Презентация на тему: Экспрессия в мультимедийных ( поликодовых ) медиатекстах

Экспрессия в мультимедийных ( поликодовых ) медиатекстах
Определения понятий «мультимедийные / поликодовые / креолизованные медиатексты »
Понятие «знак» Классификации знаков
Современная классификация знаков
Функции иконических знаков Классификация Е. Е. Анисимовой
Аттрактивная
Информативная
Экспрессивная
Эстетическая
Символическая
Иллюстративная
Аргументирующая
Эвфемистическая (завуалированное выражение мысли)
Функция создания имиджа (компании)
Характерологическая функция (национальный колорит)
Сатирическая
Классификации поликодовых текстов
Классификация поликодовых текстов
Интегративные поликодовые тексты
Интегративные поликодовые тексты (Перевод: «Не позволяй дорожному движению менять тебя»)
Дискретные вербально-центрические ПТ
Дискретные визуально-центрические ПТ «Чем больше общаешься, тем меньше общаешься»
Экспрессия в мультимедийных ( поликодовых ) медиатекстах
Классификация Р. Барта
Понятия «денотат» и «коннотация» в лингвистике
Примеры языковой коннотации
Примеры визуальной коннотации
Экспрессия в мультимедийных ( поликодовых ) медиатекстах
Экспрессия в мультимедийных ( поликодовых ) медиатекстах
Общая классификация визуальных знаков
Ключевые и неключевые смысловые знаки (характер знака определяем по ССТ)
Тональные знаки Тональность – «3. Основная эмоциональная настроенность литературного произведения, пьесы, образа и т.п. 4. Основной преобладающий цвет,
Виды визуальных тональных знаков
Соотношение смысловых и тональных знаков
Пример поликодового текста
1/35
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 84)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (25222 Кб)
1

Первый слайд презентации: Экспрессия в мультимедийных ( поликодовых ) медиатекстах

Булатова Э. В., доцент кафедры русского языка и стилистики УрФУ, elina2824@yandex.ru

Изображение слайда
2

Слайд 2: Определения понятий «мультимедийные / поликодовые / креолизованные медиатексты »

Мультимедийный текст - это синкретичное единство вербальных и невербальных элементов; он объединяет речевые структуры, видеоряд, статичные и динамичные изображения, звуковые и цветовые эффекты [ М. А. Пильгун ]. Мультимедийность - использование для передачи информации не только вербальной (текстовой), но и в других знаковых систем [ Лукина М.М., Фомичева И.Д. ]. Креолизованные ( поликодовые ) тексты - материалы (газетные публикации, радио- и телепрограммы и пр.), «фактура которых состоит из двух негомогенных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык) [Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов]. Это «сложное текстовое образование, в котором вербальные и иконические элементы образуют одно визуальное, структурное, смысловое и функциональное целое, нацеленное на комплексное прагматическое воздействие на адресата» [Е. Анисимова]. Поликодовые тексты - это тексты, состоящие из элементов разной семиотической природы: вербальных, аудиальных, визуальных знаков.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Понятие «знак» Классификации знаков

Семиотика – наука о знаках. Знак - материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения [ Философский энциклопедический словарь ]. Классификация Чарльза Пирса (1839 – 1914) : знаки-иконы (мысленные образы, рисунки и пр.), имеющие естественное сходство с объектом; знаки-индексы (лат. index - указатель), (градуированная шкала, сигнал, крик и др.); конвенциональные знаки-символы (герб, эмблема) [Ч. Пирс].

Изображение слайда
4

Слайд 4: Современная классификация знаков

[ Краткий философский словарь ]. Языковые знаки Неязыковые знаки знаки естественного и искусственного языков Иконические знаки (передают образ предмета) Индексы (прямо указывают на предмет) Символы ( произвольно и на основании конвенции обозначают предмет)

Изображение слайда
5

Слайд 5: Функции иконических знаков Классификация Е. Е. Анисимовой

Основные функции Частные функции Аттрактивная 1. Символическая Информативная 2. Иллюстративная 3. Экспрессивная 3. Аргументирующая 4. Эстетическая 4. Эвфемистическая 5. Функция создания имиджа 6. Характерологическая 7. Сатирическая

Изображение слайда
6

Слайд 6: Аттрактивная

Изображение слайда
7

Слайд 7: Информативная

Изображение слайда
8

Слайд 8: Экспрессивная

Изображение слайда
9

Слайд 9: Эстетическая

Изображение слайда
10

Слайд 10: Символическая

Изображение слайда
11

Слайд 11: Иллюстративная

Изображение слайда
12

Слайд 12: Аргументирующая

Изображение слайда
13

Слайд 13: Эвфемистическая (завуалированное выражение мысли)

Изображение слайда
14

Слайд 14: Функция создания имиджа (компании)

Изображение слайда
15

Слайд 15: Характерологическая функция (национальный колорит)

Изображение слайда
16

Слайд 16: Сатирическая

Изображение слайда
17

Слайд 17: Классификации поликодовых текстов

Изображение слайда
18

Слайд 18: Классификация поликодовых текстов

1) Интегративные ПТ: вербальные и визуальные части текста одинаково значимы и тесно связаны друг с другом, в результате чего друг без друга непонятны. 2 ) Дискретные ПТ: вербальные и визуальные компоненты имеют неодинаковое значение для выражения смысла произведения, связь между ними менее тесная. В зависимости от семиотической природы ведущих (основных) компонентов дискретные ПТ можно разделить на две группы: А) вербально-центрические тексты – тексты с ведущей вербальной частью, которая понятна без визуальной; Б) визуально-центрические тексты – тексты с ведущей визуальной частью, которая понятна без вербальной абсолютно, полностью или относительно, в основных чертах (пр., может требоваться подпись под фотографией/изображением, но текст при этом создавался не ради подписи, а ради фото, которое передает основную информацию).

Изображение слайда
19

Слайд 19: Интегративные поликодовые тексты

Изображение слайда
20

Слайд 20: Интегративные поликодовые тексты (Перевод: «Не позволяй дорожному движению менять тебя»)

Изображение слайда
21

Слайд 21: Дискретные вербально-центрические ПТ

Изображение слайда
22

Слайд 22: Дискретные визуально-центрические ПТ «Чем больше общаешься, тем меньше общаешься»

Изображение слайда
23

Слайд 23

Классификации визуальных (иконических) знаков

Изображение слайда
24

Слайд 24: Классификация Р. Барта

Публикация представляет собой ряд дискретных (раздельных) знаков, передающих три сообщения: языковое (денотативное и коннотативное); иконическое «денотативное» («буквальное», перцептивное (т. е. непосредственно воспринимаемое)); иконическое «коннотативное» («символическое») [Р. Барт].

Изображение слайда
25

Слайд 25: Понятия «денотат» и «коннотация» в лингвистике

Денота́т  (от лат. denotatum - обозначаемое) — обозначаемый предмет. Коннотация (от лат. connoto – имею дополнительное значение) – дополнительная эмоциональная, оценочная, стилистическая или историческая окраска языковой единицы. В словаре показывается с помощью помет. «В широком смысле это любой компонент, который дополняет предметно-понятийное (или денотативное) содержание языковой единицы и придает ей экспрессивную функцию» [ ЛЭС: 236 ].

Изображение слайда
26

Слайд 26: Примеры языковой коннотации

Лучезарный (высок.). Сверкающий, сияющий. Стилевая коннотация (см. также стилевые пометы «книжн.», «разг.», «прост.», «высок.», «спец.», «офиц.», «филос.» и др.). Серо-буро-малиновый ( разг., шутл.). Неопределенного цвета. Стилевая и эмоц.-оценочная коннотация (см. также оценочные пометы «пренебр.», « неодобр »., « бран.», « шутл »., «ласк.», « ирон » и др.). Ланита (стар.). То же, что щека. Историческая коннотация [ Ожегов, Шведова 1997 ]. Примеры языковой коннотации

Изображение слайда
27

Слайд 27: Примеры визуальной коннотации

Денотативное значение Денотативное + коннотативное значения

Изображение слайда
28

Слайд 28

Денотативное значение Денотативное + коннотативное значения

Изображение слайда
29

Слайд 29

Денотативное значение Денотативное + коннотативное значения

Изображение слайда
30

Слайд 30: Общая классификация визуальных знаков

Знаки, несущие денотативное значение, и знаки, несущие денотативное и коннотативное значения. Гомогенные и гетерогенные визуальные знаки. Динамичные и статичные визуальные знаки. Ключевые и неключевые визуальные знаки. Смысловые и тональные визуальные знаки.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Ключевые и неключевые смысловые знаки (характер знака определяем по ССТ)

Ключевые вербальные и визуальные знаки Неключевые вербальные и визуальные знаки Доминантный знак Предмет речи из ГМ Зона ближней периферии Элементы РТ Основные ядерные знаки Остальные элементы ГМ и АОС Зона дальней периферии Элементы Илл. и Фона Второстепенные ядерные знаки Элементы КТ

Изображение слайда
32

Слайд 32: Тональные знаки Тональность – «3. Основная эмоциональная настроенность литературного произведения, пьесы, образа и т.п. 4. Основной преобладающий цвет, колорит, сочетание тонов на картине, способствующие созданию той или иной эмоциональной настроенности» [ Словарь русского языка: 380 ]

Виды тональности Нейтральная Экспрессивная (окрашенная) Сдержанность, деловой тон, объективность, безэмоциональность, бесстрастность. Некоторые разновидности: Положительная – нацеленная на создание положительных эмоций (радость, интерес, энтузиазм, мечтательность и пр.) / отрицательная – рождающая у адресата отрицательные эмоции (огорчение, страх, раздражение, враждебность и пр.); стилистически возвышенная / сниженная; Эпическая / драматическая / лирическая тональность. Перечень может быть продолжен.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Виды визуальных тональных знаков

Содержательные (ключевые) Формальные ( неключевые ) Что изображено (волнующие ситуации) Как изображено (технические особенности снимка) Элементы содержания визуального произведения: предметы (например, дети или животные, вызывающие умиление, и пр.) или их детали (улыбка, жест, поза человека и пр.); ситуации (например, яркие сцены из спектаклей, заражающие эмоциями, вызывающие интерес); явления природные или социальные (например, картины наводнения, социальные акции и пр.) Элементы формы визуального произведения: композиция, которая определяется такими параметрами снимка, как перспектива, масштаб изображения (крупность плана), ракурс, кадрирование (формат), характер освещения, использование теней, колорит; живописные эффекты (длинные и короткие выдержки, зуммирование, поворот объектива и др.).

Изображение слайда
34

Слайд 34: Соотношение смысловых и тональных знаков

Смысловые Тональные Ключевые Неключевые Ключевые Неключевые

Изображение слайда
35

Последний слайд презентации: Экспрессия в мультимедийных ( поликодовых ) медиатекстах: Пример поликодового текста

Изображение слайда