Презентация на тему: Экономическая политика на Руси X - XI веков

Экономическая политика на Руси X - XI веков
Проблема торговли:
Характер торговли
В пользу низкого уровня товарообмена внутри Древней Руси:
Николай Рожков, «Обзор русской истории»
Сергей Мельгунов. Очерки по истории русской торговли
Павел Милюков, «Очерки по истории русской культуры»
С кем торгуют в Киеве:
Налоги до налоговой Ольги
Установление уроков и погостов
Следствие реформы:
«Русская правда» Ярослава:
«Русская правда» Ярослава
Устав о резах
Покорение племён
Покорение племён
1006 год – договор Владимира с волжскими Булгарами
Место торга в городе
Место торга в городе
Восстания: Суздаль – 1024
Восстания: Новгород – 1071
Восстания: Белоозеро – 1071 (Ростовское)
Экономическая политика на Руси X - XI веков
1/23
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 48)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (4395 Кб)
1

Первый слайд презентации: Экономическая политика на Руси X - XI веков

Изображение слайда
2

Слайд 2: Проблема торговли:

Торговлю той эпохи можно назвать «немой», т.е. торговавшие между собой люди из разных племён не понимали друг друга. Добавлялся и фактор недоверия из-за постоянных взаимных нападений племён.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Характер торговли

Русские князья торгуют не из убеждения, что торговля необходима а потому, что у них скопляется много излишних продуктов. Полученные в результате сбора дани и оброков.

Изображение слайда
4

Слайд 4: В пользу низкого уровня товарообмена внутри Древней Руси:

Использование меха вместо денег Высокий процент обращения должников в холопов Кредитование монастырями и церквями

Изображение слайда
5

Слайд 5: Николай Рожков, «Обзор русской истории»

« Торговая деятельность была занятием исключительно общественных верхов, князей, их дружинников и небольшой группы состоятельных горожан; массаже населения не принимала в ней никакого участия, не продавала, а отдавала даром продукты охоты и пчеловодства»

Изображение слайда
6

Слайд 6: Сергей Мельгунов. Очерки по истории русской торговли

« В эпоху Киевской Руси торговля сделалась потребностью общества, что видно из того высокого положения, которое начинают занимать представители торговли и промышленности во взглядах общества и закона… В сознании общества является убеждение, что торговля необходима, и князья русские сами идут «на протолочь» защитить караваны от диких степняков. Торговля настолько делается необходимой, что сам князь занимается ею как выгодной операцией»

Изображение слайда
7

Слайд 7: Павел Милюков, «Очерки по истории русской культуры»

« На успехах внешней торговли основывался и кратковременный блеск киевского юга, который быстро обеднел и потерял политический вес, как только расстроилась эта торговля»

Изображение слайда
8

Слайд 8: С кем торгуют в Киеве:

898 – евреи, греки, латины 986 – немцы При Олеге русские купцы уже активно торгуют в Подунавье (воск, лошади, рабы) В XI есть данные о контактах славян с Прагой и Краковым Существовали регулярные связи с Регенсбургом-на-Дунае (современная Бавария)

Изображение слайда
9

Слайд 9: Налоги до налоговой Ольги

Полюдье – ежегодный налог с мужского населения. Единицы налогообложения: дым (двор) и плуг (рало) «Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно — в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию» – «Об управлении империей», Константин Багрянародный, 948-952

Изображение слайда
10

Слайд 10: Установление уроков и погостов

Урок – количество собираемой дани Погост (становище) – место сбора (скорее всего, было близко к местам культа или торговым площадям). Во время визита князя помимо сбора дани вершился суд. Однако погостом называли и округ, с которого дань собирается. Само название существовало и до реформы: так называли центральное место крупного населённого пункта При погостах служили княжеские чиновники – тиуны, ответственные за сбор дани Данники самостоятельно должны были привозить дань к погостам Перевесища – обязанность племён содержать князя и дружину во время сбора дани (- > кормление)

Изображение слайда
11

Слайд 11: Следствие реформы:

Упорядочение сбора дани, снижение количества социальных конфликтов на почве неупорядоченности налогообложения Улучшения дорожной инфраструктуры за счёт постоянных поставок дани в Киев из отдалённых местностей

Изображение слайда
12

Слайд 12: Русская правда» Ярослава:

«Пакы ли что будет татебны купил в торгу, или конь или порт или скотину, то введёт свободна мужа два или мытника» Если оказалось, что была куплена краденная вещь, то это должно быть зафиксирована в присутствии двух свидетелей и мытника (мыт – торговая пошлина). Дальше разбирались уже с продавцом. В трактовке Карамзина гость из другого города приравнен к чужеземцам. Из чего мы можем сделать вывод, что про внутреннюю торговлю в Древнерусском государстве речь вести нельзя, каждый город с прилегающими территориями (агломерацией) – отдельное государство с точки зрения права

Изображение слайда
13

Слайд 13: Русская правда» Ярослава

Отличие поклажи (договор хранения) от займа и от торговой комиссии Разделение займов на краткосрочные и долгосрочные Точный порядок взыскания долгов с «банкрота»: должника вели на торг и продавали, он становился закупом. Последний факт характеризует экономическую ситуацию как « дорыночную », т.к. отсутствует разделение между личной и имущественной ответственностями Регулирование займов от иноземных купцов и покупки в долг говорят об отсутствии у отечественных торговцев первоначального капитала. Причём нередко займы были в натуральной форме.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Устав о резах

Годовой процент установлен в 50% Владимир Мономах в 1113 снижает до 40% После смерти Мономаха вновь рост процентах до 60-80%

Изображение слайда
15

Слайд 15: Покорение племён

883-885 – древляне, радимичи, северяне 914 – подавление восстания древлян 940 – покорение уличей, наложение на них дани «по чёрной куне от дыма». Куна – арабская монета. Середина века – дулебы ( бужане + волыняне) 964-969 – подчинение вятичей

Изображение слайда
16

Слайд 16: Покорение племён

981 – восстание вятичей подавлено 982 – восстание вятичей подавлено 985 – подчинение муромы 1022 – покорение касогов 1026 – покорение ливов и чуди 1038 – покорение ятвягов 1071 – участие мери в Ростовском восстании

Изображение слайда
17

Слайд 17: 1006 год – договор Владимира с волжскими Булгарами

Русским и болгарам предоставлено торговать по Волге и Оке с выдачей и тем и другим печатей

Изображение слайда
18

Слайд 18: Место торга в городе

Торг – место экономического обмена Торг – место народного собрания - Летопись по Лаврентьевскому списку: «В 1068 г. людие Киевстии прибегоша Кыеву и сотвориша вече на торговищи » Торг – место распространения новостей: « Оже челядин крыется. А заключить и с торгу» (Русская правда) Торг – всегда в связке с церковью, располагается, обычно, на площадью перед ней

Изображение слайда
19

Слайд 19: Место торга в городе

По подсчётам немецкого хрониста Титмара Мерзебургского в Киеве в начале XI века 40 церквей и 8 рынков В Новгороде торг разделялся на ряды в зависимости от типа товара. (например Вощный ряд – воск)

Изображение слайда
20

Слайд 20: Восстания: Суздаль – 1024

Причины Христианизация Феодализация Неурожай Ход событий Инициаторы – волхвы Богатые (старая чадь ) от голода в отличие от «простой чади» не голодала в связи с наличием у первое запасов. Механизм – рост цен - > вынужденные займы и/или уход в кабалу

Изображение слайда
21

Слайд 21: Восстания: Новгород – 1071

Причины Христианизация Рост зависимости от Киева Феодализация Неурожай Ход событий Инициаторы – волхвы Призывы волхва убить епископа Убийство волхва лично Глебом Святославичем

Изображение слайда
22

Слайд 22: Восстания: Белоозеро – 1071 (Ростовское)

Причины Неурожай Христианизация Ход событий Волхвы из ростовской земли приходят к Белоозеру, агитируя против богатых, убивая и грабя В то время, как они дошли до Белоозера с отрядом в 300 человек из смердов, в городе оказался тысяцкий Ян Вышатич, собиравший дань для Святослава Ярославича Жаловались Вышатичу из-за убийтсв, чинимых волхвами, т.к. «дани не на ком взяти » Получив от Вышатича угрозу остаться на весь год, белозерцы выдали ему волхвов, которых впоследствии казнили.

Изображение слайда
23

Последний слайд презентации: Экономическая политика на Руси X - XI веков

@ histdc @ histdc @hist_dc @hist_dc

Изображение слайда