Презентация на тему: Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и

Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и
1/40
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 83)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (230 Кб)
1

Первый слайд презентации

Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и спорта Автор - д.м.н., Власова В. П. Здоровье и факторы его формирования

Изображение слайда
2

Слайд 2

Рекомендуемая литература Айзман, Р. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие / Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович, М. А. Суботялов. – 2-е изд., стер. – Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2010. – 214 с. 2. Айзман, Р. И. Основы медицинских знаний : учебное пособие / Р. И. Айзман, В. Г. Бубнов, В. Б. Рубанович, М. А. Суботялов. Новосибирск :АРТА, 2011. – 224 с. 3. Артюнина, Г. П. Основы медицинских знаний : Здоровье, болезнь и образ жизни: учебное пособие для высш. шк. / Г. П. Артюнина, С. А. Игнатькова. - 4-е изд., перераб.- М. : Академический проект: Гаудеамус, 2008. – 560 с.

Изображение слайда
3

Слайд 3

При изучении данной темы необходимо использование современных баз данных и поисковых систем : http://dic.academic.ru/ http://www.fiziolive.ru/ - http://window.edu.ru/window - http://supercook.ru/doctor

Изображение слайда
4

Слайд 4

Укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости, формирование здорового образа жизни, увеличение продолжительности жизни и активного творческого периода – важнейшие социально-экономические задачи, стоящие перед государством, здравоохранением, школой и каждым человеком.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Хорошее здоровье осознается как один из главных источников счастья и радости человека. Здоровье является базисной характеристикой человеческой жизни. Здоровье связано с понятием «качество жизни» : уровень благосостояния, социальных услуг, экологии, высокий смысл жизни и здоровый образ жизни.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Наиболее емким является определение : Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 1968 г.).

Изображение слайда
7

Слайд 7

Наука о здоровье называется ВАЛЕОЛОГИЯ. Российский ученый И.И. Брехман одним из первых обозначил проблему необходимости разработки науки о здоровье и в 1980 г. ввел термин «валеология». ВАЛЕОЛОГИЯ – область знания и практики, располагающаяся на стыке медицины и педагогики, ориентированная на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни личности.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Выделяют 3 взаимосвязанных аспекта здоровья человека: соматическое, психическое социальное (социально-нравственное). Соматическое ( биологическое, физическое ) здоровье. Это отсутствие хронической заболеваемости, физических дефектов, функциональных нарушений, ограничивающих социальную дееспособность человека (противоположность этого вида здоровья –инвалидность).

Изображение слайда
9

Слайд 9

Для оценки здоровья детей и подростков используются три основных критерия: 1. соответствие процесса роста и развития биологическим законам и социальным потребностям; 2. достигнутый уровень физической работоспособности, отражающий функциональные возможности организма; 3. наличие хронических заболеваний и физических дефектов, степень резистентности организма.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Психическое здоровье : это состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических проявлений и адекватная условиям окружающей действительности регуляция поведения, деятельности.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Для оценки психического здоровья используются следующие критерии: осознание и чувство своего физического и психического «Я»; критичность к себе, своей деятельности, ее результатам; адекватность психических реакций социальным обстоятельствам и ситуациям; способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами; способность планировать собственную жизнь и реализовать ее; способность изменять поведение в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Социальное (личностное) здоровье. Это определенный уровень психического и личностного развития, совершенство форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, регуляция). (Антиподом социального здоровья выступает состояние социальной запущенности.) Критерии социального здоровья детей : адаптация в общностях (семья, группа детского сада, класс); овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная);

Изображение слайда
13

Слайд 13

овладение нормативным, правилосообразным поведением; уравновешенность процессов социализации и индивидуализации; выработка индивидуального стиля поведения (деятельности); самоконтроль и саморегуляция поведения в зависимости от обстоятельств; общая средовая адаптация – интеграция в общество.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Нравственное здоровье – это система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Духовное здоровье – система ценностей и убеждений. Необходимо выделить сексуальный, эмоциональный, биоэнергетический, информационный компоненты здоровья. Здоровье можно оценить качественно и количественно: оно может быть хорошим (здоровый человек) и плохим (больной человек).

Изображение слайда
15

Слайд 15

Здоровье – понятие динамическое (оно меняется). Как понятие динамическое здоровье следует рассматривать в трех аспектах – индивидуальном, возрастном и историческом. Индивидуальный аспект здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды: это итог взаимодействия человека и среды обитания. формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Возрастной аспект здоровья определяется тем, что для каждого возрастного периода существуют свои критерии здоровья; для каждого возрастного периода характерны свои заболевания (детские, болезни пожилых); зависит от наследственности, от генетического аппарата и его взаимодействия с внешней средой и временем.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Исторический аспект здоровья связан со становлением человеческой цивилизации: человек для поддержания жизни все меньше использует свои физические качества и все больше – достижения своего разума и цивилизации, и это может вести к снижению функционального резерва и резерва адаптации человека.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Биологической основой (субстратом) здоровья является ГОМЕОСТАЗ. При хорошем состоянии здоровья человек не чувствует работы своих внутренних органов, т. к. его организм поддерживает постоянство внутренней среды гомеостаз – гармоничность функционирования организма. Устойчивость гомеостаза обеспечивается на основе двух фундаментальных биологических качеств – адаптации и саморегуляции.

Изображение слайда
19

Слайд 19

КОНЦЕПЦИИ ЗДОРОВЬЯ: баланс здоровья и адаптационная концепция здоровья 1. Баланс здоровья – состояние равновесия между потенциалом здоровья и запросом. Потенциал здоровья – это способность организма поддержать или восстановить равновесие (гомеостаз) при взаимодействии с окружающей средой (иммунитет, физическое развитие, контроль над эмоциями, образ жизни).

Изображение слайда
20

Слайд 20

Ресурс здоровья – средства для улучшения потенциала здоровья. Физические ресурсы : отсутствие заболеваний, нормальные показатели функционирования систем организма (мышечная, пищеварительная, иммунная ). Психические ресурсы : душевный комфорт и эмоции. 2. Адаптационная концепция здоровья Адаптация – приспособление биологической системы (организма) на изменение условий среды существования. важное условия для развития организма.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Понятие «адаптация» следует считать центральным в проблеме здоровья. Различают 2 вида адаптации: Срочная адаптация - приспособительные реакции, которые исчезают после устранения воздействия («гусиная кожа» на холоде) Кумулятивная адаптация (долговременная) - приспособительные изменения, которые возникают под влиянием регулярно повторяющихся внешних воздействий. (закаливание и повышение работоспособности под воздействием тренировки, приспособление к высокогорью у альпинистов).

Изображение слайда
22

Слайд 22

Адаптационные возможности у всех людей разные, зависят от наследственности, возраста, особенностей жизни человека, характера труда и отдыха. С возрастом без тренировки, закаливания адаптационные возможности падают. Механизм адаптации в организме действует постоянно, мы их не замечаем, пока организм здоров и не произошел срыв адаптации и не возникла болезнь.

Изображение слайда
23

Слайд 23

Болезнь – это особый вид страдания, вызванный поражением организма, отдельных его систем различными повреждающими факторами, характеризующийся нарушением системы регуляции и адаптации и снижением трудоспособности (определение ВОЗ). У людей болезни имеют биологический и социальный аспект (у животных – только биологический). Социальный аспект болезни человека проявляется в нарушении саморегуляции поведения.

Изображение слайда
24

Слайд 24

По продолжительности течения болезни разделяются на острые (4-6 недель) и хронические (месяцы и годы). Болезни подразделяются на инфекционные (заразные) и неинфекционные (незаразные). Формы заболеваний : острейшая – до 4 дней (дни), острая – около 5 – 14 дней (недели), подострая – 15 – 40 дней (месяцы), хроническая, длящейся годы.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Взаимосвязь здоровья и болезни Абсолютно здоровых людей практически нет. Появился термин «практическое здоровье», т. е. здоровье относительное, не абсолютное. Существуют промежуточные состояния между здоровьем и болезнью – «предболезнь». Патогенез – механизм развития болезни. Этиология – причина развития болезни. Выделяют стадии (этапы) болезни: 1) начало болезни; 2) стадия собственно болезни; З) исход болезни.

Изображение слайда
26

Слайд 26

Начало болезни, или «предболезнь» (скрытый период болезни) - воздействие болезнетворного фактора и состояние защитных сил организма (при инфекционных заболеваниях это инкубационный период, который занимает время от внедрения в организм возбудителя до появления симптомов болезни). Стадия собственно болезни - появление симптомов заболевания (недомогание, разбитость, головная боль, повышение температуры). Исходы болезней: а) выздоровление; б) возобновление болезни – рецидив; в) затяжное течение и переход в хроническую форму; г) смерть.

Изображение слайда
27

Слайд 27

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ БОЛЕЗНЬ ВОЗ выделила более 200 факторов; физические, химические, биологические, социальные, психологические, генетические факторы; Наиболее значимыми факторами являются: гиподинамия, неправильное питание, психоэмоциональное напряжение, вредные привычки, неблагоприятная экологическая обстановка.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Факторы, определяющие здоровье (по данным воз) генетические факторы – 20 %, состояние окружающей среды – 20 %, медицинское обеспечение – 7-8 %, условия и образ жизни людей – 52-53 %.

Изображение слайда
29

Слайд 29

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ – это совокупное здоровье людей, проживающих на данной территории или государства в целом ; – это богатство, экономический и социальный потенциал государства; – изучение состояния здоровья человеческих коллективов, социальных групп и общества в целом в связи с условиями и образом жизни позволяет разработать медико-профилактические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья и совершенствованию медицинской помощи населению. :

Изображение слайда
30

Слайд 30

Показатели общественного здоровья: 1. демографические показатели: рождаемость, смертность, средняя продол- жительность жизни; 2. заболеваемость; 3. показатель инвалидности; 4. уровень физического развития. «Индекс общественного здоровья» – соотношение факторов здорового и нездорового образа жизни.

Изображение слайда
31

Слайд 31

Впервые за последние 15 лет зафиксирован естественный прирост населения в 6 тысяч человек: в январе-июне 2014 года повысилась рождаемость во многих регионах России: рождаемость 1 586 900 / смертность1 586 100 — рождаемость ВЫШЕ смертности

Изображение слайда
32

Слайд 32

В течение тысячелетий средняя продолжительность жизни человека колебалась в узких границах от 18 до 30 лет. Показатель средней продолжительности жизни в России – в среднем 71,2 года. мужчины живут: 64,3 года; Женщины живут: 76,1 год. (в Великобритании и США - 76 лет, во Франции - 77 лет, в Канаде - 78 лет, в Японии- 80 лет).

Изображение слайда
33

Слайд 33

Причины: характер труда; травматизм на производстве; распространенность алкоголизма, курения, бытовой травматизм; большая заболеваемость инфарктом миокарда; на 105 мальчиков рождается 100 девочек, но мальчики чаще умирают в детском возрасте; двойной набор Х-хромосомы (ХХ) укрепляет организм женщины; к старости соотношение между численностью мужчин и женщин составляет 1:3.

Изображение слайда
34

Слайд 34

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ В медицине для оценки индивидуального здоровья используют понятие нормы здоровья. Нормально для человека то, что является для него оптимальным. Норма возникает в 20 лет и длится не более 5 лет ( в этот период редко возникают главные болезни человека).

Изображение слайда
35

Слайд 35

это индивидуальная величина, показатели нормы необходимо интерпретировать в соответствии: с возрастом; с конкретными условиями жизни индивида; с конституциональными особенностями, типом физического развития, высшей нервной деятельностью, темпераментом; Норму здоровья оценивают в состоянии физиологического покоя организма.

Изображение слайда
36

Слайд 36

НОРМЫ ЗДОРОВЬЯ (для взрослых): ЧСС (частота сердечных сокращений) = 60-80 уд. в мин. ЧД (частота дыхания) = 16-18 в мин. АД (артериальное давление) = 120/60 мм. рт. ст.

Изображение слайда
37

Слайд 37

В физиологии и медицине чаще применяются нагрузочные пробы, позволяющие определить степень реактивности организма и его систем (норму реагирования) и их резервные возможности: в условиях повышенных требований к организму, созданных нагрузкой, проявляются гомеостатические сдвиги, свидетельствующие о снижении резервных возможностей той системы, по отношению к которой использована нагрузка.

Изображение слайда
38

Слайд 38

Нагрузочные пробы являются очень важным диагностическим тестом уровня здоровья: разработаны различные функциональные нагрузки, позволяющие оценить состояние практически всех систем: вегетативной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной, а также нервно-психическое состояние; для количественной характеристики здоровья все показатели должны быть сопоставлены с индивидуальной нормой покоя и нормой реакции.

Изображение слайда
39

Слайд 39

Причины низкого уровня здоровья населения нездоровый образ жизни; психоэмоциональное напряжение и стресс; неблагополучная экологическая обстановка; несоблюдение санитарно-гигиенических норм на рабочих местах и в быту. Нездоровый образ жизни включает: неправильное питание; вредные привычки (курение, злоупотребление алкоголем, наркозависимость); дефицит физической активности (гиподинамия); психический дискомфорт; низкая мотивация на здоровье.

Изображение слайда
40

Последний слайд презентации: Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физической культуры и

Изображение слайда