Презентация на тему: Эмпирическое исследование в контексте диссертационного исследования по

Реклама. Продолжение ниже
Эмпирическое исследование в контексте диссертационного исследования по педагогике: стратегия, этапы, подготовка к эксперименту
целенаправленное познание, изучение какой-то выбранной части реальности (объекта) для выявления неизвестных исследователю фактов, свойств, закономерностей,
План 1 части:
Метод
Методология
Методологические принципы научно-педагогического исследования:
Методологическая база конкретного исследования может включать:
Педагогика как наука: каковы методы?
Методы общенаучные:
Методы теоретического и эмпирического педагогического исследования
Классы методов познания (по В.М.Аллахвердову )
Количественное/качественное
Эмпирические количественные исследования связаны с измерениями
Важно!
Общие принципы отбора методов исследования
2 часть Программа исследования в педагогике: этапы, основные пункты, связь эмпирического и теоретического в исследовании
Эмпирическое исследование в контексте диссертационного исследования по
Основы исследования
Эмпирическое исследование в контексте диссертационного исследования по
Тема – лаконичная формулировка предмета, центрального вопроса или цели
Цель и задачи
Цель и задачи
Формулировки цели педагогического исследования:
Программа эмпирического исследования – это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями
Эмпирическое исследование в контексте диссертационного исследования по
Гипотеза и ее свойства
Идея – замысел - гипотеза
Работа с понятиями – важнейшая основа эмпирического исследования:
Определение понятий
Содержание и объем понятий, соотношение между понятиями
Правила определения понятия
Деление понятий и классификация
Операционализация
Эмпирическое исследование в контексте диссертационного исследования по
До/ для планирования эксперимента
Принципы и разновидности качественных исследований
Специфика количественных исследований
1/37
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 69)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (478 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Эмпирическое исследование в контексте диссертационного исследования по педагогике: стратегия, этапы, подготовка к эксперименту

Матюшкина М.Д., д.п.н., зав.кафедрой социально-педагогических измерений СПб АППО

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: целенаправленное познание, изучение какой-то выбранной части реальности (объекта) для выявления неизвестных исследователю фактов, свойств, закономерностей, характеризующих этот объект

Целенаправленность исследования проявляется в том, что оно ставит своей целью ответить на какие-то вопросы, например: какой, каков (объект, предмет), каковы его основные черты? как связаны межу собой те или иные объекты, процессы, явления? как (протекает какой-либо процесс)? при каких условиях что-то имеет место? что влияет на тот или иной процесс, объект и как влияет? почему (если мы поднимаем вопрос о причинно- следcтвенных связях, который обычно характерен для исследований, проводимых на высоком теоретическом уровне). Исследование – это…

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: План 1 части:

Метод; методология, метод, методика Классификации методов Качественные и количественные стратегии Специфика методов педагогического исследования Измерения в педагогике План 1 части:

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: Метод

Метод – от гр. methodos – в общем смысле это путь к чему-либо, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Есть разные определения методов исследования, например, в словарях чаще метод исследования определяется как система правил теоретической и практической деятельности, направленная на изучение существенных характеристик изучаемого объекта.

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5: Методология

Методология как система общих принципов и правил (методов) исследовательской деятельности; иными словами, это – совокупность методов (плюс приемов, познавательных средств), использующихся в какой-либо науке. Методология как область знания, изучающая методы, принципы, средства организации познавательной и практическо-преобразующей деятельности; иными словами, это – изучение научного знания и научной деятельности в целом.

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: Методологические принципы научно-педагогического исследования:

объективность и обусловленность определенными условиями, факторами, причинами педагогических явлений целостный подход к изучению педагогических явлений и процессов изучение явления в его связях и взаимодействии с другими явлениями изучение явления в его развитии

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: Методологическая база конкретного исследования может включать:

Подходы… /системный, комплексный, междисциплинарный, андрагогический, …/ Принципы… /единства сознания и деятельности, развития, …/ Идеи… /обучения в информационной среде, личностно-ориентированного образования,…/ … все, что обусловливает выбор методов научного исследования диссертанта

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Педагогика как наука: каковы методы?

Различные науки имеют существенно различающиеся методы Мы не рассматриваем методы педагогической деятельности, а рассматриваем методы педагогического исследования К методам каких наук близки методы педагогического исследования?

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9: Методы общенаучные:

анализ сравнение, аналогия дедукция (переход от общего к частному) обобщение и индукция (восхождение от частного к общему) классификация синтез как новое качественное описание объекта на основе полученных знаний о его частях и их свойствах, наблюдение эксперимент моделирование

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10: Методы теоретического и эмпирического педагогического исследования

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11: Классы методов познания (по В.М.Аллахвердову )

Мистический Логический Естественнонаучный Практический Путь гуманитарных наук Педагогическое исследование – к каком классу следует отнести?

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12: Количественное/качественное

Различие между количественной и качественной стратегией Когда нужны качественные исследования Принципы и разновидности качественных исследований Общие черты количественных исследований Что влияет на выбор количественной или качественной стратегии

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13: Эмпирические количественные исследования связаны с измерениями

Что такое измерение? Измерение – процедура сравнения 2-х объектов, когда 1 выступает в роли эталона. Специфика педагогических измерений: дискуссионность самого понятия измерения – проблема эталона и конструирования измерительного инструментария

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14: Важно!

Для успешного проведения количественного исследования необходим этап теоретического анализа, системного представления объекта и предмета исследования, определения тех главных свойств изучаемого объекта, которые мы хотим измерять Любой выбранный нами инструментарий измерений нуждается в апробации до того, как мы его будем использовать в нашем исследовании

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: Общие принципы отбора методов исследования

Использование разнообразных взаимодополняющих методов исследования, неоднократной проверки на большом материале получаемых результатов, длительных наблюдений Соответствие методов исследования существу изучаемого явления и возможностям исследователя и исследуемых Запрет применения методов исследования, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред участникам исследования, учебно-воспитательному процессу

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16: 2 часть Программа исследования в педагогике: этапы, основные пункты, связь эмпирического и теоретического в исследовании

16

Изображение слайда
1/1
17

Слайд 17

Попробуйте написать этапы своего исследования, конечным этапом является защита диссертации. А что является началом? 17

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18: Основы исследования

Проблема, проблемная ситуация Каковы проблемы Вашего исследования? Что такое проблема? Аспекты: предметный и гносеологический Противоречия Переформулируйте свои проблемы в терминах противоречий Объект и предмет Цель и задачи 18

Изображение слайда
1/1
19

Слайд 19

Актуальность, зачем нам решать эту проблему Противоречие между: «Тормоза», что неблагополучно, чего не хватает, чего не знаем Потребностью в… Желаниями… Необходимостью … Требованиями социального заказа… Новыми задачами, стоящими перед обществом Высоким уровнем… …. Низким уровнем… нереализованными возможностями… Невысоким качеством… Отсутствием возможности… Сложившейся практикой… Неразработанностью методик, техник, технологий, диагностического инструментария… Недостаточной разработанностью области знаний… Возможные формулировки противоречий Что хотим изменить? – связано с целью 19

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20: Тема – лаконичная формулировка предмета, центрального вопроса или цели

20

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
21

Слайд 21: Цель и задачи

Напишите цель своего исследования и задачи, которые надо решить, чтобы эта цель была достигнута. Попробуйте выделить признаки, параметры, по которым вы будете судить о том, что цель достигнута. Ставьте диагностичные цели. 21

Изображение слайда
1/1
22

Слайд 22: Цель и задачи

22

Изображение слайда
1/1
23

Слайд 23: Формулировки цели педагогического исследования:

разработка педагогических, или научно-методических (организационно-педагогических, социально-педагогических и т.п.) основ формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо; или — выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических (дидактических, методических, методологических) условий (предпосылок и условий) формирования (воспитания, развития)...; или — обоснование содержания, форм, методов и средств...; или — разработка методики (методической системы) формирования чего-либо или, допустим, методики применения системы средств наглядности в чем-либо; или определение и разработка педагогических (дидактических) средств (системы средств )...; или — разработка теоретической модели чего-либо; или — разработка требований, критериев; или педагогическое обоснование чего-либо, например игровой познавательной деятельности. 23

Изображение слайда
1/1
24

Слайд 24: Программа эмпирического исследования – это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями исследования и его гипотезами с указанием правил, процедур и логической последовательности операций для их проверки

Методологический раздел программы: (изложение концепции, системы взглядов, теоретических оснований) Формулировка проблемы, определение объекта и предмета Определение цели и задач Уточнение и интерпретация основных понятий Предварительный системный анализ объекта исследования Развертывание рабочих гипотез Процедурный раздел: (правила проведения исследования и операции для проверки результатов) Стратегический план исследования (разведывательный, описательный, аналитико-экспериментальный, план повторно-сравнительных исследований) Обоснование системы выборки единиц наблюдения в эмпирической части исследования Набросок основных процедур сбора и анализа эмпирических данных 24

Изображение слайда
1/1
25

Слайд 25

25 Этапы Вашего исследования: от проблемы к защите

Изображение слайда
1/1
26

Слайд 26: Гипотеза и ее свойства

Выдвижение и проверка гипотез – центральный метод исследования в естественных науках Гипотеза – предположение, истинность которого не очевидна Научный характер гипотезы – ее экспериментальная и практическая проверяемость Наиболее распространенная форма – «Если…, то …» 26

Изображение слайда
1/1
27

Слайд 27: Идея – замысел - гипотеза

Исходный факт (актуальное состояние объекта) 2. Искомый факт (желаемое, требуемое состояние объекта) Основные теоретические положения (концептуальная платформа) Гипотеза и ее проверка (мысленная реализация замысла и реальный эксперимент) Идея перехода от 1 к 2: - собственная, оригинальная или - заимствованная Замысел преобразования (идея + средства ее осуществления) Инструментовка 27

Изображение слайда
1/1
28

Слайд 28: Работа с понятиями – важнейшая основа эмпирического исследования:

Порядок поиска в источниках Определения понятий Содержание и объем понятия, правила определений Деление понятий и классификация Операционализация Обдумывание шкал для измерения эмпирических референтов 28

Изображение слайда
1/1
29

Слайд 29: Определение понятий

Понятие – это способ обобщения предметов и явлений с применением языка Определение (дефиниция) – логический прием, позволяющий: отличать, отыскивать, строить какой-либо объект, формулировать понятие через черты, отличающие его от других, через указание специфических способов его употребления; формулировать значение вновь вводимого термина; уточнять значение уже существующего в науке термина. 29

Изображение слайда
1/1
30

Слайд 30: Содержание и объем понятий, соотношение между понятиями

Содержание понятия – это наиболее важный признак (или признаки) того объекта, который обозначен (выражен) этим понятием. Объём понятия – это количество объектов, охватываемых этим понятием, входящих в него. В – живое существо, А – человек, С – неживая вещь 30

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
31

Слайд 31: Правила определения понятия

Определение должно быть соразмерным Определение не должно заключать в себе круга Определение должно быть ясным Определение не должно быть только отрицательным 31

Изображение слайда
1/1
32

Слайд 32: Деление понятий и классификация

4 правила деления понятий: по одному и тому же, общему основанию (признаку ) деление должно быть соразмерным (не должно быть неполным или избыточным) члены деления должны исключать друг друга деление должно быть непрерывным 32

Изображение слайда
1/1
33

Слайд 33: Операционализация

Поиск эмпирических значений понятия называют его эмпирической интерпретацией, а определение понятия через указание правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков – операциональным определением. Под операционализацией понимается преобразование, или переформулировка, наших относительно абстрактных теоретических понятий в конкретные термины, которые позволят нам измерить то, что относится к понятию и что возможно измерить. Эмпирические референты – то, что можно прямо или косвенно наблюдать и измерить. 33

Изображение слайда
1/1
34

Слайд 34

34

Изображение слайда
1/1
35

Слайд 35: До/ для планирования эксперимента

Составьте список ключевых слов и синонимов, по которым Вы будете искать литературу для уточнения своей темы, гипотезы и т.д. Выделите основные понятия своего исследования и дайте им определения. Сделайте операционализации к своим ключевым понятиям. Что Вы будете измерять для проверки гипотезы? Подумайте, как можно измерить выделенные Вами эмпирические референты? 35

Изображение слайда
1/1
36

Слайд 36: Принципы и разновидности качественных исследований

Принципы понимания как метода познания (Макс Вебер): Понимание предполагает непосредственнй контакт и прямое постижение объекта Понять — значит проникнуть в тот смысл, который люди придают своим действиям, выявить их намерения и цели Понять — это значит переместиться в чужую субъектность, постичь ее значение в контексте общего мировоззрения того общества или группы, которые породили ее Разновидности качественных стратегий: изучение случая (кейс- стади ), этнографическое описание, история жизни, история семьи, историческое исследование (устная история), восхождение к теории ( grounded theory ).

Изображение слайда
1/1
37

Последний слайд презентации: Эмпирическое исследование в контексте диссертационного исследования по: Специфика количественных исследований

Понятие генеральной совокупности и выборки Необходимость репрезентативной выборки Проблема объема выборки, ошибки выборки Возможность измерений разного уровня Проблема ошибок измерений Валидность измерений Устойчивость измерений

Изображение слайда
1/1