Презентация на тему: Этапы развития речи от рождения до 7 лет

Этапы развития речи от рождения до 7 лет
Этапы развития речи от рождения до 7 лет
Этапы развития речи от рождения до 7 лет
Этапы развития речи от рождения до 7 лет
Этапы развития речи от рождения до 7 лет
Этапы развития речи от рождения до 7 лет
Этапы развития речи от рождения до 7 лет
Этапы развития речи от рождения до 7 лет
Этапы развития речи от рождения до 7 лет
Этапы развития речи от рождения до 7 лет
Этапы развития речи от рождения до 7 лет
Этапы развития речи от рождения до 7 лет
Этапы развития речи от рождения до 7 лет
1/13
Средняя оценка: 5.0/5 (всего оценок: 98)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (3855 Кб)
1

Первый слайд презентации: Этапы развития речи от рождения до 7 лет

Дундукова Виктория 1ДО

Изображение слайда
2

Слайд 2

Б.М.Гриншпун предложил выделить в развитии детской речи 5 периодов: доречевой – 1 год жизни ребёнка (с 3 до 6 месяцев и с 6 до 12 месяцев) 1 – 1,5 г. 1,5 – 2 г. 2 – 3 г. 3 – 5 лет 6 - 7 лет

Изображение слайда
3

Слайд 3

Дочерний период 1 месяц Ребёнок внимательно смотрит в лицо наклонившегося над ним человека. Кричит, когда голоден, когда хочет спать, когда у него болит живот или промокли пелёнки. 2 месяца Ребёнок улыбается в ответ на ласковое обращение к нему. Когда он спокоен, то издает несколько гнусавые гортанные звуки. Доречевой период 3 месяца Хорошо заметен так называемый "комплекс оживления". Когда к ребёнку обращаются, он улыбается, оживляется и начинает беспорядочно двигать руками и ногами. При этом он может издавать протяжные, гортанные звуки, гласные и звукосочетания. Доречевой период 3 - 6 месяцев Ребёнок громко хохочет, если с ним играют, и плачет со слезами, когда чем-то обижен или недоволен – что является одним из показателей нормального нервно – психического развития. В этом же возрасте (3 месяца) появляется гуление - мягкая голосоподача, отражающая физиологический комфорт ребёнка. Ребёнок издаёт звуки, напоминающие сочетания гласных ("а", "э", "ы") и согласных ("г", "х"). Например: " гы ", " эга ". Гуление – есть у всех детей; может запаздывать, проявляться по-разному. Тренирует дыхание, артикуляцию (правильное положение органов речи). .

Изображение слайда
4

Слайд 4

Доречевой период Ребёнок издаёт звуки, напоминающие сочетания гласных ("а", "э", "ы") и согласных ("г", "х"). Например: " гы ", " эга ". Гуление – есть у всех детей; может запаздывать, проявляться по-разному. Тренирует дыхание, артикуляцию (правильное положение органов речи ). Доречевой период 5 месяцев Ребёнок начинает петь - длительно тянет звуки, похожие на гласные, причём их высота и громкость меняются на протяжении звучания. Услышав человеческий голос или другой звук, поворачивает голову и смотрит в ту сторону. Повод для обращения к оториноларингологу : ребёнок не реагирует на звучащие игрушки, не поворачивается на голос. А также, если ребёнок перестал гулить, но не начинает лепетать. Доречевой период 6-8месяцев Появляется лепет - многократное повторение «цепочек» слогов. Ребёнок несколько раз повторяет один и тот же слог, например: "ба-ба-ба", "ля-ля-ля ". Лепет не у всех детей; может запаздывать. Тренирует голос, дыхание, артикуляцию ; подготавливает механизм слогообразования. В этом же возрасте ребёнок охотно по просьбе взрослых играет с ними в ладушки-ладушки. Понимание речи. Дети больше реагируют на общую ритмико-мелодическую структуру слова, фразы, на интонацию, а не на смысл.

Изображение слайда
5

Слайд 5

10 месяцев Ребёнок начинает проявлять стеснительность при общении с незнакомыми людьми. Он подражает звукам речи, которые произносят взрослые, и отзывается на своё имя. 1 год Ребёнок, прощаясь, машет ручкой «пока- пока». Правильно реагирует на вопрос: «Где мама?»; «Где папа?». На требования «дай!», «покажи!» либо выполняет, либо качает головой в знак отрицания. Произносит множество бессмысленных последовательностей из разных слогов: « тя-бя - ти », « ма-ти-тя » и т. д. По интонации эти последовательности похожи на речь взрослых. Сознательно употребляет первые короткие слова ("мама", "папа", "дядя", "дай" и т. д.) Важные диагностические параметры речевого развития ребёнка к 1 году жизни : - первоочерёдное усвоение основных аспектов человеческой коммуникации /глаза в глаза, ритуалы приветствия и прощания /, хорошее понимание обращённой речи, завершение лепетной стадии и появление первых слов, сформированность базовых навыков глотания и жевания.

Изображение слайда
6

Слайд 6

1-1,5 года Понимание речи – на бытовом уровне, простые инструкции. Словарь – 8-12 слов (общеупотребительные, звукоподражания). Звукопроизношение – гласные, П-Б, Т-Д. Поведение не регулируется речью взрослых.

Изображение слайда
7

Слайд 7

1,5-2 года Понимание речи – удерживают в памяти и выполняют двухступенчатые инструкции. Активно стремятся к речевому контакту со взрослым, обращаются с просьбами. Формируется интонационная сторона речи /интонация требования, вопроса /. Словарь – до 200 слов. Активно используются изобразительные, указательные жесты. Слоговая структура – 2-3х сложные слова. Звукопроизношение – В-Ф, ЛЬ, К, Г, Х. /тенденция к смягчению / К 2 годам появляется фраза. Поведение не регулируется речью взрослого.

Изображение слайда
8

Слайд 8

2 - 3 года Активность в речи и познавательной деятельности. Любимое слово: «Почему?» Чем лучше умственное развитие ребёнка, тем больше преобладает в его речи познавательная сторона, тем больше вопросов он задаёт и тем внимательнее выслушивает ответы на них. Чем раньше ребёнок задал вопрос "почему?", тем полноценнее его умственное развитие, чем позже - тем явственнее задержка. Если трёхгодовалый ребёнок ещё не задает этого вопроса, то родители должны задавать его сами и сами же отвечать на него, стимулируя тем самым познавательный интерес ребёнка. Словарь – до 1000 слов. Звукопроизношение – появляются свистящие звуки ([С], [С'],[З], [З'], [Ц]). Осваиваются основные грамматические категории. Не понимают и не конструируют сложноподчинённые предложения. «Расцвет» конструктивной речевой деятельности – неологизмы /показатель нормального речевого развития /. Речь ситуативная. Активно развивается самокоммуникация, эгоцентрическая речь /показатель нормального речевого развития/. Большой интерес к детским текстам: стихи, сказки. Хорошо запоминают. Поведение хорошо регулируется речью взрослого.

Изображение слайда
9

Слайд 9

3 – 5 лет Заканчивается формирование фонетико- фонематической стороны. Хорошо развита лексико-грамматическая сторона. Пользуются и сложноподчинёнными предложениями. Активное становление монолога /описание, повествование /. Эгоцентрическая речь свёртывается во внутренний план. Интерес и понимание слов с обобщающим, абстрактным значением. Формируется чувство языковой нормы. Сформированы предпосылки к овладению чтением. Чем обширнее словарный запас у ребёнка, тем лучше он понимает окружающее. Основная роль на этом этапе психоречевого развития принадлежит семье. Чем богаче словарный запас и эмоциональность речи родителей, тем богаче будет словарный запас ребёнка и тем глубже и полнее он будет познавать окружающий его мир. Звукопроизношение С 3 до 4 лет появляются шипящие звуки ([Ш], [Ж],[Ч], [Щ]). С 4 до 5 лет появляются сонорные звуки ([Л], [Р], [Р']). Если многие звуки произносятся неправильно («каша во рту» - дизартрия), то между тремя и четырьмя годами необходима консультация логопеда и занятия по выработке правильного произношения.

Изображение слайда
10

Слайд 10

3 – 5 лет

Изображение слайда
11

Слайд 11

6-7 лет К шести годам ребёнок должен овладеть развёрнутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Он легко пересказывает прочитанные ему рассказы и сказки, составляет рассказы не только по серии картинок, но и по сюжетной картинке. С 7 лет начинается школьный период развития речи ребёнка Закономерности развития речи в норме Наиболее интенсивно развивается импрессивная речь по отношению к экспрессивной. Структурные компоненты языка развиваются неравномерно (лексико-грамматическая сторона раньше, фонетико-фонематическая позже ). Становление фонематического слуха у детей в норме (по Н.Х. Швачкину ) 1. Период дофонемного развития речи - до 11 месяцев /понимание речи строится не на восприятии специфических языковых средств – фонем, а на улавливании общей ритмико - мелодической структуры слова, фразы / 2. Период фонемного развития речи – с 11 месяцев до 1 года 10 месяцев 1 стадия. Различение гласных различение А от других гласных; различение И – У, Э – О, И – О, Э – У; различение И – Э, У – О. 2 стадия. Различение согласных - различение наличия согласных /крот-рот /; различение сонорных и артикулируемых шумных: М – Б, Р – Д, Н – Г, Й – В; различение твёрдых и мягких согласных: Н- НЬ, М – МЬ, Б – БЬ, Д – ДЬ; различение носовых и ротовых соноров : М – Л, М – Р, Н – Л, Н – Р, Н – Й, М – Й; различение носовых соноров : М – Н; различение плавных ротовых соноров : Р – Л ; различение соноров и неартикулируемых шумных: М – З, Л – Х, Н – Ж; различение губных и язычных: Б – Д, В – З, Ф – Х, В – Ж; различение взрывных и щелевых: Б – В, Д – З, К – Х, Д – Ж; различение переднеязычных и заднеязычных: Д – Г, С – Х, Ш – Х; различение глухих и звонких согласных: П – Б, Т – Д, К – Г, Ф – В, С – З, Ш – Ж; различение шипящих и свистящих: Ж – З, Ш – С; - различение плавных ротовых соноров и Й: Р – Й, Л – Й.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Изображение слайда
13

Последний слайд презентации: Этапы развития речи от рождения до 7 лет

Изображение слайда