Презентация на тему: Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило,

Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране. Д.С. Лихачев
Изобразительное искусство Древней Руси
Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило,
Мозаика
Фрески -
Иконы -
Иконостас – иконы, собранные в ряды – чины -, которые закрывают алтарь.
Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило,
Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило,
Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило,
Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило,
Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило,
Спас Нерукотворный
Добрый пастырь
Христос- Эммануил
Христос – Пантократор
Спас на Престоле
Спас в Силах. Андрей Рублёв. 1410
Спас Ярое око – икона середины 14 в.
Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило,
Феофан Грек. Христос Вседержитель
Фрески Феофана Грека
Феофан Грек Авель. Фреска из храма Преображения в Новгороде
Святые Борис и Глеб. Феофан Грек. Житийная икона из Коломны.
Феофан Грек «Преображение» Икона из Переяславля Залесского
Иоанн Предтеча – икона Благовещенского собора в Москве
Рублёв «Троица»
Дионисий Архангел. Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 16 век
(Д.С. Лихачев)
1/29
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 58)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (4929 Кб)
1

Первый слайд презентации: Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране. Д.С. Лихачев

Изображение слайда
2

Слайд 2: Изобразительное искусство Древней Руси

Изображение слайда
3

Слайд 3

Изображение слайда
4

Слайд 4: Мозаика

Мозаика – монументальная живопись с помощью разноцветных кусочков слюды. Мозаичными панно украшались Византийские храмы и русские древние храмы, например, Собор Софии в Киеве. В алтарной части храма сохранилась мозаика 11 века «Богоматерь». В связи с набегами кочевников это искусство был утрачено. Интерьер Киевской Софии Мозаика Алтаря Киевской Софии

Изображение слайда
5

Слайд 5: Фрески -

Пётр Александрийский. Фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде. 1199 роспись растительными красками на сырой штукатурке

Изображение слайда
6

Слайд 6: Иконы -

станковая живопись, выполнялась на досках яичными красками. Иконопись нигде не была так популярна, как на Руси.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Иконостас – иконы, собранные в ряды – чины -, которые закрывают алтарь

Изображение слайда
8

Слайд 8

Особенно на Руси любили изображать Богоматерь. Существовали различные виды изображений Богоматери: Оранта, Умиление, Одигитрия, Троеручица и Панагия

Изображение слайда
9

Слайд 9

Тип иконы «Оранта» (от лат.   orans  — молящийся) — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем. Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой — держит свиток, реже — книгу. Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты или изображения в рост. Центром композиции является Христос, обращённый к зрителю, Основной смысл этого образа — явление в мир «небесного царя и судии». Тип иконы «Одигитрия» К типу «Одигитрия» относятся такие, особо чтимые иконы, как Смоленская икона Божией матери, Тихвинская, Иверская, Казанская.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Елеу́са (греч. милующая сострадающая ), Умиление — один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона символизирует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. К типу «Умиление» относятся иконы Владимирской Божией Матери, Донской, ярославской и других. Тип иконы «Умиление»

Изображение слайда
12

Слайд 12

Виды изображений Спасителя:

Изображение слайда
13

Слайд 13: Спас Нерукотворный

Это самое древнее из канонических изображений. Согласно легенде, первый образ Христа чудесно отпечатался на плате, поднесённом им к лицу. Этот плат обладал чудотворной силой – он исцелил от проказы царя города Эдессы Авгаря. Таким образом, создателем первой иконы был сам Христос. Первоначально Святой Плат хранился в Эдессе до 944 года, затем был перенесён в Константинополь. Симон Ушаков

Изображение слайда
14

Слайд 14: Добрый пастырь

Второй древнейший образ Христа, уходящий корнями в античную живопись, - Добрый пастырь. В Евангелие от Иоанна написано: «Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». Все иконы, изображающие доброго пастыря, относятся к эпохе раннего средневековья. В более поздние периоды изображения Доброго пастыря встречается редко.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Христос- Эммануил

Много трогательных образов было создано в рамках этого канона. Эммануил («С еами Бог») – Христос в младенчестве. В Писании сказано: «И нарекут ему имя Эммануил» Маленького Христа обычно изображают со свитком в руке. Свиток подчёркивает, что пришёл именно тот, о ком говорили ветхозаветные пророки. В данном случае Христос изображён с открытым Евангелием в руке – как Судия на Страшном Суде.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Христос – Пантократор

Наибольшее количество икон, фресок и мозаик создано в рамках этого канона. Серьёзный, суровый Пантократор («Вседержитель»). Согласно канону, в левой руке Христа – закрытое Евангелие, пальцы правой руки сложены таким образом, что образуют греческие символы « IC XC ». Обычно верхняя одежда Христа (гиматий) изображалась синей – это символ человеческого воплощения Христа; а рубаха (хитон) – красной, иногда лиловой – это символ божественной сущности Христа. Христос – Пантократор

Изображение слайда
17

Слайд 17: Спас на Престоле

Спас на Престоле – разновидность Пантократора, изображение Царя Небесного Иерусалима. Христос в царских одеждах сидит на троне с открытым Евангелием в руке – символом Страшного Суда. Согласно этому канону, Христос изображается в сверкающей золотом или алой одежде, часто украшенной крестами. На голове часто изображают корону (митру). Фон иконы как правило золотой.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Спас в Силах. Андрей Рублёв. 1410

Особый вид Спаса на Престоле – Спас в Силах – нашёл распространение в основном в русской иконописи. Христос в окружении ангельских сил также восседает на троне. На заднем плане русские иконописцы изображали наложенные друг на друга ромб или четырёхугольник интенсивного красного цвета (символ славы) и сине-зелёный овал.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Спас Ярое око – икона середины 14 в

В русской иконописи периода Золотой Орды был весьма популярен Спас Ярое око. Этот лик как бы ссылка на слова Писания: «Не мир принёс вам, но меч». Это оплечное изображение Христа со скорбным ликом и яростными глазами. Данная икона из Успенского собора, который расписывали греческие мастера. Здесь видна энергичная светотеневая и цветовая моделировка объёмов. Художники пытаются изобразить энергичность святого.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Изображение слайда
21

Слайд 21: Феофан Грек. Христос Вседержитель

Феофан Грек стремится передать святого в момент религиозного подвига или экстаза. Его работам характерна экспрессия, внутренняя сила.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Фрески Феофана Грека

Фрески Феофана Грека легко узнать по пастельным тонам и белым бликам, которые используются в изображении волос святых и драпировок их одежд. Линии достаточно резкие.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Феофан Грек Авель. Фреска из храма Преображения в Новгороде

Изображение слайда
24

Слайд 24: Святые Борис и Глеб. Феофан Грек. Житийная икона из Коломны

Особую популярность получают иконы с изображением избранных святых. Особо почитались на Руси Николай Чудотворец, Святые Борис и Глеб.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Феофан Грек «Преображение» Икона из Переяславля Залесского

Чудесное проявление божественной природы Христа, ошеломляющее апостолов и низвергающее их наземь, воплощено с поразительной энергией. Взволнованность и драматизм сочетаются с композиционной динамикой.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Иоанн Предтеча – икона Благовещенского собора в Москве

Три мастера – Феофан Грек, Андрей Рублёв и Прохор с Городца – расписывали Благовещенский собор в Кремле. Это фигура из деисусного чина

Изображение слайда
27

Слайд 27: Рублёв «Троица»

Эта икона была написана в похвалу Сергию Радонежскому. Тихая беседа ангелов полна дружеской откровенности. Средний ангел (Христос) благословляет жертвенную чашу, а левый ангел (Бог-отец) благословляет его самого на страдания. Фигуры словно вписаны в круг, который символизирует гармонию. Цвета характерны творческой манере Рублёва. Это светлые и яркие тона. Рублёв «Троица»

Изображение слайда
28

Слайд 28: Дионисий Архангел. Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 16 век

Черты, присущие творчеству Дионисия в Ферапонтовом монастыре: Душевная просветлённость Гармоническая красота колорита Отсутствие трагический сцен

Изображение слайда
29

Последний слайд презентации: Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило,: (Д.С. Лихачев)

Любовь к своей Родине – это не нечто отвлечённое; это – и любовь к своему городу, своей местности, к памятникам её культуры, гордость своей историей

Изображение слайда