Презентация на тему: Электронный курс лекций «Культурно-досуговая деятельность»

Электронный курс лекций «Культурно-досуговая деятельность»
Цель курса «Культурно-досуговая деятельность»
Задачи курса «Культурно-досуговая деятельность»
Культура
Электронный курс лекций «Культурно-досуговая деятельность»
Электронный курс лекций «Культурно-досуговая деятельность»
Электронный курс лекций «Культурно-досуговая деятельность»
Объект культуры
Субъект культуры
Структура культуры
Электронный курс лекций «Культурно-досуговая деятельность»
Типы культуры
Виды культуры
Функции культуры
Понятие отдыха
«Чистое свободное время человека»
Электронный курс лекций «Культурно-досуговая деятельность»
Понятие досуга
Электронный курс лекций «Культурно-досуговая деятельность»
Электронный курс лекций «Культурно-досуговая деятельность»
Основные отличия между свободным временем о досугом
Понятие развлечения
Понятие рекреации
Электронный курс лекций «Культурно-досуговая деятельность»
Краткая историография досуга и культурно-досуговой деятельности
Электронный курс лекций «Культурно-досуговая деятельность»
Электронный курс лекций «Культурно-досуговая деятельность»
Электронный курс лекций «Культурно-досуговая деятельность»
Электронный курс лекций «Культурно-досуговая деятельность»
Классификация досуга
Направления досуга в зависимости от степени активности
Электронный курс лекций «Культурно-досуговая деятельность»
Направления досуга в зависимости от форм проведения и организации
Электронный курс лекций «Культурно-досуговая деятельность»
Досуг различных социальных слоев
Досуг, связанный с местом его проведения
Электронный курс лекций «Культурно-досуговая деятельность»
Досуг в зависимости от его содержания
Досуг, связанный со СМИ и аудиовизуальной продукцией
Развлекательный тип досуга
Классификация досуга по числу участников
Классификация досуга по степени сложности
Другие разновидности досуга
Электронный курс лекций «Культурно-досуговая деятельность»
Досуговое занятие
Культура досуга
Культурно-досуговая деятельность
Определение культурно-досуговой деятельности
Субъекты культурно-досуговой деятельности
Объекты культурно-досуговой деятельности
Электронный курс лекций «Культурно-досуговая деятельность»
Функции культурно-досуговой деятельности
Основные этапы исторического развития культурно-досуговой деятельности
Отдых, свободное время и досуговые занятия в Древнем мире
Электронный курс лекций «Культурно-досуговая деятельность»
Досуговые занятия в средние века (V — XIV вв.)
Досуг в эпоху Возрождения, Новое и Новейшее время (X V -XXI вв.)
Электронный курс лекций «Культурно-досуговая деятельность»
Индустрия развлечений
Цивилизация досуга
История досуговой активности на территории России и Беларуси
Электронный курс лекций «Культурно-досуговая деятельность»
Электронный курс лекций «Культурно-досуговая деятельность»
Электронный курс лекций «Культурно-досуговая деятельность»
Электронный курс лекций «Культурно-досуговая деятельность»
1/65
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 98)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (138 Кб)
1

Первый слайд презентации: Электронный курс лекций «Культурно-досуговая деятельность»

Изображение слайда
2

Слайд 2: Цель курса «Культурно-досуговая деятельность»

Подготовка будущих специалистов по организации планомерного и систематического воспитательного процесса досуговой деятельности

Изображение слайда
3

Слайд 3: Задачи курса «Культурно-досуговая деятельность»

- познакомить студентов со спецификой исторического становления и развития досуга от античности до наших дней - отразить современные тенденции развития культурно-досуговой деятельности дать представление о новых подходах к классификации культурно-досуговой деятельности - освоить методологию и методику современной общественной организации свободного времени для обеспечения основных направлений социально-культурной деятельности различных категорий населения - вооружить будущих специалистов методикой организации и проведения культурно-досуговых мероприятий - развить профессиональное мышление и культуру социальной коммуникации, адаптацию и мобильность выпускника вуза в современных изменяющихся социально-культурных условиях

Изображение слайда
4

Слайд 4: Культура

(от лат. colo - обрабатывать, возделывать, разводить, обитать, охранять; cultura - возделывание, обработка, почитание, воспитание, образование, развитие) Это высокий уровень качественного развития общества, творческих сил и способностей индивида, нашедший выражение в специфически человеческих способах и формах организации жизнедеятельности, а также в создаваемых людьми материальных и духовных ценностях. Одна из универсальных категорий современного сознания

Изображение слайда
5

Слайд 5

Слово «культура» впервые встречается в труде М.П.Катона «О земледелии» в значении - «cultura agri», т.е. «возделывание поля», и лишь благодаря М.Т.Цицерону культура стала восприниматься как «cultura animi», т.е. как «возделывание души». Однако, вплоть до эпохи Просвещения слово «культура» использовалось как метафора. Теоретическое содержание слово «культура» приобретает в трудах С.Пуфендорфа, И.К.Аделунги, И.Г.Гердера и др. В России слово «культура» распространилось на столетие позднее, чем в Западной Европе

Изображение слайда
6

Слайд 6

Первое научное определение культуры было дано в 1871г. Э.Б.Тайлором в книге «Первобытная культура». В настоящее время насчитывается 500 определений понятия «культура» - при этом ни одно из них не является единственно верным и исчерпывающим

Изображение слайда
7

Слайд 7

Слово «культура» используется в следующих значениях - приспособление к природным условиям и пересоздание природы; - продукт жизнедеятельности людей; - социальная память человечества, его традиции; - поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством символов; - правила, организующие определенный образ жизни людей; - способ передачи небиологической информации путем образования и воспитания

Изображение слайда
8

Слайд 8: Объект культуры

(от лат. objacio – бросаю вперед, противопоставляю; позднелат. objectum – предмет + лат. cultura - возделывание, обработка, почитание, воспитание, образование, развитие) Это область познания и деятельности субъекта культуры; продукт реализации творческой активности субъекта. Объектом культуры является все содержание культуры и проживание этого содержания субъектом. В результате познания объекта культуры субъектом в последней формируются новые знания, а также эмоционально-ценностные критерии и оценки. Объект культуры чрезвычайно сложен. Основными глобальными объектами культуры являются природа, человек, общество

Изображение слайда
9

Слайд 9: Субъект культуры

(от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе + лат. cultura - возделывание, обработка, почитание, воспитание, образование, развитие) Это человек, познающий мир культуры и воздействующий на него своей практической жизнедеятельностью; физические и юридические лица, участвующие в культурной деятельности

Изображение слайда
10

Слайд 10: Структура культуры

Учитывая многогранность понятия «культура», она может быть структурирована различным образом в зависимости от того, какой критерий положен в основу этого структурирования Так, в культурологической литературе встречается большое количество авторских подходов к структурированию культуры: - по доминирующим ценностям (М.Вебер, П.Сорокин) - по темпам динамики культуры (К.Мангейм) - по способу передачи культурного опыта (М.Мид) - по гендерным основаниям (Я.Бахофен)

Изображение слайда
11

Слайд 11

Материальная культура Включает в себя предметно-вещный мир, орудия труда и средства производства, экономику, технику и технологии Духовная культура Состоит из мифологии, религии, философии, нравственности, науки, образования, права, политики, искусства Между материальной и духовной культурой существует тесная взаимосвязь. Основные отличия между ними выражаются в предмете, целях и функциях

Изображение слайда
12

Слайд 12: Типы культуры

- исторические типы культуры (первобытная культура, древняя культура, средневековая культура, ренессансная культура, культура Нового и Новейшего времени); - социальные типы культуры (элитарная культура, массовая культура, маргинальная культура; молодежные культуры); - религиозные типы культуры (буддистская культура, христианская (католическая, православная, протестантская) культура; мусульманская культура); - этно-территориальные типы культуры (мировая культура, мультирегиональная культура, национальная культура, региональная культура, локальная культура); - хозяйственно-бытовые типы культуры.(кочевая культура (культура скотоводов) и оседлая культура (культура земледельцев)

Изображение слайда
13

Слайд 13: Виды культуры

Физическая, нравственная, политическая, правовая, художественная и другие виды культуры Внутри видов культуры различают высокий (профессиональный), трансляционный и начальный (непрофессиональный) уровни

Изображение слайда
14

Слайд 14: Функции культуры

- функция освоения и преобразования мира - коммуникативная функция (функция общения) - сигнификативная функция (функция означивания) - функция накопления и хранения информации - нормативно-регулирующая функция - функция релаксации и проективной разрядки - функция защиты и адаптации

Изображение слайда
15

Слайд 15: Понятие отдыха

Физиологический отдых становится важным средством воспроизводства жизненных функций человека. Однако, понятие отдыха гораздо шире его физиологической основы, связанной с пассивной релаксацией. Отдых может быть реализован через активные досуговые формы, что связано с актуализацией социальных и культурных ресурсов человека

Изображение слайда
16

Слайд 16: Чистое свободное время человека»

Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени (24 часа) следует вычесть время, которое он затрачивает: - на производственно-трудовые функции, включая дорогу к месту работы и обратно - физиологический отдых (ночной сон) - оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды (включая утренний туалет, гимнастику, стирку белья, мытье посуды и др.) - покупку продуктов, их приготовление, прием пищи - приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования - воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким людям (например, уход за больными)

Изображение слайда
17

Слайд 17

В будний день доля свободного времени у работающего человека относительно невелика - 1-3 часа, а в некоторых случаях - несколько минут. Это время человек может увеличивать или сокращать за счет некоторых видов индивидуальной активности. Сравнительно небольшой объем свободного в суточном ритме характерен, как правило, для представителей делового мира, у которых рабочее время не нормировано, а также для женщин, занятых на производстве и, одновременно, воспитывающих малолетних детей или имеющих большую семью. Наибольшим объемом свободного времени располагают домохозяйки и пенсионеры. У работающих и неработающих людей доля досуга в объеме суточного времени заметно возрастает в выходные дни и в отпускной период

Изображение слайда
18

Слайд 18: Понятие досуга

В русском языке слово «досуг» происходит от слова «досягнуть». В общем смысле досуг – это возможность чего-либо достичь, что-то сделать. Изучая генезис концепта в различных славянских языках, Г.Волощенко выяснил, что, одно значение слова «досуг» - «то, что можно достать, досягнуть рукой» - отражено в русской поговорке «уму не досягаемо». Второе значение - «то, что достигнуто» - зафиксировано в сербохорватском языке, где «досег» - это «граница» (значения относятся к дописьменному периоду). Третье значение - «достижение, способность, возможность, умение, ловкость, мастерство»

Изображение слайда
19

Слайд 19

В словаре Вл.Даля «недосужливый человек» - это «неискусный, неумеющий, неизобретательный», а «досужливый» - «хороший мастер своего дела или мастер на все руки». «Досужество» - «свойство досужего - умение, ловкость, способность к делу, к мастерству». «Досужествовать" - заниматься по найму мастерством, ремесло». Таким образом, в лексиконе русских людей слово «досужесть» означало, прежде всего, умелость, мастерство. Однако, у того же В.Даля мы находим: «досужиться» - «найти себе свободное время, досуг». Более позднее значение слова «досуг» - это достижение, способность, возможность, проявляющаяся в свободное от работы время. В народной философии досуг понимается как высшая деятельность, приводящая к свободной игре физических и интеллектуальных сил

Изображение слайда
20

Слайд 20

В отечественной научной литературе досуг рассматривался традиционно как структурный элемент свободного времени. Другими словами, досуг - это время, свободное от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений. Однако, ряд зарубежных авторов идут дальше в своих размышлениях. Можно заметить, что каждая сфера человеческой деятельности имеет свою доминанту: труд – общественную полезность, семья – концентрация и разнообразие межличностных отношений, досуг – реализацию личностного потенциала. К.Маркс считал, что досуг представляет собой «более возвышенную деятельность», направленную на развитие творческих возможностей человека. А известный индийский поэт Р.Тагор говорил, что «лучшие плоды цивилизации взращены на ниве досуга»

Изображение слайда
21

Слайд 21: Основные отличия между свободным временем о досугом

Когда говорят о свободном времени, то акцентируют внимание на потенциальной возможности его произвольного вариативного использования. Представление, которое формируется в этнонациональной культуре о назначении досуга, более конкретно и имеет выраженный созидательный смысл. Различными народами мира досуг рассматривался как важная составляющая человеческого бытия, обращалось внимание на формы конструктивного проведения досуга. Народная культура предписывает использовать свободное время на восстановление собственного здоровья, а также в целях творческой самореализации и личностного развития

Изображение слайда
22

Слайд 22: Понятие развлечения

Развлечениями принято называть виды деятельности в свободное время, которые дают возможность людям отвлечься от повседневных забот и трудовых обязанностей, повеселиться, доставить удовольствие. Развлечения приносят человеку непосредственное удовлетворение

Изображение слайда
23

Слайд 23: Понятие рекреации

В широком смысле феномен отдыха сближается с явлением рекреации. До недавнего времени понятие рекреации оставалось малораспространенным, использовавшимся в узких кругах специалистов по медицинскому оздоровлению человека. Тогда это понятие связывалось преимущественно с релаксацией и регенерацией витально-физиологических сил человека. В настоящее время рекреацию понимают как биологическую активность человека, которая направлена на восстановление физического и физиологического потенциала, а также на оздоровление душевных и духовных сил, которые ослабляются в процессе жизнедеятельности, однообразных занятий или болезни. Поэтому в настоящее время рекреация трактуется как целостное оздоровление

Изображение слайда
24

Слайд 24

Рекреационная активность считается результативной, если в итоге возникают стойкие восстановительные эффекты. Рекреационный эффект проявляется в том, что человек испытывает чувство бодрости и удовлетворения от проведенного отдыха, поскольку его организм достиг необходимого уровня энергообмена со средой в результате комплексного оздоровления. Человек, переживающий рекреационный эффект, находится в состоянии психофизиологического комфорта. У него появляется ощущение гармонии и умиротворения. Он готов к новым нагрузкам. Благоприятные эмоции и высокая самооценка в данном случае основываются не только на внутренних ощущениях, но и на понимании человеком важности общественных стандартов труда и отдыха

Изображение слайда
25

Слайд 25: Краткая историография досуга и культурно-досуговой деятельности

Культурно-досуговая деятельность стала объектом систематического анализа ученых сравнительно недавно, в начале XX в., хотя еще философы Древней Греции и Древнего Китая изучали роль досуга и отдыха в жизни человека. Если греки считали, что досуг — это прежде всего порыв человеческой души к свободе, то философы Древнего Китая видели в досуге возможность доставить человеку удовольствие, радость. В общественном сознании и философской мысли христианского Запада доминировало признание важности в жизни человека труда и второстепенной роли досуга. Досуг трактовался упрощенно, как то, что имеется в наличии у праздных или ленивых людей

Изображение слайда
26

Слайд 26

В конце XIX в. были предприняты попытки пересмотреть сложившееся отношение к досугу. Одна из них принадлежит социалисту П.Лафаргу, который в памфлете «Право на лень» писал, что при капитализме собственники производственных мощностей сознательно эксплуатируют привычку человека трудиться ради достижения наивысшей прибыли. Исходя из этого представления, автор полемически заострил право человека на безделье. Американский социолог Т.Веблен в «Теории праздного класса» всерьез доказывал, что жизнь в праздности превосходна сама по себе и по своим результатам, возвышая человека в глазах остальных людей

Изображение слайда
27

Слайд 27

Перед началом Второй мировой войны Национальная ассоциация рекреации США разработала концепцию отдыха для американских граждан. В послевоенный период изучением досуга занялись в Западной Европе. В 1960-х годах во Франции появились иследования Ж. Дюмезедье, Ж.-Н. Фишера, П. Дебре, Ф. Фурастье, Д. Фридманна о характере национального досуга и его роли в жизни французского общества. С 1967 г. Национальный институт статистики и экономических исследований систематически проводит социологические опросы на тему «Досуг французов». Многие зарубежные исследователи изучали досуговую деятельность в рамках макротеоретических представлений о «потребительском обществе» в период господства массовой культуры. В итоге в странах Западной Европы и США сложилась своеобразная философия досуга

Изображение слайда
28

Слайд 28

В Российской Империи в дореволюционный период досуг развивался на традиционной основе, а также, благодаря отдельным людям, наделенным пассионарными творческими и организаторскими качествами. Однако вплоть до революции 1917 г. в нашей стране не сформировалось концепции досуга, поскольку не существовало объективных условий для масштабного развития сферы досуга, а значит, и для его анализа ни русским обществом, ни наукой

Изображение слайда
29

Слайд 29

Ситуация заметно изменилась после 1917г. в связи с культурной революцией. Основными теоретиками культурной революции стали В.И. Ленин, А.В. Луначарский и Н.К. Крупская, а практическими формами – ликвидация неграмотности, массовая культпросветработа, разработка письменности, этнографические исследования, развитие советской системы библиотек, клубов, музеев. В советский период подготовка специалистов по организации досуга приобрела целенаправленный характер и стала осуществляться в средних и высших учебных заведениях при Министерстве культуры СССР и в национальных республиках. Активно проводились переподготовка и повышение квалификации работников сферы культуры. Был создан значительный объем учебной и научной литературы по культуре досуга

Изображение слайда
30

Слайд 30: Классификация досуга

Виды досуговой деятельности и занятий человека в свободное время разнообразны по содержанию, типологическим свойствам, различны по формам проведения и организации. Существовавшие в прошлом, а также современные типы, виды и формы досуга трудно охарактеризовать исчерпывающим образом, поскольку они имеют почти безграничный спектр проявлений

Изображение слайда
31

Слайд 31: Направления досуга в зависимости от степени активности

Пассивный досуг – самый простой вариант времяпровождения. Он характеризуется состоянием покоя, который снимает физическое, умственное и эмоциональное напряжение, восстанавливая жизненные силы. Пассивным отдыхом выступает сон. Однако, простая жизнедеятельность в условиях домашнего хозяйства также способна привести к освобождению от напряжения. В качестве пассивного досуга может выступать просмотр газет и журналов, чтение книг, настольные игры, непринужденная беседа, прогулка. Досуг такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей. Он органичен, созерцателен и, как правило, индивидуален. Пассивный досуг содержит зачатки позитивного активного досуга

Изображение слайда
32

Слайд 32

Активный досуг воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу нашим мышцам и психическим функциям, не задействованным в процессе основного труда. При активном отдыхе человек наслаждается движением, быстрой сменой впечатлений. Активный отдых очевидно выполняет восстановительную, развивающую и гармонизирующую функции. К активному досугу принято относить занятия физкультурой, спорт, психотехники, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, концертов, активное приятельское общение

Изображение слайда
33

Слайд 33: Направления досуга в зависимости от форм проведения и организации

- специально неорганизованный, органичный досуг, реализуемый человеком или группой лиц на основе распространенных этно-национальных традиций. Такой досуг не требует сложных приготовлений, дорогостоящего оборудования или специальных помещений. К подобному типу досуга следует отнести традиционные праздники и обряды, народные и настольные игры, спортивно-оздоровительные занятия на свежем воздухе, охоту, рыбалку, застолья. До настоящего времени эти формы досуга остаются самыми распространенными

Изображение слайда
34

Слайд 34

- специально организованный досуг в виде групповых и массовых мероприятий. Он требует особых навыков, реализуется после предварительной подготовки и невозможен без контроля менеджеров-профессионалов. Досуговые занятия осуществляются работниками учреждений культуры, профессиональными аниматорами или любителями, желающими проявить себя в рамках общественного досуга, общественными организациями. Аудитория, желающая таким образом удовлетворить свои досуговые потребности, зависит от условий организаторов. Для реализации подобного досуга необходимы место (помещение или открытое пространство), материально-техническая база, специальное оборудование (техника, тренажеры, мебель), кадры. Таковы многие общественные формы досуга в современном городе

Изображение слайда
35

Слайд 35: Досуг различных социальных слоев

Принадлежность к определенному возрасту, вера в Бога и исповедание различных религий или отсутствие таковой, разнообразные культурные традиции, имеющийся имущественный и образовательный статус влияют на разницу в способах и формах проведения досуга. Организаторами досуга особенное внимание уделяется возрасту субъектов досуговой деятельности и, прежде всего, детям и молодежи. На досуговые предпочтения значительное влияние также оказывают характер труда, профессия, уровень образования, а также уровень доходов. Кроме того, предпочтения жителей города и села заметно разнятся

Изображение слайда
36

Слайд 36: Досуг, связанный с местом его проведения

Выделяются две основные формы досуга: домашний и внедомашний. Такое разделение зародилось еще в Древнем мире и продолжает оставаться существенным до сих пор. Домашний досуг, возможность провести свободное время дома (уединенно или с семьей) исключительно важен для каждого человека в течение всей жизни, поскольку связан с личностным развитием, необходим для снятия напряжения, стабилизации физического состояния и гармонизации внутреннего мира

Изображение слайда
37

Слайд 37

В рамках домашнего досуга выделяется семейный досуг, а также отдых вдвоем с любимым человеком. Такой досуг возможен и вне дома. Но как домашнее, так и внедомашнее проведение свободного времени с членами семьи всегда имеет иные цели и формы, ярко выраженный индивидуальный характер. Содержание досуга определяется спонтанными непринужденными отношениями, душевным и доверительным психологическим настроем, сложившимися семейными традициями На границе домашнего и внедомашнего досуга сложились смешанные виды досуга, когда, например, человек вместе со всей семьей, а также с друзьями и коллегами участвует в праздничном шествии, ресторанном застолье или в туристском путешествии

Изображение слайда
38

Слайд 38: Досуг в зависимости от его содержания

- культурно-художественный досуг (знакомство с культурно-историческим наследием, обращение к произведениям современного искусства); - образовательно-развивающий досуг (учеба в свободное от работы время, участие в работе кружков); - гуманистически ориентированный досуг (посещение просветительских и благотворительных мероприятий, детских домов, волонтерская деятельность); - природно-рекреационный досуг (пребывание на природе, общение с домашними животными или наблюдение за дикими, фотоохота); - санаторно-оздоровительный досуг (отдых в спа-салоне, санатории, профилактории, на курорте); - туристский досуг (пешие, конные, автобусные и морские путешествия); - спортивно-зрелищный досуг (непосредственные занятия спортом или наблюдение за ходом спортивных соревнований); - самодеятельно-любительский досуг (хобби, самодеятельные занятия художественным творчеством); - зрелищно-развлекательный досуг (посещение концертов, шоу и праздников, игра в казино)

Изображение слайда
39

Слайд 39: Досуг, связанный со СМИ и аудиовизуальной продукцией

Досуг связан с обращением людей к: - печатной продукции (чтение газет, журналов, книг); - аудиопродукции (прослушивание радиопередач, музыкальных звукозаписей); - видеопродукции (просмотр кино, телепередач); - средствам мультимедиа (обращение к обучающим программам, интерактивным презентациям, компьютерным играм); - глобальным сетям (общение и развлечение посредством Интернета, ФИДОнета). В последние десятилетия XX и в начале XXI в. эти виды досуга в развитых странах мира имеют устойчивую тенденцию к росту

Изображение слайда
40

Слайд 40: Развлекательный тип досуга

Достижение рекреационных целей преимущественно через восприятие определенных видов и жанров искусства. Так, в развлекательном досуге задействованы разновидности и формы народного искусства (элементы смеховой культуры, бурлеск, веселая музыка и др.), а также профессионального искусства (буффонада, гротеск, эстрадно-зрелищные формы). Базовыми компонентами развлечений являются смех (вышучивание, юмор), праздничное настроение, легкая музыка. Культура ХХ в. породила яркое музыкальное зрелище, получившее название шоу

Изображение слайда
41

Слайд 41: Классификация досуга по числу участников

Число участников групп может быть следующим: - небольшая группа участников досуга (2-7 человек); - средняя группа (до 30 человек); - большая группа (30-100 человек); - сверхкрупная группа (более 100 человек). Точную цифру членов группы назвать в данном случае сложно. Но это должно быть такое количество людей, за действиями которых организатор досуга может реально наблюдать в стабильной культурной ситуации, порождая в них непосредственную ответную реакцию). На многолюдных гуляньях, в местах массово-зрелищных мероприятий собираются одновременно тысячи и десятки тысяч людей. В этом случае речь идет о массовой аудитории досуга

Изображение слайда
42

Слайд 42: Классификация досуга по степени сложности

- одно несложное занятие, которое, однако, может состоять из ряда этапов или несходных между собой процедур (например, уход за цветами, чтение книги). К таким занятиям человек может обращаться одновременно, поочередно или с перерывами. Например, отдых в ресторане. - более сложное по структуре досуговое занятие, которое, в свою очередь, может состоять из комплексных мероприятий, одновременно происходящих или следующих друг за другом, каждое из которых собирает свою аудиторию. Например, городской праздник. - сложные досуговые занятия, представляющие собой ряд самостоятельных и сложных культурных мероприятий. Многие из них имеют несхожий характер, что позволяет участникам выбирать предпочтения. Занятия растягиваются на несколько дней и перемежаются с занятиями чисто утилитарного назначения. Например, разного рода биеннале, фестивали, смотры-конкурсы, карнавалы, продолжительные туристические путешествия

Изображение слайда
43

Слайд 43: Другие разновидности досуга

Под серьезным досугом понимаются занятия, которые, во-первых, требуют от личности активности, творческого подхода, упорства, во-вторых, носят созидательный и развивающий характер, способствуют самореализации личности и ее духовному росту, а в-третьих, носят не случайный, а устойчивый характер, определяя целые этапы жизни человека. Например, - это многие любительские занятия, увлечение которыми впоследствии может стать профессией. В отличие от серьезного досуга обычные занятия не затрагивают глубинные структуры личности и не формируют отчетливо творческих качеств. Их выполнение требует от человека минимальных усилий и стандартных действий (пассивный отдых дома, прогулки на свежем воздухе, купание в водоемах, загорание на солнце)

Изображение слайда
44

Слайд 44

Экстравагантные виды досуга характерны для отдельных народов или исторических эпох, часть из которых дошла до нашего времени. Подобные виды досуга, как правило, не встречаются в других местах, но сохраняются у жителей определенного поселения или конкретной страны как отголоски далекого прошлого, когда они были частью местной праздничной традиции Апельсиновые или томатные уличные бои, коррида). Ряд экстравагантных досуговых занятий связан со стремлением современного человека получить острые ощущения (экстремальный туризм)

Изображение слайда
45

Слайд 45: Досуговое занятие

Проявлением и своеобразной единицей измерения культурно-досуговой деятельности служит досуговое занятие, которое предполагает вовлеченность человека или многих людей в свободное время в процесс рекреации. Данный процесс может быть ограничен по времени от нескольких минут (например, прослушивание музыкальной звукозаписи, участие в настольной игре) до нескольких дней или недель (участие в туристском походе, ролевой игре, телемарафоне). Каждое досуговое занятие имеет свой темп и ритм, которые задаются субъектами этой активности, подчинено особенностям человеческой психологии и духовным запросам отдельных субъектов

Изображение слайда
46

Слайд 46: Культура досуга

Такое проведение человеком свободного времени, которое сбалансировано по разным видам рекреационной, развивающей и развлекательной активности, наполнено социально значимым смыслом и оценивается в данном обществе как, одновременно, традиционное и, в то же время, отвечающее современным требованиям

Изображение слайда
47

Слайд 47: Культурно-досуговая деятельность

Культурно-досуговая деятельность означает специфическую активность людей во время досуга. Формы активности, как правило, выбирает сам человек, исходя из своих предпочтений, возможностей и уровня культурного развития. Культурно-досуговая деятельность связана со сложившимися этическими нормами и правилами. Конструктивное использование досуга предполагает свободное владение развитыми и общественно приемлемыми нормами поведения

Изображение слайда
48

Слайд 48: Определение культурно-досуговой деятельности

Целесообразно организованная и содержательно наполненная активная деятельность людей (как социальных групп, так и отдельной личности) в свободное время. Она связана с человеческой потребностью в перемене характера деятельности, возвращении жизненных сил и социально-культурном развитии. Формы и виды этой деятельности человек выбирает, исходя из индивидуальных предпочтений и возможностей индивидуального культурного развития, а также с учетом традиций, моды, влияния общества

Изображение слайда
49

Слайд 49: Субъекты культурно-досуговой деятельности

Аудитория досуговых мероприятий (физические и юридические лица, нуждающиеся в отдыхе и желающие провести досуг определенным образом)

Изображение слайда
50

Слайд 50: Объекты культурно-досуговой деятельности

- специализированные государственные учреждения культуры национального, регионального или местного масштаба (музеи, библиотеки, филармонии), ориентированные на широкую или на целевую аудиторию и выполняющие важные социально-культурные функции на бесплатной либо платной основе; - специализированные коммерческие учреждения культуры (фирмы), предоставляющие досуговые услуги разного рода, профиля и назначения на платной основе; - политические организации и добровольные общественные объединения (партии, общественные движения, культурные общества), организующие досуговые мероприятия для достижения общественного прогресса или культурного развития, а также для своих сторонников

Изображение слайда
51

Слайд 51

- военно-силовые структуры, организующее досуг своего контингента; - религиозные структуры (церковные организации, религиозные общины), организующие свободное время верующих; - административно-руководящий состав различных трудовых коллективов и предприятий, организующий досуг своего персонала; - добровольные общественные объединения – группы людей, желающие выступить перед широкой аудиторией (музыкальные молодежные ансамбли, самодеятельные театральные труппы, аниматоры-любители)

Изображение слайда
52

Слайд 52: Функции культурно-досуговой деятельности

- познавательная; - развивающая; - релаксационная (функция расслабления и снятия напряжения); - гедонистическая (функция получения наслаждения); - оздоровительная; - функция самореализации; - функция социализации и инкультурации личности

Изображение слайда
53

Слайд 53: Основные этапы исторического развития культурно-досуговой деятельности

Первобытная культура. Члены первобытного общества (40 - 35 тыс. лет назад) не имели свободного времени в нашем понимании. В первобытную эпоху постепенно зарождается активный отдых – различные игры, состязания в ловкости и силе. Подобные занятия рассматривались как важное дело, в которое должны были включаться и дети, и взрослые. Эти занятия стали первичными формами досуга. В ходе антропосоциогенеза возник особенный вид коллективной активности - праздник, когда в общественной психологии и индивидуальном сознании людей происходили конструктивные сдвиги

Изображение слайда
54

Слайд 54: Отдых, свободное время и досуговые занятия в Древнем мире

Заметные перемены в сфере досуга происходили в цивилизациях Древнего мира (Древняя Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция, Древний Рим) приблизительно между 3000-4000 гг. до н.э. У части свободных граждан древних государств появился личный досуг, который приближается к современным формам отдыха. Досуговые занятия начинают четко подразделяться на те, которые выполняются дома, и те, которые проходят в общественных местах на городской улице. Возникают мужские и женские занятия. Были распространены активные игры, состязания в силе, ловкости, сообразительности. Появляются настольные игры и театры. Зародилось коллекционирование редких предметов, проживание летом на загородных виллах, прогулки на природе, творческие занятия

Изображение слайда
55

Слайд 55

Рождаются профессии, представители которых заняты развлечением зажиточных людей в свободное время или трудятся в области художественных ремесел, искусства, философии. Большое распространение получили зрелищно-развлекательные представления, ставшие первыми в истории массовыми мероприятиями. Появляются специалисты, занятые организацией общественных праздников и развлечений большого количества людей. Народный пласт досуга остается исторически устойчивым явлением и продолжает существовать и развиваться вплоть до наших дней

Изображение слайда
56

Слайд 56: Досуговые занятия в средние века (V — XIV вв.)

Несмотря на христианскую доминанту эпохи, жизнь западноевропейского общества не ограничивалась религией и церковной жизнью. Сохранился пласт народной смеховой культуры, своими корнями уходящий в античность. Признанием пользуются фольклорные формы (мифы, легенды, сказки, народный юмор). Горожане и жители деревень отмечали календарно-обрядовые, трудовые, семейные праздники. Заметно выделился досуг представителей феодально-рыцарской среды и богатых горожан. Так, досуг обитателей замка - это охота, пиры, военные тренировки и турниры. Среди горожан были распространены домашние праздники с разнообразными играми (шахматы, триктрак), музицированием и танцами. Для досуга простолюдина были характерны тяга к грубоватым зрелищам и всему неизвестному. Были широко распространены подвижные игры (хождение на ходулях, катание на качелях и др.), спортивные состязания (борьба, перетягивание каната, метание камней), петушиные бои. Особой популярностью пользовались пародии

Изображение слайда
57

Слайд 57: Досуг в эпоху Возрождения, Новое и Новейшее время (X V -XXI вв.)

Стремительно растет удельный вес городского населения, рождаются новые профессии, связанные с трансформацией социальной структуры. Отныне труд человека на производстве нормируется; рабочее и свободное время в течение дня, недели, месяца, года становится фиксированным. В таком динамическом и насыщенном жизненном ритме налаженному быту и отдыху отводится немалая роль. Человек стремится сделать свое физическое и социальное воспроизводство беспроблемным, требующим минимальных усилий и времени на организацию

Изображение слайда
58

Слайд 58

Досуг приобретает для человека огромное значение - в течение небольшого промежутка времени он должен компенсировать издержки интенсивного труда, растущее физическое и эмоциональное напряжение. Создаются предпосылки для роста в экономике масштабного сегмента сервиса - сферы рекреации и досуга, игровой деятельности и развлечений. Досуг становится самостоятельной сферой бытия человека, превращаясь в светское занятие. Досуг протекает в большей степени в общественных формах в виде массовых мероприятий. Индивидуально-домашние занятия заметно связываются с товарами культурного назначения и техникой для отдыха. Человек получает возможность самостоятельно использовать свободное время в целях личностного роста. Однако, вместе с массовой культурой и искусством приходят глобальная коммерциализация и дегуманизация художественной и досуговой практики

Изображение слайда
59

Слайд 59: Индустрия развлечений

В XX в. на основе массового искусства и благодаря новым техническим возможностям возникают такие варианты проведения досуга как: кино, эстрадные шоу, аудиовизуальная культура, компьютерные игры, развлекательные и тематические парки. Индустрия развлечений дополняется игорным, ресторанным, художественным и модельным бизнесом. Однако свою особую нишу в индустрии развлечений в ХХ в. занимает такое сложное по структуре и продолжительное досуговое занятие, как туристическое путешествие. Во второй половине XX в. создается целая система досуговых производств. В связи с вышесказанным досуговые потребности людей пересматриваются и видоизменяются. Формы организации, а также содержание досуга приобретают усложненный синтетический характер

Изображение слайда
60

Слайд 60: Цивилизация досуга

В конце ХХ – начале XXI вв. формируется глобальная инфраструктура индустрии досуга и культурно-досуговой деятельности. Особое место во взаимодействиях последней трети XX в. начинают занимать компьютерные сети, позволяющие осуществлять децентрализованное общение миллионам людей в режиме реального времени. Отражением глобализационных процессов служит развитие индустрии глобального туризма. Постиндустриальное общество меняет соотношение между рабочим и свободным временем в сторону увеличения объема последнего. Многие современные люди стремятся к развлечениям и праздности. В развитых в экономическом отношении странах отчетливо проявляются тенденции дегуманизации досуга. Население этих стран испытывает общую духовную дезориентацию. Досуг приобретает значение суррогатного отдыха

Изображение слайда
61

Слайд 61: История досуговой активности на территории России и Беларуси

До ХVП вв. развлечения не выходили за рамки отечественной культурной традиции и развивались на самодеятельной основе. Как правило, они не проводились в специально оборудованных общественных помещениях. Были распространены коллективные игры на открытом воздухе, борьба и кулачные бои, «медвежья потеха», скоморошество, рукоделие. Не было профессиональных организаторов, которые целенаправленно занимались бы массовым отдыхом горожан и жителей сельской местности. Только в ХVIII-ХIХ вв. в городах предприимчивые люди начинают организовывать общественные развлечения. С 1861 г. начался кризис традиционных форм деревенского досуга

Изображение слайда
62

Слайд 62

Развитие аристократических форм досуга в России связано с именем Петра I, который ввел новые развлечения в дворянскую, чиновничью и военную среду. В среде аристократии появились любительские творческие занятия (стихосложение, живопись, театр, музицирование), коллекционирование, благотворительная деятельность, заграничные путешествия. Накануне Октябрьской революции массовые развлечения в городах России носили современный характер как по содержанию, так и формам организации. В этот период широкая публика в столичных городах России с удовольствием ходила в театры, но массовая аудитория серьезным пьесам предпочитала оперетту. На эстраде царил романс

Изображение слайда
63

Слайд 63

Сфера досуга и свободного времени стала радикально меняться в советский период, превратившись в объект государственного регулирования и культурной политики. В то же время этнонациональные традиции и религиозные механизмы развития досуга были отодвинуты на второй план. Досуг развивался в отсутствии полноценного рынка. Однако, к 1960-1970-м годам были созданы предпосылки для формирования среднеобеспеченных слоев общества. В СССР сложилась единая информационная социокультурная и рекреационная инфраструктура. Начиная с 1980-х годов ощущалась нарастающая общественная потребность в современных досуговых занятиях, но их развитие сознательно сдерживалось

Изображение слайда
64

Слайд 64

В настоящее время наряду с рядом отрицательных тенденций, имеющих отношение к распространению на постсоветском ценностей глобальной «цивилизации досуга», происходит оживления традиционных, самодеятельных, религиозных, а также профессионально-творческих начал. Наблюдается динамичное развитие фестивального движения (фестивали авторской песни, слеты байкеров, этнофестивали, культурно-художественные фестивали и конкурсы). Для постсоветского периода характерно трехкратное увеличение числа музеев различной принадлежности, при этом посещаемость музеев снизилась. Отрабатываются новые виды сервиса, обновляются маршруты экскурсионного обслуживания, расширяется круг платных услуг, осваиваются новые темы экспозиционной работы. Развивается на практике концепция «живого музея»

Изображение слайда
65

Последний слайд презентации: Электронный курс лекций «Культурно-досуговая деятельность»

Появился целый ряд предприятий досуга, не имеющих аналогов в советский период (развлекательные центры для детей и взрослых, аквапарки, фитнес-центры, казино). Возрождаются традиции отечественной предпринимательской активности в сфере культуры, искусства и досуга. Инфраструктура досуга в СНГ старается удовлетворить разносторонние потребности и досуговые запросы посетителей

Изображение слайда