Презентация на тему: Этнопсихологические взгляды русских ученых во второй половине 19 века

Этнопсихологические взгляды русских ученых во второй половине 19 века
Этнопсихологические взгляды русских ученых во второй половине 19 века
Этнопсихологические взгляды русских ученых во второй половине 19 века
Этнопсихологические взгляды русских ученых во второй половине 19 века
Этнопсихологические взгляды русских ученых во второй половине 19 века
Этнопсихологические взгляды русских ученых во второй половине 19 века
Этнопсихологические взгляды русских ученых во второй половине 19 века
Этнопсихологические взгляды русских ученых во второй половине 19 века
Этнопсихологические взгляды русских ученых во второй половине 19 века
Этнопсихологические взгляды русских ученых во второй половине 19 века
Этнопсихологические взгляды русских ученых во второй половине 19 века
Этнопсихологические взгляды русских ученых во второй половине 19 века
1/12
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 80)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (824 Кб)
1

Первый слайд презентации: Этнопсихологические взгляды русских ученых во второй половине 19 века

Выполнила Соколова Виктория

Изображение слайда
2

Слайд 2

Особый интерес в России всегда вызывали национальные и межнациональные аспекты духовной жизни многочисленных народов нашего государства. Само же решение вопросов национального строительства, проблем межнациональных отношений, правильное осмысление различных форм взаимодействия и взаимного проникновения национальных культур, своеобразия поведения представителей конкретных этнических общностей всегда требовало изучения особенностей национальной психологии людей, которая опосредует все формы межнациональных отношений. От правильного её учёта зависят и укрепление связей между народами, их взаимопонимание, дружба и сотрудничество.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Этнопсихология в нашем государстве сразу же стала очень важной отраслью знаний, имеющей глубокие исторические и культурные корни и явившейся практическим ответом на необходимость изучения психологического склада, традиций и привычек поведения многочисленных его народов. На большую практическую значимость их познания указывали такие государственные деятели, как Иван IV, Пётр I, Екатерина II, П. А. Столыпин. Русские учёные и публицисты М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев, Н. Я. Данилевский, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, писатели А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой и многие другие обращали серьёзное внимание на психологические различия, существующие в быту, традициях, обычаях, проявлениях общественной жизни представителей различных народов, населявших Россию. Многие свои суждения они использовали для анализа характера межнациональных отношений, прогнозирования их развития в будущем.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Философ и публицист  Н. Г. Чернышевский  (1828–1889) считал, что каждый народ имеет «свой патриотизм», свою психологию, которые проявляются в конкретных делах его представителей. Ему принадлежит заслуга в глубоком анализе соотношения национального и социального в духовной жизни народов. Чернышевский внес свой вклад в разработку теории этнопсихологии. По его мнению, каждый народ представляет такое соединение людей, которые схожи между собой по степени умственного и нравственного развития. Он подчёркивал, что национальный характер есть некоторая итоговая сумма проявления разных качеств представителей того или иного народа, которые не наследственны, а результат исторического развития и форм его повседневного бытия. В структуру национального характера Чернышевский предлагал включать умственные и нравственные особенности людей, связанные с разностью их языка, своеобразием образа жизни и обычаев, спецификой теоретических убеждений и образования. Он оставил в наследство следующим поколениям много психологических характеристик представителей различных этнических общностей и, кроме того, осуществил критический анализ «ходячих» представлений (ложных стереотипов) о характере народов, которые оказывают отрицательное влияние на межнациональные отношения.

Изображение слайда
5

Слайд 5

В конце 60-х гг. XIX в. публицист и социолог  Н. Я. Данилевский  (1822–1885) опубликовал фундаментальную работу «Россия и Европа», в которой в альтернативу западным учёным предложил своеобразную концепцию подхода к выявлению и классификации этноспецифических отличий людей. По его мнению, существует десять культурно-исторических типов в общей, но отнюдь не единой (взаимосвязанной) человеческой цивилизации, возникших в силу своеобразного и самостоятельного исторического пути развития. Все они отличаются друг от друга тремя основными характеристиками: 1) этнопсихологическими (на языке Данилевского такими «племенными» качествами, которые выражаются в специфике «психического строя» народов); 2 ) различиями в исторически сложившихся формах и способах воспитания, предполагающих объединение людей в конкретные единые этнические общности ; 3 ) различиями в «духовном начале» (религиозными особенностями психики ).

Изображение слайда
6

Слайд 6

Особые заслуги в развитии этнической психологии в России принадлежат Н. И. Надеждину, К. Д.  Кавелину и К. М. Бэру. Этнограф, историк и литературовед  Н. И. Надеждин  (1804–1856) опубликовал большое количество работ («Великая Россия», «Венеды», «Венды», «Весь», « Вогуличи »), в которых дал этнические характеристики многих славянских народов. Он пришёл к выводу, что существенные различия между этносами порождены прежде всего неодинаковостью природных условий.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Правовед и публицист  К. Д.  Кавелин   (1818–1885), избранный впоследствии руководителем отделения этнографии Русского географического общества, считал, что «психология выдвинулась на первый план и очень понятно почему. Она – собственно центр, к которому теперь сходятся и который предполагают все науки, имеющие предметом человека». Он призывал к познанию национальной психологии в целом путём изучения её отдельных психических характеристик в их общей взаимосвязи. К. Д.  Кавелин считал, что этнические (в том числе и психологические) характеристики представителей разных общностей необходимо изучать по памятникам старины, верованиям, обычаям и традициям. При этом он в то же время недооценивал важности сравнительного метода изучения, решительно возражал против того, чтобы объяснять заимствованием сходство русских обычаев с похожими явлениями у евреев, греков, индусов или других народов. По его мнению, объяснять русские обычаи надо всегда исходя из истории самого русского народа. Сходное, полагал Кавелин, вовсе не означает заимствованное.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Действительный член Петербургской академии наук  К. М. Бэр  (1792–1876) в марте 1846 г. сделал доклад на заседании Русского географического общества на тему «Об этнографических исследованиях вообще и в России в частности», ставший программным для изучения этнографических и этнопсихологических характеристик представителей многочисленных народов государства. Главная задача при этом, по его мнению, состояла в познании способов жизни, умственных особенностей народа, его нравов, религии, предрассудков и т. д. К. М. Бэр выступал за сравнительное изучение этнической специфики людей. Его теоретические взгляды были в то же время весьма своеобразными. В частности, при изучении источников происхождения этнических особенностей отдельных народов он предлагал обращать особое внимание на зависимость между этнопсихологическими, расовыми признаками народа и политическими учреждениями государства.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Философ  В. С. Соловьев  (1853–1900) пришёл к выводу, что понять своеобразие национального характера русских можно только в том случае, если тщательно изучить их идеалы и ценностные ориентации, которые кардинально отличны от мотивации представителей других этнических общностей. С его точки зрения, идеал русского народа не есть «могущество», власть, являющиеся побудительной силой для других наций, не есть богатство, материальное процветание, свойственные, по его мнению, например англичанам, не есть красота и «шумная слава», характерные для французов. Не столь важно для русских оставаться самобытным народом, верным традициям глубокой старины.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Философ и историк  Н. А. Бердяев  (1874–1948) также уделил много внимания изучению и объяснению своеобразия национальной психологии русских. Особенности «души России» (терминология Н. А. Бердяева), отличающейся, согласно его взглядам, таинственностью, мистичностью и иррациональностью, проявляются по-разному. Так, с одной стороны, русский народ самый аполитичный, « безгосударственный » народ в мире, но в то же время в России до 1917 г. была создана одна из самых мощных государственных бюрократических машин, угнетавшая присущую народу свободу духа и подавлявшая личность. Весьма специфичным, по мнению Н. А. Бердяева, является и отношение русских к другим народам: русская душа внутренне интернациональна, даже « сверхнациональна », уважительна и терпима к другим нациям и народностям. Он считал Россию самой «нешовинистической страной в мире», миссия которой – освобождать других.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Значительный вклад в развитие этнопсихологии в России внёс  А. А.  Потебня   (1835–1891) – филолог-славист, разрабатывавший вопросы теории языкознания и национального фольклора. В отличие от направления исследований других русских учёных, предметом изучения которых был национальный характер, описание национальной психологии представителей той или иной этнической общности, он стремился раскрыть и объяснить механизмы формирования этнопсихологической специфики мышления. Его фундаментальный труд «Мысль и язык», а также статьи «Язык народов» и «О национализме» содержали глубокие и новаторские идеи и наблюдения, позволяющие понять природу и специфику проявления интеллектуально-познавательных национально-психологических особенностей.

Изображение слайда
12

Последний слайд презентации: Этнопсихологические взгляды русских ученых во второй половине 19 века

К концу  XIX  в. наше государство пришло с конкретными результатами в развитии этнической психологии. Была разработана достаточно прогрессивная и убедительная для того времени теоретическая и методологическая основа для осмысления сущности и своеобразия национально-психологических феноменов, под которыми понимались конкретные особенности функционирования черт национального характера различных народов, формирующиеся под воздействием природно-климатических условий, религии, обычаев и нравов и проявляющиеся в действиях, поступках, поведении представителей этнических общностей. Это позволило российским учёным начать эффективное изучение национально-психологических особенностей большинства этнических общностей страны, а затем и использовать полученные данные в управлении, регулировании межнациональных отношений, обучении и воспитании.

Изображение слайда