Презентация на тему: М етодика оформления экспозиций и предметов в школьном музее» ГБУ ДО РО

М етодика оформления экспозиций и предметов в школьном музее» ГБУ ДО РО
Музейная экспозиция
Создание экспозиции требует наличие ряда условий:
Принципы создания экспозиции
Важнейшая функция каждого музея – создание экспозиции
Ошибки
Этикетаж
Примеры неправильно и правильно составленных этикеток
Этикетки
Текст в экспозиции школьного музея
Определение
Типы источников:
Роль определителей
Итоги атрибуции
Методика атрибуции
Что значит провести атрибуцию? С оставить всестороннюю характеристику экспоната, отвечая при этом на ключевые вопросы: -Что это? -Из чего оно создано? -Кто его
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР
М етодика оформления экспозиций и предметов в школьном музее» ГБУ ДО РО
М етодика оформления экспозиций и предметов в школьном музее» ГБУ ДО РО
Список литературы:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
1/21
Средняя оценка: 5.0/5 (всего оценок: 48)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (9244 Кб)
1

Первый слайд презентации

«М етодика оформления экспозиций и предметов в школьном музее» ГБУ ДО РО «Областной экологический центр учащихся» старший методист Трофименко Л.П.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Музейная экспозиция

Экспозиция (от лат. expositio — выставление на показ, изложение), основная форма презентации музеем историко-культурного наследия в виде искусственно созданной предметно-пространственной структуры. Наличие экспозиции- один из основных, главных признаков любого музея. Существуют музейные экспозиции : -первичной, основной ячейкой экспозиции является экспонат — предмет, выставленный для обозрения; - музейные экспонаты, раскрывающие какой-либо конкретный вопрос, тему, объединяются в тематико-экспозиционный комплекс; - несколько таких комплексов объединяются в более крупный комплекс — музейный раздел; - разделы составляют музейную экспозицию в целом.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Создание экспозиции требует наличие ряда условий:

- фондов музейных предметов на тему экспозиции (это не исключает дополнительный сбор материала); - краеведческой основы коллекции, может обеспечить подлинная предметная база при сборе материала; помещения, предназначенного для экспозиции.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Принципы создания экспозиции

принцип научности — предполагает построение экспозиции на теоретической основе профильной науки (истории и исторического краеведения). достижений научно-исследовательской работы коллектива музея по изучению коллекций и фондовых материалов по теме экспозиции определяет её содержание; принцип историцизма (тесно связан с принципом научности)— раскрытие явления с точки зрения того, как оно возникло, какие этапы прошло в своём развитии, чем оно стало теперь. Если ведётся рассказ о каком-то из героев Великой Отечественной войны необходимо представить материал о его жизни до настоящего времени или до смерти героя. Если в экспозиции рассказывается о какой-либо битве, то — от её начала и до окончания; принцип предметности (вытекает из сущности экспозиции) — когда музейный экспонат является доказательным фактом каких-либо событий, так и носителем эмоционально окрашенной информации. Критерием выступает: историческая значимость событий, его связь с данной местностью; принцип локальности — показ местной истории, своеобразие проявлений в истории Донского края; принцип проблемности — интерпретация экспозиционного материала в соответствии с проблемами, имеющими основополагающее значение для освещения тех или иных событий

Изображение слайда
5

Слайд 5: Важнейшая функция каждого музея – создание экспозиции

Работа над экспозицией имеет определенную последовательность: Первый этап - разработка концепции построения (или развития) музея. Определяются цели и задачи, выявляется место музея, отбор экспозиционных тем, которые отвечают поставленным целям и задачам. Второй этап - разработка расширенной тематической структуры, где должны быть сформулированы все ее разделы, темы и подтемы в строгой последовательности. Третий этап - разработка тематико-экспозиционного плана (ТЭП). На этой стадии подбирается экспозиционный материал и научно-вспомогательные материалы (диаграммы, схемы, карты, таблицы, планы, созданные на основании тщательного изучения источников и литературы). Они должны дополнять подлинники, но не подменять их.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Ошибки

Одним из самых серьезных недостатков экспозиций школьных музеев, является перегруженность их материалами, особенно второстепенными. Поэтому основная задача при создании экспозиции – выделить наиболее существенное, показав через подлинники основные темы, с учетом имеющихся экспозиционных площадей. Материалы, детализирующие основные темы, можно дать скрытым планом (в альбомах, турникетах, выдвинутых щитах и т. д.).

Изображение слайда
7

Слайд 7: Этикетаж

Этикетаж представляет собой совокупность этикеток, каждая из которых является аннотацией к отдельному экспонату. Каждая этикетка включает название (наименование) предмета, сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования, историческом и мемориальном значении. В музейной практике сложилась наиболее удобная форма размещения справочно-информационных сведений в каждой этикетке. Эта форма состоит из следующих основных компонентов: наименование предмета, основные атрибуционные данные, сведения о материале и дата.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Примеры неправильно и правильно составленных этикеток

Неправильно: П. Г. Кирсанов руководил партизанским отрядом в Заречье, погиб при рейде по тылам врага в 1943 году. Название не выделено. Нет сведений о Кирсанове. Не указаны данные об экспонате (техника, дата). Неудачна композиция. Знамя Возглавляло демонстрацию рабочих в дни стачки 1912 года. Неправильно выделено название. Неудачна композиция. Не указан завод. Не уточнена дата. Не дана история поступления в музей. Правильно: Г. Кирсанов (1912-1943) Рабочий Н-ского завода. Руководил партизанским отрядом в Заречье. Погиб при рейде по тылам врага 2 мая 1943 года. С фотографии 1941 года. Название выделено. Даны сведения о Кирсанове и характеристика экспоната. Композиция улучшена. Знамя рабочих Н-скоте завода Возглавляло демонстрацию в дни стачки в мае 1912 года. Хранилось в областном архиве в качестве вещественного доказательства. В 1923 году передано в музей. Название уточнено. Улучшена композиция. Раскрыта история поступления в музеи.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Этикетки

Этикетки не должны быть громоздкими. Их задача – дать минимум необходимых сведений. Так, при составлении этикетки к печатному изданию следует пропустить все то, что легко читается на экспонате. При составлении этикетажа к художественным произведениям и фотографиям в исторических экспозициях этикетка начинается с названия произведения, затем указывается автор, год создания, материал, техника изготовления. Этикетки к фотографиям следует начинать с инициалов, а не с фамилии. Порядок перечисления лиц на групповых фотографиях – слева направо.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Текст в экспозиции школьного музея

Атрибуция - от лат. Attributio - приписывание Необходимой частью подготовки экспозиций и выставок школьных музеев является подбор и составление текстов по изучению музейного предмета, т.е. выявление присущих ему признаков, на основании которых и сравнении с аналогичными и родственными предметами делается заключение о времени и месте его создания, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования и др. характеристиках, существенных для музейной ценности предмета.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Определение

Атрибуция- это установление признаков, определяющих основные характеристики музейного предмета: название, назначение, форму, конструкцию, материал, размеры, технику изготовления, авторство, хронологию и географию создания и бытования предмета. В ходе атрибуции устанавливается связь музейного предмета с историческими событиями или лицами с определенной этнической средой, расшифровываются надписи, клейма, марки и др. знаки, определяется степень сохранности предмета и описываются его повреждения.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Типы источников:

Письменные- летописи, хроники, документы, дневники, мемуары, письма… Вещественные -остатки материальной культуры прошлого:дома, культовые сооружения, орудия труда, мебель, оружие, одежда… Лингвистически е -отображают процесс исторического развития на основе анализа языков; Этнографические -восстанавливают прошлое на основе анализа быта и обычаев народов; Фоно и фотодокументы -появились во втотой половине XIX в.и отображают соответствующие этапы развития; Устные -легенды, мифы, песни, сказки, былины…

Изображение слайда
13

Слайд 13: Роль определителей

Атрибуция - предполагает выяснение авторской, социальной, этнической принадлежности. Это монографии, альбомы, каталоги, справочники.(Есть и специальные издания-определители. Первые определители появились в конце XIX в., это нумизматические коллекции и являются одной из наиболее разработанных групп определителей. Определители - специальные, иллюстрированные музейные издания, выделяющиеся и описывающие признаки групп родственных предметов. Определители для объектов природы те же, что и в профильных дисциплинах ( Музафаров В.Г Определитель горных пород и окаменелостей М.,1979).

Изображение слайда
14

Слайд 14: Итоги атрибуции

- Полученные результаты при изучении музейных предметов и коллекций данные фиксируются в документах учета музейных фондов и научно-справочном аппарате музейных фондов (книгах поступлений и инвертарных книгах, актах приема, классификационных схемах, описях, путеводителях по фондам, картотеках и каталогах и т.д.; - Результаты атрибуции, так же как и систематизации, классификации, позволяют провести критический анализ, дать интерпретацию музейных предметов.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Методика атрибуции

-описание предмета музейного значения по определенным, установленным правилами параметрам - признакам предмета. -основные требования, предъявляемые к атрибуции-это умение четко, ясно, отмечая характерные особенности и детали, без личностно-эмоционального отношения составителя так описать предмет, чтобы его можно было бы представить не видя.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Что значит провести атрибуцию? С оставить всестороннюю характеристику экспоната, отвечая при этом на ключевые вопросы: -Что это? -Из чего оно создано? -Кто его автор? -Для чего предназначено? -Когда и каким образом изготовлено? -Каково его социальное значения? -Какая здесь техника исполнения?

Изображение слайда
17

Слайд 17: ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР

ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР ОСЕНЬЮ 2018 ГОДА В МУЗЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПОСТУПИЛ ПРЕДМЕТ, ВЫЯВЛЕННЫЙ В ХОДЕ ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ АКТИВИСТАМИ МУЗЕЯ

Изображение слайда
18

Слайд 18

Название предмета - планшет офицерский полевой (Германия), изготовлен фирмой " Franz Brehme "  в 1940 году. Инвентарный номер – ШВМ № 123. (Школьный военный музей, экспонат -подлинник № 123). Источник поступления – дарение. Подлинность – подлинник. Наличие легенды - Обычно такие планшеты делали из качественной коричневой кожи с гранулированной поверхностью, не дававшей бликов. Изготовлен фирмой " Franz Brehme "  в 1940 году. Планшет образца использовался прежде всего офицерами, некоторыми унтер -офицерами, артиллерийскими наблюдателями,военно-полевой жандармерией, связистами, курьерами и другими военнослужащими в соответствии с их родом деятельности. Изготовлен на территории оккупированной Бельгии. Надписи и клейма : “ Real Nappa " - толстая премиальная качественная кожа, сделанная от овец в Бельгии. С трудом просматривается год 1940. Натуральная кожа овец. Техника исполнения - ручное машинное производство.

Изображение слайда
19

Слайд 19

ПЛАН ОПИСАНИЯ (АТРИБУЦИИ) МУЗЕЙНОГО ПРЕДМЕТА ПО СХЕМЕ: Наименование предмета - начинать с ключевого слова (или словосочетания). Если предмет является не подлинником, то наименование следует начинать со слов: копия или макет. Датировка - указать год или период (годы) создания предмета. Изготовитель - записать название страны или предприятия. Авторы - записать фамилию автора или указать: «автор неизвестен». Материалы - перечислить основные материалы, использованные при создании предмета. Техника исполнения. Размеры - приводятся габаритные размеры в миллиметрах. Внешний вид предмета - описать отличительные признаки (форма, цвет, декор). Надписи и клейма - указать знаки и их расположение на предмете. Сохранность - полностью сохранившийся; незначительные повреждения (сколы, трещины, загрязнения, следы коррозий.); значительные повреждения (сильная коррозия, поломка, дыры, утрата деталей). Отмечается, что предмет находится в рабочем или в нерабочем состоянии. Подлинность или копия. Источник поступления, легенда (история создания). Музейное значение предмета - среда бытования предмета и распространенность предмета в настоящее время (уникальный, редкий, малораспространенный, широко распространенный). Символическое, художественное (декоративное) или научное значение предмета.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Список литературы:

1. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: учебное пособие для бакалавров и магистров/ Г. П. Долженко.- Изд. 4-е, испр. и доп.- Ростов н / Д:Феникс, 2012. 2. Денисов С.Л. Как правильно оформить диссертацию, автореферат и диссертационный доклад: метод. пособие / С. Л. Денисов.-Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2010. 3. Загороднова Н.И. Инновационный потенциал музейно-педагогической программы «Здравствуй музей!»/ Загороднова Н.И. //Музейная педагогика в школе. Вып. IV.-СПБ., 2005. 4. Литвинова М.А., Столяров Б.А. Детское творчество и музей: собирание, хранение и экспонирование. РЦМПИДТ.-СПБ.: 2010. 5. Матюхина, Ю.А. Экскурсионная деятельность / Ю.А. Матюхина, Е.Ю. Мигунова.- М.: « Альфа-М », 2011. 6. Новохатько К. Как музейко по музеям ходит, и что там с ним приключается. / Новохатько К.//Музей. 2010. 7. Тулинова О.В. Музейная педагогика в условиях малого города.//Педагогика.-2010-№ 9.

Изображение слайда
21

Последний слайд презентации: М етодика оформления экспозиций и предметов в школьном музее» ГБУ ДО РО: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Изображение слайда