Презентация на тему: Эмпирические методы исследования

Эмпирические методы исследования
Понятие «Эмпирические методы»
Что относится к «Эмпирическим методам»?
Наблюдение
Плюсы и минусы наблюдения
Беседа
Методы выборочного опроса
Формат беседы
Формы выборочного опроса
Плюсы и минусы анкетирования
Плюсы интервью
Минусы интервью
1/12
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 53)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (87 Кб)
1

Первый слайд презентации: Эмпирические методы исследования

Подготовила : Совершенно С.С., гр. ЧГПИ-12

Изображение слайда
2

Слайд 2: Понятие «Эмпирические методы»

Эмпирические методы - методы, которые обеспечивают возможность непосредственного познания педагогической действительности. Раскрыть сущность педагогического явления, его типологии, функции, условия, место, причины, следствия невозможно без теоретических методов. В то же время теоретическое мышление получает информацию, опираясь на эмпирическое исследование.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Что относится к «Эмпирическим методам»?

К эмпирическим методам относятся  наблюдение, беседа, анкетирование, педагогическое тестирование, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности. Их общее свойство – направленность на непосредственное изучение управляемого объекта, сбор и систематизацию фактического материала о процессе и результатах работы образовательной системы. Эмпирический характер познания, присущий методам этой группы является важной предпосылкой достоверности выявленных фактов.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Наблюдение

Одним из эмпирических методов психолого-педагогического исследования является наблюдение. Оно подразумевает целенаправленное, планомерное и постоянное восприятие и фиксацию проявлений психолого-педагогических явлений и процессов. Отличительными чертами данного исследовательского метода считаются стремление к определенной цели, планомерность и систематичность, объективность в восприятии изучаемого и его фиксации, сохранение естественного хода психолого-педагогических процессов.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Плюсы и минусы наблюдения

К достоинствам наблюдения относятся его доступность и возможность самому исследователю непосредственно ознакомиться с изучаемым предметом. Недостатки наблюдения в педагогическом исследовании состоят в том, что : - на достоверность результатов сильно влияют личностные особенности наблюдателя, его интересы, убеждения и стереотипы; - достоверность полученных результатов прямо пропорциональна длительности наблюдения (чем дольше проводилось наблюдение, тем статистически достоверней данные, полученные с его помощью); - личным наблюдением физически невозможно охватить все моменты исследуемого процесса, а это значит, что многие факты всё равно останутся неустановленными.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Беседа

Беседа является достаточно распространенным методом в психологии и педагогике. Она предоставляет информацию об изучаемом явлении в закономерной форме, как от исследуемой персоны, членов изучаемой группы, так и от находящихся вокруг людей. Научное значение данного метода содержится в установлении индивидуального контакта с исследуемым объектом, возможности получить большое количество информации сразу и уточнить необходимые вопросы в форме собеседования.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Методы выборочного опроса

Данные методы психолого-педагогического исследования предполагают письменные или устные, конкретные либо опосредованные обращения изыскателя к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые открывает отдельные стороны изучаемой проблемы. Такие методы используют, когда объектом исследования выступают люди - конкретные участники изучаемых процессов и явлений. Так, можно получить информацию о различных событиях и фактах, о мнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Формат беседы

Формализованная беседа предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию ответов на них, что дает возможность резко объединять и подвергать анализу полученную информацию. Неформализованная беседа ведется в более свободной форме, что позволяет поочередно ставить дополнительные вопросы, отталкиваясь от образовавшейся ситуации. В ходе неформализованной беседы, как правило, достигается более узкий контакт между исследователем и исследуемым, что содействует получению более полной и объективной информации.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Формы выборочного опроса

Наиболее распространенными формами проведения выборочного опроса являются : Интервью - метод, при котором получение информации происходит в режиме индивидуализированного диалога. Как и любой метод, беседа преследует определённую цель, а её результаты анализируются. Как и анкетирование, она проводится на основе предварительно разработанных вопросов, однако формулировки и последовательность вопросов задаются не жёстко, они могут варьироваться. Анкетирование - вид опроса, но не устного, а письменного. Это метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому ад дрессированных анкеты, дают письменные ответы на вопросы.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Плюсы и минусы анкетирования

Анкетирование в отличие от беседы предлагает более жесткую логическую конструкцию, остается неизменной в течение всего опроса. У этого метода много неоспоримых преимуществ: он позволяет за сравнительно короткий срок собрать информацию от большой группы люд ей. При правильно проведенного анкетирования исключается возможность влияния опрашиваемых лиц друг на друга. Но анкетирование требует значительного времени для обработки полученных результатов и их анализа, ведь если даже попросить ответить только на три вопроса 50 учителей и 100 учеников, мы получим сразу 450 ответов

Изображение слайда
11

Слайд 11: Плюсы интервью

Плюсы интервью это возможность: - управлять влиянием на ответы опрашиваемого внешних раздражающих факторов (избежать присутствия третьих лиц; выбрать наиболее подходящие обстановку, освещение, время; изменять интонацию при формулировании вопросов и т.д.); - менять формулировку вопросов по ходу опроса, делая их более «удобными» для отвечающего; - задавать уточняющие вопросы, добиваясь более конкретных ответов ;

Изображение слайда
12

Последний слайд презентации: Эмпирические методы исследования: Минусы интервью

В отличие от анкетирования, беседа не подходит для массовых опросов. Для проведения беседы необходим определённый психологический настрой, что предполагает специальный выбор места и времени, а также нежелательность открытого фиксирования получаемых ответов. Кроме того, успех этого метода зависит от уровня коммуникативных умений обоих участников беседы. Наконец, значительная вариативность формулировок вопросов и ответов затрудняет обработку результатов беседы.

Изображение слайда