Презентация на тему: Этапы становления и укрепления здоровья ребенка

Этапы становления и укрепления здоровья ребенка
Основные понятия и категории:
План
1. Понятие « формирование здоровья ». «
Современная наука выделяет 5 наиболее значимых этапов формирования здоровья :
Этапы становления и укрепления здоровья ребенка
Этапы становления и укрепления здоровья ребенка
Поломки генного аппарата по независящим от родителей факторам
Этапы становления и укрепления здоровья ребенка
Этапы становления и укрепления здоровья ребенка
Этапы становления и укрепления здоровья ребенка
Этапы становления и укрепления здоровья ребенка
Этапы становления и укрепления здоровья ребенка
Этапы становления и укрепления здоровья ребенка
Этапы становления и укрепления здоровья ребенка
Этапы становления и укрепления здоровья ребенка
Этапы становления и укрепления здоровья ребенка
Этапы становления и укрепления здоровья ребенка
Этапы становления и укрепления здоровья ребенка
Этапы становления и укрепления здоровья ребенка
Этапы становления и укрепления здоровья ребенка
Этапы становления и укрепления здоровья ребенка
Этапы становления и укрепления здоровья ребенка
Этапы становления и укрепления здоровья ребенка
Этапы становления и укрепления здоровья ребенка
Этапы становления и укрепления здоровья ребенка
Этапы становления и укрепления здоровья ребенка
Этапы становления и укрепления здоровья ребенка
Основные аспекты формирования физического здоровья
Формирование исходной соматической конституции заканчивается в основном в 5-6-летнем возрасте
Универсальным и наиболее эффективным тренирующим воздействием является движение.
Этапы становления и укрепления здоровья ребенка
Возраст 6-7 лет – это критический период в жизни ребенка, когда заканчивают свое становление большинство физиологических функций.
Проблема питания
Этапы становления и укрепления здоровья ребенка
Основные принципы формирования физического здоровья в ранние годы жизни
Период полового созревания
Период полового созревания является критическим в психоэмоциональном становлении ребенка
Этапы становления и укрепления здоровья ребенка
Этапы становления и укрепления здоровья ребенка
1/40
Средняя оценка: 5.0/5 (всего оценок: 93)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (113 Кб)
1

Первый слайд презентации

Этапы становления и укрепления здоровья ребенка

Изображение слайда
2

Слайд 2: Основные понятия и категории:

формирование здоровья; доэмбриональный период; гаметопатии; наследственные заболевания; внутриутробный (эмбриональный) период; факторы риска; имплантация; кризисноадаптационные этапы жизни; биологическая адаптация.

Изображение слайда
3

Слайд 3: План

Понятие «формирование здоровья». Доэмбриональный период формирования здоровья. Проблема роста и формирования организма генетически здоровых юношей и девушек. Внутриутробный период формирования здоровья и факторы риска, характерные для него. 3. Валеологические кризисноадаптационные этапы жизни как периоды активного соматического формирования и психического становления личности (период раннего и дошкольного детства и период полового созревания).

Изображение слайда
4

Слайд 4: 1. Понятие « формирование здоровья ». «

Под формированием здоровья человека понимается создание гармоничной, с высоким энергетическим потенциалом психосоматической системы (это постоянное направление соматического и психического развития человека по пути обеспечения максимальной гармоничности и энергетической мощности его структуры).

Изображение слайда
5

Слайд 5: Современная наука выделяет 5 наиболее значимых этапов формирования здоровья :

доэмбриональный; эмбриональный (внутриутробный); первые годы жизни (от рождения до 6 -7 лет); этап полового созревания; климактерий (угасание половых функций).

Изображение слайда
6

Слайд 6

Доэмбриональный период формирования здоровья. Проблема роста и формирования организма генетически здоровых юношей и девушек. Забота о здоровье человека начинается с доэмбрионального этапа и выражается: А) в профилактике гаметопатий; Б) общем оздоровлении будущих родителей. Онтогенетическое развитие организма определяется той генной программой, которую он наследует от родительских хромосом. Сами хромосомы половых клеток и их структурные элементы – гены могут подвергаться вредным влияниям в течение всей жизни будущих родителей.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Особую опасность представляют нарушения здорового образа жизни будущих родителей в период созревания тех половых клеток, которые непосредственно примут участие в оплодотворении. Яйцеклетка созревает в течение 12-ти дней, а сперматозоид – 72-х дней.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Поломки генного аппарата по независящим от родителей факторам

Неблагоприятные экологические условия. Использование добавок в пищевой промышленности. Использование синтетических материалов в быту. Неконтролируемое применение фармакологических веществ и т.д.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Наиболее часто наследственные нарушения обуславливаются : А) образом жизни будущих родителей или матери; Б) генетически обусловленными заболеваниями. Среди генетически обусловленных заболеваний (они встречаются приблизительно у 2% населения земного шара) наиболее распространены те, которые, будучи наследственно обусловленными, возникают только при определенном сочетании воздействий специфических внешних факторов с наследственной предрасположенностью (заболевания, связанные с наследственной предрасположенностью). Потому будущие супруги должны владеть полной информацией о наследственно обусловленных заболеваниях в своих семьях и семьях друг друга.

Изображение слайда
10

Слайд 10

2. Внутриутробный период формирования здоровья и факторы риска, характерные для него. Особенности внутриутробной фазы развития ребенка. 1) Наблюдается самый высокий темп формообразовательных процессов по сравнению с другими стадиями онтогенеза. Барьерная функция плаценты. На сегодня барьерная функция плаценты очень сильно снижена вследствие нездорового образа жизни матери и экологических факторов. Из 100 женщин 30-5О детей рождаются гипертониками в силу снижения барьерной функции плаценты.

Изображение слайда
11

Слайд 11

2) Максимум повреждаемости формирующихся тканей, органов и систем организма приходится на критические периоды их развития, когда эти структуры приобретают высокую чувствительность к воздействиям. Выделяются 3 критических периода внутриутробного развития: а) первая неделя внутриутробного развития, заканчивающаяся имплантацией; б) закладка органов (3-17 недели); в) рождение, являющееся самым сильным стрессом в жизни человека (стресс рождения).

Изображение слайда
12

Слайд 12

3) В зависимости от силы воздействия повреждающего фактора плод реагирует на него по-разному: а) при чрезмерном воздействии происходит общее торможение развития, приводящее к гибели плода или появлению грубых форм патологии; б) при влиянии факторов средней силы - перезревание функциональных систем плода, участвующих в компенсации нагрузки, и недоразвитие других (так называемая физиологическая незрелость); в) при слабых воздействиях повреждающих факторов - «физиологический» стресс, тренирующий адаптационные возможности плода.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Факторы риска для физического развития во внутриутробный период объединяются в 3 группы: 1. Гаметопатии. При участии в оплодотворении неполноценных половых клеток образуется зигота, которая чаще всего погибает, либо дает аномальный плод. Неполноценность половых клеток может быть результатом: а) наследственных дефектов; б) влияния патогенных факторов окружающей среды

Изображение слайда
14

Слайд 14

2. Патогенные факторы окружающей среды: - недостаток кислорода; - ионизирующая радиация; - нарушение питания матери; - инфекционные заболевания; - химические вещества; - лекарственные препараты; - психоэмоциональные факторы, нарушающие адаптацию к беременности.

Изображение слайда
15

Слайд 15

3. Болезни матери. Нарушения в организме матери (увеличение интервала между созреванием и оплодотворением половых клеток, снижение проходимости труб, иммунные влияния). Влияние состояния здоровья матери на плод может иметь неспецифические и специфические проявления. Неспецифические проявления связаны с формированием плацентарной недостаточности (первичной или вторичной), выражающейся в снижении всех функций плаценты. Специфические - с поражением конкретных органов и систем материнского организма.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Первичная плацентарная недостаточность является следствием торможения развития плаценты. Основным механизмом ее возникновения считается генитальная патология матери, а именно, недостаточность яичников и повреждения эндометрия. В последнем случае особую опасность представляет травмирование чувствительных нервных окончаний (например, при аборте), что приводит к разрыву рефлекторных связей между маткой и яичниками и вторичному снижению синтеза эстрогенов. Ослабление влияния гормонов яичников на матку нарушает подготовку трофической среды для зародыша, сам процесс имплантации, а позднее - плацентацию.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Вторичная плацентарная недостаточность является следствием неполной адаптации матери к беременности, когда перестройка в нейроэндокринной, сердечно-сосудистой, выделительной и других системах ее организма не обеспечивает должной интенсивности кровообращения в плаценте. Адаптационное напряжение в материнском организме при этом может проявиться гипертензией, анемией, почечной недостаточностью и т.д. (т.е. токсикозом беременных). Со стороны плода наблюдается гипотрофия, физиологическая незрелость. Поскольку мать и плод объединены в одну систему, то при поражении органов и систем материнского организма изменяются функции гомологичных структур у плода (мать больна сахарным диабетом, у ребенка гипогликемия, большая масса тела при рождении, раннее развитие сахарного диабета и т. д.).

Изображение слайда
18

Слайд 18

Основные принципы формирования физического здоровья человека на внутриутробном этапе развития: - профилактика гаметопатий; - оздоровление будущей матери (до «безопасного» уровня здоровья), позволяющее ей в полной мере адаптироваться к беременности и создать оптимальную среду для развития плода; - защита матери от патогенных влияний окружающей среды, особенно в критические для плода периоды внутриутробного развития; - отсутствие стрессов, позволяющее сохранить «доминанту беременности»; - образ жизни будущей матери, удовлетворяющий всем потребностям плода и обеспечивающий слабые тренирующие воздействия на его организм; - постоянный контроль за состоянием здоровья матери и профилактика возможных нарушений.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Во внутриутробный период начинается формирование и психического здоровья ребенка. Как свидетельствуют исследования в области глубинной психологии, плод в своем подсознании (осознаваемая часть психики формируется только после рождения) способен фиксировать все впечатления. Основной канал поступления информации при этом - кинестетический (ощущения), дополнительный - слуховой. Впечатления плода обусловлены прежде всего ощущением комфорта (либо дискомфорта) в связи со средой обитания, безопасности за свое физическое существование. Плод находится в психическом резонансе с матерью, ощущая ее психическое напряжение, отношение к себе. Этот факт, привнесенный в науку в основном чешскими и американскими исследователями, был известен в древности, и поэтому в психогигиену беременной женщины вводились такие положительные моменты, как психическое спокойствие, радостное настроение, любовь к будущему ребенку, общение с природой, занятие искусствами и др.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Нежелание матери иметь ребенка, попытки избавиться от беременности формируют 1 перинатальную матрицу (по С.Грофу), а конфликты матери и отца во время беременности, заложенные в подсознании плода как отрицательный материал, могут в дальнейшем осложнить отношения с отцом и вообще с представителями мужского пола. Последнее может быть серьезной проблемой в будущей семейной жизни девочек. Из всех жизненных потрясений самый сильный след в психике человека оставляет стресс, связанный с процессом рождения. Роды -это первый жизненный тренинг, охватывающий основные формы реагирования живой системы на изменения внешних условий в связи с переходом в новую среду. Это тренинг терпения (связан с периодом схваток), борьба за существование (во время потуг) и встреча с новым, выход в новую среду и принятие ее (выход из родовых путей). Все это отражено в описании 2 - 4 перинатальных матриц С. Грофа, патологическая фиксация которых в подсознании является источником психокомплексов, оказывающих существенное влияние на психическую конституцию. Ребенок, родившийся путем кесарева сечения, не имеет этого первого жизненного опыта, и поэтому менее адаптирован к среде. Данный недостаток должен восполняться путем последующего воспитания.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Уменьшить «стресс рождения» можно ослаблением перепада средовых параметров при выходе ребенка из родовых путей. Интересным подходом в этом направлении являются роды в воду. Жрицы рожали в воду, тем самым осуществлялись мягкая физиологическая адаптация новорожденного к новой среде и профилактика перинатальных комплексов.

Изображение слайда
22

Слайд 22

3. Валеологические кризисноадаптационные этапы жизни как периоды активного соматического формирования и психического становления личности (период раннего и дошкольного детства и период полового созревания). Чрезвычайно важным для дальнейшего состояния психики человека является правильное ведение послеродового периода. Первые 1-1,5 часа после рождения ребенок находится в особой эмпатийной связи с матерью, ему необходим постоянный сенсорный контакт с ней. Являясь незрелорождающимся, человек после появления на свет нуждается в мягком, согревающем, защищающем и кормящем материнском начале. Поэтому тактикой ведения этого периода является постепенность адаптации к новой жизни с частичной имитацией внутриутробного комфорта в начале нее. Обеспечение достаточного сенсорного контакта с матерью (прикосновения, поглаживания, объятия) после рождения и в более позднем возрасте (особенно до 6 лет) избавляет ребенка от страхов и последующих неврозов, прививает ему способность любить. Согласно статистике, дети выросшие в домах малютки и испытывающие дефицит материнского тепла и ласки, в дальнейшем страдают от психологических проблем при организации собственной жизни. Дети, не имеющие ощущения физической защищенности в возрасте до 1,2 -2 лет, становятся агрессивными, пытаются защитить себя сами.

Изображение слайда
23

Слайд 23

Чрезвычайно важно для гармоничного психического становления ребенка наличие в семье отца и матери (или, в других вариантах, старших женского и мужского начал). Любовь матери и отца к ребенку различна. Любовь матери более инстинктивная, биологически защищающая, и ребенок остро нуждается в ней примерно до 6 - 7-летнего возраста. Ребенок воспринимает ее как свою собственность, борется за нее, может ревновать к другим детям. Счастлив тот, в ком эти уникальные отношения на всю жизнь сформировали ощущение «тыла», наличия первичной биологической и психологической опоры, понимающего, отдающего и принимающего тебя таким, какой ты есть, материнского начала. Часто у взрослых людей встречаются жалобы на дефицит родительской любви, особенно материнской («мама меня не любила», «любила, но не так, как бы мне хотелось») который мучает их всю жизнь.

Изображение слайда
24

Слайд 24

Любовь отца к детям более рациональна, оценочна. Ее нужно заслужить. Особенно велика роль отца в критические периоды жизни ребенка, связанные с социализацией, - это возраст 7 и 13 - 14 лет. По отношению к сыну и дочери роль отца и матери в семье различна. Отец является учителем, наставником для сына {информация легче передается от подобного к подобному), но воспитателем дочери. Мать - наоборот: учитель дочери и воспитатель по отношению к сыну. Четкое понимание этих ролей очень важно для формирования половой психологии ребенка. Отец, желающий иметь сына, но I получивший дочь, подсознательно может направлять ее обучение в мужское русло, нанося непоправимый вред девочке. Родители должны воспринимать пол ребенка как данность и никогда не выражать своего неудовольствия. Так как общение с матерью и отцом - это первые одно и разнополые контакты, образы родителей оказывают в дальнейшем огромное влияние на выбор партнера.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Изображение слайда
26

Слайд 26

Психологическое становление ребенка тесно связано с половым созреванием и усвоением поповых ролей, психологических черт мужчины и женщины, К пяти годам ребенок начинает понимать свою физическую принадлежность, и следует не допустить возникновения «чувства постыдности» своего тела. Поскольку сексуальные отношения - это прежде всего разговор телесных ласк, сохранение этого чувства у взрослого человека может стать основой супружеской дисгармонии. Своевременное принятие половой роли очень важно для детского сознания, оно существенно влияет на отношения с ровесниками. До 6-летнего возраста ребенок почти не понимает взрослой логики, главный принцип усвоения им информации - подражание. Это период детского творчества, и очень важно создать у ребенка ощущение, что его принимают и поощряют. Приобретенное ощущение затем остается на всю жизнь. Поэтому ограничения, налагаемые воспитанием, не должны подавлять, невротизировать.

Изображение слайда
27

Слайд 27

В возрасте 6 лет ребенок начинает выходить из-под физической и психологической опеки матери, у него появляются первые ростки социализации. В 7 лет он уже способен к усидчивой работе, его можно обучать в обычной школе, от него можно требовать ответственности за свои действия. В социальной адаптации особая роль отводится отцу. С поступлением в школу в жизнь ребенка входит учитель как воплощение социальной оценки. Формы этой оценки требуют деликатности, ребенка нельзя оскорблять и обманывать. Непонимание, незнание логики внутреннего развития и общих принципов обучения приводит к конфликтам, психотравме и появлению комплекса «недооценки учителем».

Изображение слайда
28

Слайд 28

Известно, что из трех каналов восприятия информации (зрительный, слуховой и кинестетический) первым формируется кинестетический, затем зрительный и в последнюю очередь аудиальный.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Основные аспекты формирования физического здоровья

Формирование оптимальной гармоничной конституции. Постоянное наращивание энергетического потенциала, функциональных резервов путем применения тренирующих воздействий. Неспецифическая профилактика заболеваний

Изображение слайда
30

Слайд 30: Формирование исходной соматической конституции заканчивается в основном в 5-6-летнем возрасте

Одним из важнейших моментов в формировании соматической конституции является своевременная коррекция осанки ребенка. Введение тренирующих воздействий для постоянного наращивания функциональных резервов.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Универсальным и наиболее эффективным тренирующим воздействием является движение

Недостаточная двигательная активность приводит к неполному использованию генетических потенций, недостаточному физическому развитию трудно восполнимому в зрелом возрасте даже путем систематической физической тренировки

Изображение слайда
32

Слайд 32

Следующими по универсальности воздействия на организм являются - Гипоксия и Закаливание. Закаливание холодом и теплом тренирует сенсорные системы, гармонизируя и стабилизируя функции центральных нервных структур, прежде всего центра терморегуляции

Изображение слайда
33

Слайд 33: Возраст 6-7 лет – это критический период в жизни ребенка, когда заканчивают свое становление большинство физиологических функций

Считается, что окончательное становление терморегуляции происходит к 7-летнему возрасту. До 7 лет пластичность механизмов терморегуляции позволяет более легко, чем у взрослого человека, управлять этой функцией, «настраивать» ее. Закаливание в этом возрасте особенно эффективно и плодотворно.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Проблема питания

С помощью питания можно влиять на формирование конституции и управлять психическим и физическим здоровьем. Возможности эти связаны с информационным воздействием пищевых ингредиентов и их энергетической ценностью. Под информационными воздействиями подразумеваются направляющие моделирующие метаболизм влияния вводимых с пищей гормонов, биологически активных веществ, витаминов, микроэлементов.

Изображение слайда
35

Слайд 35

В ранние годы жизни особенна важна роль йода, железа, кальция. Потребность в различных пищевых ингредиентах индивидуальна, соответствует типу конституции и возрасту.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Основные принципы формирования физического здоровья в ранние годы жизни

Обеспечение оптимальных условий жизни. Здоровый образ жизни ребенка. Грамотное формирование соматической конституции Своевременное и адекватное применение развивающих, гармонизирующих, тренирующих воздействий. Специфическая и неспецифическая профилактика заболеваний.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Период полового созревания

Наложение формообразовательных эффектов половых гормонов на исходную соматическую конституцию вызывает временную десинхронизацию, дисгармонию в работе органов и систем. Организм как система находится при этом в неустойчивом состоянии, очень чувствителен к внешним воздействиям, требующим щадящей тактики ведения. Стресс замедляет как рост, так и половое созревание.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Период полового созревания является критическим в психоэмоциональном становлении ребенка

Он совпадает с психологической перестройкой характеризующейся отходом ребенка от семьи и попытками проявить себя в обществе в качестве взрослого человека. Однако общество не воспринимает его в этом качестве. Потребность в самоутверждении обуславливает «трудность» этого возраста. Высокая психологическая чувствительность ребенка при этом требует от взрослых: авторитетности, деликатных форм обращения, признание прав на симпатии, и принятие самостоятельных решений.

Изображение слайда
39

Слайд 39

Особую опасность несет в себе оскорбление и разочарование ребенка в своем первом чувстве к представителю противоположного пола. Вследствие эта обида, подсознательное стремление отомстить может проявиться в деспотических тенденциях в собственной семье.

Изображение слайда
40

Последний слайд презентации: Этапы становления и укрепления здоровья ребенка

Формирование здоровья является одной из самых актуальных проблем нашего общества, в решение которой должны участвовать не только врачи, педагоги, но и каждый отдельный человек.

Изображение слайда