Презентация на тему: Еремеевская С.А., ГБОУ Школа № 2006 г. Москвы Аргументация в сочинении

Реклама. Продолжение ниже
Еремеевская С.А., ГБОУ Школа № 2006 г. Москвы Аргументация в сочинении
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
Наиболее явным выражением этих трудностей становится то, что во многих работах отсутствует смысловая часть, связанная с аргументацией.
Соотношение тезиса и аргумента Примеры из работ учащихся:
При аргументации потеря связи с исходным текстом
Всемирно известный автор – можно ли без упоминания автора засчитывать литературный аргумент? Из чего следует, что литературный аргумент предполагает
Ребенок может выдвигать несколько тезисов, а аргументировать только один из них.
Экзаменуемый что аргументирует – проблему или позицию? Вообще-то говоря, позицию, но относительно проблемы может высказывать мнение. В этом случае баллы не
Как коррелируют критерии К4 и К12 ?
Количество приводимых аргументов
Что и как считаем? Качество приводимых аргументов
Что и как считаем? Качество приводимых аргументов
Еремеевская С.А., ГБОУ Школа № 2006 г. Москвы Аргументация в сочинении
1/13
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 95)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1439 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации

Еремеевская С.А., ГБОУ Школа № 2006 г. Москвы Аргументация в сочинении

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
2

Слайд 2: Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

Трудности, связанные с аргументацией собственного мнения по проблеме (критерий К4), обусловлены следующими причинами : ученик, не понимая содержания исходного текста, не умея выделить проблему, адекватно сформулировать авторскую позицию, не может привлечь данные культурно-исторического и личностного опыта ( фундаментальный аспект ); объем культурно-исторического опыта, который может быть использован учеником как материал для аргументации, недостаточен ( тезаурусный аспект ); ученик не владеет логикой построения сочинения- рассуждения, поэтому не осознает смысловой роли аргументации в развертывании своего речевого сообщения и её места в композиции сочинения ( инструментальный аспект ).

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: Наиболее явным выражением этих трудностей становится то, что во многих работах отсутствует смысловая часть, связанная с аргументацией

Если аргументация всё же есть, то возможны две главные группы ошибок: аргументация не вычленяется как отдельное действие; аргумент не соответствует заявленному тезису. Примеры из работ учащихся: «Я же считаю, что нужно самостоятельно принимать решения. Вспомним шекспировского Гамлета «быть или не быть», который сомневался в принятии решения » (склеивание личностной позиции и «аргумента», ссылка на Гамлета не доказывает тезиса о необходимости самостоятельно принимать решения). «Я по своему жизненному опыту знаю, каково это быть инвалидом, как тяжело даётся (как физически, так и морально) любое движение. Но если инвалид силён духом, то он может сделать многое не хуже здорового человека» («аргумент» не обладает доказывающей силой, обоснование не выстроено).

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: Соотношение тезиса и аргумента Примеры из работ учащихся:

«Трудно не согласиться с мнением автора, потому что проявление смелости в нужные моменты необходимо для развития личности, победа над собственным страхом даёт человеку неоценимое состояние экстаза (?ликования?). В качестве примера ученик приводит историю из «Гарри Поттера » Д. Роулинг, в которой герои «за смелый поступок были награждены дополнительными баллами», Гарри «даёт себя убить», благодаря чему впоследствии «он смог вернуться к жизни», а жители города прониклись к Поттеру уважением. («Экстаз», вероятно, и присутствует, а вот «развития личности» точно нет!)

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5: При аргументации потеря связи с исходным текстом

Примеры из работ учащихся: «Я согласна с мнением автора, так как человек – существо биосоциальное, то ему необходимо иметь чувство страха. Но самым «большим» страхом из всех я считаю страх смерти» (искажение текста). И далее: «… рыба тянула Игнатьича на дно (В.П. Астафьев «Царь-рыба»). И вот, когда казалось, что смерть уже неизбежна, леска рвётся, а рыба уплывает, оставляя рыбака свободным. После случившегося он осознал, что нужно природу беречь ».

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: Всемирно известный автор – можно ли без упоминания автора засчитывать литературный аргумент? Из чего следует, что литературный аргумент предполагает обязательное упоминание автора и названия произведения?

И всё-таки это важное условие, исключающее « додумывание ». Давно не является секретом тот факт, что смелые ученики придумывают имена «известных публицистов» или названия несуществующих произведений, приписывая их порой знаменитым писателям. Примеры из работ учащихся: « И. С. Тургенев в одном из своих произведений «Природа» размышляет…» «Критик Белинский в своей статье «О человечности» писал…» «Рассказ А. Приставкина «Война русских и чеченцев»…» Ху Дзин «Молодость» – нет такого произведения! Подобные «опусы» квалифицируются экспертом как фактические ошибки (К 12), баллы именно за литературную аргументацию в этих случаях не ставятся!

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: Ребенок может выдвигать несколько тезисов, а аргументировать только один из них

Это его право, но засчитываться будет только один аргумент, исключая описанные выше случаи явного несоответствия заявленному (выбранному из нескольких) тезису.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Экзаменуемый что аргументирует – проблему или позицию? Вообще-то говоря, позицию, но относительно проблемы может высказывать мнение. В этом случае баллы не снижаем!

Но: в контраргументах этот принцип не работает! Примеры из работ учащихся: Тексту Ю. Чичаева о детстве как радостной и счастливой поре жизни, влияющей на судьбу человека, противопоставлено «бессмысленное и безрадостное существование» заглавного героя Гончарова Илюши Обломова, который «вследствие неправильного воспитания стал обломовцем ». Таков же и фонвизинский «бездарь и пассивный тунеядец Митрофанушка». Или пример с Катериной из «Грозы»: «В детстве она ощущала себя птичкой – птичкой и ушла из жизни». Позитивное утверждение в авторском тексте благодаря таким примерам переросло в негативное отрицание. (К тому же в данных примерах есть и фактические ошибки!)

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9: Как коррелируют критерии К4 и К12 ?

Приведённые ранее примеры, связанные с додумываем «известных публицистов» и названий несуществующих произведений, квалифицируются как фактические ошибки К 12 и не учитываются при выведении баллов именно за литературную аргументацию по критерию К 4. Переводить якобы литературный аргумент в жизненный возможно, но при условии, естественно, сильной аргументации.

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10: Количество приводимых аргументов

3 балла – 2 аргумента, один из которых из художественной, публицистической или научной литературы 2 балла – только 1 аргумент из литературы ИЛИ 2 из жизненного опыта 1 балл – только 1 пример из жизни

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11: Что и как считаем? Качество приводимых аргументов

2 примера из литературы могут дублировать друг друга, не обязательно требование показывать разные стороны одного явления. Например, любовь к чтению: Татьяна Ларина и Евгений Онегин с их кругом чтения, а в качестве антипода – Митрофанушка из «Недоросля» Д.И. Фонвизина, Фамусов из «Горя от ума» А.С. Грибоедова или герои «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя. Можно так. Но можно и просто Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Фольклор лишь украсит сочинение и добавит ему выразительности, равно как и мифология (К 6), а сказки только литературные, авторские, народные не засчитываются за литературный аргумент. Национальная литература на языке-оригинале также не будет засчитана в качестве аргумента.

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12: Что и как считаем? Качество приводимых аргументов

К критической статье единые требования: фамилия автора, название статьи, её суть, проблема, которая полностью идентична рассматриваемой в исходном тексте на экзамене. Причём должна быть аргументация своего, а не авторского мнения ! К аргументу из научной статьи требования те же. Чтобы избежать «выдуманных» статей, необходимо порекомендовать ребятам использовать только широко известные газеты и журналы. НО: это нигде не оговорено! Любой пример из художественной, научной или публицистической литературы должен быть «обрамлён» рассуждениями, подчеркивающими связь приведённого примера с рассматриваемой учащимся проблемой.

Изображение слайда
1/1
13

Последний слайд презентации: Еремеевская С.А., ГБОУ Школа № 2006 г. Москвы Аргументация в сочинении

Спасибо за внимание!

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже