Презентация на тему: ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ХХ ВЕКА

Реклама. Продолжение ниже
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ХХ ВЕКА
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭСТЕТИКИ В ХХ ВЕКЕ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭСТЕТИКИ В ХХ ВЕКЕ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭСТЕТИКИ В ХХ ВЕКЕ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
ЭСТЕТИКА ПОСТМАРКСИЗМА
ЭСТЕТИКА ПОСТМАРКСИЗМА
ЭСТЕТИКА ПОСТМАРКСИЗМА
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
СЕМИОТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
СЕМИОТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
СЕМИОТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
СЕМИОТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
СЕМИОТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
СЕМИОТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
1/16
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 37)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (82 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ХХ ВЕКА

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭСТЕТИКИ В ХХ ВЕКЕ. ЭСТЕТИКА ПОСТМАРКСИЗМА. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА. СЕМИОТИЧЕСКИЯ ЭСТЕТИКА.

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭСТЕТИКИ В ХХ ВЕКЕ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Становление «эстетического сознания». Трансформация понятия эстетического. Секуляризация + «распад» этического →господство эстетического. Эстетическое – универсальное измерение всего нашего опыта. ↑ роли дизайна. Проникновение искусства в повседневность. Вещи должны сочетать эстетичность и функциональность. Постулируется трансдисциплинарный характер современной эстетики. Традиционная эстетика делится на: 1. Артистику — философию искусства. 2. Каллистику - философию прекрасного. 3. Аистетика — универсальное учение о восприятии. Общий знаменатель для 3-х - «глобальная эстетизация » - приоритет эстетических ориентиров и норм о формировании о восприятии мира. Постирается от эстетизации личности и генных технологий до эстетизации экологии и экономики. Styling. «Тотальное приукрашивание». «Утрата самоочевидности искусства» ( Адорно ).

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭСТЕТИКИ В ХХ ВЕКЕ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Кризис теории репрезентации. 2 аспекта: 1. Отказ от представления окружающего мира в искусстве. 2. Отказ от связи видимости и смысла. В эстетике кубизма - борьба с некритическим восприятием феноменального мира. «Война со зрением». Искусство должно проникнуть за феноменальный ряд. → деструкция объекта - деформация — обнаружение подлинной сущности объекта; → переход к абстрактному искусству →концепция господствует над зрением. В эстетике дадаизма - реди-мейдс. - новый взгляд на вещь и вещность; предмет, переставший выполнять утилитарные функции, начинал выявлять новые смыслы; - доведение до абсурда миметического принципа.

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭСТЕТИКИ В ХХ ВЕКЕ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Эстетизация «жизненного мира», эстетизация повседневности. 1. Поверхностная Эстетическое украшение реальности. Эстетический гедонизм. Развлечение, переживание, использование без последствий становится ценностью. Экономическая стратегия эстетизации. Эстетические явления — основной товар. 2. Глубинная. Преображение процесса производства. Конституирование реальности средствами массовой информации. Дереализация реальности, глобальная медиатизация нашего опыта. →нивелирует различия между «подлинной» и «виртуальной» реальностью; →обостряет нашу чувственность, стимулируя нас к противодействию тотальной дереализации ; → реконфигурация чувственности, пересмотр соотношения привычных форм опыта: тенденция к вытеснению на периферию современной культуры зрительного восприятия; приоритет слуха.

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5: ЭСТЕТИКА ПОСТМАРКСИЗМА

Основные положения эстетики постмарксизма Критика процесса слияния искусства и производства, превращения искусства в товар в позднекапиталистическом обществе. Социальные противоречия находят свое выражение и разрешаются эстетически. Задача эстетики – выявление репрессивных механизмов воздействия искусства. Хоркхаймер, Адорно. «Диалектика просвещения». Ги Дебор «Общество спектакля», «Кошмар общества зрелищ». Жижек С. «Искусство смешного возвышенного», «Матрица, или две стороны извращения».

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: ЭСТЕТИКА ПОСТМАРКСИЗМА

«Ситуационная эстетика» Ги Дебора. «Общество спектакля», «Кошмар общества зрелищ» В обществах, достигших современного уровня жизни, жизнь проявляется как нагромождение спектаклей. Все, что раньше воспринималось непосредственно, сегодня становится представлением. Реальность становится псевдо-миром.. Спектакль – общественно-организованная видимость, которая утверждает себя как нечто истинное и непреложное. Искусство – часть псевдо-мира. Черты: Монологичность. Интенция на подчинение, заставляет смотреть на мир опосредованно. Приоритет количества перед качеством. Банальность, маскирующаяся под разнообразие и изобилие. Мнимое проживание жизни. Ложное сознание времени. Обесценивание времени. Возникает время потребляемое, псевдоциклическое, время, преобразованное производством.

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: ЭСТЕТИКА ПОСТМАРКСИЗМА

Хоркхаймер, Адорно. «Диалектика просвещения». Культиндустрия – один из механизмов подчинения современности. Искусство – бизнес и инструмент обмана масс. Черты культиндустрии, ее отличие от искусства: Монопольность и унифицированость – «весь мир пропущен через фильтр культиндустрии ». «Отключение мышления», превалирование типа восприятия, которое держит в напряжении. Повторение – все нововведения связаны с усовершенствованием процесса массового производства. Подчинение через развлечение. Иллюзорность. Культиндустрии чужда сублимация, ее восприятие движется по схеме поиск удовольствия → разочарование → поиск удовольствия. «Произведения искусства аскетичны и бесстыдны, культиндустрия порнографична и чопорна».

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА

Основное внимание уделяется анализу эстетического восприятия, эстетических переживаний воспринимающего субъекта. Эстетическое переживание – сложная творческая процедура. Трактовка искусства в контексте воспринимающей субъективности. Произведение искусства как процесс. Понятие произведения включает историю рецепции – восприятия смысла. Изер «Акт чтения», Сартр «Что такое литература», Дюфрен «Феноменология эстетического опыта».

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА

Яусс. «История литературы как провокация литературоведения». Отказ от противодействия объективности произведения искусства и субъективности восприятия. Между субъектом и объектом вводятся опосредующие инстанции («виртуальный текст», «имплицируемый читатель» — Яусс ). Понимание произведения как индивидуального и драматичного соединения определенных и неопределенных элементов (в эстетическом восприятии всегда есть «лакуны» - пробелы, заполняемые читательским воображением). Радость и польза от эстетического восприятия — в отвлечении от смысловой однозначности, а не в отыскании имманентного смысла, как в традиционной эстетике. Эстетическое связано со своеобразием восприятия (критической дистанцией, игровой подвижностью по отношению к объекту). Понятие эстетического опыта расширяется.

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА

А. Данто. «Преображение обыденного», «Лишение искусства его философских привилегий», «Неестественные чудеса: очерки из зазора между искусством и жизнью». Понятие «мир искусства» ( artworld ). Любая вещь приобретает статус произведения искусства, попав в artworld, включившись в художественный контекст и став предметом эстетической дискуссии. Идея «конца искусства». Искусство в классическом понимании стало одной из форм философии. «Быть художником сегодня значит философствовать визуальными средствами». Современное искусство – вершина философской креативности.

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11: СЕМИОТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА

Основная проблема – язык искусства, вопрос о нахождении общего языка между автором и реципиентом. Распадается на: 1. Проблему средств художественной выразительности →экзистенциально-образная концепция языка искусства; →символическая концепция языка искусства; 2.Проблему коммуникативного взаимодействия между произведением искусства и субъектом восприятия.

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12: СЕМИОТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА

Экзистенциально-образная концепция языка искусства ( Зедльмайер ). Художественный образ – квинтэссенция экзистенциального опыта. → Восприятие произведения искусства основывается на экзистенциальном усилии. Символическая концепция языка искусства. Кассирер, Лангер. Художественный символ – способ обобщения субъективного опыта. А.Лосев «Диалектика художественной формы». Художественная форма символична, связана с первообразом. Первообраз частично является невыразимым. Искусство – «невыразимая выразимость ». Символ – подвижное соединение невыразимости и выразимости. Э. Гомбрих. Аристотелевская и платоновская традиция интерпретации символа. 1 – конвенциальная, смысл – предмет договора. 2 – мистическая, смысл – предмет поиска, он скрыт.

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13: СЕМИОТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА

Проблема коммуникативного взаимодействия между произведением искусства и субъектом восприятия ( Лаку-Лабарт ). Эстетическое восприятие конструктивно и деструктивно одновременно. Эстетическое восприятие – пограничная ситуация, человек оказывается лицом к лицу с миром возможного, утрачивает самотождественность. Субъект конструирует сам себя в пространстве эстетического опыта. Эстетический опыт – экзистенциальное самотворчество.

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14: СЕМИОТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА

Постструктурализм. Ж. Бодрийяр «Символический обмен и смерть». Р. Барт «Мифологии», «Система моды», «Смерть автора», «От произведения к тексту». Я.Мукаржовский «Преднамеренное и непреднамеренное в искусстве». Ж. Бодрийяр. Исследование знаковой виртуализации реальности. Для описания использует понятия симулякр, семиократия, симуляция. Общий смысл – власть знака, эффект человеческого знания о реальности, при котором знание и реальность тождественны. «Сегодня реальность и воображаемое слились в одно целое, во всем присутствуют эстетические чары». Назначение искусства – замена реальных социальных противоречий виртуальными. Товар и знак (а искусство понимается как знаковое) меняются местами. Противодействие – также осуществляется в знаковой сфере. Пример – граффити.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: СЕМИОТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА

Р. Барт. Изменение статуса автора – «смерть автора». Фигура автора принадлежит Новому времени, связана с формированием представления о достоинстве личности. Значимость Автора уменьшается по мере увеличения значимости языка и письма. В художественном творчестве субъектом является не творец, а воспринимающий. → Публика – активный сотворец произведения.

Изображение слайда
1/1
16

Последний слайд презентации: ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ХХ ВЕКА: СЕМИОТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА

Произведение Текст Закрыто. Единство смысла. Монологичность, связано с идеологией. Идеология – суггестивный механизм для внушения императивов определенной культуры. Открыт, не имеет объединяющего центра. Множественность смысла. Ничего не внушает, не устраняет критического отношения воспринимающего.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже