ·  нужна длительная специальная индивидуальная  коррекционная работа  по развитию социально-бытовых навыков ребенка; ·  необходима специальная  помощь детям  в развитии средств вербальной и невербальной коммуникации, с поиском средств альтернативной коммуникации, возможно с привлечением компьютерных технологий; ·  возрастает значение создания особенно четкой, упорядоченной и осмысленной для ребенка временно-пространственной структуры всей жизни в школе и дома (возможно с опорой на систему наглядных  расписаний занятий, определяющих когда и где (в каком порядке) ребенок находится, и что от него в этот момент требуется, и т. д.); необходима разработка индивидуальной системы поощрения и мотивации ребенка к коммуникации и взаимодействию со взрослыми;

Изображение слайда
38

Слайд 38

нужен постоянный учет индивидуальной специфики освоения обучающимися навыков и усвоения информации, активное использование зрительных опор, организация учебного материала, облегчающая включение ребенка в активную работу; ·  нужна помощь в перенесении и использовании ребенком усвоенных знаний и навыков в повседневную жизнь; ·  при планировании и оценке достижений ребенка необходим учет особенностей освоения «простого» и «сложного» при аутизме; ·  важно выявление областей парциальной одаренности или наибольшей успешности ребенка, для использования этих областей в развитии контакта и взаимодействия с ребенком; ·  нужна специальная индивидуальная помощь по осмыслению, упорядочиванию и  дифференциации  индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне неполного и фрагментарного; ·  нужно привлекать внимание ребенка к окружающим людям и поддерживать его адекватные эмоциональные реакции на проявления близких взрослых и соучеников; ·  процесс обучения в начальной школе должен быть обеспечен психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками, семьи и школы; ·  уже в период начального образования ребенок нуждается в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы группы и образовательного учреждения.

Изображение слайда
39

Слайд 39

Для решения этих задач предлагается: ·  организация специальной малокомплектной группы (6 обучающихся) для детей с РАС, осваивающих четвертый вариант стандарта (Д) в составе Образовательной Организации 8 вида. Это дает такому ребенку возможность регулярных выходов в более сложную социальную среду, обогащающих его жизненный опыт и стимулирующих его способности адаптации к новому; ·  состав специальной группы, где обучаются дети с РАС по варианту Д, тоже может быть неоднородным. Включение в его состав детей имеющих сопоставимый уровень психоречевого развития, но с иными проблемами здоровья, не имеющими столь тяжелых нарушений социального развития, не только не противопоказан, но даже полезен ребенку с РАС в его социальном развитии; ·  при значительном прогрессе в формировании учебного поведения, в развитии коммуникации и социально-бытовых навыков ребенок с РАС, осваивающий 4 вариант ФГОС ((Д), может быть переведен в класс для детей с РАС, осваивающих третий вариант стандарта (С), а при дальнейшем выраженном прогрессе – в класс для умственно отсталых детей той образовательного Образовательной Организации, где он обучается. При этом ребенок должен обеспечиваться систематической специальной психолого-педагогической поддержкой, учитывающей особые потребности ребенка с РАС. Обязательным является постепенное введение ребёнка с РАС, осваивающего вариант Д ФГОС, в более сложную предметную и социальную среду, индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах. Таким образом, четвертый вариант стандарта (Д), как и третий (С), предусматривает не только адаптацию ребёнка к условиям домашней жизни, но и доступное ему социальное развитие.

Изображение слайда
40

Слайд 40: Требования к структуре индивидуальной образовательной Программы начального образования в четвертом варианте ФГОС (Д) для детей с РАС

Требования к структуре образовательной Программы в четвертом варианте стандарта также определяются СФГОС для обучающихся с ОВЗ. Итоговые достижения обучающегося с тяжелыми нарушениями аутистического спектра определяются его индивидуальными возможностями, соответственно и сама Программа может быть только Индивидуальной, но в ней предусмотрены те же восемь областей образования. В каждой из них максимально, в сравнении с другими вариантами ФГОС, превалирует компонент жизненной компетенции. ·  Язык – знания о языке и речевая практика; ·  Математика – знание математики и практика применения математических знаний; ·  Естествознание – знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром; ·  Человек – знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми; ·  Обществознание – знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребёнком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением; ·  Искусство – знания и умения в области искусств и практика их применения в быту и творчестве; ·  Физическая культура – знания о человеке, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования; ·  Технологии – основы трудовой деятельности, доступные и необходимые в жизни технологии и практика их применения.

Изображение слайда
41

Слайд 41: Требования к ВОЗМОЖНЫМ результатам начального образования в четвертом варианте стандарта (Д)

Знания о языке и речевая практика 1. Овладение грамотой, простыми речевыми формами или альтернативными средствами коммуникации и пониманием для чего они ему требуются. 2. Овладение способностью или попытки использовать средства устной и письменной коммуникации, альтернативные средства для решения простых жизненных задач. 3. Развитие стремления к коммуникации на уровне, соответствующем развитию ребёнка. Знание математики и применение математических знаний 1. Овладение началами математики. 2. Развитие понимания о численном измерении, его значении для решения бытовых задач, попытки использовать полученные математические знания для ориентировки в весе, размере объектов, температуры, расстояния, времени, для покупок необходимого. 3. Попытки пользоваться полученными навыками самостоятельно. Знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром 1. Овладение элементарными представлениями об окружающем дома, в его ближнем окружении, в школе и ее окружении, природной среде, порядке смены времен года, занятиях в разное время года. 2. Понимание, что эти знания надо использовать, чтобы соответствовать к природному порядку. 3. Развитие активности, любознательности и попыток взаимодействия с миром живой и неживой природы.

Изображение слайда
42

Слайд 42

Знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми 1. Овладение первоначальными знаниями о человеке (о телесной и душевной жизни; здоровье, возрасте, поле, семейных и профессиональных ролях, дружеских связях, обязанностях школьника, простых моральных ориентиров и др.). 2. Представления о себе и круге близких людей (осознание общности и различий с другими), накопление положительного опыта контакта и взаимодействия с другими людьми – взрослыми и сверстниками, расширение круга близких людей, опыта эмоционального сопереживания. 3. Развитие желания учиться, иметь друзей, соответствовать ожиданиям близких. Знания о человеке в социуме и практика жизни в социуме 1. Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей. 2. Продвижение в развитии взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Освоение простых социальных ритуалов и норм поведения, соответствующих возрасту и полу ребёнка, требованиям его безопасности. 3. Развитие стремления к достижениям в учёбе, труде, творчестве, положительной оценке близкими. Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни. Искусство – знания и умения в области искусств и практика их применения в быту и творчестве 1. Накопление первоначальных впечатлений от разных видов искусств и получение доступного опыта художественного творчества. 2. Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво, подходит и не подходит) в практической жизни ребёнка. 3. Освоение элементарных форм художественного ремесла.

Изображение слайда
43

Слайд 43

Знания о здоровье, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования 1. Овладение ребёнком основными представлениями о собственном теле, возможностях. 2. Привычки к здоровому образу жизни, режиму дня с необходимыми оздоровительными процедурами, способностью включаться в доступные и показанные ребёнку подвижные игры и занятия на свежем воздухе, необходимый индивидуальный режим питания и сна. 3. Радоваться развитию своих возможностей, достижениям в физическом развитии. Технологии – основы трудовой деятельности, доступные и необходимы в жизни технологии и практика их применения 1. Овладение основами элементарной трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, в том числе информационно-коммуникационными, для развития коммуникации. 2. Попытки применять в жизни освоенные трудовые навыки и технологии. 3. Формирование положительного опыта использования освоенных технологий и навыков для коммуникации, бытовой адаптации, помощи близким.

Изображение слайда
44

Слайд 44: Требования к условиям получения начального образования

Кадровое обеспечение Финансово-экономическое обеспечение Материально-техническое обеспечение Информационное обеспечение

Изображение слайда
45

Слайд 45

Кадровое обеспечение  – требования к кадровым условиям реализации Первого варианта (А) федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с РАС. Педагоги образовательной организации, которые реализуют  программу   коррекционной работы  с детьми с РАС (вариант А) должны иметь квалификацию/степень бакалавра или магистра. Предусматривается: 1. бакалавр по направлению «Педагогика» должен получить образование по магистерским программам в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии] или по направлению «Специальное ( дефектологическое ) образование»; 2. бакалавр по направлениям «Педагогическое образование» «Психолого-педагогическое образование» должен получить: ·  один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии] или по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», ·  либо квалификацию учителя-сурдопедагога; учителя-тифлопедагога;  логопеда ; учителя-олигофренопедагога по направлению специальное дефектологическое образование; 3. по специальностям тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика с обязательным прохождением профессиональной переподготовки (повышения квалификации) в области инклюзивного образования, подтвержденной сертификатом установленного образца. Педагоги, которые реализуют  основную образовательную программу  (вариант А),  должны иметь высшее  профессиональное образование, предусматривающее: а) получение степени/квалификации бакалавра или магистра по направлению педагогическое образование (соответствующего профиля подготовки); б) получение специальности «Начальное образование» (квалификация ― учитель  начальных классов ). Для этих категорий специалистов обязательным требованием является прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации) в области инклюзивного образования, подтвержденной сертификатом установленного образца.

Изображение слайда
46

Слайд 46

Финансово-экономическое обеспечение  – разрабатываемый стандарт исходит из параметров уже имеющегося финансирования школьного образования детей с ОВЗ, не предполагает выхода за рамки уже установленных границ. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с конституционными правами детей для реализации начального образования ребенка с РАС должно быть предусмотрено «подушевое» финансирование. Материально-техническое обеспечение  относится: ·  к организации пространства, в котором обучается ребёнок с РАС; ·  к организации временного режима обучения; ·  к организации рабочего места ребёнка с РАС; ·  к техническим средствам обучения, включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей детей с РАС; ·  к специальным приложениям к базовым учебникам, рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям детей с РАС; Информационное обеспечение должно включать необходимую нормативную правовую базу инклюзивного образования детей с РАС и информационные связей участников образовательного процесса. Инклюзивное образование ребенка с РАС требует координации действий, т. е. организации обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов массового и специального образования, возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных профильных специалистов. Должна обеспечиваться организация регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей, включая сетевые ресурсы и технологии.

Изображение слайда
47

Последний слайд презентации: ФГОС для детей с РАС Выполнила : Шеванкова Н.Ю: Статьи и законы

Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 01.01.2001. Закон РФ «Об образовании», ст. 12.6. Закон РФ «Об образовании», ст. 5. Статья 34 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 01.01.2001 N 99-ФЗ, от 01.01.2001 N 203-ФЗ)..

Изображение слайда