Презентация на тему: Л-2 Феномен дошкольного детства

Л-2 Феномен дошкольного детства
План
Л-2 Феномен дошкольного детства
Что мы знаем о детстве?
1. Понятие «детство»
Возраст детства
Л-2 Феномен дошкольного детства
Л-2 Феномен дошкольного детства
Л-2 Феномен дошкольного детства
Кто такой ребенок?
Л-2 Феномен дошкольного детства
Психологические новообразования периода детства
Особенности детства
2. Отношение к детству в разные исторические эпохи
Стили воспитания детей в разные эпохи
Л-2 Феномен дошкольного детства
Л-2 Феномен дошкольного детства
Л-2 Феномен дошкольного детства
Л-2 Феномен дошкольного детства
Использование детского труд а
Л-2 Феномен дошкольного детства
Л-2 Феномен дошкольного детства
Исторические периоды детства
Детские образы средневековья
Дети Нового времени
Портреты детей 17-18 века
Портреты детей 18-19 века
Портреты детей 20 века
Портреты детей 21 века
Конвенцию о правах ребенка
4. Самоценность детства в ФГОС ДО
5. Понятие субкультуры детства
Понятие детской субкультуры
Содержанием детской субкультуры
Основные функции детской субкультуры:
Черты современного дошкольника
Содержание параметров образа человека культуры (по Е.В.Бондаревской )
Параметры образа Содержание параметров человека культуры
Основными условиями нормального психосоциального развития современного ребенка являются:
Вывод:
Л-2 Феномен дошкольного детства
1/41
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 93)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (9047 Кб)
1

Первый слайд презентации: Л-2 Феномен дошкольного детства

Изображение слайда
2

Слайд 2: План

Понятие «детство» Отношение к детству в разные исторические эпохи Самоценность дошкольного детства в ФГОСДО Понятие «субкультуры детства» ее особенности

Изображение слайда
3

Слайд 3

Существовала некогда пословица, Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот, Кто, жить, готовясь, в   детстве не живёт. С.Я. Мар шак

Изображение слайда
4

Слайд 4: Что мы знаем о детстве?

Детство- это…………… Ребенок -это…….. Взрослый-это………….. Для чего ребенку детство?

Изображение слайда
5

Слайд 5: 1. Понятие «детство»

Детство изучает множество наук: история, философия, культурология, этнография, психология, педагогика, социология и др. Детство – это этап развития человека, предшествующий взрослости, который характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций ( педагогический словарь Г.М Коджаспирова ). Детство- это совокупность разных возрастов, составляющих « довзрослый » контингент общества

Изображение слайда
6

Слайд 6: Возраст детства

в 1930 г. в связи с введением обязательного начального образования для всех детей продолжительность детства составляла первые 12 лет жизни; в 1959 г. продолжительность детства увеличилась до 15 лет благодаря принятию нового закона о неполной средней школе; -в наше время продолжительность детства охватывает период от рождения до 17 лет, внутри этого периода представлены и четко дифференцированы все детские возраста. В современном мире общие права и возраст детей регламентированы «Конвенцией по правам ребенка», принятой ЮНЕСКО в 1989г. В ней рубежом детства провозглашено достижение человеком возраста 18 лет.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Детство рассматривается как 1) период онтогенеза ( от рождения до подросткового возраста) 2) социокультурный феномен, имеющий свою культуру развития, конкретно-исторический характер. На характер и содержание детства оказывают влияние конкретные социально-экономические условия и этнокультурные особенности общества

Изображение слайда
8

Слайд 8

До трехлетнего возраста ребенка изучает педагогика раннего возраста. Ребенок с 3 до 7 лет является объектом научного исследования дошкольной педагогики. Основные характеристики ребенка-дошкольника таковы: 1. Дошкольник – это целый мир со своими взглядами, устремлениями, внутренней позицией. Ведущей деятельностью дошкольников является игра. 2. Ребенок-дошкольник это личность в стадии становления, первоначального складывания личности. 3. В дошкольном возрасте происходят социализация ребенка, овладение нормами и правилами поведения.

Изображение слайда
9

Слайд 9

4. Для дошкольника характерна психическая, физическая, эмоциональная, экономическая зависимость от взрослых. Общение со взрослыми играет огромную роль в развитии дошкольника. 5. Психологический портрет дошкольника представлен в работах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, М.И. Лисиной.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Кто такой ребенок?

Ребенок-дошкольник – это биосоциальное существо, отдельный человек, т.е. единичный представитель. Это индивидуальность, обладающая своеобразием.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Ребенок – не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо с качественно отличной от взрослого психикой. Каждая сторона психики ребенка имеет свой оптимальный период развития.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Психологические новообразования периода детства

это: возникновение абриса (абрис – контур) цельного детского мировоззрения; возникновение первичных этических инстанций; возникновение соподчинения мотивов; возникновение произвольного поведения;

Изображение слайда
13

Слайд 13: Особенности детства

возникновение фантазии( воображение) ; начальные этапы развития рационального и абстрактного мышления; возникновение способности устанавливать причинно-следственные связи; ориентация на родителей; потребность в ограниченном и безопасном окружении; отношения со сверстниками приравнены к отношениям с родственниками; неожиданное поведение; впечатлительность от поступков взрослых; использование ролевых моделей поведения сверстников и родителей; интенсивное вовлечение родителей и других взрослых в познание окружающего мира.

Изображение слайда
14

Слайд 14: 2. Отношение к детству в разные исторические эпохи

По мере развития человечества отношение к детям изменялось Ллойд де Моз - директор института психоистории ( Нью - Йорк) в труде «Эволюция детства» впервые проанализировал отношение к детям во все исторические периоды. Выделил 6 основных стилей воспитания от начала времен и до наших дней:

Изображение слайда
15

Слайд 15: Стили воспитания детей в разные эпохи

1 стиль детоубийственный - первобытный инфантицид (с начала существования человечества и до IV века (характеризовался массовым убийством детей и насилием в их отношении (ребенка, который по каким-то признакам не удовлетворял родителей, как, правило, убивали. Во многих культурах детей считали вместилищем злых духов, нечистых сил, приносили в жертву богам

Изображение слайда
16

Слайд 16

Убийство ребенка стало рассматриваться как убийство только в 374 г. нашей эры

Изображение слайда
17

Слайд 17

2 стиль воспитания –оставляющий (бросающий)-с IV по XII в.- торговля детьми развита у многих народов античности, отдавали кормилицам на воспитание, в чужую семью, где он находился до 17 лет; 3 стиль воспитания – амбивалентный ( «лепящий» с XII по XVII в.- сравнение с мягким воском, глиной, гипсом которому надо придать форму ( руководства по воспитанию детей, приветствовалось битье детей); 4 стиль воспитания- «навязывающий». С XVII в. по XVIII в.- преувеличение роли правильно организованного воспитания в эпоху Просвещения

Изображение слайда
18

Слайд 18

5 стиль воспитания – социализирующий ( с XIX до середины XX в.) приспособление к обстоятельствам, привитие правильных привычек, норм поведения в обществе, адаптировать к жизни в обществе. « Быть как все». Главным является не ребенок, а общественные ценности 6 стиль- помогающий – с середины XX в. ( поддержка детства при сохранении индивидуальности. Быть слугой, а не повелителем ребенка. Разбираться в причинах его эмоциональных конфликтов, создавать условия для развития его интересов, творческих способностей)

Изображение слайда
19

Слайд 19

Русское слово «ребенок» произошло от слова «раба» и « орбитус », что означает осиротевший, зависимый. Сироты всегда выполняли самую тяжелую работу. Древнерусское слово «отрок»- означало «не имеющий права голоса»

Изображение слайда
20

Слайд 20: Использование детского труд а

Изображение слайда
21

Слайд 21

Изображение слайда
22

Слайд 22

Изображение слайда
23

Слайд 23: Исторические периоды детства

1. Квазидетство (первобытное детство). Характерно для ранних этапов человеческой истории, когда детское сообщество не было выделено, а было непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую деятельность. 2. Неразвитое детст во ( детство в Средние века и Новое время) - детское сообщество выделено и перед ним возникает задача интеграции во взрослое сообщество. Возникает ролевая игра как способ моделирования деятельности взрослых. 3. Развитое детство (современное детство). Его возникновение связано с усложнением современного мира, в котором и мотивы смыслы поведения взрослых перестали быть самоочевидными. В настоящее время перед детьми стоит задача творческого освоения культуры как открытой многомерной структуры.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Детские образы средневековья

Изображение слайда
25

Слайд 25: Дети Нового времени

Изображение слайда
26

Слайд 26: Портреты детей 17-18 века

Изображение слайда
27

Слайд 27: Портреты детей 18-19 века

Изображение слайда
28

Слайд 28: Портреты детей 20 века

Изображение слайда
29

Слайд 29: Портреты детей 21 века

Изображение слайда
30

Слайд 30: Конвенцию о правах ребенка

Называют Великой хартией вольности для детей. Содержит 54 статьи детализирующие права ребенка до 18 лет. Была принята в1989г.,вступила в силу в 1990г. (139стран). Государства-участники обеспечивают максимально возможную степень выживания и здоровое развитие ребенка, права и свободы ребенка.

Изображение слайда
31

Слайд 31: 4. Самоценность детства в ФГОС ДО

Самоценность дошкольного детства прослеживается в содержании ФГОС: 1.   поддержка разнообразия детства; 2. сохранение его уникальности и самоценности ; 3.   полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства; 4.   создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

Изображение слайда
32

Слайд 32: 5. Понятие субкультуры детства

Субкультура (от лат. sub – «под» и culture – «возделывание, воспитание, развитие») - это культурный мир, который существует внутри культуры общества. Детская субкультура-это система, бытующая в детской среде (представление о мире, о ценностях, которая складывается внутри детского общества и существует автономно).

Изображение слайда
33

Слайд 33: Понятие детской субкультуры

М.С. Коган: в природе культуры детства рассматривает два слоя: непосредственно субкультура детства: среда, окружение, культурные формы, создаваемые взрослыми для ребенка; проявление детской субкультуры, то есть формы собственной деятельности ребенка. Детская субкультура в широком смысле – это все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в узком – это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития

Изображение слайда
34

Слайд 34: Содержанием детской субкультуры

по мнению В.В. Абраменковой становятся: игры, фольклор, детский правовой кодекс, юмор, магия и мифотворчество, религиозные представления, философствование, словотворчество, эстетические представления детей. По Р.М. Чумичевой – детство – это целый мир, в котором наиболее остро, ярко и «по-справедливому», « по-правильному » функционируют нормы, правила, законы, ценности, которые дети демонстрируют взрослым посредством знаков, символов, слов, эмоционально-речевых восклицаний, воспоминаний и переживаний прошлого и настоящего, размышлений, надежд и чувств.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Основные функции детской субкультуры:

1) социализации (семья, сверстники); 2) самореализации (опробование себя, определение границ своих возможностей); 3) психотерапевтическая( защита от неблагоприятного воздействия взрослого мира); 4) культуроохранительная (сохраняются жанры, устные тексты, обряды, элементы сакральности и прочие, утраченные современной цивилизацией); 5) прогностическая (пророческая) - потенциал предвосхищения траектории развития культуры.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Черты современного дошкольника

Положительные:   развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный. Отрицательные:   импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором

Изображение слайда
37

Слайд 37: Содержание параметров образа человека культуры (по Е.В.Бондаревской )

Параметры образа человека культуры 1. Свободная личность 2. Гуманная личность Содержание параметров Способность к самоопределению в мире культуры: высокий уровень гражданского самосознания, чувство собственного достоинства, самоутверждение, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни и др. Милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживание, альтруизм, готовность оказывать помощь, понимание ценности и неповторимости каждого человека, стремление к миру, согласию, умение проявлять терпимость и доброжелательность.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Параметры образа Содержание параметров человека культуры

3. Духовная личность 4.Творческая личность 5. Практическая личность Потребность познания и самопознания, потребность в красоте, рефлексия, общение с родными, друзьями, природой, автономия внутреннего мира и др. Развитые способности, потребность в преобразующей деятельности, большой объем усвоенных знаний, умений, сочетание аналитического и интуитивного мышления Знание основ экономики, трудолюбие, хозяйственность, компьютерная грамотность, знание народных, религиозных обычаев. Здоровый образ жизни, физическая закалка, эстетический вкус, хорошие манеры

Изображение слайда
39

Слайд 39: Основными условиями нормального психосоциального развития современного ребенка являются:

снижение информационного потока - ограничение доступа к телевизору и компьютеру; укрепление физического здоровья ребенка - совместные занятия спортом, физкультурой, участие ребенка в различных спортивных секциях, соревнованиях по его выбору; благоприятный климат в семье - спокойная, доброжелательная обстановка, отсутствие конфликтов родителей при детях; внимательное отношение родителей или окружающих ребенка лиц к его эмоциональным потребностям; предоставление ребенку самостоятельности и независимости; возможность общаться со сверстниками и взрослыми вне дома - участие в различных кружках, занятиях и т.д.,

Изображение слайда
40

Слайд 40: Вывод:

Отношение к ребенку как к личности началось лишь в 20веке Основная проблема современного дошкольника - это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, основанному на любви, душевном тепле и внимании к его личности. В результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.

Изображение слайда
41

Последний слайд презентации: Л-2 Феномен дошкольного детства

Спасибо за внимание!

Изображение слайда