Презентация на тему: Экономика знаний

Экономика знаний
Экономика знаний
Экономика, основанная на знаниях
Знания
Знание как актив
Знание как ресурс
Категории экономики знаний
Категории экономики знаний
Категории экономики знаний
Категории экономики знаний
Экономика знаний
Экономика знаний
Экономика знаний
Экономика знаний
Основное противоречие экономики, основанной на знаниях
Экономика знаний
Экономика знаний
Экономика знаний
Управление воспроизводством знаний
функция государства «управление воспроизводством знаний» включает :
Экономика знаний
Экономика знаний
Закономерности экономики, основанной на знаниях
Экономика знаний
Экономика знаний
Экономика знаний
Рынок образовательных услуг
Экономика знаний
Экономика знаний
Экономика знаний
Экономика знаний
Экономика знаний
Экономика знаний
Экономика знаний
Экономика знаний
Экономика знаний
Экономика знаний
Экономика знаний
Экономика знаний
Экономика знаний
Экономика знания
Экономика знания
Экономика знания
Экономика знаний
Экономика знаний
Наноэкономика
Экономика знаний- источники
1/47
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 53)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (357 Кб)
1

Первый слайд презентации: Экономика знаний

Изображение слайда
2

Слайд 2: Экономика знаний

Экономика знаний – это экономика, которая создает, распространяет и использует знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Экономика, основанная на знаниях

– экономика, в общем объеме доходов которой определяющую роль начинает играть интеллектуальная рента как результат превращения знаний в различных формах в системное и непрерывное явление, родовым признаком которого выступает фиксированная монополия на рентные факторы.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Знания

систематизированная, усвоенная и переработанная сознанием человека, апробированная на практике система информации. Знаниевые активы – технологические ноу-хау, ноу-хау в области бизнес-процессов, связи с клиентами, репутация фирмы.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Знание как актив

– это экономические отношения по поводу имущественных ценностей организации, не имеющих вещной формы, но принимающих участие в хозяйственной деятельности и генерирующих доход в форме интеллектуальной ренты. При условии отделения его от носителя нет движения. Актив – конкретная форма движения фактора производства.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Знание как ресурс

– обладает рядом особенностей: востребованностью, уникальностью и способностью приносить доход. Знание как ресурс состоит из накопленного опыта, ценностей, контекстной информации, экспертных знаний, которые определяют правила оценки и внедрения нового опыта и информации. Возникает в умах субъектов, умеющих использовать существующие знания и генерировать новые. В организациях оседает в документах, концентрируется в корпоративных порталах знаний, реализуется в бизнес-процессах, используется наряду с другими ресурсами для создания различных товаров и услуг.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Категории экономики знаний

Инновация – новый продукт, технология, техническое средство, новое знание. Продукт деятельности группы субъектов (фирм, НИИ и т.п.), распространяемый по сети взаимосвязей в общем экономическом пространстве. Интеллектуальные активы – знания, опыт, навыки персонала, индивида, другие результаты их творческой, интеллектуальной деятельности, используемые в хозяйственной деятельности, способные приносить доходы в бизнесе.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Категории экономики знаний

Информация – данные, которые организованы и переданы определенным образом, это движение, связанное с передачей знаний. Интеллектуальная рента – доход, приносимый знаниями как основой интеллектуального капитала. Количество знаний – совокупность имеющихся в данное время научных представлений, систем о различных сторонах мироздания.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Категории экономики знаний

Качество знаний – глубина, полнота и обстоятельность, аргументированность научных представлений, систем о различных сторонах мироздания, систематизированность данных, наиболее адекватно отражающих происходящие процессы в различных сферах; это их новизна, состоятельность и даже оригинальность, креативность по сравнению с имеющимися знаниями.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Категории экономики знаний

Корпоративные знания – знания в рамках определенного субъекта экономических отношений; агрегированные знания работников фирм, представляющие различные сферы их деятельности (финансы, организация производства, сбыт, ценообразование и т.п.), которые необходимо иметь для поддержания на высоком уровне основных бизнес-процессов предприятия, для быстрого реагирования на динамику рынка.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Экономика знаний

Цели экономики знаний: повышение качества человеческого капитала; повышение качества жизни; производство знаний высоких технологий.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Экономика знаний

Характеристики экономики знаний: 1) На смену труду, капиталу и природным ресурсам пришли информация, знания, человеческий потенциал. Теперь рыночная стоимость товаров и услуг в развитых экономиках складывается преимущественно из ресурса знаний.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Экономика знаний

Характеристики экономики знаний: 2) Человек рассматривается не с точки зрения человеческого капитала, представляющего собой капитализированную стоимость человека, с учетом вложенных в него средств, по аналогии с вложениями в материальный капитал – здания, сооружения, оборудование, или ценные бумаги. На первое место выходит активизация потенциала человека, личности, ее безграничных возможностей.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Экономика знаний

Характеристики экономики знаний: 3) Центральное место на рынке труда в экономических развитых странах принадлежит занятым интеллектуальной деятельностью, главным компонентом которой становится творчество. Формируется креативный класс или креативные сообщества.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Основное противоречие экономики, основанной на знаниях

– несоответствие между общественными потребностями в уровне образования, предъявляемыми к нему требованиями и реальным его состоянием, развитием в современных условиях. Система противоречий экономики, основанной на знаниях – система, включающая основное противоречие между требованиями предъявляемыми экономикой, основанной на знаниях, к образованию и его реальным уровнем развития, а также:

Изображение слайда
16

Слайд 16

• противоречие между лидирующими позициями отдельных стран в экономике и достаточно скромным их положением в сфере образования; • утрату государством функции главного производителя образовательных услуг наряду с усилением общих координирующих действий в национальной экономике в целом; • наличие противоположных тенденций в движении стоимости (цены) информационного ресурса и ценности получаемого на основе его генерации знания;

Изображение слайда
17

Слайд 17

• социально-экономическую дивергенцию (расхождение) субъектов и дифференциацию общества, обусловленную образовательными факторами (не только уровнем образования, но и местом, и способом его получения); • противоречие между асимметричностью знаний, полученных при симметричной информации, предоставляемой субъектам, и асимметричностью знаний при асимметричной информации, возрастающей по мере развития экономики знаний.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Экономика знаний

Основные особенности экономики, основанной на знаниях, определяются тем, что она в значительной мере использует информационные ресурсы, которые обладают рядом специфических черт, отличающих их от традиционных ресурсов. Все эти особенности требуют своего учета.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Управление воспроизводством знаний

– функция государства, заключающаяся в создании государством благоприятных условий и предоставлении необходимых стимулов субъектам в производстве и использовании знаний как определяющего фактора нового качества экономического роста. Управление знаниями – технологический процесс работы с информационными ресурсами для обеспечения доступа к знаниям, их объединения и генерации нового знания с целью наращивания эффективности и потенциала деятельности коллектива людей.

Изображение слайда
20

Слайд 20: функция государства «управление воспроизводством знаний» включает :

• планирование и прогнозирование – определение целей и задач государства, связанных с формированием экономики знаний, в том числе основные направления деятельности научных и образовательных структур; • организацию – создание различных научных и образовательных структур, обеспечение их ресурсами, формирование единого научно-образовательного комплекса, обеспечение благоприятных условий для его развития и совершенствования, стимулирование развития венчурного бизнеса и включение их в единую инновационную систему страны;

Изображение слайда
21

Слайд 21

• контроль – количественная и качественная оценка и учет результатов деятельности научных и образовательных организаций, контроль за коммерциализацией знаний, т.е. движением знаниевых активов за пределами создающих их структур на внутреннем национальном рынке и в известной степени на глобальном; • мотивацию – создание условий для активизации занятых к творческой деятельности и интеллектуализации труда;

Изображение слайда
22

Слайд 22

• координацию – достижение согласованности и непрерывности в воспроизводстве знаний, поддержание необходимых пропорций в развитии сектора знаний и экономики в целом, создание благоприятной среды для широкого применения инноваций в соответствии с потребностями глобальной конкурентной экономики.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Закономерности экономики, основанной на знаниях

• увеличение доли человеческого капитала в общем национальном богатстве стран, что делает его знания определяющим фактором в обеспечении экономического роста; • наличие системы новых противоречий; • структурная трансформация экономики – формирование новых секторов – IT-сектора, виртуального сектора (виртуальные университеты, офисы, биржи и т.д.), интенсивное развитие сектора знаний, расширение их масштабов и доли в структуре национальной экономики наряду с сокращением доли традиционных секторов;

Изображение слайда
24

Слайд 24

• развитие информатизации, ее широкое использование в образовательном процессе, появление новых образовательных технологий (дистанционное образование). Диверсификация и непрерывность образования (многоуровневое обучение в государственных и негосударственных учреждениях, формальное и неформальное); • осуществление государством новой функции – функции управления воспроизводством знаний;

Изображение слайда
25

Слайд 25

• глобализация экономического сотрудничества, в том числе в сфере образования, научных исследований; • превращение корпоративных знаний в фактор конкурентоспособности, увеличение доли нематериальных активов в корпорациях.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Экономика знаний

Образование – фундаментальный фактор развития экономики, основанной на знаниях. Хорошо образованные и умелые люди – это ключ к созданию, распространению и эффективному использованию знаний. Экономика знаний требует наличия развернутых систем образования, охватывающих все более широкие слои населения.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Рынок образовательных услуг

– экономические взаимоотношения субъектов образовательного процесса: учащихся, образовательных учреждений, соответственно получающих и предоставляющих образовательные услуги, лиц и организаций, оплачивающих эти услуги. участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность ( ФЗ «Об образовании»).

Изображение слайда
28

Слайд 28: Экономика знаний

Особенность экономики знаний заключается в том, что она производит только востребованные, самоокупаемые и приносящие прибыль знания. В образовании, как ни в какой другой сфере, представлено будущее в настоящем. Еще в 1970-е гг. ХХ века Ф. Махлуп выдвинул идею о том, что самой значимой отраслью современной экономики является образование, многосторонность которого проявляется в его связи с производством, наукой, рынком труда, информацией, ее хранением и распространением.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Экономика знаний

Показатели оценки и сравнения экономики знаний различных стран Наукоемкость (параметры на входе) Наукоотдача (параметры на выходе)

Изображение слайда
30

Слайд 30: Экономика знаний

Показатели наукоемкости : по доле расходов на НИОКР в ВВП Россия находится на уровне Китая и Италии; по абсолютной численности научных работников Россия традиционно удерживала первенство. Сегодня мы находимся на третьей позиции после США и Японии. К России вплотную приблизился Китай; по удельному параметру численности научных работников на десять тысяч занятых Россия в 7 раз опережает Китай, в 2,6 раза – Италию, на треть – Великобританию и на 20% Германию.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Экономика знаний

Показатели наукоотдачи : по показателю ВВП на одного занятого, характеризующего национальной экономики, Россия примерно в 4 раза уступает США и в 3 раза Европе; по индексу конкурентоспособности, рассчитываемому Всемирным экономическим форумом, страна откатилась на 58 место, уступая Китаю и Индии, которые существенно ниже нашего показателя по доле ВВП на душу населения; по доле высокотехнологичного экспорта в товарном экспорте Россия находится на уровне Индии, уступая более чем в 5 раз Китаю и в 4 раза Италии.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Экономика знаний

Один из наиболее комплексных и конструктивных подходов к измерению экономики, основанной на знаниях, предложен Всемирным банком, программой «Знания для развития» (2004 Knowledge for Development – K4D). Предложенная методика оценивает также готовность той или иной страны к переходу на модель развития, основанной на знаниях. Предлагается комплекс из 76 показателей, которые позволяют сравнивать отдельные показатели различных стран, а также средние показатели, характеризующие группу стран.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Экономика знаний

Индекс знаний – комплексный экономический показатель для оценки способности страны создавать, принимать и распространять знания, то есть своего рода индикатор ее общего потенциала к развитию интеллектуальных продуктов. Он характеризует потенциал той или иной страны или региона по отношению к экономике знаний; представляет собой среднее арифметическое баллов, которые государство имеет по трем переменным в каждом из трех на-правлений: образование и человеческие ресурсы, масштабы инноваций и информационно-коммуникационные технологии. Также прини-маются во внимание показатели общего эконо-мического и социального положения. .

Изображение слайда
34

Слайд 34: Экономика знаний

Индекс экономики знаний – комплексный показатель для оценки эффективности использования страной знаний в целях ее экономического и общественного развития. Он характеризует уровень развития той или иной страны или региона по отношению к экономике знаний. В основе расчета Индекса прямая взаимосвязь между «интеллектуальностью» экономики и долгосрочным, стабильным экономическим ростом, а также конкурентоспособностью страны.

Изображение слайда
35

Слайд 35

Индекс экономики знаний, в отличие от Индекса знаний, оценивает не потенциал страны, а то, насколько среда в той или иной стране способствует тому, чтобы знания эффективно использовались в экономическом развитии. Индекс экономики знаний представляет собой среднее арифметическое из четырех субиндексов: «Экономические стимулы и институциональная система», «Образование и квалификация», «Информационная инфраструк-тура», «Инновационная система».

Изображение слайда
36

Слайд 36: Экономика знаний

В 2009 г. исследование Всемирного банка охватило 146 государств и территорий, в число которых входит значительное количество развивающихся стран, а также основные регионы мира. Использование субиндексов, отражающих четыре основных элемента экономики знаний, позволило оценить, на каком уровне развития находится страна, каковы ее слабые и сильные стороны, какие меры необходимо предпринять для повышения эффективности экономики. Россия, находясь на 60 месте, имеет низкий индекс по блоку показателей экономического и институционального режима, главным образом из-за отсутствия статистических данных по этому направлению.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Экономика знаний

Сущностная сторона знания имеет экономический аспект. Виды человеческого знания: «Личностное» или «неотделимое знание». «Кодифицированное» или «готовое знание».

Изображение слайда
38

Слайд 38: Экономика знаний

«Личностное» или «неотделимое знание» - производит «новое знание» и может устанавливать дискриминационные цены, его также можно сдать в выгодную аренду и иметь постоянный доход. Неотделимым знанием может обладать не только человек, но и коллектив.

Изображение слайда
39

Слайд 39: Экономика знаний

«Кодифицированное» или «готовое знание» Это закодированное в виде статей, учебников, монографий личностное знание. Его можно купить, занять, но его нельзя развивать, им можно только временно пользоваться, пока оно не устареет. Учебный процесс, построенный на готовом знании, превращается в постоянный труд по сбору, сортировке и запоминанию все время ускользающего материала.

Изображение слайда
40

Слайд 40: Экономика знаний

С точки зрения временных затрат « готовое знание » неэффективно: требуется много времени на освоение в процессе обучения. С экономической точки зрения « личностное знание » значительнее выгоднее кодифицированного.

Изображение слайда
41

Слайд 41: Экономика знания

Обобщенная классификация видов труда по Ф. С. Веселкову: исполнительский (репродуктивный); творческий.

Изображение слайда
42

Слайд 42: Экономика знания

Основой исполнительского труда являются прошлые знания, накопленные наукой. По характеру он пассивный, по содержанию и результативности – рутинный, ординарный, копируемый, повторяемый. Выполняются известные задания, где элементы творчества отсутствуют, не поощряются.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Экономика знания

Творческий вид труда основывается на личных способностях, самостоятельном созидательном мышлении, приобретенных в результате обучения методам творческой деятельности. По характеру – активный. Содержание и результативность – создание нового, оригинального, участие в исследованиях, преобразование действительности.

Изображение слайда
44

Слайд 44: Экономика знаний

Содержание образования по уровням обучения должно быть построено в зависимости от требований экономики знания. Это специалисты двух категорий в соответствии с классификации видов труда.

Изображение слайда
45

Слайд 45: Экономика знаний

Бакалавры (практико-ориентированный труд). Это специалисты высокой квалификации, которые работают на уровне стандартов, отвечающих минимальным требованиям к высшему образованию. Магистры (научно-ориентированный труд). Это специалисты высокой квалификации, которые работают на уровне мировых стандартов нового общества.

Изображение слайда
46

Слайд 46: Наноэкономика

Наноэкономика – экономическая наука, объясняющая поведение индивидуального экономического агента. Впервые термин появился в работах К. Эрроу в 1987г., в экономической литературе на русском языке был предложен в 1996г. Г. Клейнером. Благодаря наноэкономике можно выявить влияние деятельности отдельных физических лиц на поведение микроэкономических агентов – домохозяйств, фирм, организаций, внутренние и внешние факторы поведения агентов и даже на макроэкономические процессы.

Изображение слайда
47

Последний слайд презентации: Экономика знаний: Экономика знаний- источники

Барышева А. В. Экономика знаний – что это значит [ электронный ресурс ]/ Барышева А. В. //http://www.nest-expert.ru/node/55 Батракова Л.Г. Показатели развития экономики знаний. Ярославский педагогический вестник – 2012 – № 2 – Том I. Ищук Т. Л. Трансформация содержания высшего образования в экономике знаний / Т. Л. Ищук // Экономика образования. – 2010. - №5. – С. 5-19. Гапоненко, А.Л. Экономика, основанная на знаниях, и перспективы экономического роста в России / А.Л. Гапоненко / Тезисы выступления 21 сентября на конференции, посвященной 10-летию РАГС. Степанова Т.Е., Манохина Н.В. Экономика, основанная на знаниях (теория и практика): – М.: Гардарики, 2008.

Изображение слайда