Презентация на тему: Эмпирическая социология

Эмпирическая социология
Эмпирическая социология -
Особенности эмпирической социологии
Особенности эмпирической социологии
Особенности эмпирической социологии
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Классификация эмпирических методов социологического исследования
Классификация эмпирических методов социологического исследования
Методы эмпирического исследования
Методы эмпирического исследования
Методы эмпирического исследования
Этапы и процедуры социологического исследования
Этапы и процедуры социологического исследования
Подготовительный этап включает:
Подготовительный этап включает:
Подготовительный этап включает:
Подготовительный этап включает:
Программа эмпирического социологического исследования
Методологический раздел включает в себя:
Методический раздел программы имеет следующие структурные элементы:
Разработка программы начинается с формулировки и обоснования проблемы
Определение проблемы
Например, проблема свободного времени студентов
Объект и предмет прикладного исследования
Объект и предмет прикладного исследования
Если мы исследуем свободное время студентов
Предмет исследования – это :
Проблема свободного времени студентов
Цель исследования
Задачи исследования
Теоретическая интерпретация понятий
Например центральное понятие – свободное время
Эмпирическая интерпретация
Гипотеза – это:
Гипотезы исследования
Гипотезы исследования
Гипотезы исследования
Виды выборки
Виды выборки
Случайная выборка реализуется несколькими методами отбора:
Неслучайные виды выборки
Разновидности стихийного отбора
Стихийный отбор
Репрезентативность
Квотный отбор
Квотная выборка
Недостатки квотного отбора
Цепная выборка по методу «снежного кома»
Спасибо за внимание!
1/51
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 95)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (204 Кб)
1

Первый слайд презентации: Эмпирическая социология

Изображение слайда
2

Слайд 2: Эмпирическая социология -

область развития социологической науки, связанная с получением фактографического знания в результате проведения специальных эмпирических исследований

Изображение слайда
3

Слайд 3: Особенности эмпирической социологии

практическая направленность исследований. Они осуществляются на основе определенных методологических принципов, программ, методик, процедур; исследования связаны с решением локальных проблем в условиях ограниченных пространственно-временных параметров

Изображение слайда
4

Слайд 4: Особенности эмпирической социологии

не имеют жестких ограничений. Сравним для примера темы исследований: «Социальные проблемы реальной и потенциальной текучести кадров в ОАО « Уралмаш » «Социальные проблемы текучести кадров в современной промышленности» «Развитие дополнительного образования как направление социальной политики»

Изображение слайда
5

Слайд 5: Особенности эмпирической социологии

Без них сегодня не могут обойтись ни бизнес, ни политика, ни управление. Прикладные исследования выполняются всегда для предприятий, учреждений, которых мы будем называть одним общим словом – «заказчик». В этом случае социолог (а также группа людей, выполняющих прикладное исследование вместе с ним) выступает по отношению к заказчику как исполнитель, точнее говоря, как «наемный работник»

Изображение слайда
6

Слайд 6: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Научное познание– это теоретическое отражение действительности. Его целью является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Научное познание осуществляется специально подготовленными людьми : это могут быть целые научные школы, коллективы и отдельные исследователи, ученые, научные работники, а также люди, овладевшие навыками научного познания – студенты, учащиеся

Изображение слайда
7

Слайд 7: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Научное познание использует специальные средства познания: методологические (принципы, теории, концепции); логические (правила построения выводов и доказательств); языковые (естественные и искусственные языки); математические (теории, методы вычислений), статистические (средства статистического анализа, программы статистической обработки данных), другие

Изображение слайда
8

Слайд 8: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В научном познании выделяют теоретический и эмпирический уровни. На теоретическом уровне применяются теоретические методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, Эмпирический уровень предполагает наличие знания, полученного непосредственно из опыта, которое является основой для теоретического уровня познания. Здесь используются методы наблюдения, эксперимента, анкетирование, интервью и другие.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Классификация эмпирических методов социологического исследования

Метод – совокупность приемов, процедур эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Методы, используемые в социологии, разнообразны, разнородны и нуждаются в классификации.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Классификация эмпирических методов социологического исследования

Основание для классификации Виды методов 1. По методам сбора информации 1) Опросные методы 2) Не опросные методы 2. По типу сбора и анализа информации 1) Количественные 2) Качественные

Изображение слайда
11

Слайд 11: Методы эмпирического исследования

Количественные методы – это приемы получения и преобразования социологической информации, основывающиеся на достижениях математики и вычислительной техники. К количественным методам можно отнести: анкетирование; формализованное интервью; контент-анализ ; стандартизированное наблюдение

Изображение слайда
12

Слайд 12: Методы эмпирического исследования

Качественные методы – это методы интерпретационные, связанные как с получением, так и с анализом определенного типа социологической информации («качественные данные»). К качественным методам сбора информации можно отнести такие, как: неформализованное интервью; фокус-группа; анализ документов (традиционный); включенное наблюдение Кейс-стади

Изображение слайда
13

Слайд 13: Методы эмпирического исследования

Выбор методов зависит от различных факторов: типа исследовательской парадигмы, лежащей в основе исследовательского поиска; функций, которые выполняет исследование (теоретико-познавательных или практико-преобразовательных); вида исследования (поискового, описательного, аналитического, проектно-конструкторского);

Изображение слайда
14

Слайд 14: Этапы и процедуры социологического исследования

Социологическое исследование проводится по определенной методике. Она выступает как совокупность методов, процедур, приемов сбора, обработки и анализа информации о социальных фактах.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Этапы и процедуры социологического исследования

Социологическое исследование и – это сложный процесс, включающий ряд последовательных этапов: 1) подготовительный; 2) оперативный этап сбора первичной социологической информации, т. е. необобщенных данных, подлежащих дальнейшей обработке (полевое исследование); 3) результирующий, предполагающий обработку, анализ и обобщение полученных данных.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Подготовительный этап включает:

Предварительное знакомство с объектом: рассмотрение его структуры, функций, целей, перспектив развития, основных проблем. Оно может быть осуществлено разными способами: данная информация может быть представлена в виде научных теорий разного уровня, статистических данных, результатов социологических исследований, проведенных ранее на, документальных источников о конкретных организациях, учреждениях, в которых будет проводиться исследование

Изображение слайда
17

Слайд 17: Подготовительный этап включает:

2. Создание программы социологического исследования, которая должна включат: описание объекта и предмета исследования, проблемных ситуаций, уточнение цели, формулировку основных задач и гипотез, разработку отдельных элементов методики.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Подготовительный этап включает:

3. Составление рабочего плана и графика выполнения работ: в рабочем плане определяется последовательность выполнения работ, задаются сроки, определяются исполнители и ответственные лица. 4. Разработка методики исследования: создание инструментария (в зависимости от методов сбора информации это могут быть анкеты, бланки интервью и т. п.), пилотаж инструментария, его уточнение, составление инструкций пользования инструментарием.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Подготовительный этап включает:

5.Построение выборки. Когда объект исследования слишком большой (например, несколько тысяч человек), его полное обследование становится экономически нецелесообразным. В этих случаях проводятся не сплошные опросы, а выборочные. 6. Подготовка исследовательской группы: инструктаж, обучение, репетиция.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Программа эмпирического социологического исследования

это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации. Структура программы включает два основных раздела – 1.методологический и 2. методический (методико-процедурный).

Изображение слайда
21

Слайд 21: Методологический раздел включает в себя:

1) формулировку проблемы; 2) выявление объекта; 3) предмета исследования; 4) определение цели и задач; 5) интерпретацию основных понятий; 6) выдвижение гипотез.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Методический раздел программы имеет следующие структурные элементы:

1) стратегический план исследования; 2) построение выборки; 3) разработку процедур сбора и анализа данных; 4) рабочий план и график.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Разработка программы начинается с формулировки и обоснования проблемы

Проблема - противоречивая ситуация, поставленная самой действительностью и требующая анализа и выработки управленческого решения.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Определение проблемы

Для разработки проблемной ситуации необходимо: сформулировать общую проблему исследования, которая поможет в постановке его цели; детализировать ее, подразделить на совокупность частных проблем, которые позволят определить задачи исследования; уточнить уровень разработанности данной проблемы в теории и практике эмпирических социологических исследований

Изображение слайда
25

Слайд 25: Например, проблема свободного времени студентов

Подпроблемы, которые помогут сформулировать исследовательские задачи: отсутствие культуры его использования; хроническая нехватка времени, приводящая к ограниченным возможностям полноценного развития личности студентов; неудовлетворенность студентов использованием свободного времени вследствие целого ряда причин

Изображение слайда
26

Слайд 26: Объект и предмет прикладного исследования

Любая социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего « носителя» – определенную общность, группу людей.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Объект и предмет прикладного исследования

При описании объекта исследования должны быть указаны: пространственные характеристики: регион, город и т.д. социальные параметры: отраслевая принадлежность; сфера деятельности; статусные характеристики общностей.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Если мы исследуем свободное время студентов

пространственные ограничения этой группы, каких именно студентов мы исследуем: студентов области, города или конкретного вуза студентов каких форм обучения мы собираемся изучать (очной/заочной, бюджетной/внебюджетной указать факультеты, курсы и группы изучаемых студентов

Изображение слайда
29

Слайд 29: Предмет исследования – это :

стороны деятельности и свойства объекта исследования, которые подлежат изучению; наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых важно для решения проблемы исследования;

Изображение слайда
30

Слайд 30: Проблема свободного времени студентов

Предмет - структура свободного времени студента и факторы, влияющие на эффективность его использования.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Цель исследования

Цель задает общую направленность исследованию и представляет собой проект деятельности по достижению результата. Цель – это то, что должно быть достигнуто в конце всей работы. Цель исследования: выявить структуру свободного времени студента и факторы, влияющие на эффективность его использования. Требование к цели - краткость и четкость формулировок.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Задачи исследования

1) определить, какой величиной свободного времени располагают студенты в среднем за неделю; 2) показать наиболее предпочтительные для них виды досуговой деятельности; 3) охарактеризовать потребности студентов, которые они реализуют в сфере свободного времени; 4) выявить уровень удовлетворенности студентов использованием их свободного времени. 5) выявить влияние на использование свободного времени студентами таких факторов как экономические условия их жизни :финансовые возможности, семейное положение, место проживания, бытовые условия, состояние инфраструктуры досуга района (города), наличие постоянных любительских занятий;

Изображение слайда
33

Слайд 33: Теоретическая интерпретация понятий

Смысл теоретической интерпретации заключается в том, чтобы четко, точно, определенно указать, что понимается в исследовании под терминами или понятиями.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Например центральное понятие – свободное время

Для одних авторов оно оказывается временем, остающимся после работы (или учебы) и включающим в себя и сон, и приготовление пищи, и стирку, и уборку, и посещение магазинов, и многое другое. Другими авторами свободное время сводится лишь к досугу, развлечениям, отдыху, рекреации.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Эмпирическая интерпретация

Это измерение на конкретном объекте. Для каждого понятия нужно подобрать такие эмпирические показатели (индикаторы), которые позволили бы его количественно измерить. Так, например, в структуре свободного времени, измерить его величину, часы и минуты, которыми в среднем располагает студент в день, в неделю, а также количество времени, затрачиваемое им на основные виды деятельности в свободное время: просмотр ТВ, прогулки, слушание музыки, чтение, занятия спортом, общение с друзьями и т.д.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Гипотеза – это:

это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов, которые нужно или подтвердить исследованием, или опровергнуть.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Гипотезы исследования

1. Основными видами деятельности студентов в свободное время являются: интернет-общение, просмотр ТВ, общение с друзьями, прослушивание музыки, любительские занятия (хобби). 2. Эффективность использования свободного времени студентов зависит от комплекса объективных и субъективных факторов.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Гипотезы исследования

3. Важнейшими объективными факторами, от которых зависит эффективность использования свободного времени: 1) перегруженность студента учебными занятиями, сокращающая объем свободного времени, ограничивающая возможности активных и разнообразных форм досуговой деятельности; 2) занятость студента на работах, связанных с дополнительным заработком; 3) наличие собственной семьи, маленьких детей; 4) бытовые условия студенческой жизни, ограничивающие возможности использования свободного времени; 5) состояние инфраструктуры досуга в местах учебы и проживания студента, накладывающее печать на разнообразие способов использования досуговой деятельности; 6) финансовые возможности студента.

Изображение слайда
39

Слайд 39: Гипотезы исследования

4. Важнейшими субъективными факторами, влияющими на эффективность использования свободного времени, могут быть: ориентации студента, его представления о ценности и смысле этой сферы жизни; уровень развития потребностей студентов, в особенности потребностей досугового характера направленность интересов студентов (их разнообразие ведет за собой более эффективное использование свободного времени);

Изображение слайда
40

Слайд 40: Виды выборки

Выборка – способ отбора выборка выступает в двух основных видах – случайной (вероятностной) и неслучайной (направленной) выборки.

Изображение слайда
41

Слайд 41: Виды выборки

Случайные выборки являются вероятностными. Их особенность все единицы генеральной совокупности имеют равную вероятность попасть в выборочную. Для случайных отборов необходимо построение основы выборки – это список, перечень всех единиц исходной совокупности.

Изображение слайда
42

Слайд 42: Случайная выборка реализуется несколькими методами отбора:

1. Простой случайный отбор реализуется лотерейным методом. 2. Систематический отбор предполагает, что из основы выборки, представляющей собой алфавитные списки, отбираются респонденты с помощью определенного интервала (шага), например, каждый второй, или десятый.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Неслучайные виды выборки

1. Стихийный отбор 2. Направленный отбор: квотный и «снежный ком»

Изображение слайда
44

Слайд 44: Разновидности стихийного отбора

Отбор «первого встречного», т. е. тех, кто попадается исследователю на улице, в учреждении и т. д. «Отбор себе подобных», т. е. тех, которых исследователь подбирает в своем окружении, профессиональной, деловой либо досуговой, дружеской среде. Стихийными

Изображение слайда
45

Слайд 45: Стихийный отбор

Стихийными видами отбора являются и все интерактивные опросы на телевидении, радио, а также прессовые, многие интернет-опросы ; При стихийных отборах выборка формируется самими респондентами, оказавшимися в нужное время и в нужном месте, она не воспроизводит основных характеристик генеральной совокупности, более того, границы самой генеральной совокупности очертить оказывается невозможно.

Изображение слайда
46

Слайд 46: Репрезентативность

это свойство выборочной совокупности воспроизводить основные характеристики генеральной.

Изображение слайда
47

Слайд 47: Квотный отбор

Это целенаправленное формирование выборочной совокупности на основе имеющихся статистических данных о структуре объекта (генеральной совокупности); По основным параметрам выборочная совокупность конструируется пропорционально генеральной, а для единиц отбора задается система квот.

Изображение слайда
48

Слайд 48: Квотная выборка

Курс Факультет А Факультет Б Итого Мужчины Женщины Мужчины Мужчины 1 12 15 15 6 48 2 12 14 14 5 45 3 10 16 11 4 41 4 8 15 7 3 33 Итого 42 60 47 18 167

Изображение слайда
49

Слайд 49: Недостатки квотного отбора

Для наполнения квот интервьюеры подбирают лиц, которые наиболее доступны для опроса, именно поэтому в выборке соблюдаются только пропорции признаков, по которым заданы квоты.

Изображение слайда
50

Слайд 50: Цепная выборка по методу «снежного кома»

Применяется в экспертных опросах, при исследовании маргинальных групп, когда поиск респондентов затруднен. Процесс формирования выборки предполагает, что у нескольких респондентов, которые подходят для целей исследования (например, у нескольких экспертов), выясняют, кто, по их мнению, мог бы еще принять участие в исследовании, как и где можно найти этих потенциальных респондентов.

Изображение слайда
51

Последний слайд презентации: Эмпирическая социология: Спасибо за внимание!

Изображение слайда