Презентация на тему: ЭТОЛОГИЯ

ЭТОЛОГИЯ
ВОПРОСЫ
1. Наука этология, основные понятия
Связь этологии с другими науками
Методы этологии
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭТОЛОГИИ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
Происхождение названия
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
Конрад Лоренц
Николаас Тинберген
3. ФОРМЫ И СИСТЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ
Формы поведения
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ИНСТИНКТЫ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
ЭТОЛОГИЯ
1/58
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 44)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (5886 Кб)
1

Первый слайд презентации: ЭТОЛОГИЯ

Изображение слайда
2

Слайд 2: ВОПРОСЫ

1. Наука этология, основные понятия. 2. История развития этологии. 3. Формы и системы поведения. 4. Врожденные формы поведения. 5. Приобретенные формы поведения (научения).

Изображение слайда
3

Слайд 3: 1. Наука этология, основные понятия

Этология (от гр. этос — привычка, нрав, поведение и логос — учение; термин введен впервые в 1908 г. Долло ) – наука об основах, зако­номерностях и механизмах поведенческих актов животных. По­веденческим актом называется целенаправленная деятель­ность организма для удовлетворения тех или иных биологических потребностей. Цель этологии - глубокое позна­ние поведенческих актов и их физиологических механизмов, ко­торое обеспечило бы изменения их в желаемом направлении, разработку научно обоснованных технологий ведения отрасли, повышение плодовитости и сохранности приплода, экономии трудовых затрат при проведении комплексных зоотехнических и ветеринарных мероприятий, рациональное использование паст­бищ, кормов, получение высоких показателей продуктивности, избежание потерь животных в экстремальных условиях.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Связь этологии с другими науками

Этология опирается на общую биологию, зоологию, инволюционное учение, физиологию, психологию, генетику, экологию. Достижения этологии постоянно используются зоотехнией и ветеринарией. Связь Э. с зоопсихологией и физиологией. Изучением поведения животных занимаются ученые различ­ных специальностей: психологи, зоологи, животноводы, ветери­нарные специалисты, физиологи. В результате их деятельности определены два главных направления: этология и зоопсихология. Также этология тесно связана с физиологией животных, а именно с физиологией ВНД. И. П. Павлов отождествлял понятия «поведение» и «высшая нервная деятельность». Этология изучает особенности взаимодействия организма животных с окружающей средой, наблюдая и ис следуя, в основном, внешнее проявление реакции. Физиология ВНД — нервные механизмы деятельности мозга, обеспечивающие поведение животных. Зоопсихология — наука о поведении, изучающая вопросы научения.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Методы этологии

Этология изучает поведение животных методами наблюдения и регистрации, а механизмы поведенческих актов — физиологи­ческими методами. Основные методы : Метод наблюдения за поведением животных Биорадиотелеметрические методы Методы изучения типов высшей нервной деятельности ( ВНД) Метод условных рефлексов Физиологические и биохимические методы

Изображение слайда
6

Слайд 6: 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭТОЛОГИИ

Этапы развития науки: - додарвинский, ранняя история, - дарвинский, начинается с исследований Ч. Дарвина, - последарвинский.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Додарвинский (ранняя история) Изучение поведения животных в додарвинский период было связано с философским и естественным мировоззрением. Основной вопрос философии — выяснение места и роли человека во Вселенной. Механицисты Антропоморфисты Ранние натуралисты (Гилберт Уайт, Леруа, Фердинанд Перпауэр ) Исследования Ч. Дарвина Ч. Дарвина (1809—1882) - основоположник научного подхода к изучению поведения животных. Он обосновал теорию естественного отбора и развития видов в процессе эволюции. Последарвинский

Изображение слайда
8

Слайд 8

Этология окончательно сформировалась в 30-е годы XX века на базе полевой зоологии и эволюционной теории как наука о сравнительном описании поведения особи. Становление этологии связывают главным образом с работами Конрада Лоренца и  Николаса Тинбергена, хотя они сами первоначально не называли себя этологами.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Происхождение названия

Термин «этология» взят из греческого языка, слово  этос  ( др.-греч.  ἦθος ) — в греческом языке означает  нравы, характер, привычка, обычай. Термин стал известен почти в современном виде в 1902 году в Англии благодаря работам американского энтомолога Уильяма Мортона Уилера  ( William Morton Wheeler ).

Изображение слайда
10

Слайд 10

Затем этот термин стал употребляться для того, чтобы различать специалистов по изучению животных в естественных условиях от сравнительных психологов и бихевиористов  в США, работавших преимущественно аналитическими методами в лабораториях.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Изображение слайда
12

Слайд 12: Конрад Лоренц

Выдающийся австрийский учёный, один из основоположников этологии - науки о поведении животных, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1973, совместно с Карлом фон  Фришем и Николасом Тинбергеном ) «за открытия, связанные с созданием и установлением моделей индивидуального и группового поведения животных». Наиболее известные работы : «Кольцо царя Соломона» «Человек находит друга» «Агрессия» (1903-1989)

Изображение слайда
13

Слайд 13: Николаас Тинберген

Нидерландский этолог и орнитолог, один из основоположников этологии, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1973) Известный популяризатор науки о поведении животных (в России популярностью пользовалась его научно-популярная книга «Осы, птицы, люди». Разработал иерархическую модель инстинктивного акта (1907-1988)

Изображение слайда
14

Слайд 14: 3. ФОРМЫ И СИСТЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ

Класси­фикация по функциям, приспособительному эффекту поведения по Крушинскому: 1. половое; 2. пище­вое; 3. исследовательское; 4. агонистическое, т. е. приспособительное в ситуации конфликтов с другими животными; 5. родительское; 6. доми­нирующая иерархия; 7. территориальное; 8. комфортное; 9. социальное.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Формы поведения

- врожденные, - приобретенные, - реактивные, - когни­тивные. Любая форма поведения проявляется на трех уровнях: 1.поведенческом (двигательном), 2.системном, 3.тка­невом.

Изображение слайда
16

Слайд 16

4. ВРОЖДЕННЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ Таксисы - простейшая форма адаптивного поведе­ ния, определяющая взаимодействие организма с окружающей средой на ранних этапах эволюции. Таксисы — доминирующие способы адаптации у простейших и многоклеточных. У позвоночных жи­вотных таксисы отсутствуют и заменены более совершенным ме­ханизмом адаптации. Таксис представляет собой ориентацию организма по отноше­нию к некоторым факторам внешней среды. Рефлексы — это относительно стереотипные и фиксированные ответные реакции организма на действие различных стимулов, как результат врожденных механизмов. Инстинкты — сложнейшие акты врожденного поведения. Трудно выделить у высших животных в поведении врожденные и приобретенные элементы и быть уверенным, что обучение не повлияло на их поведение. Безусловнорефлекторная деятельность человека и животных (врожденные формы поведения) необходима для сохранения организма в неменяющихся (постоянных) условиях окружающей среды при действии различных раздражителей.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Смена уровней поведения в эволюции Врожден-ные Приобре-тенные

Изображение слайда
18

Слайд 18

Новорожденный ребенок сразу обладает набором форм поведения, необходимых для его выживания, в том числе сосать грудь, прижиматься к источнику тепла, сообщать плачем о своем дискомфорте. Удержание новорожденного ребенка в висячем положении. У наших предков – обезьян – эта реакция позволяла новорожденному детенышу самостоятельно держаться за шерсть матери. Свойства врожденных форм поведения

Изображение слайда
19

Слайд 19

Свойства врождённых форм поведения: Врождённые формы поведения обусловлены генетически, в их основе лежит жёсткая рефлекторная дуга; Безусловные формы поведения являются видовыми; Безусловные формы поведения постоянны; Безусловные формы поведения замыкаются на уровне низших отделов ЦНС (спинной мозг, ствол мозга и др.). Рефлекс Бабинского

Изображение слайда
20

Слайд 20

По биологической значимости: Сохранительные рефлексы: гомеостатические рефлексы (пищевой, дыхательный рефлексы, регуляция артериального давления, концентрации глюкозы в крови и т.д.); восстановительные (сон); рефлекс сохранения и продолжения рода (половой рефлекс, рефлекс заботы о потомстве). Защитные рефлексы: активное уничтожение или нейтрализация вредных раздражителей, объектов (наступательное, активно-оборонительные, агрессивные рефлексы); пассивно-оборонительные рефлексы (рефлекс отдергивания, рефлекс отступления, избегания, затаивания ). устранение вредных агентов, попавших на поверхность или внутрь организма ( чесательный рефлекс, чихание, кашель и т.д.); Ориентировочные рефлексы на новизну; Виды врожденных рефлексов

Изображение слайда
21

Слайд 21

Реализация врожденных рефлексов зависит от наличного функционального состояния животного, соотносится с доминирующей в данный момент потребностью; Под влиянием раннего индивидуального опыта врожденные рефлексы претерпевают значительные изменения. Эксперименты Харлоу с суррогатными матерями: детеныши предпочитали проводить большую часть времени с манекенами, имеющими сходство с обезьяной и покрытыми мехом, хотя для кормления подходили к жесткому манекену из сетки, на котором была закреплена бутылочка с молоком.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Инстинкт - это сложный цепной комплекс безусловных рефлексов, в котором окончание одного элементарного акта является стимулом для появления последующего (по Павлову И.П.); С эволюционной точки зрения инстинкт — биологически выгодная и экономичная форма использования филогенетического поведенческого опыта. Инстинктивная реакция запускается под влиянием какого-либо внешнего раздражителя ( релизера ) по заложенной в генетическом аппарате программе. Релизер, воздействующий на соответствующий рецептор, активирует жесткую, генетически закодированную рефлекторную дугу (программу), вызывающую стереотипный двигательный акт.

Изображение слайда
23

Слайд 23

Пример инстинктивного поведения. Недавно вылупившиеся птенцы запрокидывают голову, открывают рот и издают громкий писк. Родители помещают принесенную пищу в клювы птенцов.

Изображение слайда
24

Слайд 24: ИНСТИНКТЫ

Витальные - обеспечивающие физическое выживание особи Пищевой, питьевой Оборонительный (активный и пассивный Регулирования цикла «сон-бодрствование» Экономии энергии и сил Критерии: неудовлетворение ведет к физической гибели особи; реализация данных рефлексов не требует участие другой особи того же вида. Ролевые ( зоосоциальные ), Половые - выбор партнера Родительские - разделение ролей отца и матери Территориальные - охрана зоны обитания для сохранения ресурсов Эмоциональный резонанс Групповая иерархия Реализация этой группы рефлексов происходит только путем взаимодействия с другими особями своего вида; Саморазвития Исследовательский Новизны Свободы Имитационный (подражательный) Игровой

Изображение слайда
25

Слайд 25

Инстинкты формируются в ходе естественного отбора, который происходит очень медленно – во временном масштабе большого числа поколений (обычно занимает время порядка сотен тысяч и миллионов лет). Нередко при быстрых изменениях условий наследственные инстинкты оказываются неэффективными или неадекватными, и поэтому для своего выживания живые существа в ходе эволюции приобрели возможность изменять свое поведение и формировать новые формы поведения на основе собственного, индивидуального опыта – т.е. обучаться. В отличие от инстинкта, индивидуальный опыт не наследуется (однако может наследоваться способ ность к обучению )

Изображение слайда
26

Слайд 26

5. ПРИОБРЕТЕННЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ (научение)

Изображение слайда
27

Слайд 27

Свойства приобретенных форм поведения: Формируются в процессе взаимодействия с окружающей средой; Индивидуальны ; Непостоянны ; Связаны с функцией высших отделов ЦНС, прежде всего корковых нейронов.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Категория Основные формы Неассоциативное обучение (простые формы) Привыкание Сенситизация Особые формы неассоциативного обучения, тесно связанные с инстинктом и/или разумом Запечатление (импринтинг) Подражание Ассоциативное обучение Классический условный рефлекс Инструментальный условный рефлекс (обучение по типу проб и ошибок) Ассоциации между стимулами, возникающие без подкрепления Когнитивное обучение Латентное обучение, когнитивные карты Сенсорное (перцептивное) обучение Инсайт Рассудочная деятельность Элементарное мышление Классификация форм научения

Изображение слайда
29

Слайд 29

Привыкание Привыкание проявляется в форме постепенного угасания реакций организма при повторяемости или длительной экспозиции раздражителя. Этот тип научения называется стимул-зависимым, так как эффект состоит в том, чтобы научиться избирательно не реагировать только на определенный стимул. В процессе эволюции привыкание выступает как универсальный механизм подавления «лишних» реакций на несущественные, стабильные, неинформативные раздражители. Изменение реакции в ходе привыкания к многократному воздействию стимула.

Изображение слайда
30

Слайд 30

Изменение реакции при сенситизации. Момент нанесения сенситизирующего стимула показан стрелкой (в качестве сенситизирующего стимула можно использовать болевую стимуляцию). Сенситизация это процесс, противоположный привыканию, связанный с повышением чувствительности к воздействующему раздражителю, который приобрел в процессе онтогенеза какое-либо значение для субъекта. Практически у всех животных – от одноклеточных до человека – в ответ на многократное действие одного и того же стимула чувствительность организма к нему может повыситься ( сенситизация ) или снизится ( привыкание ). Направление изменения зависит от многих условий, включая внутреннее состояние организма.

Изображение слайда
31

Слайд 31

Как правило, привыкание происходит в случае отсутствия биологически значимых стимулов. Характерный пример – привыкание к новому индифферентному стимулу ( угашение ориентировочной реакции). Сенситизация, наоборот, скорее будет происходить в ситуациях, характеризующихся повышенной возбудимостью (например, неудовлетворенная мотивация, или какая-либо травмирующая ситуация).

Изображение слайда
32

Слайд 32

Импринтинг: птенцы запоминают мать и следуют за ней Импринтинг ( от англ. imprinting, оставлять след, запечатлевать, фиксировать) - специфическая форма научения у новорожденных высших позвоночных, при котором в их памяти автоматически фиксируются отличительные признаки поведения первых увиденных ими внешних объектов (чаще всего родительских особей). Импринтинг возможен в течение определенного, обычно весьма ограниченного периода. Процесс импринтинга совершается чрезвычайно быстро, без внешнего подкрепления, и результат его, как правило, необратим.

Изображение слайда
33

Слайд 33

Сенситивный (критический) период для формирования импринтинга у цыплят. Относительное число случаев следования, наблюдавшееся у цыплят разного возраста в лабораторных экспериментах с реакцией следования.

Изображение слайда
34

Слайд 34

Гусята следуют за Конрадом Лоренцом

Изображение слайда
35

Слайд 35

Подражание (имитационное обучение) С одной стороны, некоторые формы подражания жёстко заданы генетически и обеспечивают формирование видоспецифического поведения, например, пение некоторых певчих птиц (птица воспроизводит ту песню, которую слышала сама от родителей, ещё будучи птенцом) и др. С другой стороны, животные с высоким уровнем развития поведения и мозга способны с помощью подражания быстро и эффективно перенимать индивидуальный опыт других особей, полученный ими как в результате ассоциативного, так и когнитивного обучения. Развитая способность к подражанию является важнейшей предпосылкой к формированию культуры – т.е. форм поведения, передающихся между особями в популяции негенетическим путем. Это свойство «обезьянничать» особенно характерно для приматов, но встречается и у других животных. Описаны многочисленные примеры формирования элементарной культуры у животных в природе (например, технология раскалывания орехов и добывания муравьев и термитов у шимпанзе, купание у японских макаков ) и в эксперименте (отмывание зерна и другого корма, размачивание хлеба и др.).

Изображение слайда
36

Слайд 36

Шимпанзе обучают своих детенышей раскалывать орехи, те обучаются с помощью подражания. На основе такого подражания формируется « предкультура » - прообраз культуры человека.

Изображение слайда
37

Слайд 37

Подкрепление в классическом условном рефлексе производится независимо от условного ответа, а в инструментальном – лишь при условии правильного выполнения определенного действия. Как классическое, так инструментальное условно-рефлекторное обучение являются ассоциативными, т.е. эти формы обучения требуют совпадения во времени каких-либо событий, приводящего к их ассоциации. В отличие от когнитивных форм обучения, при ассоциативном обучении «понимание» и «осознание» ситуации практически не играют никакой роли. Классический и инструментальный условный рефлекс

Изображение слайда
38

Слайд 38

Инструментальный условный рефлекс ( оперантная форма научения) (лат. operatio - действие) - вид ассоциативного научения, который основан на активной целенаправленной деятельности животного.

Изображение слайда
39

Слайд 39

Обучение собак также осуществляется с помощью приемов инструментального обучения

Изображение слайда
40

Слайд 40

Цирковая дрессировка животных основана на методах инструментального обучения

Изображение слайда
41

Слайд 41

Пример экспериментальной установки для изучения условных пищедобывательных рефлексов у кролика Методики, оценивающие манипуляторную деятельность

Изображение слайда
42

Слайд 42

Пример экспериментальной установки для изучения условных пищедобывательных рефлексов у собаки Методики, оценивающие манипуляторную деятельность

Изображение слайда
43

Слайд 43

Методики, оценивающие локомоторную деятельность

Изображение слайда
44

Слайд 44

Общие особенности классических и инструментальных условных рефлексов: 1. Угасают при неподкреплении (угасательное торможение). 2. Могут самопроизвольно восстанавливаться после угашения. 3. К ним можно выработать дифференцировку.

Изображение слайда
45

Слайд 45

4. Условная реакция в классическом условном рефлексе всегда является копией безусловной реакции (есть исключения!); в инструментальном условном рефлексе она может быть любой; 5. Разная роль подкрепления, например пищи, — малые порции пищи способствуют образованию инструментального рефлекса, а большие - классического; 6. Разные принципы образования - классический условный рефлекс формируется по принципу «ассоциация по смежности», инструментальный — по принципу «проб и ошибок». 7. Инструментальный рефлекс труднее угасает при пропусках подкрепления. Наоборот, они вначале даже усиливают рефлекс; Основные различия между классическими и инструментальным условными рефлексами :

Изображение слайда
46

Слайд 46

Некоторые сложные виды условных рефлексов ( как классических, так и инструментальных )

Изображение слайда
47

Слайд 47

Цепной условный рефлекс – набор из нескольких условнорефлекторных реакций, выполняемых последовательно в заданном порядке. Для его выработки можно применить цепной комплексный стимул, давая свое подкрепление к каждому стимулу (всегда в одном и том же порядке). Можно также наращивать цепной условный рефлекс, вклинивая новые элементы в уже существующую цепь реакций. Можно объединять отдельные рефлексы в цепь. В дальнейшем по мере автоматизации вся цепочка реакций будет выполняться автоматически на самый первый элемент цепного раздражителя.

Изображение слайда
48

Слайд 48

Условный рефлекс на обстановку (обстановочный рефлекс) – условный рефлекс, в котором в качестве условного стимула выступает обстановка (внешний вид помещения, его запах, освещение и т.п.). Обстановка по сути представляет собой многокомпонентный комплексный условный стимул.

Изображение слайда
49

Слайд 49

Условный рефлекс на время – условный рефлекс, в котором в качестве условного стимула выступает время ( точнее, внутренний отсчёт времени ). Можно выработать условные рефлексы на временные интервалы (например, если давать подкрепление каждые 30 секунд), а также на время суток (если давать подкрепление каждый день в одно и то же время). В обоих случая условная реакция будет проявляться при наступлении соответствующего времени даже в отсутствии иных условных стимулов.

Изображение слайда
50

Слайд 50

Экстраполяционный рефлекс

Изображение слайда
51

Слайд 51

Условнорефлекторная настройка – формирование состояния готовности к условно-рефлекторной деятельности в ответ на общую обстановку и/или на конкретные условные раздражители.

Изображение слайда
52

Слайд 52

«Проблемная клетка» Э.Торндайка : кошка нажимает на рычаг, который веревкой связан с запором клетки. Справа - кривая обучения в «проблемной клетке». Данный вид обучения получил название обучения по принципу « проб и ошибок»

Изображение слайда
53

Слайд 53

Инсайт Инсайт (от англ. — озарение) — улавливание целостной структуры ситуации и принятие правильного решения, осуществление разумного поведения; явля­ется высшей формой обучения. Обезьяна внезапно «догадалась» использовать палку, чтобы достать банан

Изображение слайда
54

Слайд 54

Изображение слайда
55

Слайд 55

Изображение слайда
56

Слайд 56

Изображение слайда
57

Слайд 57

Взаимодействие форм поведения Виды адаптационных реакций, составляющие целостное поведение: Генотипический (обусловленный генной программой); Фенотипический (обусловленный взаимодействием генотипа и условий среды). Соотношение врожденных (стабильных) и приобретённых (лабильных) механизмов определяет репертуар вариативности (пластичности) поведения. В реальном поведении врождённая деятельность и индивидуально приобретённые реакции не существуют изолированно, их совместная деятельность реализуется в едином поведенческом акте.

Изображение слайда
58

Последний слайд презентации: ЭТОЛОГИЯ

Благодарю за внимание!

Изображение слайда