Презентация на тему: ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ

Реклама. Продолжение ниже
ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
Методы эмпирического исследования и их виды
1/37
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 55)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (496 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ

3.1. Методы эмпирического исследования и их виды

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: Методы эмпирического исследования и их виды

– это система приемов, процедур и операций изучения явлений действительности на практике, «способы решения научно-исследовательских задач, которые обеспечивают непосредственное восприятие и сбор информации, накопление, классификацию и обобщение исходного материала по исследуемой проблеме» Эмпирические методы исследования Ю. К. Бабанский выделяет также метод экспертной оценки и его разновидность – педагогический консилиум. 2

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: Методы эмпирического исследования и их виды

Особенностями наблюдения, как научного метода являются: 3

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: Методы эмпирического исследования и их виды

виды наблюдений 4

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5: Методы эмпирического исследования и их виды

Виды эмпирических методов в научно-педагогическом исследовании ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОВРЕМЕННОМ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ Традиционные методы педагогического исследования Методы психологического исследования Методы социологии наблюдение; изучение, анализ, обобщение передового опыта; контент-анализ ; Экспертные методы; эксперимент диагностика; тестирование; эксперимент беседа; анкета; интервью; социометрия 5

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: Методы эмпирического исследования и их виды

Наблюдение – процесс сложный, требующий определенной подготовки, которое состоит из нескольких этапов: Основным средством наблюдения является квалифицированное протоколирование (в том числе ведение дневников), фиксирующее содержательную сторону наблюдаемых процессов и явлений, а также его хронометрию. 6

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: Методы эмпирического исследования и их виды

7

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Методы эмпирического исследования и их виды

Педагогический опыт - – это практика обучения и воспитания, анализируя которую можно выявить реальное состояние практики обучения и воспитания, узкие места и конфликтные ситуации в обучении и воспитания, элементы нового в работе педагога, а также внедрить результаты педагогической науки в педагогическую практику Педагогическое мастерство Педагогическое новаторство рациональное использование рекомендаций науки собственные педагогические творчество, находки и открытия 8

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9: Методы эмпирического исследования и их виды

Группы источников изучения передового педагогического опыта : зафиксированный в письменной форме; зафиксированный в памяти лиц, способных устно освещать его содержание; зафиксированный живой опыт конкретной деятельности, поддающийся визуальному наблюдению, описанию. 9

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10: Методы эмпирического исследования и их виды

значительный интерес для научного анализа представляют рукописные (машинописные) формы отражения передового педагогического опыта в материалах различных научных и методических конференций. Доклады ученых, педагогов, руководителей учебных заведений  постоянно пополняющийся фонд педагогического творчества и инноваций. С материалами или тезисами докладов этих международных и всероссийских конференций можно ознакомиться в библиотеках, методических кабинетах и отделах. Их изучение и обобщение представляется важнейшей задачей исследователей, способствует формированию их педагогических взглядов. зафиксированный в письменной форме; 10

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11: Методы эмпирического исследования и их виды

составными частями являются устные формы освещения. К ним относятся выступления авторов передового опыта на различного рода совещаниях, мастер-классах, методических межвузовских (всероссийских и международных) и межшкольных научно-практических конференциях, методических семинарах по обмену опытом, курсах повышения квалификации преподавателей и т. д. Часть материала научных докладов (в том числе и стендовых) подлежит публикации в печати или включена в текст доклада, представленного в методические фонды учебных заведений или административные органы народного образования. Очень важно начинающему преподавателю – исследователю лично участвовать в общении и беседах с творчески работающими коллегами. зафиксированный в памяти лиц, способных устно освещать его содержание; 11

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12: Методы эмпирического исследования и их виды

составляет непосредственная профессиональная деятельность преподавателей, которая включает в себя конкретные процессы учебно-воспитательной работы. Основным методом накопления фактов передового опыта выступает наблюдение, обнаруживая ценное в практике деятельности отдельного педагога или педагогического коллектива. Далее обязательно необходимо определенным образом зафиксировать опыт, наглядно отражая его содержание, чтобы обеспечить возможность обработки, обобщения, интерпретации, оценки накопленных фактов. зафиксированный живой опыт конкретной деятельности, поддающийся визуальному наблюдению, описанию. 12

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13: Методы эмпирического исследования и их виды

Контент - анализ (англ. content  содержание, analysis  разложение)  метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, интервью, ответов на открытые вопросы анкеты и т. д.) Техника контент-анализа выражается в нескольких исследовательских действиях : статическая обработка выделение смысловых единиц анализа; отыскание их индикаторов в тексте; 13

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14: Методы эмпирического исследования и их виды

Бланк кодировки - обязательный инструментарий осуществления контент-анализа документов составляется в соответствии с определенными понятиями, содержит единицы анализа, устанавливает соответствие между лексикой текста и кодами, над которыми производятся вычислительные операции. дает возможность выявлять в текстах отдельные психолого-педагогические характеристики личности, коллектива и т. д. используется для получения информации, отвечающей некоторым качественным критериям  объективности, надежности и валидности. при изучении человеческой деятельности в документах почти не отражается ее процесс, а лишь результаты. + - 14

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: Методы эмпирического исследования и их виды

Экспертный опрос (метод экспертных оценок), предполагающий получение данных с помощью знаний компетентных лиц – не обычных респондентов, а высококвалифицированных, опытных специалистов, которые дают заключение при рассмотрении какого-либо вопроса. Результаты опросов, основанные на суждении специалистов, называются экспертными оценками. 15

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16: Методы эмпирического исследования и их виды

применяется для решения следующих задач: 16

Изображение слайда
1/1
17

Слайд 17: Методы эмпирического исследования и их виды

Психолого-педагогический эксперимент  это комплексный метод исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности теоретически обоснованной гипотезы. В ходе психолого-педагогического эксперимента решаются задачи: 17

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18: Методы эмпирического исследования и их виды

сущность эксперимента заключается в активном влиянии исследователя на психолого-педагогический процесс с целью его изучения в заранее запланированных параметрах и условиях. Естественный эксперимент проводится в реальных для испытуемых условиях деятельности. Естественные условия проведения такого эксперимента позволяют замаскировать его содержание и цели, но при этом предполагается активная роль исследователя в изменении условий выполнения изучаемой деятельности. Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент устанавливается состояние изучаемой педагогической системы, констатируются факты наличия причинно-следственных связей, зависимости между явлениями. Полученные данные описывают сложившуюся ситуацию исследователь применяет специальную систему мер, направленных на формирование у испытуемых определенных личностных качеств, повышение результативности учебной или трудовой деятельности. особенность эксперимента заключается в том, что сам исследователь активно и позитивно влияет на изучаемые явления 18

Изображение слайда
1/1
19

Слайд 19: Методы эмпирического исследования и их виды

Эффективность проведения педагогического эксперимента определяется: 19

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20: Методы эмпирического исследования и их виды

Первый этап  подготовительный . 20

Изображение слайда
1/1
21

Слайд 21: Методы эмпирического исследования и их виды

Второй этап  проведение эксперимента 21

Изображение слайда
1/1
22

Слайд 22: Методы эмпирического исследования и их виды

Третий этап  завершающий 22

Изображение слайда
1/1
23

Слайд 23: Методы эмпирического исследования и их виды

На основе анализа психолого-педагогической литературы и опираясь на мнение П. И. Образцова, С. И. Брызгаловой, приведем несколько практических рекомендаций, которые помогут исследователю: 1) количество испытуемых в контрольной и экспериментальной группах желательно иметь как можно большее (но не чрезмерно велико), чтобы с достаточной надежностью избежать воздействия на результат эксперимента неконтролируемых, случайных факторов и получить статистически надежные результаты, при этом, существенно не усложняя управление экспериментом; 2) экспериментальная выборка должна быть достаточно представительной, то есть, исходя из задач эксперимента, тщательно продумывается характер выборки. Например, если исследователь проводит проверку новой системы мер, которую он желает затем распространить на все типы высших учебных заведений страны, то в эксперименте должны принять участие студенты дневной, вечерней и заочной форм обучения. В случае невозможности осуществления такого широкого эксперимента экспериментатору необходимо конкретизировать задачу исследования и сузить ее до изучения реально возможного числа объектов и их характера 23

Изображение слайда
1/1
24

Слайд 24: Методы эмпирического исследования и их виды

эмпирические методы психологического исследования в педагогике. Психологические методы – это основные пути и приемы научного познания явлений психики и их закономерностей Проводя исследование в рамках дидактики, методики обучения, теории воспитания, педагогической психологии, вузовской педагогики, педагогики профессионального обучения, управления школой, мы неизбежно обращаемся к психологическим методам, а точнее, мы пользуемся процедурой психологической диагностики Из огромного числа психодиагностических методов наиболее часто в педагогическом исследовании используются тесты. Критериями научности теста являются валидность, надежность, научность, стандартизация результатов. 24

Изображение слайда
1/1
25

Слайд 25: Методы эмпирического исследования и их виды

Валидность (от латинского « valid » – действительный, пригодный) – означает пригодность теста для измерения именно того качества, на оценку которого он направлен (Для какой цели применяется тест? Что он измеряет? Насколько хорошо он способен работать?). Надежность – означает точность психологических измерений, свободу от погрешностей процедуры тестирования, то есть постоянство показателей тестовых испытаний. Научность – означает связь теста с фундаментальными исследованиями, опору на научную концепцию. Стандартизация результатов теста – это единообразие процедуры тестирования и обработки результатов. Оценка результатов осуществляется с помощью нормативов, которые, как правило, получены на представительной выборке испытуемых, соответствующей той, на которую тест ориентирован. 25

Изображение слайда
1/1
26

Слайд 26: Методы эмпирического исследования и их виды

разновидности тестов: психодиагностические тесты (используются, как правило, в целях оптимального управления процессом формирования личности учащегося и коррекции стиля педагогической деятельности учителя) дидактические тесты (применяются в целях изучения результатов педагогико-образовательной деятельности, оптимизации процесса обучения (тесты способностей, тесты достижений, тесты интеллекта, ориентировочные тесты знаний или их комплекс по нескольких учебным предметам), прогностические тесты) функциональная проба в виде экспериментальных заданий, призванных активизировать умственные операции, мотивы, интересы и т.п. 26

Изображение слайда
1/1
27

Слайд 27: Методы эмпирического исследования и их виды

эмпирические методы социологического исследования в педагогике Социологические методы дают возможность педагогам исследователям и практикам иметь, помимо традиционных нормативных критериев успешности работы образовательного учреждения (статистическая отчетность, учет успеваемости и т.д.), дополнительную информацию, которая позволяет проанализировать и качественную сторону его работы, чтобы вовремя предпринять необходимые корректирующие воздействия. социологические методы, наиболее часто применяемые в педагогическом исследовании – это виды опроса (беседа, интервью, анкетирование), а также социометрический метод. 27

Изображение слайда
1/1
28

Слайд 28: Методы эмпирического исследования и их виды

Под опросом понимается социологический метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном взаимодействии исследователя с опрашиваемыми (респондентами) в форме беседы или интервью, анкетирования. для получения информации о внешней стороне деятельности учителей, преподавателей или школьников и студентов (поступках, мнениях, интересах и т.д.) также для получения более глубоких сведений о внутренних механизмах формирования этих поступков, мнений, интересов. 28

Изображение слайда
1/1
29

Слайд 29: Методы эмпирического исследования и их виды

Беседа – метод сбора информации на основе словесной коммуникации, разновидность опроса, часто это сравнительно свободный диалог исследователя с респондентом на определенную тему (как правило, по заранее составленному вопроснику). Интервью – метод сбора необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы исследователя с испытуемым. Анкетирование – это наиболее часто используемый метод сбора информации, с помощью которого в короткие сроки регистрируются факты поведения людей, мнения различных представителей возрастных, профессиональных, социальных групп, сведения о процессе и результатах их деятельности и многое другое. Анкета – не механическая последовательность, а упорядоченная система вопросов. 29

Изображение слайда
1/1
30

Слайд 30: Методы эмпирического исследования и их виды

Открытые вопросы – это вопросы, непредлагающие никаких вариантов ответа. Закрытым называется вопрос, предлагающий респонденту выбор одного или нескольких заранее заданных вариантов ответов. Полузакрытым называется вопрос, в котором, помимо готовых ответов, предусматривается позиция, позволяющая респонденту сформулировать свой вариант ответа самостоятельно. Информированностью (осведомленностью) называется мера соответствия тех или иных сведений, которыми располагает респондент, объективной действительности – реальным фактам, событиям, высказываниям. 30

Изображение слайда
1/1
31

Слайд 31: ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ

3.2. Основания и принципы выбора методов научно-педагогического исследования

Изображение слайда
1/1
32

Слайд 32: Методы эмпирического исследования и их виды

Выбор метода для решения конкретных исследовательских задач основывается на : 32

Изображение слайда
1/1
33

Слайд 33: Методы эмпирического исследования и их виды

Использование тестов собственного изготовления допускается если: 33

Изображение слайда
1/1
34

Слайд 34: Методы эмпирического исследования и их виды

Избыточность инструментария делает исследование трудоемким, дорогостоящим и запутывает самого исследователя наличием большого объема повторяющейся и нередко малозначимой информации. Дефицит же не способствует обоснованной проверке гипотезы исследования. Наиболее ценные методики обладают универсальностью 34

Изображение слайда
1/1
35

Слайд 35: Методы эмпирического исследования и их виды

вопросы, возникающие в сопоставлении с задачами исследования, которые выделяет С. И. Брызгалова: 35

Изображение слайда
1/1
36

Слайд 36: Методы эмпирического исследования и их виды

№ Основания классификации Методы психодиагностики, используемые в педагогическом исследовании 1. По качеству стимульного материала а) использующие стимульный материал вербального характера (набор слов, вопросы, ситуации и т.д.); б) использующие стимульный материал невербального характера (геометрические фигуры, абстрактные значки, разрезные картинки, цифры и т.п.). 2 По степени формализации процесса исследования а) с четко заданными условиями предъявления стимульного материала (тесты – стандартизированные и нестандартизированные, шкалы, стандартизированные опросники и т.п.); б) с вариантами предъявления стимульного материала (беседа, игра, рисунок и т.п.). 3. По основной цели применения метода а) предназначенные для первичного ориентировочного применения (отсеивающие методы); б) используемые в комплексном обследовании с целью выявить состояние,, уровень развития определенных качест личности (группы) и т.п. (классификационные или дифференциально-диагностические). 4. По организации процедуры обследования а) предполагающие личный контакт исследователя с испытуемым (индивидуальные методы – беседы, методы изучения сенсомоторики, свойств психических процессов и т.п.); б) позволяющие за короткий промежуток времени обследовать большое количество испытуемых и использующие для анализа результатов шаблоны и ключи (групповые методы). Основания классификации методов психодиагностики Т. Колларик 36

Изображение слайда
1/1
37

Последний слайд презентации: ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ: Методы эмпирического исследования и их виды

5. По специфике инструкции, определяющей деятельность испытуемого а) с использованием самоинструкции (чаще груповые методы); б) с использованием инструкции (чаще глубинное индивидуальное обследование). 6. По характеристике ответа испытуемого а) с выбором ответа при выполнении задания из предложенных вариантов (закрытые методы – более экономичные); б) позволяющий испытуемому при выполнении задания работать творчески в свободной форме (открытый метод – наиболее информативные). 7. По степени изменчивости заданий в методике а) использующий в основе задания один вид действия (одну процедуру); б) использующий в основе заданий множество разнообразных действий (тест достижений, тест интеллекта Векслера и т.п.). 8. По степени очевидности целей исследования а) не дающий возможность испытуемому по формулировке задания определить цель исследоввания («неявные» методы – проективные); а) дающий возможность испытуемому по формулировке задания определить цель исследоввания («явные» методы – непроективные). 9. По основному принци пу метода в целом а) имеющие в своей основе высказывания испытуемых о себе ( интроспективные – беседа, автобиографический метод, самонаблюдение, опросники и т.п.); б) имеющие в своей основе задания, по результатам выполнения которых делается вывод об уровне развития, наличии или отсутствии киких-то психических функций ( экстероспективные методы). 37

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже